Эмоциональный интеллект как ключевой фактор успешной карьеры в условиях быстро меняющегося мира | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (532) август 2024 г.

Дата публикации: 16.08.2024

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Бурмистрова, А. О. Эмоциональный интеллект как ключевой фактор успешной карьеры в условиях быстро меняющегося мира / А. О. Бурмистрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33 (532). — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/archive/532/117175/ (дата обращения: 17.12.2024).



Согласно краткому толковому психолого-психиатрическому словарю, интеллект — это «общая мыслительная способность, позволяющая преодолевать трудности в новых ситуациях» [6]. Раскрывая данное понятие необходимо сказать, что интеллект представляет собой умение индивидуума усваивать свежие знания, находить решения проблем, приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам и демонстрировать креативность. Эта черта является одной из ключевых для человека, влияя на его достижения в различных аспектах жизни: образовании, карьере, взаимодействии с другими и личностном росте.

Важность развития интеллекта на разных этапах становления и развития личности человека описывается многими зарубежными и отечественными учеными. Начиная уже с пренатального периода, родители стремятся положительно повлиять на развитие своего будущего ребенка различными способами: слушая специальные подборки классической музыки, созерцая прекрасное, и конечно, не забывая правильно питаться и восполнять вовремя дефицит важных веществ, непосредственно участвующих в формировании плода. Далее ребенок рождается, происходят соответствующие этапы развития, затем дошкольное образование, школа, где ребенок активно развивает и применяет свои интеллектуальные способности с помощью грамотно построенной системы образования. Однако, интеллект и его развитие не заканчивается с получением школьного аттестата. Даже в условиях идеального образовательного процесса, где за школьные годы ребенок развил ряд необходимых способностей и компетенций, выходя во взрослую жизнь его ждет ряд новых ситуаций, испытаний, с которыми он еще не сталкивался. Следовательно, человек продолжает свое развитие в новых для него условиях, появляются новые потребности, новые задачи, которые требуют новых решений. Поступив в высшее образовательное учреждение, студент развивает ряд компетенций, необходимых для освоения выбранной профессии. Таким образом, человек продолжает уже свое профессиональное развитие, однако «профессиональное развитие неотделимо от личностного — в основе и того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности — творческой самореализации» [2].

Набор профессиональных компетенций напрямую зависит от выбранной специальности. Но есть ряд общих универсальных компетенций, которые развиваются у студентов в ходе образовательного процесса согласно федеральному государственному образовательному стандарту. Приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2020 г. N 1456 программа бакалавриата должна устанавливать десять универсальных компетенций [7]. Данные компетенции, как и профессиональные компетенции, подразумевают наличие сильных интеллектуальных способностей, в частности эмоционального интеллекта, для успешного освоения дисциплин и применения полученных знаний, умений и навыков в дальнейшей профессиональной деятельности.

Речь о неакадемических формах интеллекта таких как эмоциональный интеллект заходит тогда, когда мы говорим о способности человека понимать свои эмоции, идентифицировать их, а также понимании им эмоций других людей и в целом способности эффективно взаимодействовать в социуме. «Введение термина «эмоциональный интеллект» в научную психологию и его всесторонний анализ связан с именами Дж. Мэйера из Нью-Гэмпширского университета и П. Сэловея из Йельского университета после выпуска данными авторами в 1990 г. статьи с заголовком «Эмоциональный интеллект» в журнале «Воображение, познание и личность» (Sаlоvеу, Мауег,1990)» [3]. В рамках модели эмоционального интеллекта, предложенной Д. В. Люсиным, эмоциональный интеллект определяется как «способность понимать свои и чужие эмоции, а также умение управлять ими» [1].

На сегодняшний день существует большое количество научных исследований в области развития эмоционального интеллекта, публикуются книги в данной области, помогающие развить необходимые навыки и компетенции для более успешной самореализации в профессиональной области.

Всемирный Экономический Форум подготовил отчет «Будущее рабочих мест 2023», согласно которому эмоциональный интеллект занимает далеко не последнее место в рейтинге необходимых навыков для специалистов будущего. Эмпатия и активное слушание собеседника занимает 8 место в списке ключевых навыков, при этом 52.3 % опрошенных организаций считают, что спрос на данные навыки только растет. При прогнозе на следующие пять лет 2023–2027 эмпатия и активное слушание с 8 места переходят на 10, однако лидерство и общественное влияние поднимутся в рейтинге на пять пунктов, занимая 4 место, что говорит о неугасаемом интересе и актуальности развития эмоционального интеллекта будущих специалистов [8].

В России ведет свою работу лаборатория эмоционального интеллекта EI Lab, которая разработала систему диагностики эмоционального интеллекта, и работая с измеренными характеристиками объекта, позволяет:

— увеличить вовлеченность и лояльность сотрудников,

— повысить производительность, продуктивность, эффективность,

— снизить стресс и повысить мотивацию к работе,

— создать эмоционально-интеллектуальную среду в коллективах.

Данная лаборатория работает в области консалтинговых и исследовательских проектов, посвященных проблеме взаимосвязи эмоционального интеллекта и эффективности деятельности как руководителей, так и сотрудников организаций [5].

Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», миссия которого прилагать усилия, чтобы люди уверенно чувствовали себя в быстро меняющемся мире и могли отвечать на вызовы XXI века, также отводит отдельное место развитию soft-skills, необходимых для будущих специалистов в различных областях. По результатам исследования, которое было проведено «The Boston Consulting Group» при поддержке ПАО Сбербанк, Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в Будущее», Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и Global Education Futures, был опубликован доклад «Россия 2025: от кадров к талантам». В докладе отмечается, что стремительное развитие информационных технологий и искусственного интеллекта ставят непростую задачу перед специалистами, работники все чаще оказываются в условиях неопределенности, быстро меняющегося и устаревающего контекста. Подчеркивается, что «все большее проникновение алгоритмов и компьютерных решений будет вести к переориентации потребностей рынка труда на «человеческое в человеке»: творческое начало, культурные аспекты, индивидуальные и коллективные ценности, а также универсальные «компетенции XXI века», которые цифровые технологии не смогут компенсировать» [4]. Эмоциональный интеллект как раз представляет собой одну из таких ключевых универсальных компетенций, способствующую развитию человеческих качеств, и он поможет будущим специалистам сохранять свою конкурентоспособность на рынке труда.

Таким образом интеллект, включая как когнитивные, так и эмоциональные аспекты, играет ключевую роль в личностном и профессиональном развитии человека. Развитие интеллекта начинается задолго до рождения и продолжается на протяжении всей жизни, адаптируясь к новым вызовам и требованиям. Эмоциональный интеллект, в частности, становится все более важным в современном мире, где технические навыки дополняются способностью к эмпатии, активному слушанию и управлению эмоциями. Это делает эмоциональный интеллект неотъемлемой частью успешной карьеры и личной самореализации. В России предпринимаются активные шаги для развития этих навыков через различные образовательные и исследовательские инициативы, что подтверждает актуальность данной темы на современном этапе.

Литература:

  1. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д. В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. — М.: Ин-т психологии РАН, 2004.- С. 29–36.
  2. Митина, Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л. М. Митина // Вопросы психологии: научный журнал / Ред. Е. В. Щедрина. — 1997. — № 4 июль-август 1997. — С. 28–38.
  3. Сергиенко Е. А. Эмоциональный интеллект: от истоков к перспективам. / Е. А. Сергиенко, Е. А. Хлевная, Т. С. Ва, Е. И. Осипенко, А. А. Никитина, Ю. П. Мигун. — Москва: Институт психологии РАН, 2019. — 254 с.
  4. Доклад «Россия 2025: от кадров к талантам». — Текст: электронный // Вклад в будущее: [сайт]. — URL: https://vbudushee.ru/education/lidery-obrazovaniya/doklad-rossiya-2025-ot-kadrov-k-talantam/ (дата обращения: 09.08.2024).
  5. Диагностика и развитие эмоционального интеллекта как ведущего навыка будущего. — Текст: электронный // Лаборатория эмоционального интеллекта: [сайт]. — URL: https://eilab.ru/#prog (дата обращения: 09.08.2024).
  6. Краткий толковый психолого-психиатрический словарь [Электронный ресурс] / под ред. К. Игишева. 2008. URL: https://psychology.academic.ru/2951/ (дата обращения 01.08.2024).
  7. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. — Текст: электронный // FGOSVO: [сайт]. — URL: https://www.fgosvo.ru/fgosvo/index/24 (дата обращения: 02.08.2024).
  8. The future of jobs report 2023. — Текст: электронный // World Economic Forum: [сайт]. — URL: https://www.weforum.org/publications/the-future-of-jobs-report-2023/ (дата обращения: 08.08.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, Россия, компетенция, активное слушание, Благотворительный фонд Сбербанка, будущее, навык, профессиональное развитие, развитие, способность.


Похожие статьи

Корпоративная социальная ответственность как фактор устойчивого развития компании

Портфолио как современная образовательная технология и средство мотивации личностного развития

Технология кроссенс как средство развития креативности, логического мышления и творческих способностей обучающихся

Субъективное благополучие как условие формирования позитивного подхода к разрешению проблем современной молодежи

Технологические инновации как основа снижения затрат бурового предприятия в современных условиях

Интерактивное обучение как один из вариантов инновационного обучения

Эмоциональное благополучие человека в контексте проблемы созависимости в межличностных отношениях

Формирование коммуникативных навыков как одно из приоритетных направлений современного общества

Акмеология как продуктивный метод формирования профессиональной карьеры будущего учителя

Трудности общения как фактор становления саморегуляции произвольной активности в подростковом возрасте

Похожие статьи

Корпоративная социальная ответственность как фактор устойчивого развития компании

Портфолио как современная образовательная технология и средство мотивации личностного развития

Технология кроссенс как средство развития креативности, логического мышления и творческих способностей обучающихся

Субъективное благополучие как условие формирования позитивного подхода к разрешению проблем современной молодежи

Технологические инновации как основа снижения затрат бурового предприятия в современных условиях

Интерактивное обучение как один из вариантов инновационного обучения

Эмоциональное благополучие человека в контексте проблемы созависимости в межличностных отношениях

Формирование коммуникативных навыков как одно из приоритетных направлений современного общества

Акмеология как продуктивный метод формирования профессиональной карьеры будущего учителя

Трудности общения как фактор становления саморегуляции произвольной активности в подростковом возрасте

Задать вопрос