Спорту все возрасты покорны. Неважно, когда вы начали заниматься спортом, он научит вас добиваться поставленных целей.
Конечно, для высоких достижений в профессиональном спорте лучше ещё в детстве начать делать первые шаги.
Стоит отметить, что занятие спортом с детства занимает не последнюю роль в воспитании и формировании личности. Зачастую из таких детей вырастают целеустремлённые, волевые и стрессоустойчивые люди.
Тренировочный процесс включает в себя воспитание волевых и моральных качеств, а также хорошую психологическую подготовку. Все перечисленные личностные качества закладывают необходимую нравственную основу для дальнейших совершенствований в спорте. У спортсмена должна быть твердая воля, сильный характер и способность к трудолюбию, но не стоит забывать и о ведение здорового образа жизни.
Спорт, как часть общей культуры человека, оказывает большое влияние на формирование личности. Кроме того, что он помогает укрепить здоровье, физическое развитие, а также усовершенствовать двигательные способности и навыки. Занятия физическими упражнениями помогают в осознании двигательной активности, формировании нравственности, спортивной этики, совершенствовании психологической структуры личности.
Другими словами, во время занятия спортом формируется и укрепляется не только тело, но и дух человека, его внутренняя составляющая.
Для начала рассмотрим более подробно влияние спорта на психологическую подготовку.
С точки зрения физической культуры в целом, и спорта высших достижений в частности хорошую психологическую подготовку можно выразить в умении владеть собой, полностью сосредоточиться на выполняемом упражнении, невзирая на различные раздражители, в любых условиях прилагать максимум усилий, не нарушая координацию движений, не поддаваться негативным воздействиям и быть готовым к соперничеству с более сильными противниками.
Одними из главных задач психологической подготовки является достижение готовности спортсмена к соревнованиям, а также его способность к саморегуляции при подготовке к выступлению и во время самого выступления.
Чтобы помочь спортсмену справиться с психологической напряжённостью на соревнованиях, во время спортивной подготовки необходимо пользоваться следующими методами:
– словесные воздействия (беседа, убеждение, поощрение, критика и т. д.);
– постановка задач, выполнение которых на данном этапе развития по силам ученику;
– равномерное увеличение нагрузки;
– введение ситуаций, требующих преодоление трудностей (волнения, страха, неприятных ощущений);
– постановка целей на соревнованиях, исходя из способностей спортсмена.
Хорошая психологическая подготовка может помочь человеку не только в спортивном совершенствовании, но и в жизни.
Как было отмечено ранее помимо психологической устойчивости спорт помогает формировать моральные и волевые качества. Выделенные личностные качества тесно взаимосвязаны между собой.
Воспитание моральных сторон личности включает в себя развитие в спортсмене сознательности, ответственности, дисциплинированности и уважения к соперникам и коллегам.
Без развития моральных качеств очень тяжело воспитать волевую основу даже при наличии колоссального таланта. Как показывает опыт достижение побед и высоких результатов свойственно чаще всего не самым талантливым, а самым трудолюбивым и волевым.
В воспитании волевых качеств основную роль играет преодоление постепенно возрастающих трудностей в тренировочных процессах и соревнованиях. Это заставляет спортсменов проявлять целеустремленность, упорство, настойчивость, волю к победе, создает некую уверенность в своих силах.
Волевая подготовка — один из самых важных моментов при занятии спортом. На её развитие необходимо уделить особое внимание, так как любые достижения в спорте это, в первую очередь — результат усилия воли.
А. В. Запорожец охарактеризовал волю как «способность человека действовать сознательно и целенаправленно» [3, с. 89]. Внутренние и внешние препятствия он считает характерным признаком волевых действий. В работе «Развитие произвольных движений» он отмечает, что проблема воли никак не смешивается с проблемой произвольных движений. Они хоть и взаимосвязаны между собой, однако имеют совсем разное содержание. Воля может проявляется не только в движениях, но и в произвольном внимании, процессах памяти.
Из этого следует, что воля — это способность достигать сознательно поставленную цель, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.
На данный момент в психологии появилось несколько подходов к классификации волевых качеств личности.
Мнения двух психологов Гоноблина Ф. Н. и Селиванова В. И. совпадают в разделении волевых качеств на две группы. В первую группу попадают качества, усиливающие активность, такие как решительность, смелость, настойчивость, инициативность и самостоятельность. Вторая группа представлена волевыми качествами, связанными с торможением нежелательных действий и психических процессов (или замедляющие активность по Селиванову) [8, с. 1321]. К качествам второй группы были отнесены — дисциплинированность, терпение, выносливость, выдержку и организованность [2, с. 129145].
