Экологическое воспитание учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 27.01.2015

Статья просмотрена: 415 раз

Библиографическое описание:

Солодянкина, Т. В. Экологическое воспитание учащихся / Т. В. Солодянкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 846-848. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15248/ (дата обращения: 16.11.2024).

Главная задача школьного учителя географии, заключается в обеспечении современного качества географического образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, готовности и способности молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственную успешную жизнедеятельность, так и за благополучное, устойчивое развитие общества. Поэтому выбранная нами методическая тема звучит так: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время с целью формирования социально-адаптированной культурной личности».

В целях активизации познавательной деятельности применяем межпредметные связи. Они способствуют развитию у школьников аналитического мышления, т. е. умения сопоставлять, сравнивать, систематизировать, обобщать, делать выводы и отстаивать свою точку зрения

В результате многолетнего опыта работы создана богатая творческая лаборатория. В кабинете собран и систематизирован разнообразный дидактический материал по всем разделам и темам курсов физической и социально-экономической географии: задания в тестовой форме для тематического контроля знаний, умений и навыков учащихся, дифференцированные задания для контрольных работ, инструкции для проведения практических работ, материалы для подготовки к ЕГЭ. Имеются методические разработки уроков и внеклассных мероприятий, материалы по краеведению и географии Республики Татарстан, творческие работы учащихся (рефераты, рисунки, кроссворды, компьютерные презентации). Имеется богатая библиотека, содержащая психолого-педагогическую, методическую, научно-популярную, справочную и энциклопедическую литературу.

Важнейшей задачей современной школы является воспитание всесторонне развитой образованной личности, осознающей себя неразрывной частью природы и ответственным за судьбу планеты. В экологическом образовании изучение взаимосвязей между природой и обществом является основным направлением, тогда как и для географической науки это традиционное направление исследований, поэтому в своей внеурочной работе с детьми выбрала экологическое направление.

Воспитание истинного друга природы, рачительного его хозяина — приоритетная задача и на уроках географии, и во внеклассных мероприятиях. Во внеурочной деятельности учащихся по предмету поддерживаем интерес к предмету, стремление к познанию, развиваем творческие способности детей. Неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса является внеурочная деятельность, которая осуществляется в двух направлениях:

-        —работа с одаренными детьми, исследовательская деятельность, творческие конкурсы и проекты;

-        —работа с детьми по интересам, экологический кружок «Друзья природы», модифицированная программа «Исследователи природы».

Модифицированная программа для старших классов «Исследователи природы» утверждена ФГБОУ ВПО «Набережночелнинским институтом социально-педагогических технологий и ресурсов» рецензирована, составлена с учетом возраста и интересов учащихся старших классов.Для них более интересны темы глобального масштаба, экспериментально — исследовательского характера, вопросы безопасной еды, утилизации мусора и другие. Исследуя эту проблему, ученица 11А класса Тинчурина Лилия выступила на Х международной конференции молодых ученых в городе Казани по теме «Здоровое питание школьников» в Казанском государственном технологическом университете и стала лауреатом. Учащиеся не только вносят весомый практический вклад в дело оздоровления окружающей среды города, но и развивают свои творческие способности путем вовлечения их в учебно-исследовательскую деятельность. Ежегодно с результатами своей работы учащиеся выступают на региональной научно-практической конференции «Экология, город и мы», проводи Управлением образования и Детским эколого-биологическим центром № 4 города Набережные Челны, городской научно-практической конференции учащихся «Ломоносовские чтения», организованной Управлением образования и Городским дворцом творчества детей и молодежи. Принимают участие в Х Международной конференции молодых ученых «Пищевые технологии и биотехнологии», организованной Казанским Государственным Технологическим университетом.

