Актуальность определения инвестиционной привлекательности экономических субъектов определяется востребованностью со стороны потенциальных инвесторов объективной оценки таких параметров, как риск и доходность будущих объектов инвестирования. В общем виде под инвестиционной привлекательностью понимается совокупность объективных и субъективных характеристик объекта инвестирования, обусловливающих в совокупности потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в данную страну, регион, отрасль, организацию или предприятие. В зависимости от субъекта хозяйствования понятие инвестиционной привлекательности и методика ее определения конкретизируются.
Инвестиционная привлекательность территориальных образований, в частности субъектов Российской Федерации, представляет собой важную характеристику, во многом определяющую скорость и эффективность социально-экономического развития. Без масштабных инвестиций невозможно повысить технический уровень производства и конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и мировом рынках. Это обусловливает необходимость осуществления и совершенствования инвестиционной политики не только на федеральном, но и на региональном уровне [1].
Среди признанных оценщиков инвестиционной привлекательности регионов можно назвать крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей – Эксперт. Оно является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России. На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.
Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.
Инвестиционная привлекательность регионов анализируется Агентством сквозь призму двух относительно самостоятельных характеристик: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Инвестиционный потенциал – количественная характеристика, учитывающая насыщенность территории региона факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения и другие показатели, влияющие на потенциальные объемы инвестирования в регион. Инвестиционный риск – качественно-количественная характеристика, которая отражает некоммерческие риски среды, с которыми приходится сталкиваться предпринимателям в субъекте, а также общее состояние бизнеса в регионе.
В свою очередь, каждый показатель определяется на основе нескольких комплексных показателей, ранжированных по своей значимости. Информационной базой для рейтинга инвестиционной привлекательности выступают данные Росстата и статистики федеральных ведомств: Минсвязи, Минфина, Минприроды, ФСФР и Центробанка.
Для определения рейтинга инвестиционный потенциал подразделяется на девять частных (трудовой, потребительский, финансовый, производственный, институциональный, инфраструктурный, природно-ресурсный, туристический и инновационный). Инвестиционный риск состоит из шести частных рисков – финансового, социального, управленческого, экономического, экологического и криминального. Именно оценка рисков характеризуется наибольшей субъективностью, так как осуществляется на основе анкетирования представителей экспертного, инвестиционного и банковского сообществ.
Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России представляет собой распределение регионов в прямоугольной системе координат. По оси ординат отмечается индекс потенциала (максимальный, высокий, средний, пониженный, незначительный, низкий), по оси абсцисс – индекс риска (минимальный, умеренный, высокий, экстремальный). В соответствии с этим выделены группы, характеризующиеся следующими парными характеристиками (таблица 1).
Таблица 1
Группы рейтинга инвестиционной привлекательности регионов по версии РА «Эксперт»
Индекс квадранта |
Уровень потенциала |
Уровень риска |
1A |
Максимальный |
Минимальный |
1B |
Высокий |
Умеренный |
1C |
Высокий |
Высокий |
2A |
Средний |
Минимальный |
2B |
Средний |
Умеренный |
2C |
Средний |
Высокий |
3A1 |
Пониженный |
Минимальный |
3A2 |
Незначительный |
Минимальный |
3B1 |
Пониженный |
Умеренный |
3C1 |
Пониженный |
Высокий |
3B2 |
Незначительный |
Умеренный |
3C2 |
Незначительный |
Высокий |
3D |
Низкий |
Экстремальный |
Рейтинг инвестиционной привлекательности – индекс, определяющий соотношение между уровнем интегрального инвестиционного риска и величиной совокупного инвестиционного потенциала региона. По соотношению величины совокупного потенциала и интегрального риска каждый регион России относится к одной из представленных в таблице 1 рейтинговых категорий.
В таблице 2 приведена динамика оценки инвестиционной привлекательности регионов Приволжского федерального округа (ПФО).
Таблица 2
Рейтинг инвестиционного климата регионов ПФО в 2014-2016 гг.
Регионы |
Группа инвестиционной привлекательности |
||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
Республика Башкортостан |
2А |
2В |
2В |
Республика Татарстан |
2А |
2А |
2А |
Пермский край |
2В |
2В |
2В |
Нижегородская область |
2В |
2В |
2А |
Самарская область |
2В |
2В |
2В |
Удмуртская Республика |
3В1 |
3В1 |
3В1 |
Чувашская Республика |
3В1 |
3В1 |
3В1 |
Кировская область |
3В1 |
3В1 |
3В1 |
Оренбургская область |
3В1 |
3В1 |
3В1 |
Пензенская область |
3В1 |
3В1 |
3В1 |
Саратовская область |
3В1 |
3В1 |
3В1 |
Ульяновская область |
3В1 |
3В1 |
3В1 |
Республика Марий-Эл |
3В2 |
3В2 |
3В2 |
Республика Мордовия |
3В2 |
3В2 |
3В2 |
Данные таблицы 2 свидетельствуют о несущественных изменениях инвестиционного климата в регионах Приволжского федерального округа в 2014-2016 гг. Из всех регионов ПФО наилучший уровень инвестиционной привлекательности присутствует в Республике Татарстан (уровень потенциала средний, уровень риска минимальный), который на протяжении исследуемого периода не менялся. Положение 7 регионов, в том числе и Оренбургской области, характеризуется пониженным и незначительным инвестиционным потенциалом. Пермский край и Самарская область характеризуются стабильностью и сохраняют положение в группе 2В (средний потенциал - умеренный риск). Оренбургская область относится к группе 3В1 с пониженным потенциалом и умеренным риском. В таблицах 3–4 приведено изменение параметров инвестиционной привлекательности Оренбургской области.
