Особенности развития менеджмента в здравоохранении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (150) апрель 2017 г.

Дата публикации: 24.04.2017

Статья просмотрена: 2438 раз

Библиографическое описание:

Маматова, Д. Ж. Особенности развития менеджмента в здравоохранении / Д. Ж. Маматова, Д. И. Усмонов, Х. Х. Холматов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 272-274. — URL: https://moluch.ru/archive/150/42644/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье даются основные определения менеджмента, представлена краткая история развития данной науки. Даны базовые принципы управления и особенности развития данной службы в системе здравоохранения.

Ключевые слова: менеджмент, здравоохранение, кадры

Слово «менеджмент» прочно вошло в обиход и стало известно практически каждому образованному человеку нашего общества. Менеджмент – управление, функция и вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. В упрощенном понимании, менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей [4, с. 24].

Менеджмент — это наиболее рациональное использование имеющихся ресурсов [3, с. 60].

Менеджмент — это многогранный динамичный процесс, поддерживающий жизнеспособность каждого предприятия, учреждения [2, с. 29]. Совершенно справедливо его сравнивают с наукой и искусством управления. Но, прежде всего, его хочется отождествлять с мудростью, которая должна составлять основу всех действий по эффективной организацией производства.

Менеджмент как наука возникла в 19 веке, в США и до настоящего времени не имеет точной формулировки. Менеджмент — наука об управлении — совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства и получения прибыли [1, с. 34].

Исторически систему развития менеджмента можно разделить на несколько этапов:

  1. Теория тейлоризма (Тейлор). «Управлять необходимо научно», «Не каждый может управлять». Эта теория была очень слабой и обладала иллюзорными недостатками.
  2. Фойоли: «система управления должна быть построена на формальных организационных структурах». Американцы называют Фойоля отцом менеджмента. Он также является создателем науки администрирования.
  3. Третий этап: зарождение школы человеческих отношений. Этап характеризовался интенсивным воздействием на поведение работы. Вырабатывалась мотивации управленческого решения. Это направление можно рассматривать как продолжение Тейлора и Фойоля, но с социализированной основой. Здесь широко использовались теории социологии, психологии.
  4. Четвертый этап: в 50–60 гг., явился следствием создания компьютеров и внедрением кибернетики. Построена математическая модель управления.
  5. Пятый этап: сформулирована идея о том, что находится внутри организации, поиск внутренних причин действия организация. Поиск взаимосвязи между средой и внутренними условиями организации.
  6. 80-е годы: создание организационной культуры управления.
  7. 90-е годы: крупный прорыв компьютерной технологии. Научные разработки по победе над конкурентом.
  8. Конец 90-х годов: международный характер управления, который включает в себя организационную культуру, демократизацию, различные формы изучения мотивации и поведения [2, с. 161].

Менеджмент в системе здравоохранения появляется значительно позже. При внедрении и совершенствовании данной службы необходимо учитывать основные принципы управления, которые заключаются в следующем:

− Главная ценность любой компании не материальные, не финансовые, а человеческие ресурсы. В конечном счете, эффективность ее деятельности определяется их качеством, а, следовательно, эффективно все, что вкладывается в их развитие, в создание такой атмосферы, где к работникам относятся с уважением, с их мнением считаются, их творческая инициатива поддерживается, а труд должным образом вознаграждается;

− Эффективный менеджмент основан на концепции «коллективного» труда, как это ни прискорбно осознавать поборникам активно пропагандируемого сегодня западного «индивидуализма» Поэтому такое большое значение придается командной, групповой работе;

− Децентрализация полномочий и делегирование ответственности на более низкие уровни управления, отказ от авторитарного, командного стиля управления, готовность высших менеджеров принимать и воплощать решения, исходящие от групп, являются условиями повышения эффективности командной работы;

− Пересмотр традиционных форм вознаграждения за труд, внедрение различных схем участия работников в распределении дополнительных доходов, полученных за счет их участия в повышении эффективности производства;

− Отношение к организации как к динамичной системе, для которой изменения — необходимый элемент развития. Успех зависят от вовлеченности персонала в процесс осуществления изменений. «Улучшение качества не может быть достигнуто с помощью силовых стратегий, поскольку установка на качество требует, чтобы работник обладал самомотивацией» [4, с. 11].

