Урок по истории древнего мира в 5 классе с использованием игровых технологий
Автор: Ягудина Асия Равилевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 07.11.2014
Статья просмотрена: 7757 раз
Библиографическое описание:
Ягудина, А. Р. Урок по истории древнего мира в 5 классе с использованием игровых технологий / А. Р. Ягудина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 119-124. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6557/ (дата обращения: 16.11.2024).
Тема урока: «В афинских школах и гимнасиях»
Цели урока:
1. Выяснить и описать виды древнегреческих афинских школ. Разобрать древнегреческие науки. Охарактеризовать научную деятельность древнегреческих учёных. Расширить представления учащихся о жизни в Афинах. Углубить знания учащихся по истории Древней Греции.
2. Развивать внимание, память, мышление, умение выявлять причинно-следственные связи, совершенствовать навыки работы с исторической картой. Формировать умения проектной деятельности, выступать с сообщениями и докладами перед классной аудиторией.
3. Воспитывать любовь к наукам, уважение к учёным и образованным людям. Воспитывать устойчивый интерес к истории, способствовать воспитанию культуры поведения.
Оборудование урока:
1. Портреты древнегреческих учёных Аристотеля, Демокрита, Геродота, Гиппократа.
2. Рабочие тетради на печатной основе по истории древнего мира.
3. Иллюстрации древнегреческих школ, палестр, гимнасий, мультимедийный проектор, мультимедийное учебное пособие нового образца «История 5 класс».
4. Жетоны в виде древне-афинских драхм, за правильные ответы.
Выставка книг: школьная энциклопедия «Руссика». История Древнего мира.- М.: ОЛМА- ПРЕСС. Образование,2003. Я познаю мир: Детская энциклопедия.: История-М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.
Эпиграф урока:
Благодаря образованию человек становится самым прекрасным и божественным из существ.
Платон древнегреческий философ.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя:
Мои юные друзья! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие из мира современного в мир древний и узнаем, как учились наши сверстники в те далёкие времена. Наш путь лежит в Афины. Мы мысленно перенесёмся в Древнюю Грецию, прекрасную страну поэтов, учёных, философов, мудрых правителей, прекрасных, талантливых скульпторов и архитекторов, подаривших миру свои великие творения, которые сейчас поражают нас своей гениальностью и неповторимостью. Но прежде чем стать великим учёным, философом, скульптором или писателем, каждый из них,как и вы, учился в школе.
А какой была древняя греческая школа? Кто и чему там учился? На эти и другие вопросы мы постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке-презентации.
—Тема сегодняшнего урока, «В афинских школах и гимнасиях».
В начале урока проведем небольшую игру, где проверим ваши знания по истории Древней Греции. Игра будет идти в несколько туров. Нашу с вами игру, мы назовём –
«Историческая разминка».
II. Актуализация знаний: -Итак, мы начинаем!
Первый тур. На первый тур, вот шутка
Дана одна минутка
Поспеши-ка, не зевай
Правильный ответ давай.
(Задание требует от учеников краткого ответа)
1 Как древние греки называли свою Родину? (Эллада)
2 Кто прятался на острове Крит в царском дворце. (Минотавр)
3 Кто автор поэмы «Одиссея»? (Гомер)
4 Кто автор поэмы «Илиада»? (Гомер)
5 Названье поэмы «Илиада» произошло от названья города Троя. Почему? (Второе название города Троя- Илион)
6 Главный бог в греческой мифологии? (Зевс)
7 Назовите имя жены Зевса? (Гера)
8 Объясните полис — это…? (Город-государство)
9 Как назывался греческий военный корабль? (Триера)
10 Назовите высший орган власти в Афинах? (Ареопаг)
11 Сколько длина Марафонского бега? Почему? (42 км, ровно столько, сколько от Афин до Марафона.)
12 Объясните илоты — это…? (Рабы в Спарте.)
