Ценности молодежи в сфере физической культуры и спорта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 23.03.2017

Статья просмотрена: 1426 раз

Библиографическое описание:

Санькова, И. Ю. Ценности молодежи в сфере физической культуры и спорта / И. Ю. Санькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 588-591. — URL: https://moluch.ru/archive/146/41048/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ценности молодежи в сфере физической культуры и спорта изучаются достаточно активно. По мнению авторов Кишинского А. А., Гаськова А. В., Пружининой М. В., Дугаровой Т. Ц. занятия физической культурой в образовательных учреждениях по-прежнему направлены на решение задач, отражаемых показателями физической подготовленности, но самое главное, что при этом не решаются такие задачи, как формирование мoтивaционно-ценностнoго отношения студентов к физической культуре и потребности в регулярном использовании арсенала средств физической культуры [1, С. 65–71]. Вызывает интерес исследование Злотникова А. А., который попытался с различных сторон рассмотреть ценностное отношение студенческой молодежи к спорту [2, с. 72–78].

Результаты проведенного опроса Дугнистом П. Я., Романовой Е. В. показывают, что 46,7 % опрошенных респондентов студентов следят за своим здоровьем, из них 19,6 % посещают врачей, занимаются самостоятельно физической культурой и спортом 37,5 %, соблюдают здоровое питание 31,2 %. Пассивное отношение к своему здоровью наблюдается у 39,7 % опрошенных, а около 16 % признались, что есть вредные привычки, негативно относятся к занятиям физическими упражнениями. Если говорить о представлениях студентов о здоровом образе жизни в основной своей массе, то большая часть опрошенных согласны, что на здоровый образ жизни положительное влияние оказывают физические упражнения. Однако на вопрос, как часто они занимаются физической культурой вне занятий вуза, то 72,6 % ответили, что занимаются от случая к случаю, объясняя это нехваткой времени и высокой степенью занятости. Лишь 18,7 % утвердительно ответили, что постоянно тренируются, делают физические упражнения, гимнастику. Наиболее сильной мотивацией молодежи к занятиям физическими упражнениями является возможность укрепления своего здоровья и профилактика заболеваний. На вопрос: «Как часто вы занимаетесь физической культурой?» были получены следующие ответы: «Регулярно» — 18,2 %, «Иногда» — 36,8, «Редко» — 29,1 %. Основная масса студентов не уделяет должного внимания укреплению своему здоровью и занятиям физической культурой. Основной причиной является нехватка времени -59,5 %; усталость у 42,8 % опрошенных, отсутствие желания заниматься у 21,3 % студентов; отсутствие навыков и привычки к занятиям — 11,9 %, нехватка спортивно-технологического оборудования для полноценных занятий — 9,1 % [3, с. 164–167].

В поле зрения нашего анализа входит статья Романовой Е. В. и Готовчиковой Л. В. Согласно данным этих исследователей многие опрошенные на контрольный вопрос по мотивации «Что вас побуждает заниматься физкультурой и спортом?» ответили «улучшить физическую подготовку» — 53,85 %, «стремление улучшить состояние здоровья и самочувствие» — 41,70 %. Одну треть респондентов побуждает заниматься физкультурой и спортом желание получить хорошую оценку (29,15 %), улучшить свою фигуру (39,27 %), удовлетворение потребности в движении; (28,34 %). Пятая часть респондентов указывала стремление показать свои способности (18,22 %), желание выполнять физические упражнения (20,65 %). Среди этих мотиваций для десятой части молодежи важно общение со сверстниками, нежелание отставать от сверстников. Важно отметить и группу респондентов, которые открыто утверждают, что к занятием физической культурой их ничего не мотивирует (17,81 %), а 9,31 % респондентов затрудняются ответить. Среди причин мешающих заниматься самостоятельно физической культурой респонденты в основном указывали нехватку свободного времени (47,37 %), большая загруженность другими предметами (43,32 %), нежелание преодолевать трудности и совершать волевое усилие (25,10 %), отсутствие нужного спортивного инвентаря (18,62 %). У 15,79 % респондентов вообще нет интереса к занятиям физической культурой, около 10 % затруднились ответить и столько же ответивших не видят смысла в занятиях физической культурой и спортом [4, с. 54–55].

