Программа Microsoft PowerPoint позволяет учителю достаточно быстро создавать мультимедийные презентации, которые могут обеспечивать эффективное электронное сопровождение современного урока истории. Под мультимедийной презентацией будем понимать «электронное средство обучения, позволяющее не только предъявлять учебную информацию, но и управлять процессом её освоения школьниками, формировать познавательные умения учеников» [1, с. 241].
Презентация будет эффективной и может способствовать управлению познавательной деятельностью школьников при соблюдении ряда методических условий её создания. Важнейшим условием является следующее: объекты (тексты документов; изобразительная наглядность — фотографии, видеофрагменты, изображения вещественных первоисточников; условно-графическая наглядность — схемы, карты, таблицы), которые размещаются на слайдах презентации, должны служить для учащихся источниками формирования исторических знаний и познавательных умений. Для этого необходимо продумать такие методические приемы, которые посредством соответствующего инструментария (системы вопросов и заданий) будут направленны на организацию интерактивного взаимодействия учеников с объектами презентации.
Предлагаем методические рекомендации по конструированию урока истории с использованием мультимедийной презентации, ориентированной на обеспечение активной самостоятельной учебной деятельности пятиклассников.
Тема урока: Образование государства в Древнем Египте.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Средства обучения: 1) Иванов О. В. Мультимедийная компьютерная презентация «Образование государства в Древнем Египте» [Электронный ресурс] / О. В. Иванов // Издательский центр Вентана Граф. — Электрон. текстовые, граф. дан. — М.: Вентана-Граф, 2010. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). — Загл. с экрана. 2) Андреевская Т. П., Белкин М. В., Ванина Э. В. История Древнего мира: 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2007. 3) Ванина Э. В., Данилова А. К. История Древнего мира: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2010.
Цели урока:
—сформировать у учащихся представления:
а) о процессе объединения Египта в единое государство;
б) о неограниченной власти египетского фараона над всеми жителями страны;
в) об управлении Египтом;
– начать формирование понятия государство;
– продолжить развитие умений описывать местоположение страны по карте и составлять простой план содержания урока (выделять главное в содержании), а также умений извлекать информацию из анимированной учебной карты и анимированной схемы; начать формирование умения извлекать информацию из вещественного исторического источника;
– создать условия для становления уважительного отношения учащихся к государственной власти как гаранту позитивного функционирования общества.
План урока:
- Страна Египет.
- Объединение Египта в единое государство.
- Фараон — правитель Египта.
- Управление Египтом.
Основные понятия урока: государство, фараон, вельможи, писцы, чиновники, налоги.
Основные отрабатываемые умения: умение описывать местоположение страны по карте; умения составлять простой план содержания урока, выделять главное в содержании урока; умения извлекать информацию из анимированной учебной карты, анимированной схемы и вещественного исторического источника.
Преемственные связи: внутрикурсовые (урок «Географическое положение Египта»): составление простого плана содержания урока.
Подготовка к уроку: установка мультимедийной презентации на компьютер учителя: презентация демонстрируется школьникам через мультимедийный проектор на большой экран для организации фронтальной работы всех учащихся класса с её материалами.
Проведение урока.
- Изучение нового материала.
- Введение втему урока.
Учитель демонстрирует первый слайд мультимедийной презентации с заголовком «Образование государства в Древнем Египте» и объявляет новую тему урока. Учитель говорит: «Мы продолжаем знакомство с Древним Египтом и сегодня на уроке рассмотрим, как происходило объединение Египта в единое государство, кто управлял этой страной. Слово «государство» для вас новое. Мы постепенно разберемся в том, что оно означает». Затем учащиеся знакомятся с планом, по которому они будут изучать учебный материал темы (слайд № 2 презентации).
- Страна Египет.
Учитель продолжает работу по развитию у школьников умения описывать местоположение страны по исторической карте (слайды № № 4 и 5 мультимедийной презентации — рис. 1, 2). Первоначально учитель актуализирует полученные ранее знания учащихся с помощью вопросов: вспомните, на каком материке (в какой части света) возникла страна Египет (при необходимости можно обратить внимание школьников на карту учебника, стр. 26)? В какой части Африки располагается Египет? (при необходимости используется физическая карта). В долине, какой реки расположена страна Египет?