13 Как назывался боевой строй афинских воинов в Марафонской битве? (Фаланга)
14 Объясните демократия — это…? (Власть народа)
15 Как называлось главная площадь Афин? (Агора)
16 Полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колоны? (Портик)
17 Назовите главный порт Афин? (Пирей)
18 Объясните колония-это?.. (Греческое поселение)
19 Как назывался главный храм в Афинах? (Парфенон)
20 Объясните верфь — это…? (Место строительства кораблей)
21 Назовите имя полководца греческих войск в Марафонской битве? (Мильтиад)
22 Сколько дней проходили Олимпийские игры? (5 дней)
23 Назовите афинский район, где жили гончары? (Керамик)
24 Назовите имя спартанского полководца в битве у Фермопил? (Леонид)
Второй тур. Всем известно и неново
Карта важная основа
Битвы, действия и страны
Вам укажет неустанно
Если есть у вас желанье
Приступаем. Все вниманье.
(Задания второго тура направлены на закрепление знаний исторической карты)
1. Покажите на карте — Балканский полуостров.
—остров Крит, Аттику, остров Саламин, город Спарту, греческие колонии, место Марафонской битвы, пролив Геллеспонт, город Трою, место проведения Олимпийских игр.
Третий тур. Эрудиты, эрудиты!
Все пути для вас открыты.
Все вопросы вам легки,
А если будет трудно,
Пятиклассник не грусти.
У своего товарища
Помощь попроси!
(Третий тур требует от учеников развёрнутого ответа, объяснение крылатого выражения)
1. «Ахиллесова пята
2. «Законы Драконта»
Ахиллесова пята.
Ахиллесу было предсказано, что он совершит множество подвигов, но погибнет молодым и домой из-под Трои не вернётся. Мать Ахиллеса, морская богиня, Фетида, пыталась уберечь сына от преждевременной смерти, когда тот был ещё младенцем. Она знала, что река, текущая в подземном «царстве мёртвых», обладает чудодейственной силой. В её водах Фетида выкупала мальчика и сделала неуязвимым. Отныне Ахиллеса нельзя было поразить не копьём, ни мечом. Единственным уязвимым местом осталась пятка, за которую богиня, окуная его в воду, держала сына.
Мать не хотела отпускать сына в поход на Трою. Она переодела его в женскую одежду и спрятала у царя одного острова. Но туда под видом купца прибыл Одиссей. Он разложил во дворце женские украшения и оружие. Вдруг его воины затрубили тревогу. Ахиллес схватился за оружие и выдал себя.
Ахиллес стал участником Троянской войны. Он прославил себя подвигами, но незадолго до падения трои погиб. Пущенная Парисом стрела поразила Ахиллеса в пятку.
Законы Драконта.
Архонт Драконт записал древние обычаи, ставшие законами. Некоторые из них кажутся нам нелепыми. Например, бык, забодавший насмерть человека, приговаривался к изгнанию за пределы Аттики. Так же поступали с упавшей на голову прохожего и убившей его кровельной черепицей: её вышвыривали за границу полиса. Драконт ввёл и новые законы: по словам древних греков, они были «писаны не чернилами, а кровью». За все преступления, включая таки ничтожные, как кража кисти винограда или овощей, полагалась смертная казнь. Драконта спросили, почему он назначил одинаковые наказания и за убийство человека, и за кражу луковицы из чужого огорода. Драконт ответил, что даже мелкий воришка заслуживает казни, а за более тяжкие преступления он просто не мог придумать ничего страшнее.
Четвёртый тур. Хоть немножечко устали.
Силу знаний показали,
Но ещё один шажок.
В цифры прошлого прыжок.
(Четвёртый тур требует от учеников знание хронологии).
Учитель просит открыть рабочие тетради и разобрать задание № 41. Найди ошибки.
«Кто-то рассказывал о знаменитом афинском правители Солоне следующее. Будучи мальчиком, Солон очень радовался тому, что в дни побед над персами при Марафоне и Саламине занятия в школах не проводились. Отец Солона, напротив, сердился на сына, считая его лодырем и бездельником».
(Предполагаемый ответ учеников: Солон жил в 6 век до.н. э., а Марафонская битва и Саламинская битва произошли в 5 веке до.н. э., следовательно, Солона уже не было в живых.)
Пятый тур. Приложите все старанья
Для последнего заданья.
В пятом туре нужно отгадать,
Кому слова эти могут принадлежать?
1. «Радуйтесь, мы победили!» (Афинский воин в 490г до. н. э. после Марафонской битвы).
2. «Там, на дне, вы найдёте достаточно и земли и воды». (Спартанцы персидским послам перед греко-персидской войной.)
3. «Рабыня раньше, а теперь свободная». (Солон, когда убрал долговые камни.)
