Екатеринбург является одним из ключевых городов Российской Федерации в экономическом, политическом и административном аспектах; он имеет все основания в перспективе получить статус города федерального значения. Отличительной чертой последних десятилетий в развитии столицы Урала являлась стабильность в вопросах муниципального управления. Так, с 1992 по 2010 год главой города являлся А. М. Чернецкий, ныне являющийся членом Совета Федерации РФ от Свердловской области. Не смотря на возраставший с годами уровень критики в его адрес, он уверенно лидировал на муниципальных выборах 4 раза подряд.
После перехода А. М. Чернецкого на должность федерального уровня, муниципальная власть в Екатеринбурге оказалась в состоянии нестабильности. Должность главы города (мэра) была изменена: согласно новому Уставу города от 12 октября 2010 года глава города становился Председателем Городской думы, а функции, присущие до этого должности мэра, перешли к должности сити-менеджера (официально — Главы администрации г. Екатеринбурга) [1]. С 2010 года этот пост занимает А. Э. Якоб, а должность Председателя Городской думы занял представитель от партии «Единая Россия» Е. Н. Порунов. Казалось бы, что четкое разделение на главу исполнительной и законодательной муниципальной власти должно было вывести систему управления на принципиально новый уровень администрирования. Однако, как оказалось на практике, изменения в Уставе города явились своего рода точкой бифуркации, за которой последовали несвойственные стабильной до этого системе муниципального управления Екатеринбурга события.
8 сентября 2013 года в России прошел Единый день голосования, в ходе которого граждане РФ выбирали глав регионов и муниципальных образований. Стоит отметить, что выборы по регионам прошли в штатном режиме, кроме выборов Главы Екатеринбурга (Председателя Городской думы г. Екатеринбурга; далее — главы города). Для начала обратим внимание на тот факт, что Екатеринбург — первый город в истории муниципальных выборов в России, где Председатель Городской думы избирался прямым путем. Обычно кандидаты на данную должность избираются самой Городской думой из числа депутатов. Но наиболее примечательным оказался даже не этот факт, а то, что новым мэром (обозначая устаревшими для Екатеринбурга терминами) был избран Е. В. Ройзман. Как политическая фигура он известен, прежде всего, тем, что являлся депутатом Государственной думы IV созыва (2003–2007 гг.), членом партии «Гражданская платформа». Его предпринимательская деятельность реализовала себя в проектах «Фонд «Город без наркотиков» и музее Невьянской иконы в Екатеринбурге; помимо всего прочего, Ройзман является почетным членом Российской академии художеств. Отдельным элементом его биографии является приписываемое ему «криминальное прошлое» — связь с Уралмашевской ОПГ, привлечение к резонансным уголовным делам в качестве свидетеля, наличие судимости в молодости за кражу и т. п.
Результаты выборов оказались неожиданными как для электората, так и для федеральных и региональных властей. Регулярно проводившиеся накануне выборов соцопросы безоговорочно прочили победу кандидату от «Единой России» Я. П. Силину, который на тот момент занимал должность вице-губернатора Свердловской области и имел более привлекательный политический статус, нежели Ройзман [2]. Силин был более удачным кандидатом и с точки зрения вышестоящих органов власти, так как, имея прямой доступ к областному правительству, он мог укрепить влияние региона на Екатеринбург и уменьшить автономность последнего. Но типичный для большинства регионов сценарий реализовать не удалось, и Ройзман побеждает Силина на выборах с преимуществом всего в 3 % (33 % против 30 %). Но, с другой стороны, на параллельно проходящих выборах депутатов Городской думы «Единая Россия» получила практически абсолютное большинство мандатов — 21 из 36. Стоит отметить важный нюанс — явка на выборах в Екатеринбурге была крайне низкой — чуть более 33 % от общего числа горожан [3].
Проанализируем причины, которые могли стоять за таким неординарным политическим волеизъявлением жителей Екатеринбурга. Во-первых, стоит обратить внимание на личности кандидатов. Евгений Ройзман, известный в народе как «бандит» (даже его конкурентами использовалась технология «черного пиара» — были выпущены листовки с изображением испуганного ребенка и подписью «Мама, не голосуй за бандита»), тем не менее, является личностью, близкой к народу, он охотно идет на контакт с населением. Он сумел создать имидж «политика нового времени», который включает в себя готовность идти навстречу интересам электората и решать насущные проблемы различного масштаба. Предвыборная кампания Ройзмана была составлена грамотно — она была яркой, доступной в плане понимания, без грубых популистических заявлений.
