Заявленная тема, я считаю, звучит крайне актуально, ведь в Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения его качества и доступности. В ФГОС нового поколения поддержка «талантливого ребенка», сохранения здоровья каждого ребёнка провозглашаются главными государственными задачами. Работать с одаренными детьми нужно, так как от педагогов во многом зависят успехи и неудачи одарённых школьников. Я считаю, что далеко не каждый человек способен без чьей-либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, а задача школы, в частности учителя,- поддержать ребёнка и развить его способности.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. Что же такое одарённость? Каков одарённый ребёнок? Давайте обратимся к «Рабочей концепции одарённости» под редакцией Богоявленской Д. Б.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Обычно одарённостью называют генетически обусловленный компонент способностей — «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. [1]
Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений при воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям — «любознательность», а последняя — в устойчивое психическое образование — «познавательную потребность».
Современные гуманистические образовательные технологии исходят из признания самооценки и уникальности. Одарённые же дети представляют собой особую категорию учащихся, нуждающихся в специальных условиях организации обучения и развития, так как они характеризуются более высоким уровнем любознательности, оригинальности мышления, высокой концентрацией внимания и отличной памятью. [2, с.42]
Занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность. Ведь ни для кого не секрет, что в современном мире без подобных умений просто не обойтись!
В нашей школе в 2010 г. было создано научное общество «Эрудит». Структура научного общества следующая: Гуманитарная кафедра, Естественнонаучная кафедра, кафедра начальных классов. «Знания становятся желанным достояниям маленького человека, когда он — средство достижения творческих, трудовых целей»,- писал В. Сухомлинский. Именно в научном обществе ученики находят ответы сами на все вопросы и выдвинутые гипотезы. Целью нашей работы является создание для творческой самореализации учащихся, формирование личности, которая владеет навыками научно- исследовательской и экспериментальной деятельности.
Я вместе с детьми приступила к исследованиям. Нами были выбраны 2 темы: «Изучение транспортного загрязнения окружающей среды» и «Наш парк: знаем, помним, гордимся» Перед началом мы наметили план изысканий, определили цели, задачи, ход и методы работы. Например, актуальность проблемы загрязнения воздуха обусловлена возросшим количеством автомобильного транспорта и решением проблемы загрязнения окружающей среды выхлопными газами. Новизна этой проблемы заключается в том, что впервые были проведены исследования на территории улицы Гагарина и улицы Кирова. Вооружившись карандашом, блокнотом, калькулятором и фотоаппаратом, дети вели подсчёт количества авто транспорта за 1 час по намеченным улицам утром и вечером в 3 дней. Ученики вели себя очень активно, им нравилась эта работа. Они добывали в библиотеке знания о вреде выхлопных газов, искали в книгах какие меры по борьбе с токсичными выхлопами, предлагают учёные мира и нашей страны. Ребята нашли сведения в Интернете о вреде «лежачих полицейских, а также о влиянии выхлопных газов на умственные способности скворцов. Был предложен маршрут разгрузки улицы Гагарина.
Другая работа требовала большей базы исследований, чем предыдущая, была введена работа с краеведческим материалом. Мы обратились к архивным материалам газеты «Звезда». Это был рассказ Д. Попова за 17 февраля 2001г. и рассказ В. Проскурякова за 13 ноября 1984 г. Также была личная встреча с В. Л. Проскуряковым, где он нам более подробно рассказал об истории создания парка. Определить вид деревьев и кустарников с помощью Атласа — определителя нам помог биолог, научный сотрудник ФГУ «Заповедник Белогорье» А. Ю. Соколов. Самому ребёнку подготовиться к защите экспериментально- исследовательской работы очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. На публике теряются даже очень хорошо подготовленные дети. Очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы детей. Поэтому мы вместе с детьми подготовили текст доклада для выступления и средства наглядного сопровождения.
Результаты работы оказались следующими: на школьной конференции «Юные исследователи» наши творческие проекты заняли 1 и 2 места. Ребята выступали на классных часах перед детьми из других классов. Второй этап — это участие в районной конференции, где эти работы заняли 1 и 3 место, и наконец, мы участвовали во Всероссийской заочной конференции «Юный исследователь», где работа «Наш парк: знаем, помним, гордимся» стала лауреатом II степени. Далее мы участвовали не только в школьных и районных конференциях, но и стали чаще выходить на всероссийский уровень. Ученики с работами «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» и «Городской парк: изучаем, бережём» стали лауреатами III степени Российского заочного конкурса «Юные исследователи» в 2014 г. Другой ученик с работой «Бобровский краеведческий музей: помним, храним» стал лауреатом I степени этого конкурса в 2015 году. А на очной конференции «Юный исследователь», проходившей в рамках X Российского Рождественского Фестиваля ученик с работой «Бобровский краеведческий музей: помним, храним» стал лауреатом I степени в 2015 году. В 2016 г. ученик с работой «Возвращение к истокам» стал лауреатом I степени Всероссийского заочного конкурса «Юный исследователь».
Я считаю, что это и есть результат работы с одаренными детьми.
Литература:
- «Рабочая концепция одарённости» под редакцией Богоявленской Д. Б.
- Биржева М. А. Проектирование в работе с одарёнными детьми младшего школьного возраста // Начальная школа. — 2007. — № 3.