Калинникова, С. Н. Организация научно-исследовательской деятельности в дополнительном образовании / С. Н. Калинникова, О. А. Воронкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 38 (537). — С. 235-237. — URL: https://moluch.ru/archive/537/117656/ (дата обращения: 24.01.2025).
В статье рассматриваются особенности организациинаучно-исследовательской работы в объединениях «Юный натуралист» и «Друзья природы» Дворца (детского) юношеского творчества г. Пензы. Авторы описывают шаги, которые необходимо предпринять для организации научно-естественных исследований, о мотивации учащихся, о выступлениях учащихся на учережденческих, городских и областных научно-практических конференциях, рассмотрен процесс реализации исследовательской деятельности.
Задача педагога дополнительного образования, используя различные формы и методы, организовать образовательный процесс так, чтобы каждый ребенок чувствовал свою успешность и интеллектуальную состоятельность.
Современная действительность показывает, что навыки творческой и исследовательской деятельности сегодня нужны всем: педагогам для организации занятий на основе новых государственных стандартов, учащимся, для получения требуемого уровня образования. [1, с. 61]
Учебно-исследовательская деятельность — это деятельность, целью которой является образовательный результат и направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. [2, с. 254] Главное здесь не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть затем использованы в исследовании любой сложности и тематики.
Мы хотим поделиться своим опытом организации в объединении «Юный натуралист», «Друзья природы» научно-исследовательской деятельности. Научно-исследовательской деятельностью в объединении мы занимаемся 5-й год. На базе нашего «Живого уголка» можно найти множество тем для научно-исследовательской деятельности. У нас живут звери, птицы, рыбы, амфибии, головоногие, насекомые. Наблюдая за детьми, мы стараемся распознать, кто пришел в объединение просто пообщаться с такими же любителями животных, как и они сами, а кто способен, как говориться — «двигать науку». Приведу несколько факторов, которые способствуют организации научного исследования и его успешного завершения. [3, с. 51]
Педагоги должны вызвать активный интерес к процессу исследования и его способам, содержанию деятельности. Это приводит к созданию устойчивых познавательных интересов и формированию мотивации к познанию.
Особое значение имеет правильный выбор темы для будущего исследования. Это ответственная работа, и ответственность ложится на руководителя. Правильная постановка темы — половина залога успеха исследования. Тема должна быть научной, иметь доступную базу изучения для юного исследователя, быть интересной автору и соответствовать его возрасту, желательно иметь перспективу развития работы. Важно увлечь учащихся самим процессом творчества.
Учащийся должен сам непосредственно заниматься исследованием: проводить опыты, фиксировать и записывать результаты исследования, делать выводы, видеть перспективу на дальнейшую работу. Тогда, представляя свою работу на научно-практических конференциях, он правильно ответит на все вопросы судейской коллегии, не будет «плавать», не даст себя запутать.
Учащийся должен быть еще и немного артистом: рассказывать о своей работе эмоционально, не проглатывать слова и слоги, говорить четко, громко и с уверенностью.
Помощь родителей: родители активно принимают участие в исследовании: помогают проводить опыты, делать презентацию, писать доклады, присутствуют на конференции в качестве зрителей и болельщиков, сидят на пульте в презентации, сопереживают во временных неудачах и искренне радуются в случае успеха!
Если все эти условия соблюдаются, то исследовательская работа выиграет и запомнится.
Важно: не сдерживать инициативы детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.
Основные термины(генерируются автоматически): исследовательская работа, научно-исследовательская деятельность, исследовательская деятельность, конференция, место, мучной хрущак, работа, София, учащийся.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с постановкой воспитательной работы в учебных заведениях профессионального образования. Воспитательная работа в учреждениях НПО направлена на становление личности. Поддержать и развить Человека в человеке, ...
Данная статья описывает итоги сотрудничества двух школ г. Новокузнецка в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся — создание конкурса проектных работ «От идеи к действию». Для читающего представлен опыт и результаты становления Ко...
В статье рассматривается значение театрализованной деятельности в детском саду и ее влияние на развитие творческого потенциала и творческой направленности ребенка. Описываются требования к организации такой деятельности в раннем детстве. Автор статьи...
В статье представлены теоретические основы, задачи и методы профориентационной работы в начальной школе, а также результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе одного из муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений города Н...
В статье описан опыт работы педагогов ДОО по реализации программы экологического образования. Делается акцент на то, что данный процесс возможно осуществлять в разных видах детской деятельности: в игровой, трудовой, творческой, исследовательской, поз...
В статье рассматривается организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в начальной школе. Авторы описывают методы и подходы к данной форме обучения, которая способствует развитию познавательных интересов, навыков самостоятельной раб...
В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт рабо...
Статья посвящена проблеме обучения студентов технологического образования научной деятельности в рамках учебно-исследовательской работы. Рассматриваемые проблемы соответствующего уровня современного научно-технического прогресса, способствует в выраб...
В статье ставится задача рассмотрения сопровождения одаренности студентов в процессе организации научной и образовательной среды в вузе. Автор уделяет особое внимание творческой одаренности молодежи, а также освещает проблему привлечения студентов к ...
В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...
В статье рассматриваются вопросы, связанные с постановкой воспитательной работы в учебных заведениях профессионального образования. Воспитательная работа в учреждениях НПО направлена на становление личности. Поддержать и развить Человека в человеке, ...
Данная статья описывает итоги сотрудничества двух школ г. Новокузнецка в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся — создание конкурса проектных работ «От идеи к действию». Для читающего представлен опыт и результаты становления Ко...
В статье рассматривается значение театрализованной деятельности в детском саду и ее влияние на развитие творческого потенциала и творческой направленности ребенка. Описываются требования к организации такой деятельности в раннем детстве. Автор статьи...
В статье представлены теоретические основы, задачи и методы профориентационной работы в начальной школе, а также результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе одного из муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений города Н...
В статье описан опыт работы педагогов ДОО по реализации программы экологического образования. Делается акцент на то, что данный процесс возможно осуществлять в разных видах детской деятельности: в игровой, трудовой, творческой, исследовательской, поз...
В статье рассматривается организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в начальной школе. Авторы описывают методы и подходы к данной форме обучения, которая способствует развитию познавательных интересов, навыков самостоятельной раб...
В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт рабо...
Статья посвящена проблеме обучения студентов технологического образования научной деятельности в рамках учебно-исследовательской работы. Рассматриваемые проблемы соответствующего уровня современного научно-технического прогресса, способствует в выраб...
В статье ставится задача рассмотрения сопровождения одаренности студентов в процессе организации научной и образовательной среды в вузе. Автор уделяет особое внимание творческой одаренности молодежи, а также освещает проблему привлечения студентов к ...
В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...