Организация научно-исследовательской деятельности в дополнительном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (537) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 23.09.2024

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Калинникова, С. Н. Организация научно-исследовательской деятельности в дополнительном образовании / С. Н. Калинникова, О. А. Воронкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 38 (537). — С. 235-237. — URL: https://moluch.ru/archive/537/117656/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются особенности организациинаучно-исследовательской работы в объединениях «Юный натуралист» и «Друзья природы» Дворца (детского) юношеского творчества г. Пензы. Авторы описывают шаги, которые необходимо предпринять для организации научно-естественных исследований, о мотивации учащихся, о выступлениях учащихся на учережденческих, городских и областных научно-практических конференциях, рассмотрен процесс реализации исследовательской деятельности.

Ключевые слова: исследование, исследовательская деятельность, ведение исследования.

Задача педагога дополнительного образования, используя различные формы и методы, организовать образовательный процесс так, чтобы каждый ребенок чувствовал свою успешность и интеллектуальную состоятельность.

Современная действительность показывает, что навыки творческой и исследовательской деятельности сегодня нужны всем: педагогам для организации занятий на основе новых государственных стандартов, учащимся, для получения требуемого уровня образования. [1, с. 61]

Учебно-исследовательская деятельность — это деятельность, целью которой является образовательный результат и направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. [2, с. 254] Главное здесь не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть затем использованы в исследовании любой сложности и тематики.

Мы хотим поделиться своим опытом организации в объединении «Юный натуралист», «Друзья природы» научно-исследовательской деятельности. Научно-исследовательской деятельностью в объединении мы занимаемся 5-й год. На базе нашего «Живого уголка» можно найти множество тем для научно-исследовательской деятельности. У нас живут звери, птицы, рыбы, амфибии, головоногие, насекомые. Наблюдая за детьми, мы стараемся распознать, кто пришел в объединение просто пообщаться с такими же любителями животных, как и они сами, а кто способен, как говориться — «двигать науку». Приведу несколько факторов, которые способствуют организации научного исследования и его успешного завершения. [3, с. 51]

  1. Педагоги должны вызвать активный интерес к процессу исследования и его способам, содержанию деятельности. Это приводит к созданию устойчивых познавательных интересов и формированию мотивации к познанию.
  2. Особое значение имеет правильный выбор темы для будущего исследования. Это ответственная работа, и ответственность ложится на руководителя. Правильная постановка темы — половина залога успеха исследования. Тема должна быть научной, иметь доступную базу изучения для юного исследователя, быть интересной автору и соответствовать его возрасту, желательно иметь перспективу развития работы. Важно увлечь учащихся самим процессом творчества.
  3. Учащийся должен сам непосредственно заниматься исследованием: проводить опыты, фиксировать и записывать результаты исследования, делать выводы, видеть перспективу на дальнейшую работу. Тогда, представляя свою работу на научно-практических конференциях, он правильно ответит на все вопросы судейской коллегии, не будет «плавать», не даст себя запутать.
  4. Учащийся должен быть еще и немного артистом: рассказывать о своей работе эмоционально, не проглатывать слова и слоги, говорить четко, громко и с уверенностью.
  5. Помощь родителей: родители активно принимают участие в исследовании: помогают проводить опыты, делать презентацию, писать доклады, присутствуют на конференции в качестве зрителей и болельщиков, сидят на пульте в презентации, сопереживают во временных неудачах и искренне радуются в случае успеха!

Если все эти условия соблюдаются, то исследовательская работа выиграет и запомнится.

Важно: не сдерживать инициативы детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.

C:\Users\111\Desktop\1637928655010.jpg

В 2021 году мы проводили опыты над большим мучным хрущаком, который обитает в нашем «Живом уголке». Узнав их источников в интернете, что он может поедать пенопласт, предложили ему питаться только пенопластом, который он съел и при этом размножился. Дети наблюдали, фиксировали этапы. В докладчики была выбрана Мышинскую Софию, она была больше всех заинтересована исследованием. В итоге София с этой работой заняла 1 место в региональном этапе Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды «Открытия 2030» и 3 место на городской конференции школьников.

