Программные меры обучения в школах будущих матерей в условиях СВП в Республике Узбекистан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шокирова, С. М. Программные меры обучения в школах будущих матерей в условиях СВП в Республике Узбекистан / С. М. Шокирова, Х. Н. Негматшаева, О. С. Юлдашева, С. Р. Ибрагимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 104-107. — URL: https://moluch.ru/archive/150/42332/ (дата обращения: 18.12.2024).



Сохранение и повышение уровня здоровья матерей и детей — одно из важнейших государственных задач, решение которых позволит обеспечить воспроизводство здорового поколения. Состояние здоровья женщин и детей, уровень материнской и младенческой заболеваемости имеет большое социально-политическое значение и характеризуют не только медицинскую помощь женщинам и детям, но и состояние системы здравоохранения и общества в целом.

Цель программной меры: Вэтом направлении можно определить следующие крупные пункты программных мер обучения школах будущих матерей в условиях СВП в Республике Узбекистан:

− дальнейшее совершенствование законодательства и нормативно-правовой базы, касающейся охраны семьи, материнства и детства, защиты интересов женщин, повышения их роли в воспитании здорового ребенка, укрепления института семьи как основы сильного, стабильного и процветающего государства;

− продолжение последовательной работы по созданию для населения, проживающего в отдаленных и труднодоступных сельских районах, в первую очередь для женщин, необходимых социальных, бытовых и медицинских условий, возведение в сельской местности современных жилых домов по типовым проектам, объектов социальной инфраструктуры, улучшение обеспечения сельского населения питьевой водой, природным газом, повышение качества услуг и сервиса;

− дальнейшее укрепление материально-технической базы и кадрового потенциала медицинских учреждений, в частности, перинатальных и скрининг- центров, повышение эффективности работы семейных поликлиник и сельских врачебных пунктов, обеспечение роста численности патронажных медицинских сестер и повышение квалификации акушеров-гинекологов и педиатров;

− усиление ответственности медицинских работников за проведение полного добрачного медицинского осмотра лиц, вступающих в брак, снижение на основе этого числа потенциально возможных случаев—врожденных и наследственных заболеваний, и в этих целях оснащение поликлиник современным диагностическим оборудованием, повышение качества, предоставляемых ими медицинских услуг, осуществление широкой разъяснительной работы с доведением до сознания широких слоев населения важности медицинского осмотра до вступления в брак для создания прочной семьи и рождения здорового ребенка;

− повышение медицинской культуры населения, усиление работы в сфере санитарии и гигиены, охраны здоровья и улучшения психофизиологического состояния беременных женщин, соответствующего ухода за молодыми матерями и детьми, обеспечения качества и калорийности рациона их питания;

− широкую популяризацию среди молодежи физической культуры и спорта, вовлечение в регулярные занятия спортом молодежи, особенно девочек в сельской местности, строительство новых и укрепление материально-технической базы, действующих спортивных объектов, оснащение их современным спортивным оборудованием и снаряжением, укрепление высококвалифицированными тренерскими кадрами и наставниками;

− создание здоровой духовной среды в семьях, в частности, атмосферы взаимного уважения, добра и любви в отношениях между супругами, родителями и детьми, свекровью и невесткой, между соседями, как важнейшего условия дальнейшего укрепления мира, спокойствия и благополучия в стране;

− формирование девочек — будущих матерей — физически здоровыми и интеллектуально развитыми, обеспечение обязательного обучения их в академических лицеях и профессиональных колледжах, овладения ими современными знаниями и профессиями, формирование у них стойкой жизненной позиции и самостоятельного мышления, как главного условия занятия ими достойного места в жизни, создания в будущем здоровой и крепкой семьи;

− усиление роли системы образования в формировании здорового ребенка, дальнейшее развитие сети дошкольных образовательных учреждений, кардинальное повышение уровня подготовки детей к школе с обеспечением высокого качества начального образования, широкого внедрения в практику передовых педагогических и информационно-коммуникационных технологий, осуществление мероприятий по широкой пропаганде здорового образа жизни;

