Интегрированная программа обучения предполагает изучение предметов естественно-математического цикла на английском языке в старших классах и, соответственно, сдачу экзаменов по этим предметам на английском языке [1, c.26]. Чтобы уже сейчас начать подготовку учащихся к переходу на английский язык, мы, учителя физики и английского языка, решили постепенно с 7 класса погружать учащихся в среду изучения физики на английском языке. Данный эксперимент продолжается уже второй год и на данном этапе охватывает уже большую группу учащихся, т. е. если в прошлом 2015–2016 учебном году в нем участвовала всего 1 подгруппа учащихся 7 класса и 3 учителя, то на данный момент в нашем исследовании уже задействовано 6 подгрупп учащихся 8 классов и 10 учителей.
В целом плодотворное сотрудничество учителей физики и английского языка продолжается уже третий год и на каждом новом этапе вовлекает все большее количество участников. В этом году мы решили начать свою работу с фокуса на чтении материала по физике на английском языке, т. к. чтение — это самый распространённый вид получения информации в любой области знаний.
Наше исследование в действии является коллаборативным, т. к. вовлекает несколько исследователей, поэтому большое внимание уделялось организации сотрудничества. За время первого цикла (с октября по декабрь 2016 г.) состоялось 3 встречи всех участников исследования. На первой встрече была определена общая проблема и пути ее решения, определены пары учителей, которые будут работать в классах, распределены роли учителей в данном исследовании.
Роли участников коллаборативного исследования вдействии:
Жакупов Н. — лидер группы учителей физики
ГоловинцеваВ.В. — лидер группы учителей английского языка
Риел Касинилло — ответственный за подготовку аутентичного материала на английском языке
Учителя английского языка — ответственные за подготовку упражнений для работы с текстом
Учителя физики — ответственные за проверку понимания учащимися материала по физике на английском языке, проведение мини-тестов, фиксирование результатов тестирования в он-лайн таблице.
План исследования
Этап 1. Определение проблемы и вытекающего из нее вопроса исследования.
Этап 2. Определение участников исследования и распределение ролей в группе исследователей, создание в Outlook группы CLIL Physics and English, создание электронной онлайн таблицы для фиксации результатов тестирования по подгруппам и темам.
Этап 3. Определение формы работы и сотрудничества
Этап 4. Проведение уроков с элементами CLIL.
Этап 5. Внесение изменений.
Этап 6. Подведение итогов и планирование следующего цикла.
Пути решения проблемы
Этап 1. Определение проблемы и вытекающего из нее вопроса исследования. Проблема: неготовность учащихся 8 классов к переходу к изучению физики на английском языке. Вопрос: Как создание единой коллаборативной среды на уроках английского языка и физики способствует развитию функциональной грамотности учащихся 8 класса?
Этап 2. Определение участников исследования и распределение ролей в группе исследователей, создание в Outlook группы CLIL Physics and English, создание электронной он-лайн таблицы для фиксации результатов тестирования по подгруппам и темам.
Этап 3. Определение формы работы и сотрудничества: Риел Касинилло подбирает текст по изучаемым темам, разрабатывает вопросы на понимание текста и мини-тест для контроля понимания темы. Материал загружается в файлы группы CLIL Physics and English. Учителя английского языка по очереди готовят упражнения для работы с текстом и выгружают их в файлы группы.
Этап 4. Проведение уроков с элементами CLIL.
Учителя английского языка на своих уроках в начале каждой недели работают с текстом и упражнениями к нему в течение 20–30 минут, обращая внимание на языковую сторону материала: произношение, понимание терминологии и общего содержания текста.
Учителя физики проверяют понимание учениками материала, задавая им вопросы по тексту на английском или родном языке, в зависимости от языкового уровня учителя. Затем учителя физики проводят мини-тест и фиксируют процент учащихся, достигших цель обучения (набравших 80 % и более) в электронной таблице.
Этап 5. Внесение изменений
Было проведено 2 встречи учителей-исследователей для подведения промежуточных результатов и обсуждения возможных изменений в форме работы или содержании материала. Учителя физики отметили, что учащиеся лучше воспринимают материал, когда текст сопровождается наглядностью (картинки, таблицы, схемы), было решено использовать наглядный материал в каждой теме. Также обсуждались вопросы о целесообразности введения CLIL [2, c.12] в классах с низким уровнем понимания физики и английского языка, было решено вывести данные подгруппы из эксперимента.
Этап 6. Подведение итогов и планирование следующего цикла.
Был проведен количественный и качественный анализ 1 цикла исследования в действии. Количественный анализ проводился на основе результатов тестирования в каждой подгруппе, зафиксированных в он-лайн таблице. Качественный анализ проводился на основе рефлексии учащихся, рефлексии учителей и SWOT анализа каждого учителя.
Результаты
Количественный анализ
Качественный анализ
Выводы:
По окончанию проведения первого цикла совместного исследования по развитию функциональной грамотности учащихся 8 классов через создание коллаборативной среды на уроках английского языка и физики в рамках Action Research мы пришли к следующему заключению:
На уроках по интеграции физики и английского языка мы, учителя -предметники, должны не только стимулировать мыслительную деятельность учащихся в изучении новой темы, но и мотивацию на учебный процесс. К этому относятся привлечение учащихся к теме урока, помощь в получении доступа к тем знаниям, которыми они уже располагают, чтобы они могли связать имеющиеся знания с новым материалом. Для языкового предметно-интегрированного обучения важно активизировать не только мышление, но и языковые навыки. Для учителя CLIL очень важно поощрять активизацию системы знаний, опыта и языковых навыков у учащихся на уроке, что может послужить эффективному усвоению предмета через языковые навыки. Активизация позволяет стимулировать активное взаимодействие не только между учащимися, но и между учителями-предметниками (физиками и учителями английского языка), поощрять учащихся на активное применение языка в устной и письменной формах, активизировать необходимую, актуальную лексику урока. При проведении уроков в рамках CLIL на данном уровне мы считаем, что важным этапом является обеспечение учителями поурочного материала на соответствующем содержательном и языковом уровне учащихся для дальнейшего усвоения урока. Для лучшего усвоения материала урока учителя — предметники в рамках CLIL применяют разнообразные способы работы с текстами по физике и терминологическим вокабулярием.
В заключение, мы считаем, что для успешного усвоения учебного материала учащимися следует:
– изучать лексический материал урока через ее активное применение не только на уроке, но и вне урока;
– создать тематический глоссарий для учащихся на английском языке;
– выбирать и составлять учебные тексты по физике, содержащие не более 10–15 терминов;
– упрощать учебные тексты по физике согласно квадрантам Кумминза (от более легкого к более сложному);
– создавать возможности для учащихся усвоения материала за пределами урока, а также использование визуальных и наглядных материалов;
– создавать задания с учетом CEFR для оценки уровня языка материала.
Литература:
- АОО НИШ. Интегрированная образовательная программа. — Астана:, 2011. — 56 с.
- Liz Dale, Rosie Tanner. CLIL Activities. —London: Cambridge press., 2012. — 235 с.