Хабаровский нефтеперерабатывающий завод — одно из важнейших предприятий отечественной промышленности на Дальнем Востоке России, с комплексом мощностей по переработке 5 млн. тонн нефти в год. [1]
На сегодняшний день нефть и нефтепродукты являются неотъемлемой частью современного мира, жизнь без использования нефти уже становится невообразимой. Большинство отраслей промышленности и практически весь транспорт находятся в прямой зависимости от этого природного ресурса, отрасль нефтедобычи развивается в течение последних нескольких десятилетий достаточно быстро и, как любая отрасль, нуждается в решении вопроса перевозки нефтепродуктов железнодорожным транспортом. Железнодорожный способ является одним из головных в случае транспортировки нефти и нефтепродуктов. [2]
Хабаровский нефтеперерабатывающий завод в среднем за месяц отгружает более 400 000 тонн нефтепродуктов более 20 наименований и 85 % отгрузки осуществляется по железной дороге. Пути необщего пользования ННК «Транс» (независимой нефтегазовой компании «Транс») примыкают к парку Ветка-Пристань железнодорожной станции Хабаровск I.
АО «ННК-Транс» является специализированной железнодорожной компанией, входящей в ННК.
В задачи предприятия входит организация перевозок нефтепродуктов производства Хабаровского НПЗ, обеспечение перевозок необходимым подвижным составом, его специализация по роду продукции и выполнение дополнительных транспортных услуг.
Основной функцией АО «ННК-Транс» является реализация бесперебойного процесса транспортировки грузов и развитие транспортной инфраструктуры ННК на Дальнем Востоке. Предприятие занимается грузоперевозками на всем протяжении железных дорог Дальневосточного Федерального Округа. В своей деятельности предприятие использует собственный, арендованный и привлечённый парк цистерн.
Основные функции:
‒ Организация перевозки нефтепродуктов;
‒ Организация ремонта и подготовки вагонов под налив нефти;
‒ Обеспечение комплекса мероприятий по наливу нефтепродуктов;
‒ Грузоотправление нефтепродуктов;
‒ Обеспечение диспетчерского контроля за движением;
‒ Сменно суточное планирование эксплуатационной работы;
‒ Организация технического обслуживания подвижного состава;
‒ Взаимодействие с ОАО «РЖД» по всем вопросам производственной деятельности. [3]
Хабаровск I по роду работы — внеклассная пассажирская станция с большим объёмом грузовой работы. Она включает в себя наряду с приемоотправочным парком для грузовых и пассажирских поездов, грузовой парк Ветка-Пристань. Большая часть грузовых операций, совершаемых железнодорожным транспортом, приходится на пути необщего пользования (свыше 90 % погрузки и 75 % выгрузки).
Продукция ХНПЗ поставляется на Восточносибирскую, Забайкальскую и Дальневосточную железные дороги. В среднем в год отправляется около 65 000 цистерн в адрес предприятий-грузополучателей: Восточносибирская ж. д. — ≈30 вагонов, Забайкальская ж. д. — ≈4430 вагон и Дальневосточная ж. д.- ≈60700 ваг. Больший объем перевозок приходится на Дальневосточную железную дорогу. Процентное соотношение количества вагонов отправляемых в адрес предприятий- грузополучателей представлено на рисунке 1.
Рис. 2. Диаграмма процентное отношение количества вагонов отправляемых в адрес предприятий — грузополучателей
Грузополучателями являются сбытовые организации (контрагенты ННК).
Из самых крупных можно выделить:
- АО ННК «Хабнефтепродукт»;
- АО ННК «Приморнефтепродукт»;
- АО ННК «Амурнефтепродукт» (расположен в городе Благовещенск);
- АО ННК «Бункер» (расположен во Владивостоке. Обслуживает иностранные суда и станцию Первая Речка)
- АО ННК «Гаваньбункер» (город Советская Гавань). [4]
Дальневосточная железная дорога в свою очередь подразделяется на пять регионов поставки нефтепродуктов, Хабаровский регион, Владивостокский регион, Комсомольский регион, Сахалинский и Тындинский регионы. Рассмотрим количественное отношение годовой погрузки вагонов по регионам в виде диаграммы:
Рис. 2. Диаграмма количественного отношения годовой погрузки вагонов по регионам
Из диаграммы видно, что 94 % погрузки приходится в адрес Владивостокского региона, только 4 % в адрес Комсомольского региона и лишь по 1 % в адреса Хабаровского и Тындинского регионов. Стоит отметить, что во Владивостокском регионе находится два крупных контрагента ННК, это АО ННК «Приморнефтепродукт» и АО ННК «Бункер».
Годовая погрузка на Владивостокский регион составляет около 60 000 цистерн. Самыми крупными грузополучателями являются железнодорожные станции Блюхер (ЗАО Востокбункер), Крабовая (ООО РН-Находканефтепродукт), Сысоевка (АО ННК-Приморнефтепродукт), Первая Речка (АО ННК-Приморнефтепродукт) и Уссурийск (АО ННК-Приморнефтепродукт). На рисунке 3 представлено количественное отношение погрузки вагонов в адрес этих станций.
