За время школьного обучения ребенок включается в различные виды деятельности, в процессе которой он овладевает знаниями, умениями, навыками, у него формируются основные черты личности. В деятельности возникают и развиваются потребности, интересы, склонности, чувства, мотивы. В процессе деятельности развиваются общие и специальные способности, усваиваются нравственные понятия, приобретается жизненный опыт.
Как показывают наблюдения, воспитательная эффективность всякой деятельности находится в прямой зависимости от ее организации, от продуманности, когда учитываются возрастные особенности детей, происходит необходимое чередование и дозировка самих видов деятельности. Все виды деятельности имеют важное значение в формировании всесторонне развитой личности школьника. Однако следует отметить, что в воспитательном отношении важна не только сама деятельность и ее конечные результаты, но также те отношения и то общение между детьми, которые возникают в процессе деятельности и по ее поводу. Именно поэтому деятельность, протекающая в коллективе, имеет особенно большое значение для формирования личности школьника.
В формировании всесторонне развитой личности, особенно ее коллективных черт, большое место занимает коллективная деятельность. Эта форма организации деятельности является ведущей в сплочении и развитии воспитания коллектива.
Коллективная познавательная деятельность школьников, есть деятельность, организуемая под руководством педагога. Она направлена на овладение знаниями, умениями, навыками, и протекает в условиях детского коллектива, реализует активизирующий, познавательный процесс связи зависимости между учащимися.
Для того чтобы деятельность в коллективе решала задачи формирования личности школьника, необходимо обращать серьезное внимание на характер общения между детьми.
В познавательной деятельности школьников общение — это важнейшая предпосылка развития познавательного интереса.
В основе коллективной познавательной деятельности лежат активное сотрудничество школьников в главном для них труде — учении. Такое сотрудничество, понимаемое как совместная, заинтересованная работа в целях овладения знаниями, умениями, навыками, происходит не только между учащимися, но и между учениками и их учителями.
Предполагаемое «всестороннее развитие школьников» в соответствии с документами, определяющими процесс модернизации обучения и воспитания, основывается на изменении характера учебного процесса и способов организации деятельности учащихся. Из пассивного потребителя знаний, исполнителя воли учителя учащийся должен стать активным субъектом познавательной деятельности.
Коллективная познавательная деятельность предполагает создание в школьном коллективе такой системы отношений, которой чужд дух нездорового соперничества, пренебрежительного отношения к отстающим. Она способствует созданию атмосферы доброжелательности, воспитанию товарищеской взаимопомощи, формированию ответственного отношения не только к своей личной учебе, но и к успехам своего коллектива. Обстановка сотрудничества и доброжелательности положительно влияет не только на развитие познавательной и общественной активности школьников, но и на воспитание детского коллектива.
Ярко и последовательно эффективность и оптимальность организации коллективной познавательной деятельности школьников прослеживается на уроках физической культуры.
Проблемы, с которыми сталкивается учитель физической культуры, начиная работу с учащимися образовательного учреждения, усиливаются в школах — лицеях и гимназиях, в классах с углубленным изучением отдельных предметов. К числу таких проблем относятся: неадекватность, как правило, завышенная самооценка учащимися уровня сформированности индивидуальной подготовленности в процессе конкретной образовательной и повседневной деятельности; неумение управлять своими эмоциями при осуществлении творческого сотрудничества в коллективных формах физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности; неумение и даже нежелание предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций, возникающих в частности, в игровой и соревновательной деятельности на уроках физической культуры, терпимо относиться к одноклассникам, имеющим более низкую физическую подготовленность.
Более того, эти проблемы признаются актуальными и обозначены для решения в документах Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования. Определяющими по физической культуре признаются: деятельностные подходы в обучении и воспитании как оптимизирующие процесс достижения учащимися личностных, метафизических и предметных результатов. В категории личностных результатов — это «формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мировоззрению, культуре, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира». В категории метапредметных результатов, в области нравственной культуры — «проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде, соперникам, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности».
Таким образом, обозначенные проблемы, которые возникают в современной школе на уроках физической культуры, могут успешно решаться при организации коллективной познавательной деятельности.
Способы повышения коллективной познавательной деятельности на уроках физической культуры.
Максимальное включение в деятельность всех учащихся, в том числе и освобожденных врачом от выполнения на данном уроке физических упражнений. Освобожденные учащиеся должны присутствовать на уроке, внимательно следить за тем, что делают на уроке их товарищи, мысленно повторять упражнения, которые показывает учитель. Наблюдение за действиями товарищей приводит к улучшению к концу урока показателей внимания у освобожденных учащихся.
Освобожденные от выполнения физических упражнений школьники не должны освобождаться от урока физической культуры. Они должны принимать в нем участие не только как наблюдатели, но и как активные участники, оказывая помощь в судействе, контролируя активность отдельных учащихся, выступая в роли помощников-организаторов.