Таблица 3
Динамика параметров инвестиционного потенциала Оренбургской области
Наименование показателя |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Доля региона в общем потенциале России, % |
1,048 |
1,030 |
1,0 |
Изменение доли потенциала |
0,041 |
-0,018 |
-0,031 |
Частные потенциалы: -трудовой |
27 |
27 |
27 |
-потребительский |
26 |
25 |
26 |
-производственный |
24 |
27 |
26 |
-финансовый |
23 |
21 |
19 |
-институциональный |
32 |
32 |
35 |
-инновационный |
47 |
62 |
65 |
-инфраструктурный |
38 |
40 |
42 |
-природно-ресурсный |
21 |
20 |
20 |
-туристический |
26 |
31 |
38 |
Изменение ранга потенциала (к предыдущему году) |
0 |
2 |
-1 |
Таблица 4
Динамика параметров инвестиционного риска Оренбургской области
Наименование показателя |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Средневзвешенный индекс риска |
0,244 |
0,252 |
0,224 |
Изменение индекса риска |
-0,009 |
0,008 |
-0,028 |
Составляющие: -социальный |
37 |
39 |
37 |
-экономический |
35 |
39 |
24 |
-финансовый |
17 |
27 |
17 |
-криминальный |
8 |
5 |
6 |
-экологический |
60 |
63 |
62 |
-управленческий |
73 |
72 |
59 |
Изменение ранга риска (к предыдущему году) |
-1 |
1 |
9 |
Анализ частных потенциалов свидетельствует о том, что эксперты высоко оценивают природно-ресурсный и финансовый потенциал Оренбургской области (20–21 места), а также производственный и потребительский (24–26 места). Наиболее низкую оценку получили инновационный и инфраструктурный потенциалы. Оренбургская область, по мнению экспертов, характеризуется низкими криминальным и финансовым рисками, но высокими значениями экологического, управленческого и социального рисков [2].
По инвестиционному потенциалу область стабильно входит в число первой «тридцатки» регионов. В связи с этим перемещение региона из группы 2В в 3В1 находится в общем векторе снижения инвестиционного потенциала большинства регионов под влиянием последствий экономического кризиса. Следует обратить особое внимание на «сползание» вниз по параметру «инвестиционный риск». Сохранение данной тенденции повлечет за собой «переход» в более низкую группу 3С1 с пониженным потенциалом и высоким риском.
Инвестиционная привлекательность региона для реальных инвесторов во многом определяется системной реализацией региональными органами власти соответствующей стратегии. По итогам 2015 года Оренбургская область занимает пятое место в ПФО по объему собственных инвестиций в основной капитал и находится на 20-м месте в России по объему иностранных инвестиций в экономику региона [3]
Исследование показало, что региональные власти ориентированы на повышение инвестиционной привлекательности и концентрируют свои усилия на таких направлениях, как:
– развитие нормативно-законодательной базы инвестиционной и инновационной деятельности (в 2012 г. с принятием областного закона «Об участии Оренбургской области в государственно-частном партнерстве» фактически завершено формирование законодательной платформы региона по данному направлению);
– продвижение и позиционирование региона как потенциальной инвестиционной площадки на различных уровнях (в течение трех лет Оренбургская область с успехом представляет экспозиции на Международных инвестиционных форумах в г. Сочи; Экономический форум Оренбургской области стал ежегодным и привлекает все большее количество приглашенных участников);
– индивидуальная работа с инвесторами, проявившими интерес к экономике области (в стадии строительства находится производственный комплекс по выпуску сельхозтехники «Джон Дир Оренбург»; в селе Черный Отрог Саракташского района Оренбургской области открыли российско-итальянский мясоперерабатывающий комбинат «Оренбив», в этот проект инвестировали 40 миллионов евро;
– повышение качества управления региональными финансами; снижение административных барьеров, формирование регионального бренда и развитие многостороннего общественного диалога [4]
Литература:
- Алавердян, В. В. Инвестиционный перелом или об инвестиционной привлекательности российских предприятий [Электронный ресурс] / В. В. Алавердян // Инвестиционный консалтинг [сайт]. – Режим доступа: http://www.icon.ru/ publications/63/
- Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России [Электронный ресурс] // Рейтинговое агентство Эксперт [сайт]. – Режим доступа: http://raexpert.ru
- Стратегия развития Оренбургской области до 2030 [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области [сайт]. – Режим доступа: http://www.oreneconomy.ru
- Стратегия инвестиционного развития Оренбургской области до 2020 [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области [сайт]. – Режим доступа: http://www.oreneconomy.ru