Анализ внутрирегиональной дифференциации Оренбургской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №25 (159) июнь 2017 г.

Дата публикации: 26.06.2017

Статья просмотрена: 101 раз

Библиографическое описание:

Баранцов, Н. А. Анализ внутрирегиональной дифференциации Оренбургской области / Н. А. Баранцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 25 (159). — С. 133-136. — URL: https://moluch.ru/archive/159/44931/ (дата обращения: 24.11.2024).



Одним из последствий рыночных трансформаций стало усиление внутрирегиональной дифференциации в большинстве российских регионов, под которой имеются в виду различия по общему уровню экономического развития и по уровню жизни между отдельными городами и районами в масштабах субъекта Федерации. Рассматриваемая тенденция объясняется множеством причин, доминирующими из которых являются значительные различия в ресурсном потенциале городов и районов, неодинаковая адаптируемость к рынку муниципальных образований с различной структурой экономики, недостаточный потенциал региональных властей по сглаживанию межмуниципальных социально-экономических различий.

Такое усиление внутрирегиональной дифференциации обуславливает существенность проведения его анализа и в рамках Оренбургской области. В частности при исследовании инвестиционной потенциала в регионе возникает необходимость в классификации муниципальных образований, которая позволит сравнить отдельные города и районы области по уровню инвестиционной потенциала и провести анализ текущего состояния объектов классификации.

В рамках изучения внутрирегиональной дифференциации области будем использовать кластерный анализ, который имеет ряд преимуществ перед другими методами классификации данных. Прежде всего, кластерный анализ позволяет производить разбиение объектов не по одному, а по целому набору признаков. Кроме того, кластерный анализ не накладывает ограничений на вид группируемых объектов, и позволяет рассматривать множество исходных данных практически произвольной природы. Еще одной особенностью кластеризации является то, что многие алгоритмы способны самостоятельно определить число кластеров, на которое следует разбить данные, а так же выделить характеристики этих кластеров при помощи используемого алгоритма.

С помощью методов многомерной классификации, а именно метода К-средних, проведем разбиение исходной совокупности объектов на однородные классы по группам частных потенциалов, отражающих инвестиционный потенциал в регионе. Данный метод позволит получить более устойчивое разбиение, хотя и потребует задания информации о количестве образуемых кластеров. Для классификации были отобраны показатели, характеризующие инвестиционный потенциал муниципальных образований региона, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Параметры частных потенциалы иих обозначения

1. Трудовой потенциалZ1

Естественный прирост, человек

a1

Миграционный прирост, человек

a2

Коэффициент демографической нагрузки на 1000 человек

a3

2. Инфраструктурный потенциалZ2

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, м2

b1

Протяженность автодорог общего пользования местного значения, находящихся в собственности муниципальных образований на конец года, км

b2

Число общеобразовательных организаций на начало учебного года, шт

b3

3. Финансовый потенциалZ3

Дебиторская задолженность, тысяч рублей

c1

Кредиторская задолженность, тысяч рублей

c2

Прибыль (убыток) до налогообложения прошлого года (по уточненным данным), тысяч рублей

c3

Удельный вес убыточных организаций в общем числе организаций, процент, %

c4

Доходы местного бюджета, фактически исполненные, тысяча рублей

c5

Расходы местного бюджета, фактически исполненные, тысяча рублей

c6

4. Производственный потенциалZ4

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без субъектов малого предпринимательства), тысяч рублей

d1

Продукция сельского хозяйства (в фактически действовавших ценах), тысяч рублей

d2

5. Потребительский потенциалZ5

Среднемесячная заработная плата работников организаций, рублей

e1

Общий объем всех продовольственных товаров, реализованных в границах муниципального района, в денежном выражении за финансовый год, тысяч рублей

e2

6. Природно-ресурсный потенциалZ6

Индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году), процент

f1

Индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году), процент

f2

Индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году), процент

f3

Посевные площади сельскохозяйственных культур, гектар

f4

Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий на конец года, голова

f5

Для проведения многомерной классификации районов и городов Оренбургской области приведем исходные переменные к стандартизованному виду, воспользуемся операцией центрирования и нормирования данных. Дальнейшие вычисления будем совершать с преобразованными данными.

В результате была произведена классификация муниципальных образований Оренбургской области по шести составляющим инвестиционного потенциала за период с 2011 по 2015 годы.

Разбиение совокупности муниципальных образований по уровню трудового потенциала произведено на 3 кластера (Рис. 1).

Рис. 1. График средних значений признаков в каждом кластере по трудовому потенциалу (2011, 2015 гг.)

В первый кластер вошли муниципальные образования, характеризующиеся высоким уровнем естественного и миграционного прироста населения, низким уровнем демографической нагрузки населения, характеризующим нагрузку на общество непроизводительным (нетрудоспособным) населением.

В 2011 году в данный кластер входили следующие муниципальные образования: города: Оренбург, Бузулук, Бугуруслан, Гай, Сорочинск, районы: Адамовский, Акбулакский, Домбаровский, Оренбургский, Первомайский, Сакмарский, Соль-Илецкий, Ташлинский, Тоцкий, Ясненский.

В сравнении с 2011 годом в 2015 году в муниципальных образованиях первого кластера произошло значительное увеличение естественного и миграционного прироста и снижение коэффициента демографической нагрузки. В 2015 г. состав данного кластера значительно сократился, сюда вошли только г. Оренбург и Оренбургский район.

Второй кластер характеризуется средним относительно остальных кластеров уровнем естественного и миграционного прироста и высоким значением коэффициента демографической нагрузки. Состав данного кластера является самым многочисленным.

