Готовность учащихся к учебно-исследовательской работе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кабалоев, З. В. Готовность учащихся к учебно-исследовательской работе / З. В. Кабалоев. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/91/ (дата обращения: 17.12.2024).

Организация учебно-исследовательской деятельности в школе – бурно развивающееся направление современного школьного образования, ставшее в последнее время объектом пристального внимания не только в учительской практике, но и в педагогической науке.

Перед современной школой стоит задача формирования творческой, разносторонне развитой личности. Творчество немыслимо без познавательной активности. В нашей работе мы рассматриваем организацию исследовательской деятельности учащихся как одно из важных условий развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.

Образовательная программа формирования интеллектуальных, исследовательских и общеучебных умений и навыков (1-11классы), разрабатываемая и реализуемая в МОУ СОШ п. Верхний Фиагдон, направлена на развитие у детей системного мышления и формирование целостной картины мира, развитие способностей к постановке и решению проблем, способностей к пониманию других людей и самого себя.

Учебная деятельность построена таким образом, чтобы ученик находился в позиции исследователя, открывающего с помощью учителя и своих одноклассников законы окружающего мира. Применение метода открытия сочетается с использованием разнообразных приемов творческого обучения, как наиболее естественной и продуктивной формы познания.

Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность осуществляется: на уроках, в системе дополнительного образования, а также в кружках. Такой подход оказывается весьма эффективным. Реализация проектной и исследовательской деятельности становится возможной в рамках разнообразных форм образовательной деятельности на базе школы, поскольку как на уроках, так и в рамках дополнительного образования планируется создать разнообразные и комфортные условия для развития детей, реализации творческих способностей учащихся.

Возможности для раскрытия творческой индивидуальности детей и удовлетворения их разнообразных познавательных интересов, осуществляется также в ходе урока. В ходе подготовки домашнего задания это проведение наблюдений, постановка опыта, проблемный анализ текста, подготовка вопросов для дискуссии, анкеты, творческие работы. На уроках создаются проблемные ситуации, во время которых идет активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний и построения гипотезы.

В основной школе (5-9 классы) учащиеся вовлекаются в решение проблем разного характера и сложности. Ребята умеют решать проблемы и их ставить, рассматривая в разных плоскостях. Используются такие формы работы, как проведение круглого стола, написание статей различного типа, проведение полевых исследований, мини-конференций, чтений. Опыт такой работы, показывает, что в результате этого у большинства учащихся появляется интерес к более углубленному изучению предметов и отдельных тем, расширяется кругозор, поддерживается творческая атмосфера на уроках и в общении с детьми, стимулируется творческое отношение детей к действительности.

К старшему школьному возрасту (10-11 классы) дети выходят на уровень проведения серьезной самостоятельной научно-исследовательской работы. Самостоятельные исследования проводятся под руководством научного руководителя. Результаты своих работ дети представляют на ежегодных школьных конференциях, лучшие работы по результатам решения научно-методического совета школы рекомендуются для участия в областных и всероссийских конкурсах, фестивалях, форумах и конференциях.

Проанализировав, самостоятельные работы учащихся за десять лет в школе МОУ СОШ п. Верхний Фиагдон (учащиеся 9-11 классов) установлено, что профессиональный интерес учащиеся ставят на первое место 55%, интерес к предмету 33%, личностная самореализация 12%. Все работы старшеклассников выходили за рамки школьной программы по своему содержанию. Анализ исследовательских работ старшеклассников показывает, что учащиеся успешно переносят навыки исследовательского подхода к обучению за рамки школьной программы не только в сфере интересующих их предметов (40%), но и используют этот подход для осознания жизненных целей и решения жизненных задач и проблем (60%).

С 1992 года школу закончили с золотой и серебряной медалью 26 учеников. Каждый год 95% выпускников школы поступают в вузы республики Северной-Осетии и России.

Прослеживается динамика роста успеваемости в течении года по многим предметам учащихся, которые занимаются научно-исследовательской работой, активное участие этих детей во внеклассных мероприятиях, рост как в творческом, так и личностном плане. Отмечено, что учащиеся, занимавшиеся научно-исследовательской работой легко адаптируются в вузах, занимают общественные места.

К положительным результатам совместной работы следует отнести значительно возросший за последний год уровень представленных учащимися работ МОУ СОШ п. Верхний Фиагдон, участие большой группы ребят в городских, областных конференциях и всероссийских конкурсах, получение ими высокой оценки научного совета конкурса в виде призовых мест (дипломы 1, 2 и 3 степени, почетных грамот и т. д.).

В 2010 году победителями школьного тура Всероссийской олимпиады по общеобразовательным предметам стали 15 ребят, муниципального тура – 5 человек из Верхне Фиагдоской школы.