Платонов К. К. предлагает свой перечень волевых качеств личности, породивший мотивами, целью и принятием решения [5, с. 180188]. Среди наиболее важных волевых свойств он выделил волю, решительность, упрямство, настойчивость и т. д. Подробное описание волевых качеств представлено в таблице 1.
Таблица 1
Волевые качества личности (поК.К.Платонову)
Волевые свойства |
Цель и стремление к ней |
Возможности и мотивы |
Борьба и выбор мотивов |
Решение |
Осуществление решения |
Сильная воля |
Чёткое осознание цели. Интенсивное стремление |
Достаточные |
Обоснованные и быстрые |
Обоснованное, с интенсивным стремлением |
Стойкое |
Настойчивость |
Отдалённая, с интенсивным стремлением |
Нормальное |
Очень стойкое |
||
Упрямство |
Объективно-неоправданная |
Определяется не объективным учётом всех возможностей, а предвзятым мнением |
Необоснованное, с интенсивным стремлением |
Стойкое |
|
Податливость |
Легко меняющаяся |
Определяется внушаемым влиянием других лиц |
Легко меняется |
Различное |
|
Внушаемость |
Отсутствует |
Даётся извне |
То же |
||
Решительность |
Чёткое осознание цели, интенсивное стремление |
Достаточное, иногда чрезмерные |
Быстрые, но не всегда обоснованные |
Чёткое и устойчивое |
Стойкое |
Нерешительность |
То же |
То же |
Длительные |
Отсутствует или часто меняется |
Отсутствует |
Слабоволие |
Нечёткое со слабым стремлением |
Нечёткие |
Незавершённые |
Без стремления к его выполнению |
Нестойкое |
Другой подход к классификации волевых качеств основывается на сказанной мысли С. Л. Рубинштейна о соответствии разных волевых качеств фазам волевого процесса. Так, выражение инициативности он отнес к первому этапу волевого воздействия, после чего проявляется самостоятельность и независимость, а на этапе принятия решения проявляется решительность, которая при исполнении волевого действия заменяют энергичность и настойчивость [7, с. 581583].
Во время занятия спортом неизбежно приходится сталкиваться с различного рода трудностями, преодоление которых закаляет характер, а также укрепляет волю спортсменов. Суть спортивного совершенствования заключается в сознательном преодолении трудом и усилием воли возникающих трудностей.
Трудности — особые внутренние сопротивления, которые могут возникать относительно неточности информационных или энергетических ресурсов спортсмена не отвечающим требованиям выполнения упражнений. Они подразделяются на личностные и деятельностные (рис. 1). Деятельностные трудности возникают в состоянии большой напряженности тела, связаны с сопротивлением физических сил, они делятся на физические и технические.
Физические трудности препятствуют выполнению упражнений продолжительное время, с нужной интенсивностью и скоростью, в свою очередь технические мешать правильно согласовывать движения во времени и пространстве.
Личные трудности являются косвенными, они связаны с преобладанием эмоциональной напряженности, т. е. ухудшением психического состояния спортсмена. Они делятся на угнетающие и возбуждающие. Первая группа связана с понижением побудительной силы мотивов: «устал», «страшно», «не уверен». Ко второй группе относятся трудности влияющие на уменьшение эффективности познавательных процессов: «очень волнуюсь», «тороплюсь», «злюсь».
Рис. 1. Схема трудностей в спортивной деятельности
Как было отмечено ранее именно формирование волевых качеств у спортсмена помогает ему преодолевать различные препятствия.
Так Попов А. Л. главным фактором формирования воли считает сознательный выбор субъективно более сложного и трудного, но эффективного, пути к решению задач подготовки и участия в соревнованиях. Он утверждает, что можно говорить о сформировавшихся в спорте и физическом воспитании принципах воспитания воли:
– организация своих дел с целью наилучшей подготовки к соревнованиям;
– умение рационально использовать время;
– обязательное планирование и соблюдение режима дня;
– специальные задания для развития воли по типу отставленного финиша, дополнительной попытки «для характера» и т. п.;
– демонстрация соперникам готовности переносить все трудности избранного вида спорта;
– различные пари с партнерами, тренером и т. п.