Рис. 3. Диаграмма количественного отношения погрузки вагонов в адрес крупных станций Владивостокского региона
На диаграмме наглядно показано, что больший процент погрузки цистерн приходится в адрес станции Первая Речка.
ННК «Транс» ежесуточно грузится порядка 200 цистерн с нефтепродуктами (60 %– светлые нефтепродукты, 40 % — темные). Изначально порожние цистерны выставляются на тупики путей необщего пользования ХНПЗ, где с ними происходит коммерческий и технический осмотры. Далее вагоны переставляются на тупики для налива. Раньше налив занимал около семи часов в зимний период, и шести часов в летний период, но с установкой дополнительного подкачивающего насоса это время уменьшилось до пяти часов.
После налива груженые цистерны переставляют на пути станции Хабаровск I парка Ветка — пристань по 50 вагонов в каждой передачи. Для перестановки цистерн с парка Ветка-Пристань на четвертый путь станции Хабаровск I используют маневровые локомотивы. Далее вывозным локомотивом цистерны переставляют на пути станции Хабаровск II.
В настоящее время маршруты в адреса грузополучателей формируются на станции Хабаровск II, куда цистерны поступают передаточным поездом со станции Хабаровск I. Со станции Хабаровск II цистерны на станцию Первая Речка отправляются в сквозном поезде. Выгрузка нефтеналивных грузов на станции Первая Речка осуществляется на пути необщего пользования ОАО «Приморнефтепродукт».
Примерно 80 % погрузки цистерн приходится в адрес станции Первая Речка. Таким образом более рационально формирование прямого отправительского маршрута назначения Хабаровск I — Первая Речка.
Рис. 4. Предлагаемая технология продвижения вагонопотока на направлении Хабаровск I — Первая Речка
При формировании маршрутов согласно рисунку 4 будет возможно делать ежесуточно 2 маршрута на Первую Речку по 71 усл.ваг. Предлагаемая технология предусматривает формирование прямого отправительского маршрута назначением Хабаровск I — Первая Речка.
Прямым отправительским маршрутом, сформированным на путях общего пользования, считается поезд установленного веса или длины, сформированный из вагонов, погруженных одним грузоотправителем на местах необщего пользования, примыкающих к одной железнодорожной станции, назначением на одну железнодорожную станцию выгрузки (перевалки) в адрес одного или нескольких грузополучателей с обязательным освобождением в пути следования не менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренной действующим планом формирования грузовых поездов.
Для организации перевозок грузов в отправительских маршрутах необходимо выполнение четырёх условий:
- Среднесуточная погрузка, определённая по поданным заявкам на перевозку грузов, должна составлять не менее 5 вагонов в сутки;
- Мощность выгрузочных устройств и технология работы путей необщего пользования грузополучателя и станции их примыкания позволяют произвести выгрузку вагонов, прибывших в составе маршрута (ядра маршрута) не более чем в 3 подачи на пути необщего пользования или к грузовым местам, расположенным на путях общего пользования (места общего пользования). Возможность произвести выгрузку не более чем в 3 подачи согласовывает грузоотправитель;
- Наличие долгосрочного договора на организацию перевозок;
- Наличие договора на формирование прямого отправительского маршрута на путях общего пользования.
Формирование отправительских маршрутов на путях общего пользования выполняются при тесном взаимодействии и увязки технологий железнодорожных станций формирования и расформирования маршрутов с предприятиями, осуществляющими погрузку и выгрузку грузов.
Формирование маршрутов может осуществляться дифференцированно по видам налива или комбинированно. Количество вагонов одного вида налива, включаемое в состав маршрута, должно быть не менее количества вагонов, включаемых в одну подачу в пункте выгрузки. [5]
Формируемый маршрут Хабаровск I — Первая речка освобождает от переработки вагонопотока три технические станции и прокладывается по четырём участкам. Станция назначения принимает маршрут на специальный путь, а затем выполняется подача вагонов на путь не общего пользования.
Предложенная технология позволяет сократить время хода поезда на направлении за счёт сокращения времени простоя под сортировочными операциями.
Литература:
- Независимая нефтегазовая компания / Хабаровский НПЗ. URL http://www.ipc-oil.ru/subsidiaries/sales/nnk-trans/ (дата обращения 06.04.2017)
- Перевозка нефтепродуктов железнодорожным транспортом // ДиАл транспортно-экспедиторская компания. URL: http://www.gruztech.net/article/57 (дата обращения 06.04.2017).
- АО ННК «Транс» / Хабаровский НПЗ. URL http://www.ipc-oil.ru/subsidiaries/sales/nnk-trans/ (дата обращения 06.04.2017)
- Какунина А. Г., Новикова Н. И. Анализ погрузки и обеспечения порожними вагонами путей необщего пользования ХНПЗ на станции Хабаровск I // Научно — техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. — Хабаровск: ДВГУПС, 2016. — том 1 — с. 191- 194.
- Ковалев В. И., Осьминин А. Т. и др. Управление эксплуатационной работой на железнодорожном транспорте. Учебник для студентов вузов ж. д. транспорта. В 2-х томах. Том 1 Технология работы станций — М ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2009 236 с.