Весной 2016 г. в Алтайском государственном университете нами был проведен очередной анкетный опрос включенности в сферу физической культуры студентов. При отборе респондентов использовалась квотно-пропорциональная выборка. После проверки на достоверность, полноту заполнения и содержательность ответов к обработке были приняты анкеты 450 респондентов. 58 % опрошенных составили женщины и 42 % — мужчины. Студенты младших (1–2) курсов — 49,1 % респондентов, старших- 20,9 %. Для выяснения степени спортивной активности респондентам был задан вопрос: «Как часто Вы занимаетесь физическими упражнениями, спортом кроме учебных занятий?» Полученные результаты таковы: практически ежедневно — 9,1 %, 3–4 раза в неделю — 15,7 %, 1–2 раза в неделю — 37,7 %, 1–2 раза в несколько месяцев — 19,4 %, вообще не занимаются — 17,8 % и не ответили — 0,3 % респондентов. Характерно, что вообще не занимающихся девушек (22,3 %) почти в два раза больше, чем юношей (11,7 %). Занимающихся от случая к случаю (1–2 раза в несколько месяцев): 23,6 % девушек и 13,6 % юношей. Соответственно ежедневно занимаются 11,7 % юношей и 7,2 % девушек, 3–4 раза в неделю — 21,1 % юношей и 11,8 % девушек.

Важными факторами регулярности физкультурно-спортивных занятий являются ценностные ориентации в целом и ценности, связанные со спортом. Вопрос, сформулированный в анкете: «Как бы Вы ответили, ради чего Вы сейчас живете? (можно не более 5 вариантов ответа)» позволяет в основном выявить познавательный и оценочный компоненты ценностных ориентаций студенческой молодежи. К наиболее значимым ценностям (отмечены почти каждым вторым) в исследовании отнесены:

1) семья,

2) любовь

3) самореализация.

Причем их ранг равен независимо от пола респондентов. Очевидно, эти ценности для всех — универсальные и базовые. Еще А. Маслоу полагал, что нельзя разобраться в человеке, игнорируя высшие цели. Поэтому, термины «самореализация», «поиск себя и своего места в мире» и т. п. описывают универсальные человеческие тенденции.

Важно различать провозглашенные ценности и ценности реальные, на которые человек ориентируется в своем реальном поведении и которые старается воплотить в жизнь. В системе провозглашенных людьми ценностей особенно здоровье и физическое совершенство занимают высокие места. Значительно более низкие место здоровье и физическое совершенства занимают в системе реальных ценностей людей. Если, рассматривать, именно ценность физического совершенства, то ее включили в свой набор наиболее значимых ценностей всего 9,2 % респондентов (среди них 2/3 юноши и 1/3 девушки; 54,4 % студенты старших курсов и 45,6 студенты младших курсов; в соответствии с самооценками социального статуса 14,3 % — «на грани бедности», «малообеспеченные» – 47,9 % и 35,7 % «средний класс»). Так вот, только среди тех, кто вербально сигнализирует о значимости физического совершенства в своей жизни — по 23,9 % занимаются спортом и физическими упражнениями практически ежедневно и 3–4 раза в неделю соответственно, а 32,4 % 1–2 раза в неделю. То есть можно сказать, что почти у 87 % респондентов данной категории слова и мысль подтверждаются деятельностью.

Ценности, касающиеся спортивных занятий, представлены как:

1) связанные с функциональным содержанием (т. е. сама спортивная практика с ее эмоциональными, игровыми, двигательными аспектами);

2) ценности, средством достижения которых служит спорт: коммуникативные; материальные; престижные; когнитивные; самореализация; физическое «Я» (здоровье, телосложение, привлекательность, физические качества).

Результаты опроса показали, что среди основных причин (респонденты указывали несколько вариантов) занятий доминируют: во-первых, желание улучшить телосложение, оптимизировать вес (65,1 %); во-вторых, стремление улучшить физическое состояние, укрепить здоровье (53 %); в- третьих, получение эмоциональной разрядки, повышение настроения (51,4 %). Кроме того, 34,6 % рассчитывают усилить физическую привлекательность в результате занятий. Примерно каждый десятый респондент указал стремление расширить круг общения, быть в компании друзей (13,7 %), усовершенствовать умение постоять за себя (13,7 %). Лишь 5,5 % сказали, что занимаются «чтобы просто участвовать в спортивных мероприятиях», а 5 % для достижения высоких спортивных результатов. Анализ гендерного аспекта обнаруживает расхождения в основных причинах занятий: для девушек это — улучшение телосложения, оптимизация веса, а для юношей — укрепление здоровья. Поэтому, в целом, занятия физическими упражнениями и спортом для респондентов являются элементом самосохранительного отношения к своему здоровью. Вместе с тем, возможными причинами слабой ориентации на высокий уровень физического совершенства выступают недостаточная мотивация, материальное положение, неразвитость культурно-исторических традиций, стимулирующих здоровый образ жизни. Поэтому 34,2 % всех респондентов вообще не занимаются спортом, либо занимаются 1–2 раза в несколько месяцев. Главная причина, а, возможно, наиболее популярная отговорка, пассивного отношения к занятиям, прежде всего, занятость различными делами (57,2 %) и занятость учебой (45,4 %). Кроме того, респонденты указывают отсутствие желания и интереса (45,3 %), большую стоимость платных услуг (23,9 %), отсутствие компании для занятий (31,2 %).

