Кибер-коммуникации. Особенности мессенджера Telegram | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 24.03.2017

Статья просмотрена: 1950 раз

Библиографическое описание:

Иванько, А. Ф. Кибер-коммуникации. Особенности мессенджера Telegram / А. Ф. Иванько, М. А. Иванько, А. Е. Баранова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 16-20. — URL: https://moluch.ru/archive/146/40973/ (дата обращения: 18.11.2024).



Рассматривается история создания и особенности российского мессенджера Telegram. Поднимаются вопросы о новых тенденциях в развитии мировых коммуникационных приложений. Актуальность темы обусловлена возрастанием интереса современных пользователей приложений-мессенджеров к рынку данной сферы коммуникаций. Работа помогает наглядно представить положение российского проекта в сфере мировых коммуникационных новинок.

Ключевые слова: мессенджер, Telegram, мобильные приложения, российские инновации, кибератаки, защита информации

The history of creation and features of the Russian messenger Telegram is considered. Questions are raised about new trends in the development of global communication applications. The relevance of the topic is due to the growing interest of modern users of messenger applications to the market of this sphere of communications. The work helps to visualize the position of the Russian project in the field of global communication novelties.

Key words: messenger, Telegram, mobile applications, Russian innovations, cyberattacks, information protection

Одними из популярных программ для мобильных коммуникационных устройств (смартфонов) стали различные мессенджеры. У каждого владельца телефона с операционными системами IOS, Android или Windows на рабочем экране находятся несколько виджетов с приложениями для быстрой переписки (WhatsApp, Viber, Messenger). Однако доверие пользователей к этим программам не раз падало. Не защищенность личной переписки, нарушение конфиденциальности, случаи кибератак (например, не так давно пользователи WhatsApp могли потерять деньги в результате очередной кибератаки: в сети был обнаружен новый троян, направленный на доступ к банковским счетам пользователей, который случайно открыли ему доступ в свой компьютер. Схема преступников была проста — на электронный адрес людям приходило письмо с предложением загрузить новое приложение, которое, якобы, выпущено компанией недавно. Приложение было названо десктоп-приложение WhatsApp Web. Далее прикреплялась ссылка, пройдя по которой пользователи получали на компьютер файл-установщик WhatsAppInstall.exe. Затем устанавливалась сама вредоносная программа Win32/Spy.Banker.ABOD, но без помощи пользователя. И таким образом преступники получали доступ к онлайн-банку). Это далеко не единственный случай взлома данного мессенджера, поэтому такие ситуации начали настораживать активных пользователей.

Стоит отметить, что в России все больше внимания начинают уделять подобного рода инцидентам, в том числе и на законодательном уровне. 6 декабря 2016 года Правительство внесло в Госдуму пакет из трех законопроектов, которые направленны на обеспечение безопасности информационной инфраструктуры РФ, один из них предусматривает уголовную ответственность за хакерские атаки на «критически важную информационную инфраструктуру» России. Более того, законопроект предлагает дополнить Уголовный кодекс РФ новой статьей. Согласно которой, создание и распространение компьютерных программ либо иной электронной информации, заведомо предназначенных для неправомерного воздействия на критическую информационную инфраструктуру РФ, включая уничтожение, блокирование, модификацию, копирование информации, содержащейся в ней или нейтрализацию средств защиты указанной информации, наказывается штрафом в размере от 500 тыс. до 1 млн рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок. Предусмотрена ответственность и за нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи охраняемой компьютерной информации, либо правил доступа к такой информации.

Поэтому, когда на рынке мессенджеров появился новый проект Telegram, который заявил, что главное- безопасность данных, он был хорошо принят пользователями и быстро вошел в мировой топ. Такие современные средства коммуникации как мессенджеры мало исследуются, но феномен популярности российского Telegram на мировом рынке создает интерес к этому приложению.

История.

Telegram — бесплатный кроссплатформенный мессенджер для смартфонов и других устройств, позволяющий обмениваться текстовыми сообщениями и медиафайлами различных форматов. В данном приложении используются серверная часть c закрытым кодом, работающая на мощностях нескольких компаний США и Германии, и несколько клиентов с открытым исходным кодом, в том числе под GNU GPL.

Изначально приложение Telegram запускалось на английском языке c расчётом на мировую, международную аудиторию под лозунгом «Taking back our right to privacy» («вернём себе право на приватность»). Постепенно эта надпись изменилась, и теперь используется более лаконичная формулировка: «New era of messaging». Вероятно такая замена связана с тем, что конкурирующее приложение WhatsApp запустил полное end-2-end-шифрование и стал более защищённым.

