Экологические конференции как результат исследовательской деятельности учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 266 раз

Библиографическое описание:

Ковалёва, Е. В. Экологические конференции как результат исследовательской деятельности учащихся / Е. В. Ковалёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 93-95. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41629/ (дата обращения: 17.12.2024).



Экологические конференции стали проводиться в нашей школе после исследовательских летних практик, поисковых работ, походов на природу.

Цели конференций: развитие интереса учащихся к вопросам взаимоотношения общества и окружающей среды, формирование интереса к экологии как к науке, овладение методами работы с научной литературой, возможность общения детей с людьми близкими по духу, обмен опытом исследовательской работы в области экологии и, в конце концов, формирование самооценки у учащихся, это поможет скорректировать личные качества.

На конференциях решаются также следующие задачи:

− способствовать через научно-практические конференции формированию исследовательских умений и навыков;

− научить школьников оценивать решения в области охраны природы и природопользования;

− сформировать определенную систему знаний и умений по экологии (сбор материалов, анализ исследовательских работ, оформление стендовых отчетов).

С 2007 года, в школе, постоянно работает экологическая группа учащихся 6–11-х классов. Сейчас это научное эколого-краеведческое общество «Радуга», в состав которого входят более 15 учащихся разного возраста.

Начала работу исследовательская группа с изучения экологического состояния школьных помещений и изучения экологического состояния пришкольной территории своего села. Темы для исследования выбираются с учетом желания самих учащихся и рекомендаций экологического практикума Дорогань Л. В. и Филиппова В. П., например: «Определение санитарных условий в учебных помещениях», «Определение санитарной роли древесных растений», «Составление схемы планировки и озеленения территории школы», «Товарный знак», «Экологические воззрения местного поэта Шишковского Р. С.».

В нашей школе, экологическое образование ведется через урочную систему (факультативы по экологии, экологические компоненты естественных предметов), а также через внеклассную работу (исследовательская летняя практика, походы на природу, экскурсии). Все эти виды экологических работ ведутся с исследовательской деятельностью школьников. Каждый школьник готовится к выступлению на школьных конференциях.

В соответствии с программой экологизации учебных предметов в системе образования РС (Я) и планом работы, в школе с 2006 года проводятся экологические конференции, названные экологическими чтениями. В конференциях в течение 7 лет участвовало 23 учащихся 6–11-х классов.

Работа конференций ведется в 2-х секциях — гуманитарного и естественно-научного цикла. На заседаниях секций конференции обсуждались проблемы охраны природы, связанные с исследовательскими работами учащихся и реферативными работами. В первой части конференции заслушиваются лучшие работы, победители олимпиад, городских экологических конференций. Во второй части конференции проводится выставка творческих работ учащихся (рисунки, наброски, выполненные во время походов в летнею практику, экскурсий в музеях).

Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией научных материалов, зарисовок, чертежей, схем, таблиц, диаграмм, графиков, гербарий растений луга, коллекции насекомых, простейших приёмов слежения за состоянием окружающей среды (мониторинг), а также данными по проведению анализа воздуха, воды, почвы. Практический материал, наработанный в ходе летних практик, поисковых работ, походов на природу, с большим интересом воспринимается младшими школьниками, используя его на различных тематических линейках, посвящённых компонентам природы, выставках и классных часах. В финале конференции — развлекательная часть: концерт, показ одежды, сшитой из отходов — полиэтиленовых мешочков, пластиковых упаковок.

Необходимо также помнить, что в отличие от «взрослой» конференции, где о достоинствах работы мало говорят, а отмечают недостатки и спорные моменты, в школьной — каждую работу обязательно нужно отмечать, похвалить независимо от её качества. Неточности методики и анализа, допущенные школьником, не предмет обсуждения на конференции. Такой подход является необходимым стимулом для дальнейшей исследовательской работы.

По итогам конференций обязательно проводится информационная линейка, где учащиеся награждаются грамотами и призами.

Приглашаются также учащиеся из других школ Лискинского района, так гостями конференции неоднократно были учащиеся Копанищенской школы, желающие поделиться своим опытом с единомышленниками. Это одна из основных форм учебно-воспитательной работы, способствующая воспитанию и становлению гражданственности. На таких конференциях ребята фактически ощущают связь разных наук — географии, биологии, экологии, физики, математики.

Ежегодные экологические чтения дают учащимся знания о методах исследования: наблюдении и эксперименте, а также фотографировании, описании, при этом происходит тесная связь научного подхода и практики при изучении экологического состояния жилья, окружающей среды.

Основные термины (генерируются автоматически): конференция, окружающая среда, работа, учащийся, часть конференции, школа, экологическое состояние.


Похожие статьи

Внеурочная деятельность как средство развития читательской компетентности

Краеведческие экскурсии как форма эколого-ориентированной работы в начальной школе

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Экологический мониторинг школьного питания как одно из направлений организации исследовательской деятельности обучающихся

Активные формы обучения как фактор сохранения психологического здоровья учащихся

Учебные Интернет-ресурсы как средство оптимизации самостоятельной работы учащихся старшего этапа общеобразовательной школы

Некоторые аспекты формирования экологической культуры учащихся

Игровые технологии на уроках как средство активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся

Формы и методы инновационной деятельности на уроках гуманитарного цикла как средство мотивации учащихся

Исследовательская деятельность школьников как основа формирования познавательной активности

Похожие статьи

Внеурочная деятельность как средство развития читательской компетентности

Краеведческие экскурсии как форма эколого-ориентированной работы в начальной школе

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Экологический мониторинг школьного питания как одно из направлений организации исследовательской деятельности обучающихся

Активные формы обучения как фактор сохранения психологического здоровья учащихся

Учебные Интернет-ресурсы как средство оптимизации самостоятельной работы учащихся старшего этапа общеобразовательной школы

Некоторые аспекты формирования экологической культуры учащихся

Игровые технологии на уроках как средство активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся

Формы и методы инновационной деятельности на уроках гуманитарного цикла как средство мотивации учащихся

Исследовательская деятельность школьников как основа формирования познавательной активности

Задать вопрос