Менеджмент — это динамичный элемент, поддерживающий жизнеспособность каждого предприятия [3, с. 45]. Менеджмент отражает основные убеждения современного западного общества. Он отражает убеждение в том, что средства, необходимые для жизни человека, можно контролировать с помощью постоянного управления экономическими ресурсами. Это и убеждение в том, что экономические изменения смогут улучшить благосостояние человека и социальную справедливость. Еще 250 лет назад Джонатан Свифт первым, немного утрируя, определил это так: тот, кто заставит вырасти две травинки там, где росла одна, заслуживает большего, чем любой философ-теоретик или создатель метафизических теорий.

Менеджмент, являясь общественным институтом, особенно заботится о производительности ресурсов. Именно он отвечает за организацию экономического развития, поэтому он отражает основной дух современной эпохи. Менеджмент на самом деле необходим, вот поэтому он, возникнув, развивался так быстро и практически без какого-либо противодействия. Только компетентный и постоянно улучшаемый менеджмент поможет сохранить прогресс и не позволит нам стать самодовольными, самоудовлетворенными и ленивыми [1, с. 94].

Менеджмент в здравоохранении создаёт навыки компетентность необходимые для того, чтобы изменять систему здравоохранения, улучшать качество работы, эффективно использовать имеющиеся ресурсы.

В этих условиях руководитель медицинского учреждения как никогда нуждается в умении построить работу своего учреждения так, чтобы оно было рентабельным и конкурентоспособным. Поэтому следует обратить внимание на подготовку будущих специалистов в области профессионального менеджмента. На это нацелен основной документ узбекской модели образования — Национальная программа подготовки кадров ориентированной на повышение качества медицинских кадров.

Важность подготовки руководителей особенно возросла в последние годы, когда большое внимание стало уделяться активизации человеческого фактора на производстве и общественной жизни. Но повысить производственную и социальную активность человека без учета закономерностей организации его психической жизни невозможно.

В процессе подготовки руководителей недостаточно ограничиваться формированием знаний, умений и навыков работы с людьми. Определяющим является непрерывность образования и самообразования, непрекращающееся воспитание и самовоспитание руководителей.

Подготовка управленческих кадров должно сопровождаться самоконтролем и самоанализом в решении психологических вопросов. Известно, что с этой целью некоторые руководители ведут короткие дневниковые записи о происходящих в коллективе событиях, которые регулярно (не реже одного раза в месяц) анализируют. Делают определенные выводы и учитывают их в дальнейшей работе. Эта форма непрерывного самообразования руководителей достаточно эффективна для формирования внутренней готовности к решению психологических вопросов [4, с. 10].

Литература:

  1. Менеджмент в здравоохранении. Под. Ред. Х. Я. Каримов, Б. М. Маматкулов, учебно-методическое пособие, Ташкент. 2008. cтр. 36–94.
  2. Менеджмент как особый тип управления. Материалы научно практической конференции. Таджиева Г. А. «Гигиенические проблемы охраны здоровья населения на современном этапе и пути их решения». Ташкент. 2010 г. стр. 29–161.
  3. Мамедова Г. Б. Развитие организационной культуры в учреждениях здравоохранения. Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы экологии и гигиены в Узбекистане». Ташкент. 2008. cтр. 45–60.
  4. «Лидерские качества руководящих медицинских сестер». Мамедова Г. Б., Научно-практический медицинский журнал Бюллетень ассоциации врачей Узбекистана. № 2, 2012 г. Стр. 11–24.
Основные термины (генерируются автоматически): менеджмент, система здравоохранения, этап.


Похожие статьи

Функции и принципы педагогического менеджмента

В данной статье приведены основные функции и принципы педагогического менеджмента, а также рассмотрена их составляющая.