Чтобы не быть голословным и дать возможность пользователям убедиться в уникальной системе защиты рассматриваемого мессенджера, его создатель – Павел Дуров вскоре после запуска приложения объявил конкурс, по условиям которого он обязался заплатить 200000 долларов человеку, который сможет взломать его переписку с братом в секретном чате.

Необходимая для подобного «взлома» модель атаки — атака на основе шифротекста, является одной из самых слабых и, в то же время, наиболее сложной и неудобной для криптоаналитика. Существуют очень слабые алгоритмы, которые могут быть устойчивыми в данной модели, но уязвимыми при других методах. Обычно при анализе новых криптографических алгоритмов используются более сильные модели атаки, в которых атакующему может быть известен текст до шифрования, дана возможность отправлять на шифрование любые тексты или возможность изменения данных, которые пересылаются по сети. Отсюда следует, что в случае, если конкурс никто не выиграет, это не докажет криптографическую безопасность протокола.

Но победитель все-таки был. 23 декабря 2013 года, всего через несколько дней после начала конкурса, пользователь сайта «Хабрахабр», который не является экспертом в криптографии, обнаружил уязвимость, заключавшуюся в том, что клиент получает параметры для генерации ключей DH (константы для определения поля вычетов) от сервера без проверки, из-за чего проприетарный сервер MTProto мог передать некорректные параметры, которые не обеспечивают криптографическую стойкость, и скрытно провести MITM-атаку на секретные чаты. Однако, учитывая то, что ему не удалось прочесть переписку, победителю было выплачено 100 тысяч долларов. После этого мессенджер был обновлён, в него добавили проверку параметров, получаемых от сервера, с целью значительно уменьшить вероятность подобной атаки. Хотя, конечно, большая часть пользователей общается в обычных чатах. В них есть возможность организовывать группы на сотни человек, а также искать сообщения. В случае end-2-end-шифрования сообщения не хранятся на серверах и не отражаются на иных устройствах. В декабре 2015-го Electronic Frontier Foundation присвоила обычным чатам Telegram рейтинг защищённости 4 из 7, но секретным чатам — 7 из 7. «E2E или серверное шифрование в нашем случае слабо различаются. Члены правительств разных стран признаются в том, что предпочитают пользоваться Telegram, так как он наиболее защищен.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в эфире одного телеканала заявил, что Кремль для обмена информацией с журналистами использует Telegram, так как он удобен и оперативен. Когда был поднят вопрос о блокировке Telegram, министр связи Николай Никифоров выступил в его защиту, заявив, что он поддерживает контакт с его создателем. Во многих ведомствах общаются в Telegram, потому что он «защищённее» и «создан россиянином».

Зимой 2016 года в подмосковных поликлиниках повсеместно стал появляться Telegram. Сейчас на персональных компьютерах в кабинетах врачей загружена десктопная версия приложения. Конечно, есть и те, кто сомневается в совершенной защите, в шифровании Telegram. В прошлом году на уязвимость Telegram указал Эдвард Сноуден в своём Twitter.

На что создатель мессенджера ответил, что пользователи, которым не нужна облачная синхронизация, могут использовать секретные чаты. Весной 2016 года полное шифрование запустил мессенджер WhatsApp на базе Open Whisper Systems, а в апреле и Viber.

Создание.

Telegram появился в рамках некоммерческой организации Digital Fortress. В интервью Washington Post Аксель Нефф, который открывал компанию в США и покупал серверы для Telegram, описал концепцию так: «Создать серию мессенджеров, которые полагаются не на операторов телефонов, а на дата-центры». Дуров заявлял, что Telegram находится в нескольких юрисдикциях, что позволяет избежать давления властей любой из стран.

Протокол шифрования информации MTProto был написан старшим братом Павла Николаем Дуровым. Оформление мессенджера было разработано бывшим дизайнером «ВКонтакте» Алексеем Добромысловым и Павлом Дуровым, также в разработке фирменного стиля участвовал художник Андрей Яковенко. Приложение попало в App Store в августе 2013 года, а через два месяца появилась версия для Android. Тогда же сотрудникам (в основном разработчикам) Telegram по распоряжению Дурова организовали отдельное пространство на шестом этаже дома Зингера (там же находится штаб-квартира «Вконтакте») и выдали новые пропуски для прохода в офис.

По официальной версии, Telegram базируется в Берлине; европейские СМИ часто называют компанию немецкой. Однако было выяснено, что в Берлине у Telegram никогда не было основного офиса, ключевые разработчики вели работу над Telegram всё из того же дома Зингера, где находится офис «ВКонтакте».