Призерами VIII Регионального конкурса молодых исследователей “Ступень в науку” стали ученица 9 класса Кубатиева Зарина (I-место, секция “Этнография”, рук. Каргинова Ф.К.), ученица 10 класса Чельдиева Фатима (II-место, секция “Краеведение”, рук. Джиоева Т.З.), и ученица 11 класса Дулаева Алина (II-место, секция “Химия”, рук. Кабалоев З.В.).

Ежегодно проводится школьная научно-практическая конференция в рамках недели науки. Опыт проведения конференции показывает, что ребята не только с большим интересом слушают выступления докладчиков, но и активно участвуют в обсуждении каждой представленной на конференцию работы. Подготовка к конференции требует четкой организации, поэтому проводятся как индивидуальные консультации с учащимися, так и с учителями руководителями ученических исследований (написание экспериментальной работы, аналитической части, оформлению работы, тезисов и доклада выступления на конференции), проводятся совещания с учителями.

Сложилась определенная система работы в течение года. В сентябре и октябре месяце предлагаются учащимся списки тем, по которым можно осуществлять поиск исследования. Школьник имеет право выбора руководителя и выбора темы. После обсуждения с руководителем плана исследования тема окончательно определяется и утверждается. Темы исследовательских проектов выбирают в основном интегрированные, междисциплинарные.

Анализ тем научно-поисковых работ школьников показывает, что они самые разнообразные и служат общей цели обучения в школе: воспитанию интеллектуально и эмоционально развитой личности, исповедующей здоровый образ жизни и способных к самоопределению на основе гуманистических установок. Поисковая деятельность направлена на более глубокое изучение программных вопросов. Материалы этих работ защищаются на научных сессиях. Часто практикуются выступления учеников 10-11, 8-9 классов на уроках по соответствующей тематике. Такая форма защиты научных работ проходит достаточно оживленно, докладчику задается много вопросов, происходит дискуссия, в которой школьнику необходимо показать умение слушать других и отстаивать свою позицию. Из общего количества тем работ защита в учебном классе составляет около 55%.

Анализируя учебно-исследовательскую деятельность учащихся видно, что приобщение детей к научной работе в условиях школы сразу решает несколько важных педагогических проблем: стимулирование интеллектуальной активности школьников; приобщение учащихся к самостоятельной творческой деятельности; развитие творческого потенциала личности; подготовка к вузовскому образованию; развитие познавательного интереса учащихся младших классов; реализация потребности в самоутверждении личности.

Творческий образовательный потенциал деятельности учащихся на уроках отражен в творческих достижениях на уроках и во внеурочное время в выполнении творческих работ.

На школьном уровне в 2010 году состоялось литературная гостиная “Сонеты Шекспира”. Игра проходила между 10 и 11 классом. А также литературые игры между 2-3 классом (по творчеству Агнии Барто) и 4-5 классами (по рассказам Драгунского).

Говоря о творческих успехах учащихся, хочется, конечно, сказать и о высоких достижениях команды “Кактуz” школы п. Верхний Фиагдон, руководителем интеллектуального клуба которого является учитель русского языка и литературы Каменева Наталья Николаевна.

Учащиеся школы п. Верхний Фиагдон не забывают и о своих товарищах, которые погибли во время теракта в школе № 1 г. Беслана. Учащимися 11 класса школы п. Верхний Фиагдон в 2010 году, со своим классным руководителем, Басаевой Викторией Славовной и учителем Каргиновой Фатимой Казбековной посетили школу, где произошла трагедия, и почтили минутой молчания, возложили цветы в спортзале школы, а также на мемориале в “Городе ангелов”.

Немаловажным в подготовке учащихся является, и создание профильного образования, которое существует в школе п. Верхний Фиагдон.

Число обучающихся, продолживших свое обучение в ВУЗах по профилю обучения в динамике по учебным годам составляет:

2007-2008 – 52%

2008-2009 – 41%

2009-2010 – 60%

Профильное образование – это целая система, где все взаимосвязано. Для ее эффективной работы, в школе п. Верхний Фиагдон работают подготовленные учителя высокого уровня, ведь основа нового образовательного "здания" - конечно, учитель. Имеются также специальные учебники, и лаборатории на современном уровне.

Следовательно, подобное обучение предполагает развитие учащихся. Знание таких показателей учащихся дает возможность педагогу конструировать образовательные программы и определить предмет контроля образовательных результатов.

Педагогу необходимо совершенствовать технологию обучения и помнить, что когда позволяется ученику самостоятельно что-то изобрести или открыть, развивается его творческая активность.

Основные термины (генерируются автоматически): класс, школа, работа, учащийся, дополнительное образование, исследовательская деятельность, научно-исследовательская работа, познавательная активность, Профильное образование, школьная программа.