В статье представлены теоретические основы, задачи и методы профориентационной работы в начальной школе, а также результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе одного из муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений города Набережные Челны. Полученные результаты демонстрируют положительную динамику в формировании у младших школьников представлений о профессиях и трудовых качествах, что подтверждает эффективность разработки и внедрения краеведческо-профориентационных программ.
Ключевые слова: профориентация, младшие школьники, история родного края, краеведение, профессиональное самоопределение, образовательный процесс, начальная школа, педагогические условия, экспериментальная работа.
Профориентация младших школьников — это важный этап в системе образования, который направлен на формирование у детей представлений о мире профессий и трудовых действиях [4, с. 35]. Процесс включает в себя знакомство с многообразием профессий, развитие осознания ценности труда и воспитание уважения к разным видам деятельности. В рамках начальной школы профориентация имеет особое значение, так как именно на этой стадии закладываются основы профессионального самоопределения.
Младшие школьники находятся на этапе активного познания окружающего мира, в том числе через различные виды деятельности, включая трудовую. В связи с этим, важно, чтобы профориентационная работа была организована с учетом возрастных особенностей детей, их стремления к новым знаниям и умениям, а также способности к восприятию и оценке социальной значимости труда. Важно помнить, что в младшем школьном возрасте дети не всегда могут осознать свой будущий профессиональный путь, однако правильная организация образовательного процесса может значительно повлиять на их выбор в дальнейшем.
Профориентация младших школьников должна начинаться с формирования базовых знаний о профессиях. Знакомство с профессиями и трудовыми действиями через игровые методы, экскурсии, беседы о значимости труда, участие в различных проектах позволяет детям не только узнать о многообразии профессий, но и начать осознавать свою роль в обществе. На этом этапе важно развивать у детей такие качества, как трудолюбие, ответственность и стремление к развитию.
Изучение истории родного края имеет важное значение в процессе профориентации младших школьников. Краеведение помогает детям лучше понять свою историческую и культурную принадлежность, а также способствует расширению представлений о различных профессиях и сферах деятельности, существующих в их родном регионе.
Программа краеведения в начальной школе должна включать элементы локальной истории, знакомство с историей родных городов, деревень и регионов, а также с традиционными профессиями, которые когда-то были востребованы в данной местности, обучение о местных ремеслах, особенностях сельского и городского труда, а также о том, какие профессии востребованы в регионе в современности [2, с. 61].
Кроме того, уроки краеведения могут стать эффективным инструментом для воспитания патриотизма и чувства гордости за родной край. Знание истории региона помогает детям осознать, как различные профессии влияли на развитие их малой Родины, как труд людей способствовал процветанию и развитию местной экономики.
Для младших школьников необходимо предлагать задания, которые помогают освоить не только знания об истории, но и практические навыки, которые могут быть полезными для выбора профессии. Например, исследования локальных традиций, экскурсии в местные музеи, встречи с представителями различных профессий региона, участие в творческих проектах.
Для эффективной профориентации младших школьников в процессе изучения истории родного края важно использовать разнообразные методы и приемы, которые способствуют активному вовлечению детей в процесс познания и формирования профессиональных ориентаций.
Игровые методы — это важнейший элемент обучения в младшем школьном возрасте. Использование профориентационных игр позволяет детям не только узнать о профессиях, но и почувствовать себя в роли различных специалистов, что способствует развитию интереса к конкретным профессиям. Например, можно провести игру, в которой дети будут разыгрывать сцены из профессиональной деятельности, основанные на исторических событиях их края [2, с. 93].
Экскурсии и поездки — посещение исторических мест, музеев, фабрик, заводов или предприятий, связанных с историей региона, дает школьникам возможность увидеть реальные примеры профессий, с которыми они могут столкнуться в будущем. Важность таких экскурсий заключается в том, что дети могут увидеть работу различных профессий в реальной жизни и понять их значимость для экономики региона.
Проектная деятельность — дети могут заниматься проектами, связанными с историей их родного края, исследовать традиционные профессии и современные направления деятельности в своем регионе. Например, проект, посвященный исследованию исторических профессий (кузнец, гончар, ремесленник), может стать отправной точкой для осознания детьми важности таких профессий для развития их родного края.
Работа с экспертами — организация встреч с людьми разных профессий, которые смогут поделиться своим опытом и рассказать о специфике своей работы, сыграет важную роль в формировании у школьников более полного представления о мире профессий. Эксперты могут рассказать не только о профессиях, но и о том, как эти профессии развивались в их регионе.
Интерактивные задания — использование современных технологий для обучения, таких как виртуальные экскурсии, онлайн-платформы, ресурсы для самостоятельных исследований, также становится важным инструментом в процессе профориентации. Младшие школьники могут самостоятельно исследовать, какие профессии востребованы в их регионе, что способствует формированию активной жизненной позиции [5, с. 148].
Профориентационная работа в начальной школе должна строиться на основе разнообразных подходов и методик, которые развивают интерес детей к профессиям, а также способствуют их активному участию в процессе обучения. Интеграция краеведения и профориентации помогает формировать у школьников целостное восприятие мира профессий, связанное с их родным краем, что в свою очередь способствует более осознанному выбору профессии в будущем. Изучение истории родного края является эффективным инструментом в профориентационной работе, так как помогает детям развивать понимание значения труда и профессий в контексте их региона.