Затем учащиеся работают с анимированной картой «Древний Египет» компьютерной презентации, отвечая на следующие вопросы, поэтапно появляющиеся на экране: в какое море впадает Нил? Какое море омывает берега Египта на востоке? Где проходила граница Египта на юге? Что находилось на западе Египта (Рис. 1, 2)? Отметим, что после ответов учеников на экран выводятся текстовые «эталоны ответов», например: «С востока Египет омывается водами Красного моря» (Рис. 2). Это ориентирует пятиклассников на правильное выполнение соответствующих действий.
Рис. 1.
Рис. 2.
В итоге проделанной работы учащиеся должны уяснить правильную последовательность описания местоположения страны (по карте страна описывается с севера на — восток — юг — запад, по границам страны называются историко-географические объекты): страна Египет располагалась в северо-восточной Африке, в долине реки Нил. На севере Египет омывается водами Средиземного моря, а на востоке — Красного моря. На юге территория Египта простиралась до первого порога Нила, на западе находилась пустыня.
Далее учитель организует тренинг: тренируется умение описывать местоположение страны по исторической карте. Для этого школьники выполняют в рабочей тетради задание № 3 на странице 11 («дополните текст, используя карту учебника»).
Учитель приступает к изложению материала о борьбе между египетскими царствами и образовании Северного и Южного Египта с опорой на анимацию компьютерной презентации (слайды 6, 7 — рис. 3, 4).
Рис. 3.
Рис. 4.
Справка для учителя:дошедшие до нас источники не дают возможности в достаточной степени проследить историю отдельных египетских царств до возникновения объединенного Египта, в состав которого они вошли. В науке их принято называть термином «номы» — общественные организации, которым были присущи черты первичных государственных образований, к моменту образования единого египетского государства таких номов было около сорока.
С помощью компьютерной карты учащиеся самостоятельно определяют местоположение Северного Египта (дельта Нила) и Южного Египта (течение Нила до первого порога) (слайд 7 — рис. 4). Затем учитель с опорой на анимацию (слайд 8 — рис. 5) использует приём краткого сообщения о борьбе между Северным и Южным царствами, обращая внимание школьников на короны царей обоих царств.
Рис. 5.
Рис. 6.
При демонстрации следующего слайда (слайд 9 — рис. 6) начинается формирование умения извлекать информацию из вещественного исторического источника — учитель предлагает познавательное задание учащимся: рассмотрите древнеегипетское изображение и ответьте на вопросы компьютерной презентации. В ходе изучения палетки (данный термин не вводится) фараона Нармера (имя фараона не вводится, на данном этапе урока не вводится и термин «фараон») учащиеся делают выводы о том, что в борьбе между Северным и Южным царствами одержал победу царь Южного Египта, захватив в плен шесть тысяч человек. При наличии свободного учебного времени учитель может дополнить своим рассказом информацию, которую можно получить с помощью палетки Нармера.
Справка для учителя: палетка — это предмет в форме щита, высотой 63 см, он был вырезан из зеленоватого камня и покрыт с обеих сторон барельефами. Палетка была обнаружена в 1898 году британскими египтологами Джеймсом Кьюбеллом и Фредериком Грином в руинах дворца в древнем городе Иераконполь в Южном Египте. Она обычно датируется последним веком IV тыс. до н. э. Сейчас палетка является одним из экспонатов Египетского музея в Каире.
На одной из сторон палетки изображён фараон Нармер в «белой короне» Южного Египта и в тунике, завязанной через левое плечо, со свисающим с талии бычьим хвостом. Его сопровождает носильщик сандалий (стоящий за ним). Фараон поднял над головой грушевидный жезл, которым он собирается поразить иноземца. Фараон держит пленного (чертами напоминающего скорее ливийца) за волосы. Напротив фараона, над головой его противника, бог-сокол Гор сжимает верёвку, привязанную к носу схематично изображённой головы пленного. Из спины этого человека торчат шесть стеблей папируса, по мнению учёных, это можно интерпретировать как загадку о «6000 пленниках», поскольку каждый стебель символизирует число 1000. Однако эти растения можно рассматривать и как намёк на родину пленника — местность в северной части Египта, изобиловавшую папирусом.
В самой нижней секции данной стороны палетки находятся две распростёртые фигуры обнажённых мужчин, которые могли бы быть как пленёнными, так и мёртвыми врагами.
Очень сложное содержание декоративных элементов палетки — надписей и символов — являются предметом постоянных споров ученых до сих пор.
- Объединение Египта вединое государство.