В 2022 году проводили зимнее исследование населения водных беспозвоночных в пруду на территории ДД(Ю)Т. В конце ноября мы всей группой отправились на пруд с оборудованием: сачки, банки, скребки, термометр. Набрали в банки ил из пруда, принесли в кабинет и нашли в иле 12 видов беспозвоночных. Определили по справочнику, описали, сфотографировали. Из всех ребят в докладчики был выбран Тимофея Жукова. Он выделялся большей заинтересованностью процессом. так как он увлекается насекомыми, имеет дома большую коллекцию насекомых, которую сам собрал. Жуков Тимофей занял первое место на научно-практической конференции в ДДЮ)Т и 2 место на области. Еще один мальчик Малышев Радомир тоже занял почетное 2 место в другой номинации с работой «Насекомые — альтернативные источники белка» (был опять задействован большой мучной хрущак). Так что мы продолжаем работать в этом направлении. В 2023 году Жуков Тимофей (исследовательская работа «Изучение многообразия жесткокрылых поймы реки Мокши»), Малышев Радомир (исследовательская работа: «Красноухая черепаха–это милый домашний питомец, или один из самых опасных инвазивных видов?», Чублуков Глеб (исследовательская работа: «Цыплята из холодильника», заняли на всех городских, областных научно-практических конференциях призовые места.

В 2024 году четыре человека заявили, что хотели заняться исследованием. Малышев Радомир (исследовательская работа: «Ласки заплетают гривы лошадям. Миф или реальность?»), Жуков Тимофей (исследовательская работа: «Видовое разнообразие стрекоз поймы реки Мокши», Антонова Ксения (исследовательская работа: «Выведение птенцов из яиц дикой утки в самодельном инкубаторе, адаптация их в природе и выпуск на свободу», Алексеева Василиса (исследовательская работа: «Возможность содержания улиток Караколус в качестве домашних питомцев». Темы выбирали сами. Исследования проводили во время летних каникул. Им помогали родители. Моя задача была скорректировать исследовательские работы, выслушать доклады, объяснить на чем акцентировать внимание, просмотреть презентации, указать на ошибки, подать заявки.

И на этот раз все четыре работы учащихся объединения «Юный натуралист» на городских и областных научно-практических конференциях были высоко оценены судьями и собрали весь почетный пьедестал. А для ребят это подтверждение значимости своей работы, дальнейшие перспективы работать по выбранному направлению, радость победы. Поэтому участие в конкурсах и конференции, обсуждение представленных работ служит основой для развития рефлексии по поводу собственного исследовательского опыта.

Научно-исследовательская деятельность предоставляет учащимся наиболее благоприятные условия для развития мышления, интуиции, воображения; помогает «запустить» механизм самообразования, самореализации; создает высокую мотивацию познавательной деятельности; формирует черты творческой личности [4, с. 76]. Полученные знания и умения помогают сориентироваться в дальнейшей жизни и несомненно повлияют на выбор профессии.

Потребность общества в людях, которые умеют творчески подойти к любому вопросу, со временем будет, несомненно, только возрастать. Формированию именно таких умений и способствует исследовательская деятельность.

Литература:

  1. Вихорева, О. А. Исследовательская деятельность старшеклассников в условиях дополнительного образования детей: теоретико-методологический аспект: монография. — Челябинск: Изд. центр «Уральская Академия», 2008. С. 61.
  2. Гайсина, Р. С. Некоторые аспекты организации исследовательской деятельности младших школьников [Текст] / Р. С. Гайсина, А. Р. Насырова // Электронный научный журнал. — 2015. — № 1 (1). –С. 264
  3. Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуально-творческого развития [Текст] / Е. И. Долян // Наука и современность. — 2014. — № 31. — С. 51
  4. Семенова, Н. А. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст]: методическое пособие / Н. А. Семенова. Томск: Изд-во ФГУ «Томский ЦНТИ», 2007. 76 с.
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская работа, научно-исследовательская деятельность, исследовательская деятельность, конференция, место, мучной хрущак, работа, София, учащийся.


Ключевые слова

исследовательская деятельность, исследование, ведение исследования

Похожие статьи

Воспитательная работа в учреждениях НПО

В статье рассматриваются вопросы, связанные с постановкой воспитательной работы в учебных заведениях профессионального образования. Воспитательная работа в учреждениях НПО направлена на становление личности. Поддержать и развить Человека в человеке, ...

Региональный конкурс проектных работ учащихся «От идеи к действию»: площадка для обсуждения творческих идей и способов их реализации

Данная статья описывает итоги сотрудничества двух школ г. Новокузнецка в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся — создание конкурса проектных работ «От идеи к действию». Для читающего представлен опыт и результаты становления Ко...