4. «Да, я упал, но лишь один раз…» (Олимпийский чемпион Милон.)
5. «О, ты, горькая морская влага. Вот тебе». (Ксеркс, при переходе через пролив Геллеспонт.)
6. «Если ты был в Афинах и не восторгался ими, то ты осёл». (Афиняне о своём городе.)
III. Изучение новой темы.
Чтоб ребята не скучали.
Знанья в классе получали.
Путешествие совершим.
Всех рассказом удивим.
На экране мультимедийного проекта изображение древнегреческой школы.
Вопрос к классу:
— «Что, вы видите на картине?»
Предполагаемый ответ: На картине греческая школа, где идёт урок музыки. В правой части картины мы видим урок поэзии. Учитель, развернул книгу, по которой читает ученик; на стене развешены учебные предметы.
— Правильно, это образовательное учреждение города Афин. В греческих школах учеников учили ясно и красиво говорить. Ученики заучивали стихи Гомера и других поэтов. Греки считали также, что образованный человек тот, кто умеет петь и танцевать.
Вопрос к классу:
— Чем афинское воспитание отличалось от спартанского?
Предполагаемый ответ: Спартанцы, больше воспитывали в детях физическую силу, а не заботились об интеллектуальном развитии.
Задание классу.
— Прочитайте пункт 1 параграфа 38 и ответьте на вопросы.
— С какого возраста начиналось обучение детей в Древней Греции?
— Кого в Греции называли «педагогами» и какие обязанности были у них?
Предполагаемый ответ: Обучение детей начиналось с семилетнего возраста. «Педагогами» в Греции называли раба, который сопровождал мальчика в школу и следил за его поведением и успехами в школе.
— Греческие педагоги нередко плохо говорили по-гречески. Почему?»
(Педагоги-рабы — это военнопленные из других стран.)
— Афинский стратег Перикл узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул:
«Вот ещё одним педагогом стало больше!» — Что, он имел в виду?
(Педагогами становились рабы, которые получали увечья и не были годны к работе в других местах.)
Статуэтку педагога.
(дети должны обратить внимание на одежду и фигуру педагога).
Сцена № 1
Дом горожанина. Афинянин, его жена, дочь. Жена вытирает стол, ставит на него кувшин или блюдо.
Афинянин. Сегодня с «камня продажи» я приобрёл двух рабынь, которые будут помогать в доме и одного раба. Скиф, самый старый и больной наш раб, с этого дня будет сопровождать сына в школу. Законы Афин не позволяют мне избавиться мне от бесполезного слуги. Вот я и нашёл ему применение.
Дочь. Отец, я тоже хочу идти в школу.
Жена (дочери). Ты должна усвоить, что школ для девочек нет. Я, твоя мать, передам тебе все знания, которыми владею. Я научу тебя грамоте, пению, танцам, и самому главному — умению вести домашнее хозяйство. Ты подрастёшь и сможешь стать хорошей хозяйкой и матерью и, главное, научиться никогда не вмешиваться в дела мужа, если только он сам этого не пожелает.
Дочь. Но отец, мой брат ещё слишком мал, чтобы учиться в школе.
Афинянин. Довольно он напрыгался, набегался и наигрался. В доме всё уставлено фигурками, вылепленными из воска, глиняными игрушечными домиками. Ему исполнилось семь лет, и теперь мой сын, как все сыновья зажиточных родителей, пойдёт в школу. (кричат за сцену) Эй, Скиф!
Входит Скиф, склоняется перед ним.
Скиф. Чего пожелаешь, хозяин?
Афинянин. Ты стал слаб и непригоден для работы в доме. Я хочу, чтобы с завтрашнего дня ты ежедневно водил маленького хозяина в школу, носил его письменные принадлежности и музыкальные инструменты, то есть был педагогом. За жизнь и здоровье сына ты будешь отвечать своей жизнью.
Скиф (кланяясь). Как прикажешь хозяин.
Мы посетим учебные заведения Древней Греции, узнаем какими они были и чему в них учили (схема)
В рассветный час все городские и сельские мальчики спешили в школу. Заглянем в одну из них.