Для исследования профориентации младших школьников в процессе изучения истории родного края была проведена опытно-экспериментальная работа на базе одного из муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений города Набережные Челны. В исследовании приняли участие обучающиеся 3 А класса (ЭГ) и 3 Б класса (КГ). В каждой группе было по 27 человек.
На констатирующем этапе был сделан вывод о том, что большая часть обучающихся имеет низкий уровень сформированности профессионального самоопределения. Младшие школьники имеют небольшое количество знаний о профессиях, предметах труда, качествах, необходимых в той или иной профессии, не всегда ответственно и активно подходят к выполнению поручению.
На формирующем этапе исследования — с ноября 2023 года по апрель 2024 года — нами была организована работа по профориентации детей ЭГ, основу которой составляло изучение истории родного края — Республики Татарстан и города Набережные Челны. Нами был разработан план мероприятий по профориентационной работе с младшими школьниками по изучению истории родного края. Занятия проводились один раз в неделю во внеурочной деятельности. Всего было проведено 10 занятий. Занятия, направленные на профориентацию младших школьников, включают разнообразные формы работы и исследования профессий. В начале ноября проводится беседа, в ходе которой учащиеся знакомятся с основами профориентации, обсуждают роль профессий в жизни человека и родного края, изучают такие специальности, как врач, учитель, инженер и другие. В середине месяца ученики исследуют историю родного края, знакомятся с традиционными ремеслами, такими как кузнечное дело и плотничество, через работу с краеведческими материалами и интерактивные карты.
Затем, в ноябре, учащиеся изучают актуальные профессии в Набережных Челнах, определяют востребованные специальности и их особенности, работая в группах над созданием плакатов с описанием профессий. В конце месяца планируется экскурсия на предприятие КАМАЗ, где дети смогут увидеть рабочие процессы, поговорить с сотрудниками и узнать о профессиях, таких как механик и сварщик.
В следующем месяце проходят встречи с местными специалистами, на которых дети могут задать вопросы и узнать о профессиях из первых уст. Также учащиеся знакомятся с традиционными ремеслами через мастер-классы, а в декабре обсуждают важность социальных профессий, таких как психолог и педагог, с помощью бесед и групповых проектов. Экскурсии на предприятия, такие как «Агросила-Молоко», знакомят детей с профессиями агрономов, зоотехников и фермеров.
В январе проводятся игры, направленные на развитие представлений о профессиях, а также в феврале организуются встречи с родителями, чтобы учащиеся узнали о профессиях своих семей. В конце февраля и начале марта планируются интеллектуальные игры и внеклассные мероприятия, на которых дети подводят итоги и делятся своими впечатлениями. Также готовится выставка профессий, на которой дети представляют проекты, проделанные в ходе занятий, и приглашают родителей и членов сообщества для обсуждения и обратной связи.
Ранняя профориентация детей характеризуется в основном выявлением сферы интересов обучающихся и обогащением этой сферы знаниями о новых профессиях. В начальной школе создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно. Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.
В ходе занятий нами были использованы различные методы и приемы, позволяющие младшим школьникам стать активными субъектами в процессе знакомства с миром профессий и труда, который есть в регионе: игры, проекты, экскурсии на предприятия города Набережные Челны.
На контрольном этапе исследования был сделан вывод о том, что у обучающихся, входивших в экспериментальную группу, уровень сформированности представлений о многообразии профессий, предметах труда, необходимых в различных профессиях, качествах, необходимых представителям разных профессий, а также уровень ценностного отношения к общественному труду, уровень заинтересованности в изучении мира профессий имеют значительную положительную динамику, что свидетельствует о повышении уровня сформированности профессионального самоопределения. Результаты нашего исследования проиллюстрированы на рисунках 1–3.
Рис. 1. Результаты диагностического исследования по методике «Знаешь ли ты профессии?» (Е. А. Доренбуш) на контрольном этапе
Рис. 2. Результаты диагностического исследования по методике «Мотивы выбора профессии» (Р. В. Овчарова) на контрольном этапе
Рис. 3. Результаты диагностического исследования уровня профориентации у младших школьников на контрольном этапе
В контрольной группе видны лишь незначительные результаты, связано это с тем, что в период опытно-поискового исследования с ними не велась никакая специально организованная работа по повышению уровня сформированности представлений о многообразии профессий, предметах труда, необходимых в различных профессиях, качествах, необходимых представителям разных профессий, а также по повышению уровня ценностного отношения к общественному труду и уровня заинтересованности в изучении мира профессий.
Таким образом, полученные результаты доказывают эффективность разработанной и апробированной нами программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения младших школьников.
Литература:
1. Ажиев, А. В. Формы и методы формирования представлений о мире профессий у детей младшего школьного возраста / А. В. Ажиев, З. И. Гадарбошева. // Социальная работа: современные проблемы и технологии. — 2020. — № 2. — С. 22–36.
2. Волков, Б. С. Выбираем профессию. Основы профориентации / Б. С. Волков. — М.: Говорящая книга, 2020. — 304 c.
3. Мошелла Д. Путеводитель по цифровому будущему: отрасли, организации и профессии / Дэвид Мошелла; перевод с английского: [Л. Русу]. ‒ Москва: Альпина Паблишер, 2020. ‒ 214 с.
4. Степанов, В. Г. Профориентация / В. Г. Степанов. — М.: Академический проект, 2022. — 448 c.
5. Столяренко, Л. Д. Детская психодиагностика и профориентация. Учебное пособие / Л. Д. Столяренко. — М.: РГ-Пресс, 2021. — 868 c.