− обеспечение мер по трудоустройству выпускников профессиональных колледжей, прежде всего девушек, дальнейшему расширению работы по выделению льготных кредитов молодежи, стремящейся наладить собственное дело, предоставлению молодым семьям ипотечных кредитов для покупки и строительства жилья, потребительских кредитов для приобретения товаров длительного пользования;

− дальнейшее укрепление сотрудничества и взаимодействия в решении вопросов, связанных с реализацией программных мер, между органами власти на местах и органами самоуправления граждан (махаллями), женскими и молодежными объединениями, организациями ветеранов, широкое привлечение к этой работе, пользующихся уважением и авторитетом в обществе представителей старшего поколения;

Статистические данные: коренные изменения произошли в первичном звене здравоохранения, особенно в сельской местности. Вместо ранее существовавшей малоэффективной многоступенчатой системы создана принципиально новая система оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению, состоящая из сельских врачебных пунктов (СВП) и территориальных медицинских объединений. До начала реорганизации системы сельского здравоохранения 70 % жителям села первая медицинская помощь предоставлялась средними медицинскими работниками. За счёт ввода в строй и оснащения современным медицинским оборудованием 3133 СВП на сегодняшний день всё сельское население (15,8 млн. человек) страны получило доступ к первичной врачебной помощи. По сравнению с 1998 годом увеличилось количество посещений в одном СВП в 2 раза, снизилось количество направлений на консультацию к узким специалистам на 33,5 %, госпитализацию в стационар — на 26,8 %, что свидетельствует о возросшем доверии и доступности сельского населения к медицинским услугам, представляемым СВП.

В настоящее время в республике функционируют 4214 амбулаторно-поликлинических учреждений, в которых количество посещений за последние 10 лет увеличилось на 32 % (с 183958,4 тыс. в 1997 году до 243220,0 тыс. в 2008 году), в том числе количество посещений на одного жителя увеличилось на 28 % (с 7,0 до 9,0). Это свидетельствует об усилении профилактической направленности медицины, являющейся менее затратной по сравнению со стационарным лечением.

Положительный опыт реформирования первичного звена здравоохранения на селе позволил перевести на принципы работы врача общей практики городские поликлиники в гг. Самарканд, Гулистан, Маргилан и Ташкент.

Для эффективного использования коечного фонда сокращены маломощные и нерентабельные стационарные учреждения. При этом количество их уменьшилось с 1151 в 1997 году до 796 в 2008 году, соответственно количество коек с 148361 до 128005 коек (на 14 %), из которых 70 % предназначены для оказания экстренной медицинской помощи и лечения больных, страдающих социально-значимыми заболеваниями.

В целях обеспечения населения гарантированной государством неотложной медицинской помощью организована целостная система экстренной медицинской помощи. Во всех областных центрах организованы его филиалы, а в каждом районе функционируют отделения при центральных районных и городских больницах. В систему экстренной медицины также входят служба скорой помощи и санитарная авиация. Услугами высококвалифицированного персонала, работающего в учреждениях этой системы, ежегодно пользуются более 6 млн. человек.

В настоящее время продолжается дооснащение учреждений областного и районного уровня системы экстренной медицинской помощи современным высокотехнологичным лечебно-диагностическим оборудованием. С целью дальнейшего улучшения качества оказания экстренной помощи более 1000 врачей и 2700 медсестер повысили свою квалификацию в ведущих клиниках Узбекистана и за рубежом.

В результате последовательной реализации Государственных программ в области укрепления здоровья матери и ребенка, основой, которых являются повышение медицинской культуры семьи, укрепление здоровья женщин и подрастающего поколения, укрепление материально-технической базы детских и родовспомогательных учреждений, в республике достигнута демографическая стабильность, показатели младенческой и материнской смертности за последние 10 лет снизились в 2–2.5 раза.

В республике создана целостная система профилактики и раннего выявления врожденных и наследственных заболеваний детей, включающей в себя добрачное освидетельствование лиц, вступающих в брак, пренатальный и неонатальный скрининг с последующим лечением и коррекцией врожденной патологии. В результате проводимых мероприятий, интенсивный показатель рождения детей с врожденными аномалиями уменьшился на 14 процентов.