Организация театрализованной деятельности с детьми раннего возраста

В статье рассматривается значение театрализованной деятельности в детском саду и ее влияние на развитие творческого потенциала и творческой направленности ребенка. Описываются требования к организации такой деятельности в раннем детстве. Автор статьи...

Организация разных видов деятельности детей в процессе экологического образования (из опыта работы педагога)

В статье описан опыт работы педагогов ДОО по реализации программы экологического образования. Делается акцент на то, что данный процесс возможно осуществлять в разных видах детской деятельности: в игровой, трудовой, творческой, исследовательской, поз...

Организация проектной и исследовательской деятельности в начальной школе: методы и подходы

В статье рассматривается организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в начальной школе. Авторы описывают методы и подходы к данной форме обучения, которая способствует развитию познавательных интересов, навыков самостоятельной раб...

Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт рабо...

Учебно-исследовательская работа студентов технологического образования инженерно-педагогического профиля

Статья посвящена проблеме обучения студентов технологического образования научной деятельности в рамках учебно-исследовательской работы. Рассматриваемые проблемы соответствующего уровня современного научно-технического прогресса, способствует в выраб...

Реализация деятельностного подхода в организации научно-исследовательской деятельности студентов — участников инновационных процессов высшей школы

В статье ставится задача рассмотрения сопровождения одаренности студентов в процессе организации научной и образовательной среды в вузе. Автор уделяет особое внимание творческой одаренности молодежи, а также освещает проблему привлечения студентов к ...

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ

В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...

Научно-техническое творчество студентов в парадигме современного среднего образования

В статье автор даёт определение научно-техническому творчеству учащихся, приведён краткий анализ понятия «творчество» с точки зрения философии. Раскрываются основные черты научно-технической деятельности молодёжи, её актуальности в свете изменения со...

Похожие статьи

Воспитательная работа в учреждениях НПО

В статье рассматриваются вопросы, связанные с постановкой воспитательной работы в учебных заведениях профессионального образования. Воспитательная работа в учреждениях НПО направлена на становление личности. Поддержать и развить Человека в человеке, ...

Региональный конкурс проектных работ учащихся «От идеи к действию»: площадка для обсуждения творческих идей и способов их реализации

Данная статья описывает итоги сотрудничества двух школ г. Новокузнецка в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся — создание конкурса проектных работ «От идеи к действию». Для читающего представлен опыт и результаты становления Ко...

Организация театрализованной деятельности с детьми раннего возраста

В статье рассматривается значение театрализованной деятельности в детском саду и ее влияние на развитие творческого потенциала и творческой направленности ребенка. Описываются требования к организации такой деятельности в раннем детстве. Автор статьи...

Организация разных видов деятельности детей в процессе экологического образования (из опыта работы педагога)

В статье описан опыт работы педагогов ДОО по реализации программы экологического образования. Делается акцент на то, что данный процесс возможно осуществлять в разных видах детской деятельности: в игровой, трудовой, творческой, исследовательской, поз...

Организация проектной и исследовательской деятельности в начальной школе: методы и подходы

В статье рассматривается организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в начальной школе. Авторы описывают методы и подходы к данной форме обучения, которая способствует развитию познавательных интересов, навыков самостоятельной раб...

Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт рабо...

Учебно-исследовательская работа студентов технологического образования инженерно-педагогического профиля

Статья посвящена проблеме обучения студентов технологического образования научной деятельности в рамках учебно-исследовательской работы. Рассматриваемые проблемы соответствующего уровня современного научно-технического прогресса, способствует в выраб...

Реализация деятельностного подхода в организации научно-исследовательской деятельности студентов — участников инновационных процессов высшей школы

В статье ставится задача рассмотрения сопровождения одаренности студентов в процессе организации научной и образовательной среды в вузе. Автор уделяет особое внимание творческой одаренности молодежи, а также освещает проблему привлечения студентов к ...

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ

В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...

Научно-техническое творчество студентов в парадигме современного среднего образования

В статье автор даёт определение научно-техническому творчеству учащихся, приведён краткий анализ понятия «творчество» с точки зрения философии. Раскрываются основные черты научно-технической деятельности молодёжи, её актуальности в свете изменения со...

Задать вопрос