Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка. Психолого-педагогическая диагностика помогает наиболее эффективно выстраивать педагогический процесс, творчески подходить к воспитанию и обучению детей, обеспечивать условия для личностного развития каждого. Используется она как для оценки актуального состояния ребенка, так и для выявления зоны ближайшего развития, которая дает представление о его потенциальных возможностях. Результаты, полученные в ходе диагностической деятельности, помогут определить пути и методы воспитательно-образовательной работы педагогов в образовательном учреждение. Деятельность педагога и диагностическая деятельность неразрывны. Процессам обучения и воспитания всегда должна предшествовать диагностика, поэтому одним из требований к педагогу на современном этапе является владение процедурой педагогического диагностирования. Педагогическая диагностика особенно важна для логопедии, так как речь связана со всеми психическими функциями ребёнка, а своевременное распознавание имеющегося расстройства, правильное понимание его структуры и динамики развития, позволяет оказать качественную, своевременную помощь ребёнку с нарушением речи.
У детей с нарушениями речи помимо речевых особенностей, имеется недостаточная сформированность психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушены внимание и память, это выраженно в недостаточной устойчивости внимания, низко развитой способности к переключению, нарушены пальцевая и артикуляционная моторика, недостаточно сформировано словесно-логическое мышление, слабая способность к запоминанию.
«Левина Р. Е. выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи». [1]
Мышление также играет важнейшую роль в развитии речи, делая ее логичной, понятной, последовательной. А. А. Люблинская отмечает, что мышление выражено в языке, в словах, оно имеет обобщенный характер. О чем бы человек ни думал, он всегда мыслит посредством языка. Мышление и речь взаимосвязаны и взаимообусловлены. Р. С. Немов об этом пишет: «Главная функция речи у человека все же состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков». [2]
«Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями специалистов Института физиологии детей и подростков АПН РФ. Они установили, что если движения пальцев не соответствуют возрасту, то и речь не соответствует возрастным нормам. У таких детей пальчики малоподвижны, их движения недостаточны или несогласованы». [1]
Развитие невербальных и вербальных психических процессов взаимосвязаны и взаимообусловлены. На каждом этапе развития ребёнка во время выполнения «ведущего вида деятельности» развиваются неречевые психические функции, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие речи. В это же время постоянное развитие речи влечет за собой развитие и неречевых психических функций (памяти, внимания, мышления), что порождает усложнение и изменение «ведущего вида деятельности». Из этого следует, недостатки в развитии неречевых психических функций негативно отразятся на развитии речи, а недоразвитие речи препятствует нормальному развитию памяти, внимания и мышления.
Поэтому проводя диагностику, мы использовали методики, направленные не только на обследование речи, но и на обследование неречевых психических функций.
Наше исследование проводилось на базе МБДОУ г. Абакана «Центр развития ребёнка — детский сад «Василёк». В исследовании приняли участие 20 детей, воспитанники 2 младшей группы.
Для получения достоверных результатов необходим ряд условий: установление взаимопонимания и эмоционального контакта между педагогом и ребенком, поэтому следует проводить обследование в знакомой ребенку обстановке. Необходимо создать условия, при которых ребенок не будет испытывать отрицательных эмоций (страх, неуверенность) от общения с незнакомым (малознакомым) человеком. Работу с ребенком следует проводить через игру. На результаты исследования также будет влиять отсутствие интереса и мотивации к заданию. В случае быстрого утомления нужно прервать занятия и дать возможность ребенку отдохнуть, заняться чем-то другим. Следует учитывать требуемое для проведения диагностики время. В нашем эксперименте мы учли все выше перечисленное и создали соответствующие условия для его проведения.
Для изучения неречевых психических функций мы использовали методики Борисенко М. Г., Лукиной Н. А., Стребелевой Е. А., Лаврентьевой Т. В., Гаврилушкиной О. П. Методики направлены на обследование зрительной и слуховой памяти; зрительно-пространственного, слухового и целостного восприятия; воображения; мышления; объема, концентрации, устойчивости и переключения внимания. Полученные результаты оценивались по 3 бальной шкале:
3 балла — Высокий уровень выполнения задания;
2 балла — Средний уровень выполнения задания;
1 балл — Низкий уровень выполнения задания.