Учитель с плёткой из бычьего хвоста диктует текст: «Невежда — самое дикое из существ на земле». Эти слова самые младшие школьники выводят на дощечках, натёртых воском. Буквы выдавливают острым концом металлической или костяной палочки. Называется она стиль. Другим плоским концом стиля затирают написанное, если допущена ошибка. Старшие ученики пользуются папирусом и тростниковым пером. (Папирус — высокий тростник)
В школах учили читать, писать, считать, рисовать. Прививали любовь к стихам Гомера и других поэтов.
Дети овладевали игрой на флейте и других инструментах, искусством хорового пения. Афиняне утверждали, что без любви к музыке нельзя стать настоящим человеком.
Учитель:- В Афинах все мужчины были грамотными. Образование было недоступно девочкам и детям из бедных семей. Греки в 8 веке до.н. э. изобрели алфавит. Они позаимствовали алфавит у финикийцев, но он им не понравился.
Вопрос к классу: — Почему? (У финикийцев в алфавите не было гласных букв, поэтому это вызывало определённые трудности.)
Учитель: — Греки первыми стали обозначать буквами гласные звуки. В алфавите у греков было 24 буквы, ими греки передавали все многообразие звуковой речи при письме. Многие народы, создавшие своё письмо, использовали греческий алфавит.
В греческих школах были разные ученики, не всем легко давалось грамота.
Рассказывали про одного богача, который подарил своему ленивому сыну 24 раба, имена их начинались с первых букв алфавита.
Учебные заведения Древней Греции: школа, Палестра, гимнасий.
Сообщение ученика. Жалоба раздражённой матери учителю на прогульщика сына из весёлой пьесы древнего автора. «Спроси-ка его, почтеннейший, где дом его учителя, куда мне каждое число приходиться вносить за него деньги он не скоро сумеет тебе ответить. Бедная дощечка, которую, я исправно натираю воском, лежит сиротливо у ножки его кровати. Он ненавидит её пуще смерти, а если возьмёт в руки, то и тогда ничего дельного не напишет, а только весь воск зря соскоблит. Ох, как я ругаю себя за то, что даю ему хорошее воспитание в надежде найти себе в нём подспорье на чёрный день. А, попробуй-ка, посильнее постращать его, так он взберётся на крышу и сидит там словно обезьяна. А мне не столько жаль его, сколько черепиц, которые крошатся словно сладкое печенье. Уж, пожалуйста, задай ему такую порку, чтобы из него и дух вон вышел».
Вопрос к классу. — Что нового о древнегреческой школе, вы узнали из этого сообщения?
Предполагаемый ответ. Обучение было платным. В школе для письма, использовали специальные дощечки, покрытые воском, которые назывались- диптихи. Буквы выдавливали металлической или костяной палочкой- стилем.(Не все дети, добросовестно относились к учёбе в школе.)
Сцена № 2
Дом горожанина. Афинянин и его сын.
Афинянин. Вот и прошли, сын мой, целых пять лет учёбы в школе. Ты стал умён и образован; я рад, что те деньги, что я платил за обучение, были потрачено не напрасно. Теперь, когда тебе исполнилось 12 лет, ты начнёшь посещать ещё одну школу- палестру, ибо каждый мужчина- гражданин полиса должен быть сильным, ловким, выносливым и прекрасным. Как и прежде, наш раб будет провожать тебя. А сейчас ты можешь уединиться и помечтать.
Учитель: — Познакомимся со следующей ступенью обучения в Древних Афинах.
На мультимедийном проекторе изображение древнегреческой палестры.
Вопрос к классу: — Что вы видите на экране?
Предполагаемый ответ. На экране изображена спортивная борьба. Борьба, проходит под контролем взрослого человека.
Учитель: Это, ребята тоже школа, которая называлось палестра. По гречески «Пале» — это борьба от этого слова и произошло название. Греки считали, что умственное и моральное развитие достигается в здоровом теле, которое должно всесторонне и свободно развиваться так, чтобы человек достигал гармонического совершенства души и тела.
Сообщение ученика.
«Палестра находилась в небольшом дворике, окружённом колоннами. С 12 лет мальчики начинали посещать эту школу. В палестре занимались гимнастикой, бегом, прыжками, метанием копья и диска, борьбой.
Рукопашная борьба называлась — «панкратий». В ней разрешено использовать приёмы кулачного боя, можно сбивать противника с ног, лягать, душить. Однако нельзя калечить, кусаться и бить по глазам. Самый распространённый приём «переброс» противника через колено. В палестрах стояли скульптурные статуи олимпийских атлетов, работы великих греческих мастеров».
