Реализация целевой программы «Одарённые дети» как фактор формирования исследовательской культуры обучающихся малокомплектной сельской школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (485) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 21.09.2023

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Рослякова, Л. А. Реализация целевой программы «Одарённые дети» как фактор формирования исследовательской культуры обучающихся малокомплектной сельской школы / Л. А. Рослякова, Р. И. Шишкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 38 (485). — С. 56-57. — URL: https://moluch.ru/archive/485/106095/ (дата обращения: 21.11.2024).



Одаренные дети — это национальное достояние, все чаще мы слышим это с экранов телевизоров и читаем в средствах массовой информации, но понимают суть этих слов только те люди кто непосредственно работает с такими детьми в общем и дополнительном образовании, являясь массовыми по самой своей природе. Учителя обязаны обеспечивать выявление и реализацию способностей, одаренности большинства детей.

В настоящее время работа по выявлению и развитию одаренности всех без исключения детей становится одной из приоритетных задач образования, обусловливая новые требования к педагогу, повышение роли искусства, культуры, творчества в обучении, разработку идей личностно-развивающего и интегративного обучения, которые все глубже проникают в образовательный процесс, программы и технологии [2].

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных детей [1].

С целью выявления одаренных детей и создания условий для оптимального их развития в малокомплектной сельской школе, такой как МБОУ «Сорокинская СОШ» разработана и успешно реализуется целевая программа «Одаренные дети». В ходе ее реализации были разработаны разнообразные формы образовательной деятельности, которые включают исследовательские экскурсии, полевые практикумы и летние экологические экспедиции. Разработана модель участия обучающихся школы в научно-практических конференциях как формы итоговой аттестации творческих достижений одарённых детей [4].

В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны не столько знания, сколько умение добывать их и самостоятельно добытые знания применять на практике. Научное общество обучающихся «Эврика», которое создано в нашей школе, помогает формировать определённую модель поведения в природе, развивать ряд личностных качеств, мотивировать обучающихся на дальнейшее приобретение знаний и применение их в жизни.

Приоритетными направлениями работы научного общества являются:

— разработка научно-исследовательских и проектных работ;

— осуществление информационного взаимодействия через Интернет (издание информационных бюллетеней, публикации проектных и исследовательских работ учащихся);

— организация и проведение интеллектуальных игр и интернет — турниров;

— участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах разных уровней;

— проведение школьной научно-практической конференции;

— встречи с учеными, сотрудниками музеев, архивов;

— оказание помощи в подготовке и проведении предметных недель;

— создание банка данных о творческих способностях учащихся, их наклонностях.

В последние годы замечен рост участия обучающихся нашей школы в мероприятиях экологической направленности.

В течение года проводятся такие экологические и природоохранные мероприятия, в которых активное участие принимают не только обучающиеся, но и родители:

— Акция «Посади дерево». В рамках выполнения программы «Зеленая столица» обучающиеся совместно с учителями школы организуют высадку семян каштана, желудя дуба.

— Операция «Родник». Самая массовая акция, в ходе которой обучающиеся школы взяли под охрану родники, расположенные на территории нашего поселения, проводят его систематическую чистку, отслеживают чистоту воды и выполняют различные исследовательские работы.

— Операция «Чистый парк» и «Чистый школьный двор» обычно проводятся весной, в них принимают участие все обучающиеся школы.

— Конференция «ЮИОС», «Человек на земле», «Виват, наука!» в которых наши дети занимают призовые места.

Отрадно отметить, что все исследования были оформлены в виде экологических проектов и представлены на муниципальную научно- практическую конференцию.

Обучение школьников в «полевых» условиях — эффективная форма познания окружающей среды и воспитания у ребят чувства ответственности за природу родного края. Экскурсии интегрируют в себе образовательную, воспитательную и трудовую функции. Применяя методы «полевых» исследований, обучающиеся не делают новые открытия для науки, а добывают новые знания о природе для себя. Посредством этих методов обучающиеся не только накапливают фактический материал, но и учатся видеть природу во взаимодействиях и противоречиях, объяснять различные природные явления.

В заключение необходимо подчеркнуть, что, бесспорно, каждый ребёнок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития.

Литература:

  1. Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. Пособие для воспитателей и родителей — 3-е изд. — М.: МПСИ, Флинта, 2004. — 144 с.
  2. Джумагулова Т. Н. Соловьева И. В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. — СПб., 2009. — 160 с.
  3. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. — М„ 2008.-480 с.
  4. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя / Под ред. Шумаковой Н. Б. — М„ 2006. — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, обучающийся, природа.


Похожие статьи

Развитие математической грамотности учащихся начальной школы через реализацию программы УМК «Перспективная начальная школа»

Внеклассная воспитательная работа по формированию экологической культуры младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»

Развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала учащихся начальной школы через применение проектной технологии

Формирование и развитие компетенций учащихся в сфере дополнительного образования как компонент комплексной дополнительной общеобразовательной программы

Развитие детского объединения правоохранительной направленности как условие формирования правовой культуры обучающихся санаторной школы-интерната (из опыта работы)

Формирование навыков осознанного чтения у учащихся класса «Особый ребёнок» посредством использования индивидуальных дидактических проверочных карт

Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Образовательное событие «Музей Земли» как форма оценки образовательных результатов воспитанников

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности

Актуализация человеческого потенциала лиц пожилого возраста как результат самообразовательной деятельности

Похожие статьи

Развитие математической грамотности учащихся начальной школы через реализацию программы УМК «Перспективная начальная школа»

Внеклассная воспитательная работа по формированию экологической культуры младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»

Развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала учащихся начальной школы через применение проектной технологии

Формирование и развитие компетенций учащихся в сфере дополнительного образования как компонент комплексной дополнительной общеобразовательной программы

Развитие детского объединения правоохранительной направленности как условие формирования правовой культуры обучающихся санаторной школы-интерната (из опыта работы)

Формирование навыков осознанного чтения у учащихся класса «Особый ребёнок» посредством использования индивидуальных дидактических проверочных карт

Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Образовательное событие «Музей Земли» как форма оценки образовательных результатов воспитанников

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности

Актуализация человеческого потенциала лиц пожилого возраста как результат самообразовательной деятельности

Задать вопрос