За годы реформ обеспечено санитарно-эпидемиологическое благополучие во всех регионах страны. Реализация Программы иммунизации, направленной на борьбу с детскими инфекционными болезнями, привела к достижению успехов в предупреждении инфекционных заболеваний среди детей.

Принципиально пересмотрена схема подготовки медицинских кадров и осуществлен переход на двухуровневую систему высшего медицинского образования: бакалавриат и магистратуру. Это дало возможность более качественно готовить их к выполнению лечебно-диагностической, профилактической и организационной работы.

Важнейшим шагом в улучшении подготовки кадров явилась организация Ташкентской Медицинской Академии.

Учитывая тенденции регионального дефицита кадров, начиная с 2006 года, введена система распределения и обязательной отработки выпускниками ВУЗов, обучавшихся по государственным грантам в бакалавриате и магистратуре, а также осуществляется подготовка узких специалистов через клиническую ординатуру по принципу областного квотирования с последующей отработкой на местах. Кадровый потенциал и материально-техническая база специализированных и научно-практических центров, научно-исследовательских институтов активно используются в процессе переподготовки и повышения квалификации медицинских работников. Принципиально новым является организация подготовки в ВУЗах медицинских сестер с высшим образованием.

Существенно повышен уровень оснащенности учреждений здравоохранения (первичного звена, системы экстренной медицинской помощи, охраны материнства и детства и др.) современным медицинским оборудованием. На эти цели привлечено заемных и грантовых средств в объеме 244 млн. долл. США.

Коренным образом изменена система материального стимулирования и оплаты труда врачей и медицинского персонала — размеры их заработной платы и механизм поощрения поставлены в непосредственную зависимость от степени сложности и напряженности выполняемой работы, качества оказываемой медицинской помощи. В каждом медицинском учреждении образованы фонды материального стимулирования и развития медицинских организаций. В результате за последние годы размер заработной платы медицинских работников возрос в 3,5–4 раза.

В целях дальнейшего углубления реформ в системе здравоохранения, создания организационных, финансово-экономических и правовых условий формирования в республике высокотехнологичных специализированных медицинских центров на уровне мировых требований, широкого внедрения передовых медицинских технологий по Указу Президента Республики Узбекистан от 26.02.2003 года № УП-3214 «О мерах по дальнейшему реформированию системы здравоохранения» организованы и успешно функционируют 4 Республиканских специализированных медицинских центра хирургии, урологии, микрохирургии глаза и кардиологии, оснащённые самым современным диагностическим и лечебным оборудованием, где высококвалифицированные специалисты проводят сложные, уникальные высокотехнологичные операции.

По мере укрепления финансового обеспечения Республиканские специализированные Центры микрохирургии глаза (с 2005 года) и кардиологии (с 2006 года), Центр урологии (2007 года) переведены в соответствии с утвержденным графиком на самофинансирование и самоокупаемость. Доля самофинансирования в них составила до 84 %.

Организация и функционирование Республиканских специализированных медицинских центров хирургии, урологии, микрохирургии глаза и кардиологии позволило:

− обеспечить оказание высокотехнологичной медицинской помощи населению, в том числе по проведению сложных, уникальных операций на уровне мировых стандартов, организационно-методического руководства региональными специализированными учреждениями по профилям;

− повысить эффективность подготовки и переподготовки высококвалифицированных медицинских кадров для лечебных учреждений республики;

− расширить внедрение в медицинскую практику прогрессивных методов и технологий лечения больных;

− обеспечить развитие менеджмента по привлечению финансовых и материально-технических ресурсов для обеспечения деятельности центров на условиях самофинансирования и самоокупаемости.

Дальнейшее реформирование системы здравоохранения определены Указом Президента Республики Узбекистан от 19.09.2007 года № УП-3923 «Об основных направлениях дальнейшего углубления реформ и реализации Государственной программы развития здравоохранения и Постановлением Президента Республики Узбекистан от 2 октября 2007г. № 700 «О мерах по совершенствованию организации деятельности медицинских учреждений республики».