В третий кластер входят муниципальные образования с низким уровнем естественного и миграционного прироста и средним уровнем демографической нагрузки. Причем по сравнению с 2011 годом в 2015 году в муниципальные образования данного кластера значительно вырос уровень естественного прироста населения, приблизившись к уровню естественного прироста населения во втором кластере. Незначительно вырос уровень миграционного прироста.

Разбиение совокупности муниципальных образований по финансовому потенциалу произведено на 3 кластера (Рис. 2).

Рис. 2. График средних значений признаков в каждом кластере по финансовому потенциалу (2011, 2015 гг.)

Муниципальные образования, входящие в первый кластер, имеют высокий уровень дебиторской и кредиторской задолженности, прибыли до налогообложения, доходов и расходов местного бюджета; низкий уровень убыточных предприятий. За весь рассматриваемый состав кластера не изменяется и включает г. Оренбург и г. Бузулук.

Во второй кластер входят города и районы с низким уровнем дебиторской и кредиторской задолженности, прибыли до налогообложения; средним уровнем доходов и расходов местного бюджета, удельным весом убыточных предприятий.

Третий кластер объединяет муниципальные образования с низким уровнем дебиторской и кредиторской задолженности, прибыли до налогообложения, доходов и расходов местного бюджета; с высоким удельным весом убыточных предприятий. Данный кластер объединяет большую часть муниципальных образований области.

Разбиение совокупности муниципальных образований по природно-ресурсному потенциалу произведено на 3 кластера (Рис. 3).

Рис. 3. График средних значений признаков в каждом кластере по природно-ресурсному потенциалу (2011, 2015 гг.)

Для муниципальных образований первого кластера характерны высокий индекс производства продукции сельского хозяйства и индекс производства продукции растениеводства, большой объем посевных площадей сельскохозяйственных культур, высокое поголовье крупного рогатого скота. При этом данные территории имеют средний относительно других кластеров индекс производства продукции животноводства. В 2015 году к числу таких муниципальных образований относятся: Адамовский, Кваркенский, Октябрьский, Саракташский, Светлинский, Соль-Илецкий, Тюльганский муниципальные районы.

Второй кластер объединяет районы с низким индексом производства продукции сельского хозяйства, индексом производства продукции растениеводства, индексом производства продукции животноводства; средней площадью посевов сельскохозяйственных культур и средним поголовьем крупного рогатого скота. Таким уровнем природно-ресурсного потенциала характеризуется половина муниципальных образований области (23 и 25 муниципальных образований в 2011 и 2015 годах соответственно).

Территориальные образования третьего кластера имеют средний индекс производства продукции сельского хозяйства и индекс производства продукции растениеводства, высокий индекс производства продукции животноводства, низкие показатели по посевным площадям сельскохозяйственных культур и поголовью крупного рогатого скота.

В результате анализа муниципальных образований Оренбургской области по частным потенциалам было выявлено, что районы и города области сильно ранжированы в зависимости от уровня отдельных потенциалов. Только немногие из муниципальных образований региона имеют высокий уровень развития по всем частным потенциалам. К таким территориям можно отнести г. Оренбург, г. Бузулук, Оренбургский муниципальный район. В число муниципальных образований с относительно низкими значениями по всем потенциалам можно отнести г. Абдулино, г. Ясный, Кваркенский, Матвеевский, Гайский, Грачевский, Пономаревский, Ясненский муниципальные районы.

Литература:

  1. Жемчужникова, Ю. А. Классификация муниципалитетов Оренбургской области по уровню инвестиционной привлекательности // Воспроизводственный потенциал региона: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. — С. 357–360.
  2. Романов, А. А. Понятие, классификация инвестиций, отличие от инвестиционной деятельности / А. А. Романов // Актуальные вопросы экономических наук. — 2014.-№ 4.-С. 155–161.
Основные термины (генерируются автоматически): кластер, образование, местный бюджет, миграционный прирост, сельское хозяйство, демографическая нагрузка, индекс производства продукции растениеводства, кредиторская задолженность, крупный рогатый скот, оренбург, Оренбургская область, природно-ресурсный потенциал, уровень.


Похожие статьи

Оценка динамики социально-экономической дифференциации южных регионов Кыргызской Республики

Концептуальные аспекты функционирования рынка углеводородов Волгоградской области

Экосоциальные основы формирования очагов гельминтозооантропонозов на примере Кировской области

Диагностика демографической структуры Северокавказского федерального округа

Диагностика воспроизводственной структуры Северокавказского федерального округа

Диагностика отраслевой структуры Северокавказского федерального округа

Характеристика демотипов и территориальная дифференциация мер демографической политики Республики Тыва

Статистический анализ структуры и структурных сдвигов числа родившихся в Оренбургской области

Факторный анализ малого предпринимательства в сельском хозяйстве Республики Башкортостан

Диагностика территориальной структуры Северокавказского федерального округа

Похожие статьи

Оценка динамики социально-экономической дифференциации южных регионов Кыргызской Республики

Концептуальные аспекты функционирования рынка углеводородов Волгоградской области

Экосоциальные основы формирования очагов гельминтозооантропонозов на примере Кировской области

Диагностика демографической структуры Северокавказского федерального округа

Диагностика воспроизводственной структуры Северокавказского федерального округа

Диагностика отраслевой структуры Северокавказского федерального округа

Характеристика демотипов и территориальная дифференциация мер демографической политики Республики Тыва

Статистический анализ структуры и структурных сдвигов числа родившихся в Оренбургской области

Факторный анализ малого предпринимательства в сельском хозяйстве Республики Башкортостан

Диагностика территориальной структуры Северокавказского федерального округа

Задать вопрос