Яков Силин также является интересной политической фигурой. Будучи вице-губернатором Свердловской области, он показал себя как опытный политик, но слишком далекий от реальной ситуации в городе Екатеринбурге. Именно это обстоятельство привело к тому, что в попытке получения большей поддержки электората Силин допустил ряд ошибок, потеряв из-за таких, казалось бы, незначительных нюансов существенный процент голосов (в первую очередь, среди пенсионеров). Так, его предвыборный штаб предпринял попытку привлечения избирателей при помощи организации Дня пенсионера (28 августа) в продуктовых магазинах и супермаркетах, но механизм реализации данного проекта не был продуман. Предложенные льготы для пенсионеров в этот день не действовали, так как не были заранее согласованы с торгово-розничными точками. В итоге, данная акция вызвала негативные эмоции со стороны пенсионеров Екатеринбурга, что как раз и привело к потере части голосов. Еще одна акция, которую было решено провести в ходе предвыборной кампании Силина — это «Силин-водитель маршрутки». Данная акция была призвана показать близость кандидата к народу и его проблемам, но обернулась, как впоследствии выяснилось, нарушением правил дорожного движения — у Якова Силина не было прав соответствующей категории для того, чтобы садиться за руль данного вида транспорта.
Во-вторых, победу Ройзмана можно рассмотреть с точки зрения применения административного ресурса. Как известно 2011–2013 гг. — это период ярко выраженных протестных движений в России, кульминацией которых стал митинг на Болотной площади в Москве в мае 2012 года. Можно предположить, что выборы 2013 года в Екатеринбурге — это попытка максимально нивелировать протестные настроения путем организации альтернативных выборов с кандидатом-оппозиционером. С этой точки зрения выборы действительно можно назвать состоявшимися, так как была обеспечена реальная борьба между кандидатами на пост главы города, каждый из которых выражает собой противоречия власти и оппозиции. Но данная схема, естественно, неприменима для выборов регионального и федерального значения, так как на волне протестных движений была бы велика вероятность прорыва несистемной оппозиции во властные структуры, а на муниципальном уровне кандидаты от оппозиции, как показывает практика, становятся как минимум терпимее по отношению к действующей власти. Также применение административного ресурса на выборах в Екатеринбурге можно связать и с попыткой своего рода делегирования Я. Силина на пост главы города с целью укрепления зависимости Екатеринбурга от региональных органов власти, о чем было сказано выше.
В-третьих, можно предположить, что полученные результаты на выборах главы города Екатеринбурга — это действительно результат усиления оппозиционных настроений среди электората. «Единая Россия», при официально закрепленной к Конституции РФ многопартийности, стремится к монополизации власти — практически во всех властных структурах всех уровней данная партия имеет большинство мандатов в Думах или Законодательных собраниях, а кандидаты от этих партий возглавляют администрации различных образований. Естественно, такого рода безальтернативность начинает все больше волновать избирателей, которые предпочитают не ходить на выборы, так как за них уже все решено. Также стоит обратить внимание и на другой факт — в связи с распространением средств массовой коммуникации, а именно сети Интернет, электорат стал более образованным в вопросах политики и все более осознанно стал подходить к голосованию за того или иного кандидата.
Победа Е. Ройзмана на выборах главы Екатеринбурга в сентябре 2013 года, возможно, явилась знаковым событием как для города, так и для региона (определенный резонанс был вызван и на федеральном уровне). Но стоит проанализировать тот факт, что предвыборная борьба не принесла ожидаемых результатов: пост главы города не заключает в себе прежнюю полноту полномочий, какие были, например, у А. Чернецкого, а полностью сосредоточены в должности сити-менеджера.