На экране мультимедийного проектора изображение скульптуры» Дискобол» — метатель диска скульптора Мирона. Копьеносец — скульптора Поликлета.
В палестрах стояли статуи атлетов работы великих греческих мастеров. Всемирно известна статуя метателя диска. Мирон, её создатель сумел передать в скульптуре ощущение движения. Кажется, через мгновение атлет распрямится и брошенный с огромной силой диск полетит вдаль. Не менее знаменита статуя копьеносца работы Поликлета. Скульптор показывает, каким должен быть каждый юноша, физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу, гражданином своего полиса.
Вопрос к классу.
—Что хотели донести до зрителя греческие скульпторы?
Предполагаемый ответ. Греческое искусство прославляло физически сильных, прекрасных граждан — готовых к подвигу, к защите своего полиса.
Физкультминутка.
Мы в Афинах побывали
И немножечко устали
Вот сейчас мы отдохнём.
Глаза закроем и откроем снова
В Афины плыть опять готовы,
Про Спарту тоже не забудем,
Как в марафоне бегать будем.
(бежим, стоп).
Подняли руки, опустили
Про Геродота не забыли
И сели снова на места
В афинской школе, чтоб оказаться нам спроста.
Учитель: — В Афинах существовала третья ступень образования — гимнасии. Послушайте сообщение об этом.
Сообщение ученика.
«Гимнасии в основном посещали взрослые. Находились они за городом среди зелёных деревьев и лугов. Они имели площадки для занятий гимнастикой, бассейны, раздевалки, помещения для отдыха и дружеских бесед. В них перед слушателями выступали известные учёные. Здесь обучали умению хорошо говорить, выступать с речами в Народном собрании и судах. Некоторые афинские гимнасии называли академиям».
Учитель: — В гимнасии приходили и выступали такие учёные как Демокрит, Аристотель, Гиппократ, Геродот. Сегодня у нас с вами есть возможность послушать их.
(Выходят одетые в греческие хитоны ученики, которые изображают древне — греческих учёных).
— Ребята давайте послушаем их рассказы.
Выступление детей. Демокрит: «Здравствуйте ребята, я Демокрит греческий учёный и философ, родился в 460 г. до. н. э. в небольшом приморском городе Абдер, который находится во Фракии. За заслуги перед своим городом получил название «Патриот». Мой девиз: «Ничто не возникает из ничего, и ничего не переходит в ничто». Я первым высказал мысль что, материя состоит из мельчайших неделимых частиц атомов. Атомы принимают различные формы. Душа человека, состоит из круглых атомов, когда человек умирает, атомы рассеиваются. Религия, по- моему мнению, возникла из- за беспомощности людей перед грозными явлениями природы. Боги это воплощение человеческих чувств и природы, например, Зевс- это солнце, Афина — разум. У меня много математических работ, я рассчитал объём конуса и пирамиды. Мои философские и естественнонаучные воззрения оказали большое влияние на философов последующих времён».
Аристотель: «Меня зовут Аристотель. Я родился в 384 г. до. н. э. Мой родной город Стагира во Фракии. К моему имени часто прибавляли прозвище Стагирит. Мой отец был придворный врач при македонском царе. С 367 г до. н. э. я ученик великого Платона. Я не был согласен с его взглядами и поэтому покинул Академию Платона, сказав фразу, которая стала крылатой. — Платон мне друг, но истина дороже. Я считал, что Земля — шар и находится она в центре мира, а Солнце и звёзды вращаются вокруг неё.
Все накопленные знания, я разделил по отдельным отраслям и объединил в самостоятельные науки. Ботаника — изучает растения, физика — природу, политика — государство. Сохранилось много афоризмов, которые принадлежат мне. «Дружба — это одна душа в двух телах». «Ведите себя с друзьями так, как хотите, чтобы они вели себя с вами». Об учении. «Корни его горьки, но плоды его сладки». «Философия начинается с удивления» и многие другие».