Современные проблемы менеджмента в здравоохранении

Настоящая статья посвящена проблемам управления в здравоохранении. В ней рассмотрены факторы внутренней среды, оказывающие влияние на эффективное управление медицинской организацией

Современные тенденции управления системой образования в России

В статье рассматривается сущность управления и руководства педагогическими системами, представлено описание современной российской системы управления в сфере образования, отмечены ее недостатки. Рассматриваются тенденции и особенности изменения в стр...

Особенности управления персоналом в Китае

В статье определяется основное содержание понятия управления персоналом. Проводится анализ особенностей модели управления персоналом в организациях Китае. Показываются четыре программы обучения специалистов в Китае. Рассматриваются основные ценности ...

Подходы к развитию персонала организации

В данной статье анализируются подходы к развитию персонала в организации, представленные как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Рассматривается вопрос различия терминов «развитие персонала» и «профессиональное развитие».

Пути совершенствования экономических методов управления в системе здравоохранения

В статье рассматриваются пути совершенствования экономических методов управления в системе здравоохранения, которая в свою очередь является важнейшей социальной сферой современного общества.

Кадровая политика в медицинской организации

Данная статья посвящена исследованию вопроса обеспечения кадровой политики в медицинских организациях на современном этапе. В публикации раскрываются основные проблемы кадровой политики государства в целом и в система здравоохранения в частности; даю...

Кадровая политика как инструмент управления персоналом

В статье рассмотрены понятие и определение кадровой политики как важнейшего инструмента управления персоналом.

Налоговое администрирование на современном этапе развития

Настоящая статья посвящена исследованию налогового администрирования на современном этапе развития. Проводится краткий анализ организационно-правового состояния налогового администрирования, рассматриваются некоторые существующие проблемы, определяет...

Саморегулирование в медицине: проблемные аспекты

В статье рассматриваются перспективы введения саморегулирования в сфере здравоохранения и основные проблемы, которые могут помешать этому процессу. Рассматриваются положительные стороны саморегулирования как вида негосударственного правового регулиро...

Похожие статьи

Функции и принципы педагогического менеджмента

В данной статье приведены основные функции и принципы педагогического менеджмента, а также рассмотрена их составляющая.

Современные проблемы менеджмента в здравоохранении

Настоящая статья посвящена проблемам управления в здравоохранении. В ней рассмотрены факторы внутренней среды, оказывающие влияние на эффективное управление медицинской организацией

Современные тенденции управления системой образования в России

В статье рассматривается сущность управления и руководства педагогическими системами, представлено описание современной российской системы управления в сфере образования, отмечены ее недостатки. Рассматриваются тенденции и особенности изменения в стр...

Особенности управления персоналом в Китае

В статье определяется основное содержание понятия управления персоналом. Проводится анализ особенностей модели управления персоналом в организациях Китае. Показываются четыре программы обучения специалистов в Китае. Рассматриваются основные ценности ...

Подходы к развитию персонала организации

В данной статье анализируются подходы к развитию персонала в организации, представленные как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Рассматривается вопрос различия терминов «развитие персонала» и «профессиональное развитие».

Пути совершенствования экономических методов управления в системе здравоохранения

В статье рассматриваются пути совершенствования экономических методов управления в системе здравоохранения, которая в свою очередь является важнейшей социальной сферой современного общества.

Кадровая политика в медицинской организации

Данная статья посвящена исследованию вопроса обеспечения кадровой политики в медицинских организациях на современном этапе. В публикации раскрываются основные проблемы кадровой политики государства в целом и в система здравоохранения в частности; даю...

Кадровая политика как инструмент управления персоналом

В статье рассмотрены понятие и определение кадровой политики как важнейшего инструмента управления персоналом.

Налоговое администрирование на современном этапе развития

Настоящая статья посвящена исследованию налогового администрирования на современном этапе развития. Проводится краткий анализ организационно-правового состояния налогового администрирования, рассматриваются некоторые существующие проблемы, определяет...

Саморегулирование в медицине: проблемные аспекты

В статье рассматриваются перспективы введения саморегулирования в сфере здравоохранения и основные проблемы, которые могут помешать этому процессу. Рассматриваются положительные стороны саморегулирования как вида негосударственного правового регулиро...

Задать вопрос