Работа с детьми по интересам приводит к созданию различных выставок, конкурсов. Обобщением такой работы является школьный конкурс презентаций «Современная география». Лучшие работы представляются на конференциях, конкурсах школьного, муниципального, регионального уровня. Организацию исследовательской деятельности учащихся, изучение родного края считаю одним из ключевых направлений своей внеурочной деятельности для стимулирования учащихся. Кроме того, для самого ребенка — это еще и возможность самовыражения, что особенно важно в подростковом возрасте. Количество заинтересованных научно-исследовательской и проектной деятельностью ребят растет.

Ежегодно участвуем в международной акции «Марш парков» и сотрудничаем с Федеральным государственным учреждением «Национальный парк «Нижняя Кама». Именно в эти дни проходят мероприятия в защиту природы по разным направлениям: трудовые, просветительские и праздничные. Проводимые мною традиционные средники и субботники в микрорайоне, лесопарковой зоне, Национальном парке «Нижняя Кама» помогают сохранить природу. Организованные экологические конкурсы дают возможность определения талантливых ребят.

Сотрудничество с Детским эколого-биологическим центром позволяет разнообразить экологическую работу, поддерживает новые инициативы, способствует развитию творческой фантазии. Спланированные мной экологические акции высоко оценены центром, что подтверждают благодарственные письма.

Сотрудничество с Городским дворцом творчества детей и молодежи позволяет участвовать в различных научно-практических конференциях, поддерживает новые инициативы, способствует развитию творческой фантазии. Выступление педагога и учащихся высоко оценены центром, что подтверждают благодарственные письма.

Ежегодно в рамках акции «Птицы» участвуем в организации и проведении следующих мероприятий:

-        4–5 октября — Международные Дни наблюдения птиц;

-        «Помогите зимующим птицам»;

-        «Добро пожаловать, скворцы!».

Принимаем участие в конкурсе проектов «Покормите птиц», организованном Федеральным государственным учреждением «Национальный парк «Нижняя Кама» и в экологической операции «Птичья столовая». В конкурсах проектов «Покормите птиц!» стали лауреатами, конкурсе кормушек «Кормушка из вторичного сырья», «Скворечников» стали призерами обучающиеся и мне, как руководителю, выражена благодарность.

В рамках экологической операции «Белая береза» и «Первоцвет» мы стали победителями в номинации «Лучший знаток на полянке». Активно принимаем участие в экологической акции «Городской парк», «Елочка»: проводим рейды, субботники, результаты нашей работы отмечены Почетной грамотой от министерства экологии и природных ресурсов РТ. Почётной Грамотой Управления образования Исполнительного комитета г. Набережные Челны. Городская эколого-познавательная программа «Экологический экспресс» состоит из разных этапов, которые проводятся в течение года. За активное участие команда награждена грамотой.

Экологическое образование и воспитание учащихся, практический вклад в оздоровление окружающей природной среды отмечены Почетной грамотой от управления образования за значительный вклад в экологическое образование и воспитание подрастающего поколения, активное участие в городских и региональных мероприятиях.

Культурная всесторонне развитая личность должна знать свой край, любить свою Родину. Поэтому важное место в работе занимает работа краеведческого направления. Активное участие в историко-краеведческой интеллектуальной игре «Имею право» отмечено грамотой первой степени.

Экологический отряд школы вносит посильный вклад в деле оздоровления окружающей среды, благоустройстве территории. Дети не только выполняют экологическую работу, но и начинают чувствовать ответственность за сохранение природы, становятся сами пропагандистами идеи чистой планеты. Вклад экологического отряда школы в оздоровлении окружающей среды не раз отмечен грамотами и благодарственными письмами Исполнительного комитета города Набережные Челны. Муниципального автономного учреждения «Центр трудоустройства учащихся и студенческой молодежи», УК «Махалля».

Основные термины (генерируются автоматически): работа, активное участие, Национальный парк, управление образования, экологическое образование, внеурочная деятельность, Детский эколого-биологический центр, Почетная грамота, творческая фантазия, Федеральное государственное учреждение.


Задать вопрос