Анализируя структуру досуга, в ходе исследования выяснилось, что досуг для молодежи имеет пассивный характер, а это обусловлено психологическими параметрами, характеризующими студентов. Рассматривая отношение молодежи к вредным для здоровья привычкам — алкоголю и курению, получили такие данные — к курению почти все опрошенные относятся негативно и даже крайне негативно (96 %), лишь 4 % отметили, что иногда можно позволить. К алкоголю студенты относятся не так категорично, хотя 37 % относятся негативно и крайне негативно, 37 % отметили редчайшие случаи — новый год, день рождения, но не всегда, и лишь 26 % ответили, что иногда можно позволить.

Исходя из данных исследования, можно выделить основные причины снижения мотивации к занятиям физической культурой: несоответствие учебной программы и потребностей студентов, недостаточная информированность обучаемых о здоровом образе жизни. Необходимо изменить структуру и содержание учебных занятий, учитывая личностный интерес. Если говорить масштабно, то на государственном уровне внедрение в образование системы ГТО будет способствовать увеличению интереса к физической культуре [11, с. 22–23]. Наше исследование подтверждает эти выводы. Так, основываясь на результатах исследования, можно предложить некоторые рекомендации по развитию интереса молодежи к физической культуре и спорту. Необходимо разработать больше методов для мотивации молодых людей к занятиям спортом. Например, снимать фильмы, сериалы, желательно комедийные, в которых здоровье и занятия спортом — неотъемлемая часть жизнедеятельности молодых успешных людей. Телевидение и интернет на сегодняшний день мощнейшие инструменты управления сознанием людей. Программы поддержки на государственном уровне должны быть не «сухими» документами, а реальными, практически подтвержденными методами. Спортивные сооружения желательно сделать более доступными, ведь молодежь, в основном, не удовлетворена своим материальным положением. Необходимо совместить спортивные новости с обычными выпусками. Возможно, хорошей рекомендацией будет сократить рекламу лекарств и увеличить социальную рекламу о пользе спорта, физической культуры и здорового образа жизни, связывая эти компоненты как важные для успешного человека. Все хотят быть успешными, поэтому показывая успешных людей — спортсменов, больше рассказывая и показывая различные видеоролики или снимая фильмы о них, постепенно у людей будет появляться мотивация к занятиям спортом, и спорт и успех станут неразрывными понятиями.

Литература:

  1. Кишинский А. А., Гаськов А. В., Пружинина М. В., Дугарова Т. Ц. Мотивационно-ценностное отношение студентов экономического университета к занятиям физической культурой и спортом // Вестник БГУ. — 2013. — № 13 С. 65–71.
  2. Злотников А. А. Ценностное отношение студенческой молодежи к спорту // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. — 2007. — № 3. — С. 72–78.
  3. Дугнист П. Я., Романова Е. В. Мотивация молодежи к занятиям физической культурой и спортом // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Нижневартовск, 17–18 марта 2016 г.) / Отв. ред. Л. Г. Пащенко. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. ун-та, 2016. — 490 с. — С. 164–167
  4. Романова Е. В., Готовчикова Л. В. Мотивация молодежи к занятиям физической культурой (на примере студентов Алтайского края) / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2017. — № 1(4). — С. 49–59. — [Электронный ресурс]. — URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/article/view/1735 (дата обращения: 23.03.2017)
  5. Дугнист П. Я., Колпакова Е. М., Романова Е. В., Назаров О. О. Роль и значение ГТО в современном обществе / Научно-периодический журнал // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2015. — № 1. — С. 11–24. — [Электронный ресурс]. — URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/43/showToc (дата обращения: 22.02.2017)
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, занятие, здоровый образ жизни, респондент, спорт, физическое совершенство, здоровье, занятие спортом, раз, упражнение.


Задать вопрос