Данные утверждения отражают принципы в воспитании волевых качеств человека [6, с. 93]. Рассмотрим проявление этих качеств в различных возрастных периодах более подробно.
В. Н. Смоленцева и Г. Д. Бабушкин обратили свое внимание, что высокая подвижность детей в младшем школьном возрасте (6–10 лет) может отрицательно сказываться на воспитании волевых качеств. Сталкиваясь с различными трудностями под влиянием отрицательных эмоций трудоспособность ребёнка значительно снижается. В этот период слабо развита настойчивость и собранность. Однако, используя внушаемость и необдуманное подражание детей в этом возрасте, тренер способен направить волевые действия юных спортсменов на выполнение его указаний.
В 9–10 лет они уже могут проявлять волевые усилия, руководствуясь собственными побуждениями. Младшим школьникам на уроках необходимо давать достаточно трудные, но доступные для них упражнения. Попытки выполнить недоступные упражнения будут оказывать отрицательное влияние на воспитание волевых качеств. Большое значение для проявления воли имеет самооценка, которая в названном возрасте только формируется. Поэтому переоценка либо недооценка своих возможностей отрицательно сказывается на проявлении волевых качеств.
В подростковом возрасте спортсмены могут оценивать волевые качества в других людях и соотносить их с собой, что Г. Д. Бабушкин и В. Н. Смоленцева считают благоприятным условием для самовоспитания. Для данного возраста характерно проявление смелости, а другие качества имеют низкий уровень развития. Это объясняется сдвигом баланса нервных процессов в сторону возбуждения. При сильном эмоциональном возбуждении у подростка проявляется несдержанность, резкость, грубость. В этом возрасте стоит обратить внимание на внешний контроль ребёнка, его осуществление должно сочетать одновременно требовательность и одобрение, убеждение и разъяснение. Этот возраст наиболее благоприятен для воспитания смелости, решительности, инициативности.
Юношескому возрасту характерна самостимуляция, как утверждают Г. Д. Бабушкин и В. Н. Смоленцева. Достигают высокого уровня такие волевые качества, как настойчивость, целеустремленность. Спортсмены, в юношеском возрасте, которые занимаются спортом длительное время, становятся более выдержанными и целеустремленными, чем подростки, только начавшие приобщаться к спорту. Такие волевые качества, как самостоятельность и инициативность, не находят должного развития, если они были недостаточно сформированы ранее. У девушек же, снижается смелость, что следует учитывать при выполнении сложных физических упражнений. Отсюда очень важно создавать основы воспитания волевых качеств в школьном и подростковом возрасте. В юношеском возрасте этот процесс будет осуществляться путем самовоспитания. Однако внешние воздействия окружающей среды спортсмена не снимаются [1, с. 3334].
Физическое совершенствование невозможно без нравственной основы спортсмена. Они идут рука об руку на протяжении всей его карьеры, в каждом возрастном периоде. Как было выяснено формирование морально-волевых качеств закладывается ещё в самом раннем возрасте, более того именно в младшем школьном возрасте закладывается основа, недооценивать которую не стоит.
Большую роль в становлении личностных качеств играет самовоспитание и саморазвитие спортсмена, оно реализуется через борьбу с внешними (борьбу с окружающими факторами) и внутренними (борьбу с самим собой) трудностями.
Успешное развитие спортсмена возможно только при регулярных тренировках и постоянном самовоспитании. Значительную помощь в этом способен и должен оказать тренер, организуя и направляя процесс развития спортсмена.
В спорте высших достижений не может быть незначительных вещей, об этом должен помнить и сам спортсмен, а опыт и знания наставника помогут ему в развитии и совершенствовании своих навыков.
Литература:
1. Бабушкин Г. Д., Смоленцев В. Н. Психология физической культуры. Омск: СибГУФК, 2007. С. 3334.
2. Гоноблин Ф. Н. Психология: учеб. Пособие. М.: Просвещение, 1976. С. 129145.
3. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. II. М.: Педагогика, 1986. С. 89.
4. Ильин Е. П. Психология воли. СПБ.: Питер, 2009. 368 с.
5. Платонов К. К. Занимательная психология. М.: Молодая Гвардия, 1986. С. 180188.
6. Попов А. Л. Спортивная психология: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2012. С. 93.
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2010. С. 581583.
8. Селиванов В. И. Воспитание воли в условиях соединения обучения с производственным трудом. М.: Высшая школа, 1980. С. 1321.