В статье представлены темы проектных и исследовательских работ обучающихся на уроках окружающего мира и ИКН из личного опыта.
Ключевые слова: проектная и исследовательская деятельность, обучение, тематика, семейный архив, историческая память.
Школа — это корабль знаний, где ребенок учится всему новому. Учитель — это капитан, путеводитель, наставник. Чтобы заинтересовать ребенка в получении новых знаний, учителю в современной школе приходится искать разнообразные варианты, пути, методы и подходы к каждому ученику. Одним из таких методов является метод исследования.
ФГОС устанавливает модель выпускника, образцом для которого служит ребенок, который умеет самостоятельно организовать свою деятельность. Младший школьник от рождения по своей природе исследователь. Его детское любопытство, неординарность в решении возникающих вопросов, позволяют реализовать желание и стремление к постижению неизведанного, неопознанного для него мира и ведет его путем собственных открытий. В этот период очень важно, чтобы рядом с ребенком был профессионал, способный поддержать и направить его в нужное русло. Как показывает опыт нашей деятельности и исследования, больший интерес у учащихся вызывает деятельность практического характера. Такие возможности представляются детям на уроках окружающего мира. В нашей школе созданы все материально-технические условия для обучения младших школьников. Каждый ученик имеет возможность использовать на уроке персональный ноутбук. Техническое обеспечение учебного учреждения позволяет каждому ученику создавать работу, включая в нее презентацию, видеофильм, созданный самостоятельно, или под руководством наставника. Повышение ИКТ компетенций возможно не только на уроке, но и вовремя внеурочных занятий. Имея такие возможности, дети делятся своим малым опытом с одноклассниками, ребятами их других классов и родителями. Особенно актуально этот метод работы оказался эффективен в период дистанционного обучения. Проекты детей использовались полностью или частично на различных этапах уроках педагогами.
В своей работе с первого класса, считаем, нужно научить детей выбрать проблему, цель исследования, научить работать с источниками информации: книги, энциклопедии, интернет-ресурсы. Исходя из всего этого делать выводы, умозаключения, подтверждать теоретический материал практикой, экспериментами, исследованием, наблюдением. На собственном опыте проводить исследование с тем или иным объектом.
Начиная с первого класса, на уроках используют специальные игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения исследований.
Во втором классе дети знакомятся с элементами исследовательской деятельности: анализ проблемной ситуации, целеполагание, выдвижение гипотез, формулирование выводов.
С третьего класса начинается обучение коллективному исследованию по плану: 1) выявление проблемы; 2) постановка цели, задач, определение объекта исследования; 3) выбор методики исследования; 4) отбор материала; 5) соотнесение собранного материала с темой и целью исследования. Организуется подготовка детей к проведению самостоятельных исследований. Дети получают элементарные представления о том, как нести диалог, выделять главное в материале, как провести несложный эксперимент.
В 4 классе на уроках-исследованиях обобщаются полученные знания. Внимание уделяется умениям работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять свои результаты в виде доклада, презентации. В процессе формирования исследовательских умений у детей развиваются основы специальных умений: видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи, подготовить доклад.
Одной из работ в практике является работа Угарова Яна, обучающегося 4 класса. Хотим поделиться опытом исследовательской работы данного ученика. Мы задумались над такими вопросами: «Почему одни дети болеют часто, а другие 1–2 дня?» Он провел исследовательскую работу и выступил с ней на ХIII республиканской научно-практической конференции Александровские чтения. Хочу поделиться с вами его работой.
Систематизация исследовательской деятельности позволяет организовать работу в одном ключе, позволяя каждому проявить свою индивидуальность. Так, например, в рамках курса ИКН (продолжая в курсе ОРКСЭ) учащиеся собирают книгу «История моей семьи». Разделы заполняются индивидуально. Все проекты, связанные с краем, изучением традиций народа и т. д. дети изучают на примере своей семьи. Результат, конечно, у каждого получается свой. У многих в эту деятельность включаются родители. Это работа в архиве, реликвий семьи, создание родословной семьи. Таким образом, в четвертом классе у детей собран обширный материал о своей семье. Исследование может продолжаться и дальше.
Исследование начинается порой совершенно неожиданно. Проект «Часовенке быть» начало свое берет с экскурсии. Нашли надгробный камень. Стали изучать, собирать сведения у населения. Что было здесь? Выяснили точное местоположение церкви. В самом, начале с группой ребят был проведен мозговой штурм, в ходе которого был создан алгоритм действий на ближайшую перспективу.
В результате проекта обучающиеся, родители и население включились в работу. На пустыре сначала установили поклонный крест. На пожертвования и силами жителей построена часовенка. Сейчас в ней проводятся службы, от нее идет Крестный ход. У многих пришло осознание своей причастности к этому делу. Проект берет начало в 2005 году и продолжается в настоящее время.
Таким образом, работа над этим проектом поставила перед нами новые задачи, позволила включить в деятельность многие слои населения. Показала значимость общего дела.
Многие дети увлекаются исследованиями. Под руководством учителя, вместе с родителями, большей частью самостоятельно, с интересом находят информацию по теме исследования в книгах, средствах массовой информации. Учащиеся становятся активными читателями школьной библиотеки. Результатом работы является успешное выступление на школьных конференциях, районных и городских конкурсах исследовательских работ. Одерживая победу, ребенок чувствует себя уверенным, успешным, повышается его самооценка.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность повышает познавательный интерес к учебному процессу. Практическая ценность исследовательских работ и проектов в том, что полученные знания полезны не только ученику, но и жителям населенных пунктов.
Литература:
- Воскобойников В. М. Как определить и развить способности ребенка. М., 2019.