Особо стоит вопрос, что делать на уроке физкультуры школьникам-спортсменам. Дискуссия по этому вопросу обычно носит односторонний характер: нужен ли урок физкультуры школьнику, занимающемуся спортом, если и так он физически развит, многое из школьной программы умеет делать, да и нагрузки у него на занятиях в спортивной школе больше — зачем же их еще увеличивать?
Школьники-спортсмены должны быть активными участниками уроков физической культуры, выступая на них в роли помощников, организаторов, судей, более опытных и умелых товарищей, своего рода наставников, особенно для слабо успевающих по физической культуре или проявляющих низкую активность на уроке.
Групповая работа — одна из традиционных форм организации урока физической культуры, а объединение в пары учащихся с высокой и низкой двигательной активностью помогает повысить активность слабых учащихся. У школьников-спортсменов необходимо воспитывать на уроках физической культуры чувство ответственности перед своими товарищами за оказываемую им помощь.
Работая в группах, ученики не только обсуждают (на уроках теории) или совместно выполняют задания, но и какую — то часть работы делают самостоятельно. В школьной практике лучше использовать групповые занятия со смешанным составом учащихся, где совместно работают сильные, средние и слабые ученики, это более эффективно в воспитательном отношении. Смешанный состав учащихся предполагает более интенсивный обмен деятельностью между сильным, средним и слабым учеником, благодаря чему укрепляются межличностные отношения учащихся. Характер деятельности предполагает активность учащихся всех уровней подготовленности, где сильные учащиеся помогают более слабым, мотивируют их на результат своим примером.
Особенно эффективно вопрос коллективной познавательной деятельности решается через подвижные игры,которые формируют уверенность, развивают организаторские умения, лидерские качества.
Задача учителя научить детей играть активно и самостоятельно.
Дети наглядно убеждаются в преимуществе общих усилий и начинают осознавать, что успех выполнения заданий во многом зависит от умения действовать согласованно с другими. В конце игры следует проанализировать поступки участников, похвалить тех, кто проявил дружелюбие, смелость, выдержку, ловкость, желание помочь. Акценты могут быть разными: поощрить, активизировать застенчивых детей, показать на примере активных, как важно быть смелым и ловким, указать на досадные ошибки.
Приобретенные в подвижных играх навыки положительных взаимоотношений служат основой для проявления у играющих чувства товарищества, взаимовыручки, способности заботиться об общем успехе, а не только о своих результатах. Правильно подобранные подвижные игры способствуют развитию многообразных функций: образовательной, оздоровительной, воспитательной, коммуникативной, творчески детерминирующей, адаптивной. Кроме этого, благодаря соблюдению установленных правил игры блокируют негативные черты характера, предотвращая девиантное (отклоняющееся от норм) поведение.
В подвижно игровой деятельности ребенок расширяет свой личный жизненный опыт и кругозор, знакомится с играми разных народов, с их обычаями и традициями, что способствует воспитанию национальной культуры.
Игровые приемы организации познавательной деятельности школьников на уроках физической культуры воспитывают такие качества личности, как толерантность, умение критически оценивать свои возможности для выполнения конкретной задачи в сравнении с другими членами команды, инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Организация коллективной познавательной деятельности также прослеживается во внеклассной работе учителей физической культуры. Это различного вида спортивные соревнования, спортивно-развлекательные конкурсы, спортивные праздники.Во время соревнований каждый ребенок учится оценивать деловые, физические и нравственные качества других ребят, признавать и понимать их неповторимую индивидуальность, не зазнаваться при выигрыше, не унывать при проигрыше, сохранять дружеские отношения с проигравшими. Он начинает понимать, что результат в любой коллективной деятельности зависит от: мотивов и устойчивых установок, от четкого и слаженного взаимодействия, проявления выдержки и ответственности, способности терпеть, преодолевая усталость, умения взаимодействовать с партнерами, подчинять свои интересы интересам команды.
Использование различных форм коллективной познавательной деятельности создает такие условия, при которых ученик вынужден работать активно. Но, необходимо помнить, что положительные результаты коллективной познавательной деятельности могут быть достигнуты лишь, при вдумчивом, квалифицированном педагогическом руководстве, которое предполагает, прежде всего, целесообразное сочетание коллективных форм с индивидуальной и фронтальной работой учащихся.
Литература:
- Пермяков А.А «Коллективный труд школьников и его воспитательные возможности». М 1961.
- Чередов И.М «О принципе оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке» Омск, 1973.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Ж. Завуч № 3, 2010.
- Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., Просвещение, 1981.
- Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., Наука, 1983.
- Погадаев Г. И. Играйте в игры народов России. Ж. Физическая культура в школе, 2001.