При раскрытии вопроса об объединении Египта учитель организует работу по развитию у школьников умения извлекать информацию из анимированной учебной карты. Для этого учитель использует анимацию презентации (слайд 11 — рис. 7, 8), перед началом демонстрации которой он ставит учащимся познавательное задание: внимательно рассмотрите действия, которые будут показаны на карте, и ответьте на вопрос: что произошло в Египте около 3000 года до н. э.?
Рис. 7.
Рис. 8.
Учащиеся должны правильно извлечь из карты следующую информацию: около 3000 года до н. э. царю Южного Египта удалось завоевать Северный Египет. Учитель дополняет: «В результате этого события около 3000 года до н. э. образовалось единое Египетское государство». Он обращает внимание учащихся на то, что царь объединенного Египта стал носить двойную корону (Рис. 8).
Формирование понятия государство осуществляется учителем поэтапно — через описание признаков данного понятия. Говоря о том, что территория единого Египта теперь простиралась от дельты до первого порога Нила, учитель раскрывает первый признак понятия государство: государство всегда имеет определенную территорию.
Затем учащиеся знакомятся с новыми терминами «налоги» (передача царю населением части своего урожая) и «казна» (доходы царя и его помощников), на этой основе учитель объясняет следующий признак понятия государство (слайд 12): вгосударстве всегда существует сбор налогов.
- Фараон— правитель Египта.
Приёмом объяснения учитель излагает материал о власти египетского фараона (слайды 14, 15), введя сам термин «фараон» (правитель единого Египта). Подчеркнув божественный характер власти фараона, учитель может попросить учащихся самостоятельно определить ещё один признак понятия государство, предложив им вопрос: как вы думаете, что ещё характерно для любого государства (в любом государстве всегда есть свои правители, которым принадлежит власть)?
Далее учитель предлагает школьникам познавательное задание по работе с изображением фараона Тутанхамона на саркофаге, в ходе выполнения которого учащиеся выясняют значение символов власти фараона (слайд 16 — рис. 9).
Рис. 9.
На данном этапе урока учитель может продемонстрировать образец того, в какой последовательности и как нужно правильно давать характеристику историческим личностям, используя изображения фараонов Эхнатона или Тутанхамона.
- Управление Египтом.
При раскрытии вопроса об управлении Египтом учитель организует работу по развитию у школьников умения извлекать информацию из анимированной схемы. Для этого учитель использует анимацию схемы компьютерной презентации (слайды 20–22 — рис.10, 11), в ходе демонстрации которой он предлагает учащимся познавательное задание: внимательно рассмотрите действия, которые будут происходить на схеме и ответьте на вопросы.
Рис. 10.
Рис. 11.
В ходе работы с анимированной схемой учащиеся знакомятся с системой управления Египтом и новыми терминами (военачальники, советники, вельможи, писцы, чиновники). Затем учитель может попросить учащихся самостоятельно попробовать определить последний признак понятия государство (в государстве всегда существуют чиновники), предложив им вопрос: как вы думаете, что ещё характерно для любого государства?
Для закрепления понятия государство учитель предлагает учащимся попробовать перечислить все признаки государства, о которых они узнали на уроке: любое государство всегда имеет определенную территорию; власть в государстве принадлежит правителю, который с помощью чиновников управляет страной, собирает с её населения налоги (слайд 23). Затем понятие государство может быть выведено на экран в виде анимированной схемы (слайд 24 — рис.12).
Рис. 12.
- Систематизация иобобщение материала.
Для того чтобы диагностировать степень сформированности у школьников умения составлять простой план содержания урока — с данным приёмом учебной работы учащиеся знакомились на предыдущих уроках — учитель предлагает задание: назовите пункты плана урока, по которым мы изучали тему «Образование государства в Древнем Египте» (слайд 25). Затем учитель организует работу по развитию умения выделять главное в содержании урока, попросив школьников ответить на вопрос: что самое главное мы усвоили сегодня на уроке по каждому пункту плана (слайд 26 — рис. 13)? В зависимости от ответов учащихся учитель корректирует данную работу.
Рис. 13.
- Домашнее задание.
Учитель дает задание на закрепление материала темы по учебнику, а также предлагает учащимся выполнить задания к уроку в рабочей тетради.
Учитель обращает внимание на то, что на следующем уроке будет проверяться, как при подготовке ответов на задания рабочей тетради, ученики смогли использовать не только сведения из основного текста учебника, но и те материалы, которые приведены в учебнике дополнительно.
Литература:
- Иванов О. В. Мультимедийные презентации // Методика обучения обществознанию: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. О. Б. Соболевой, Д. В. Кузина. — М.: Издательство Юрайт, 2016.