Е. Ройзман оказался в безвыходной ситуации, так как большинство мандатов в Екатеринбургской думе принадлежат депутатам от «Единой России». У него было два пути развития отношений с Думой — либо пойти на диалог и достичь конструктивного перемирия, либо открыто противостоять Думе и потерять свой пост. Попытки отстоять свою независимость в самом начале срока ни к чему не привели, что заставило Ройзмана сменить свою конфронтационную позицию на конформистскую. Тем не менее, стремление встать во главе Городской думы привело к возникновению вопроса о легитимности прошедших выборов; таким образом депутаты Думы попытались дискредитировать избранного главу и снять его с должности. Во-первых, было заявлено о множественных нарушениях в ходе выборов (вброс бюллетеней и агитация в день тишины), которые, как выяснилось позже, были произведены партиями «Единая Россия» и «Справедливая Россия», но оказались приписанными Ройзману и его предвыборному штабу. Во-вторых, Е. Ройзман был утвержден в своей должности 24 сентября 2013 года (через 16 дней после выборов) Городской думой. Депутаты от «Единой России» объявили, что данное решение принято поспешно и бойкотировали заседание Думы, на котором утверждалась кандидатура Ройзмана. Более того, был подан судебный иск о признании этого заседания нелегитимным, но он был отклонен [4].
Как бы то ни было, Евгений Ройзман продолжает пребывать на посту главы города Екатеринбурга. В ходе его предвыборной кампании постоянно возникали своего рода тревожные знаки, которые могли бы остановить избирателей в их стремлении отдать свой голос за данного кандидата. Сам Ройзман сопротивлялся выдвижению своей кандидатуры на пост главы города, создавая «имидж жертвы»; только спустя несколько месяцев он согласился на выдвижение от партии «Гражданская платформа». Также избирателей, скорее всего, должны были насторожить проблемы кандидата с законом — реального тюремного срока (кроме условного) у Ройзмана никогда не было, но он неоднократно привлекался к судебным тяжбам в качестве не только свидетеля, но и подозреваемого (даже после избрания). Наконец, в период предвыборной агитации в настоящее время бывшая супруга Ройзмана Юлия Крутеева написала открытое письмо горожанам, в котором она призывала их одуматься и не совершать ошибку, отдав свой голос за Е. Ройзмана, так как он не является человеком «высоких моральных принципов».
По прошествии нескольких лет пребывания Е. Ройзмана на данной должности можно сделать вывод, что обстоятельства его избрания по большей части негативным образом повлияли на его деятельность на данном посту. На сегодняшний день складывается четкое мнение о том, что Ройзман не политическая, а общественная фигура. Например, он выступает с комментариями по значимым проблемам не только Екатеринбурга, но и России, привлекая внимание общественности; активно участвует в мероприятиях, проводимых в городе; выступает за здоровый образ жизни, осуществляя пробежки в местах массового скопления людей и увлекая их за собой и т. д. Имидж Ройзмана как политика планомерно подрывается Городской думой: апогеем конфронтации является практически одобренное предложение лишить Председателя Екатеринбургской Городской думы права решающего голоса, то есть лишить его основных административных полномочий, кроме представительских.
Так или иначе, выборы 2013 года в Екатеринбурге показали, что избиратели готовы принимать оппозицию к власти. Также они продемонстрировали пробелы в деятельности политической партии «Единая Россия», а также роль вышестоящих государственных органов власти на местных выборах.
Литература:
- Устав муниципального образования «город Екатеринбург» // Официальный портал Екатеринбург.рф. URL: https://екатеринбург.рф/официально/документы/устав (дата обращения: 12.04.2017).
- По правде или по понятиям? // Эксперт Online. URL: http://expert.ru/expert/2013/37/po-pravde-ili-po-ponyatiyam/ (дата обращения: 12.04.2017).
- Выборы глав местных органов исполнительной власти 8 сентября 2013 года. // Избирательная комиссия Свердловской области. URL: http://www.ikso.org/files/ _news_52b933ab09f232ca241500472288ac1a_ 81426.pdf (дата обращения: 12.04.2017).
- Свердловская ЕР назвала горькой пилюлей выборы мэра Екатеринбурга // РИА НОВОСТИ. URL: http://www.ria.ru/ politics/ 2010 914/963157441.html (дата обращения: 12.04.2017).