Гиппократ: «Я Гиппократ, родился на острове Кос в 460 г. до. н. э. Я врач в семнадцатом поколении. Тысячи людей я излечил и даже делал сложные хирургические операции. По — моему мнению, нужно лечить не болезнь, а человека, потому, что одно и то же заболевание у разных людей проявляется по — разному. Я определил типы темперамента человека: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Выделил четыре принципа лечения больного: 1).Приносить пользу, а не вред. 2). Противоположное, лечить противоположным. 3). Помогать, а не мешать организму бороться с болезнью. 4). Щадить больного. Деятельность врача очень важна, я сравнивал её со свечой — Сгорая сам, свети другим».
Геродот: «Греки называли меня «отцом истории». Мой главный труд по истории посвящён греко-персидским войнам. Я родился в 485г. до. н. э. Мой родной город Галикарнас. За участие в борьбе против тирана правителя в своём городе я был вынужден покинуть родину. Много путешествовал по странам Востока. Подробно описывал обычаи Египта, которые меня поразили. Описал и другие события из жизни стран Востока. Когда я закончил своё путешествие, никто в Греции не знал меня. Из своего путешествия я привёз с собой несколько свитков папируса. Это и была собранная мною история греко — персидских войн. В те времена важным событием древних греков были Олимпийские игры. На ряду со спортсменами в Олимпии выступали музыканты, поэты, писатели. На Олимпийских играх я прочитал несколько глав своей «Истории». Олимпийские игры закончились, слушатели разъехались, по разным городам Греции и разнесли мои рассказы. Я сразу стал знаменит».
Учитель: Древние греки считали, что любовь к родине — высшая доблесть гражданина. Как вы понимаете это высказывание? Подтвердите его примерами из истории.
Предполагаемый ответ. Настоящий гражданин — это тот кто любит свою родину, кто готов не на словах, а на деле доказать свою любовь.
Учитель: Среди принятых развлечений греков в гимнасиях, была игра в вопросы и ответы. Вот некоторые из таких вопросов — загадок. Попытайтесь разгадать их и вы.
- Я чёрное дитя сверкающего отца; птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков; едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе. (Дым).
- Когда ты смотришь на меня, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз. (Зеркало).
- Не говори ничего и ты выразишь моё имя; но, если ты назовёшь меня, говоря моё имя, о чудо ты! Ты, выразишь меня. (Молчание).
Учитель: Проверим ваше внимание. Сейчас я задам вам несколько вопросов по сообщениям, которые вы прослушали.
На экране мультимедийного проектора вопросы:
— Кто из древнегреческих учёных высказал гениальную мысль, что материя состоит из атомов? (Демокрит).
— Кто из древнегреческих учёных рассчитал объём конуса и пирамиды? (Демокрит).
— Кто из древнегреческих учёных считал, что Земля — это шар и находится в центре мира? (Аристотель).
— Кто из древнегреческих учёных был врачом, и определил типы характеров человека? (Гиппократ).
— Кого, древние греки называли «отцом истории»? (Геродота).
Текст с ошибками.
Исправьте не менее 6 ошибок в тексте:
Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Опытные педагоги проводили занятия. В обычной школе учились красноречию, музыке, поэзии. Впалестрах мальчики учились читать, писать, считать. А в гимнасиях все занимались борьбой, слушали выступления известных архонтов, которые излагали свои взгляды по различным наукам.
Учащиеся меняются текстами. Проводится совместная проверка с обсуждением вслух.
Проблемное задание:
— Афинский стратег Перикл узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул:
«Вот ещё одним педагогом стало больше!» — Что, он имел в виду?
(Педагогами становились рабы, которые получали увечья и не были годны к работе в других местах.)
— Чем афинское воспитание отличалось от спартанского?
Предполагаемый ответ: Спартанцы, больше воспитывали в детях физическую силу, а не заботились об интеллектуальном развитии.
Подведение итогов урока. Вот и всё, больше нет вопросов. Сосчитать жетоны, просим.
Кто набрал жетоны,
Руки поднимайте.
И хорошие оценки
За урок вы получайте!
(Учитель выставляет оценки за урок)
Вот и закончился наш урок,
Книг побольше, ребята, читайте,
И Древнюю Грецию вы изучайте.
(Учитель знакомит с книжной выставкой)
— Спасибо всем вам за внимание,
Записываем домашнее задание.
На экране мультимедийного проектора домашнее задание.
1. Прочитать параграф № 38.
2. Ответить на вопросы в конце параграфа.
3. Выписать в тетрадь термины и выучить их.
4. Написать письмо своим друзьям от имени ученика древнегреческой школы.