В результате были получены следующие данные, представленные в таблице:
Баллы |
Память (в%) |
Восприятие (в%) |
Воображение (в%) |
Внимание (в%) |
Мышление (в%) |
||||||||
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
№ 4 |
№ 5 |
№ 6 |
№ 7 |
№ 8 |
№ 9 |
№ 10 |
№ 11 |
№ 12 |
№ 13 |
|
1 |
20 |
60 |
75 |
25 |
0 |
25 |
60 |
5 |
15 |
45 |
20 |
10 |
50 |
2 |
60 |
30 |
25 |
15 |
50 |
50 |
35 |
30 |
45 |
45 |
55 |
40 |
40 |
3 |
20 |
10 |
0 |
60 |
50 |
25 |
5 |
65 |
40 |
10 |
25 |
50 |
10 |
Проведённое обследование показало, что у детей плохо развита слуховая память и слуховое восприятие, низкие балы были получены при обследовании концентрации, устойчивости и переключении внимания, а также при обследование объема зрительного внимания, задания на мышление, также оказались сложны для большинства детей.
Для обследования речи и моторики мы использовали тестовую методику Кабановой Т. В., Домниной О. В. Данная диагностика включает в себя: 140 проб для детей I уровня речевого развития.
Методика состоит из 9 заданий, каждое из которых направлено на исследование определённой стороны речи: понимание речи, фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, слоговая структура слова, звукопроизношение, грамматический строй речи, словарь и навыки словообразования, связная речь, общая и мелкая моторика.
Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение проб методики, равно: для детей I уровня речевого развития — 160 баллов;
«Каждая проба оценивается отдельно. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 160 баллов принять за 100 %, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 160. Высчитанное таким образом процентное выражение методики соотносим затем с одной из четырех степеней успешности». [3]
1 степень успешности |
0–49 % |
2 степень успешности |
50–64 % |
3 степень успешности |
65–79 % |
4 степень успешности |
80–100 % |
Результаты, полученные в ходе диагностики, приведены в таблице:
Средний балл |
|
Серия 1. Понимание речи |
28/33 |
Серия 2. Фонематическое восприятие |
2/4 |
Серия 2. Артикуляционная моторика |
3/5 |
Серия 2. Слоговая структура слов |
8/9 |
Серия 2. Звукопроизношение |
10/20 |
Серия 3. Грамматический строй речи |
15/24 |
Серия 4. Словарь и словообразование |
11/17 |
Серия 5. Связная речь |
22/25 |
Серия 6. Общая моторика |
11/14 |
Серия 6. Мелкая моторика |
3/9 |
Общий балл: |
114/160 71.4 % (3 степень успешности) |
Из таблицы мы видим, что низкое количество баллов дети набрали, выполняя пробы направленные на исследование фонематического восприятия, грамматического строя речи, словаря и навыков словообразования, мелкой моторики. Нарушение звукопроизношения в этом возрасте может быть обусловлено физиологическими причинами.
В итоге 25 % детей получили 4 степень успешности, что соответствует норме, 55 % детей — 3 степень успешности, 10 % детей получили 2 степень успешности, и 10 % — 1 степень успешности.
Проведение ранней диагностики позволит в полной мере использовать возможности сензитивных периодов становления речи, эффективно корригировать темп психоречевого развития ребенка, предупреждать возникновение вторичных нарушений и снизить социальную депривацию безречевого ребенка. Чем раньше будут выявлены индивидуальные проблемы в раннем психоречевом развитии ребенка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их преодоления.
Литература:
- Кобзарева Л. Г., Резунова М. П., Юшина Н. Г. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения. — Воронеж: Учитель, 2001. — 80 с.
- Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 4-е изд. — М.: Владос, 2003. — 688 с.
- Кабанова Т. В., Домнина О. В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3–6 лет с речевыми нарушениями. — М.: ГНОМ и Д, 2008. — 104 с.