Указом Президента Республики Узбекистан от 19 сентября 2007г. № УП-3923 «Об основных направлениях дальнейшего углубления реформ и реализации Государственной программы развития здравоохранения» предусмотрены:

− формирование современной организационной структуры здравоохранения, обеспечивающей единое организационно-методическое руководство и контроль за качеством предоставляемых населению медицинских услуг;

− дальнейшее развитие сети и создание новых республиканских научно-практических центров;

− коренное совершенствование системы медицинской диагностики, широкое развитие по территории республики сети диагностических служб, оснащенных современным, отвечающим международным стандартам, оборудованием и укомплектованных высококвалифицированными специалистами;

− повышение эффективности и надёжности системы защиты населения от вирусных и инфекционных заболеваний, предупреждение заболеваний ВИЧ/СПИДом;

− кардинальное повышение качества системы охраны здоровья женщин и детей, патронирование состояния здоровья будущих матерей, дальнейшее развитие и укрепление материально-технической базы скрининг-центров, родовспомогательных и педиатрических учреждений, особенно в сельской местности;

− совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров с учётом удовлетворения потребностей медицинских учреждений во врачах общей практики и врачах узких специальностей, обеспечение условий для постоянного повышения квалификации и профессионализма медицинских работников;

− содействие развитию частных медицинских учреждений, предоставляющих населению качественные специализированные медицинские услуги в строгом соответствии с утвержденными стандартами лечебного процесса

Заключение. Международная инициатива «Безопасное материнство» преследует главную цель — понимание современной концепции ухода за беременными, роженицами, родильницами и новорожденными. Главной задачей является улучшение знаний о роли и ответственности медицинского персонала, психосоциальных аспектов материнства и детства, изменчивости антенатального ухода, повышение эффективности перинатальной помощи путем совершенствования организационных и управленческих мер, понимание и применение в повседневной практике основных принципов доказательной медицины.

Вклад в материнский и перинатальный уход представляется жизненно важным и экономическим инвестированием, способствующим здоровью женщин и детей, их благополучию и вкладу в общество.

Литература:

  1. Постановление президента Республики Узбекистан «О Государственной программе «год здоровой матери и ребенка»(собрание законодательства Республики Узбекистан, 2016 г., № 7, ст. 62).
  2. Краткое руководство по охране здоровья матери и ребенка. Для специалистов, выезжающих в регионы Республики Узбекистан. Ташкент 2009 г.
  3. Семья, материнство и детство — под защитой государства. Газета «Народное слово».
Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, сельская местность, сельское население, экстренная медицинская помощь, дальнейшее углубление реформ, здоровый ребенок, материально-техническая база, ребенок, указ Президента Республики, учреждение.


Похожие статьи

Дистанционные формы работы в начальной школе в условиях реализации стандартов второго поколения

Дистанционные курсы для начальной школы, как эффективная составляющая индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с особыми возможностями здоровья

Педагогические условия социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе

Педагогические условия развития общения детей раннего возраста в доме ребенка

Развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках географии в школах Республики Казахстан

Роль физического воспитания в процессе обучения курсантов высших учебных заведений ФСИН России

Актуальность и развитие дистанционного обучения в Республике Узбекистан

Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования

Технология работы с родителями детей с ОВЗ в условиях отдельной образовательной организации

Некоторые особенности создания системы социальной защиты населения в Республике Узбекистан

Похожие статьи

Дистанционные формы работы в начальной школе в условиях реализации стандартов второго поколения

Дистанционные курсы для начальной школы, как эффективная составляющая индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с особыми возможностями здоровья

Педагогические условия социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе

Педагогические условия развития общения детей раннего возраста в доме ребенка

Развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках географии в школах Республики Казахстан

Роль физического воспитания в процессе обучения курсантов высших учебных заведений ФСИН России

Актуальность и развитие дистанционного обучения в Республике Узбекистан

Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования

Технология работы с родителями детей с ОВЗ в условиях отдельной образовательной организации

Некоторые особенности создания системы социальной защиты населения в Республике Узбекистан

Задать вопрос