Особенности Telegram.

Telegram запустился, когда приложение выходца из Украины Яна Кума WhatsApp уже было популярно во всём мире. Другой конкурент — Viber — имел десятки миллионов пользователей в Иране, России и других странах. Кроме того, в отдельных регионах развивались локальные мессенджеры: Hike в Индии, WeChat в Китае, Line в Японии.

По данным Priori Data, в 2015 году в Италии Telegram загрузили 2 млн раз на iOS и Android (хотя WhatsApp там всё ещё лидирует и занимает первое место среди всех приложений). Программист Риккардо Падовани (работает в компании по производству дронов Archon и поддерживает открытый код) считает, что главная причина популярности мессенджера в стране — сильное сообщество разработчиков открытого кода, которое продвигает опенсорс-продукты вроде Telegram. Такие проекты там любят: например, офисный пакет Libreoffice использует даже итальянская армия. Помимо этого, в Италии большую долю всё ещё занимают телефоны с Windows Phone благодаря Nokia, а по мнению пользователей, Telegram работает на этой платформе лучше, чем WhatsApp. В Италии есть популярный бот SpacoBot, который непристойно шутит в больших группах, для некоторых он стал поводом загрузки Telegram.

Вслед за простыми пользователями чиновники и министерства стали также открывать свои каналы в Telegram. Приход католической церкви в Помпеях завёл канал для проповедей папы римского, а затем канал открыло Министерство экономики и финансов — @MEF_GOV.

В 2015-м WhatsApp самым популярным приложением в Бразилии — по данным агентства Nielsen, его использовало около 70 % пользователей смартфонов. В феврале 2015 года суд Бразилии вынес постановление о блокировке мессенджера, однако сервис так и не отключили. На фоне этих новостей к Telegram присоединилось 2,5 млн местных жителей. По статистике Priori Data, в 2015-м Telegram получил почти 10 млн загрузок на Android в Бразилии (в противовес 691 000 на iOS). Такого результата удалось добиться благодаря сервису ZapZap — наиболее успешному приложению на API Telegram (больше 6 млн скачиваний только на iOS). Пользователи таких приложений считаются пользователями Telegram, потому что хранятся на серверах Дурова. В одном из интервью основатель ZapZap Эрик Коста рассказал, что «ZapZap дал жизнь Telegram в Бразилии и превратил его в социальную сеть». Когда пользователю нравится приложение, оно отправляет приглашение и звонит его друзьям — таким образом оно распространяется. В ZapZap больше 20 000 групп, созданных пользователями. Недавно власти Бразилии стали проводить программу по поддержке проектов в сфере аутсорсинга с целью снизить расходы на отчисления иностранным компаниям вроде Microsoft. Пока Коста поддержки не получал. На API Telegram приложения строили и крупные компании. Например, Samsung запустил свой Socializer на базе сервиса, но успехов не достиг. Данный мессенджер отличается от своих конкурентов не только уровнем безопасности личной переписки, но и различными дополнениями: функциями, новыми типами развлечений, новыми форматами общения.

Одной из отличительных особенностей Telegram являются «боты». С помощью специального API сторонние разработчики могут создавать «ботов», специальные аккаунты, управляемые программами. Типичные боты отвечают на специальные команды в персональных и групповых чатах, также они могут осуществлять поиск в интернете или выполнять иные задачи, применяются в развлекательных целях или в бизнесе. Одним из примеров работы «ботов» может быть следующее. Многие знают, что в ноябре 2015 года сайт RuTracker.org получил блокировку на всей территории РФ по решению Мосгорсуда. Оно было принято из-за нарушения авторских прав ряда книжных издательств. Такое заявление вызвало общественный диссонанс, разговоры вокруг этого вопроса до сих пор не прекратились.

Однако, администрация торрент-трекера: сначала выпустила инструкцию по обходу блокировки, а сейчас сделала бота для мессенджера Telegram, который позволяет получать ссылки на раздачи, не посещая сайт. Но создатели бота предупреждают, что он пока тестируется, что пока он не идеальный. В рабочем состоянии бот ищет нужные раздачи по ключевым словам, сортирует их по разным критериям и выдаёт ссылки на скачивание. Следующий вопрос заключается в том, не прикроют ли такой бот, надавив на Павла Дурова. Хотя по сути, закон не нарушен, сайт заблокирован, а файлы находятся на компьютерах пользователей RuTracker, прибыль с бота не получают. Хотя вездесущие правообладатели могут пожаловаться не только Дурову, а дойти до Apple и Google, чтобы те удалили мессенджер из своих магазинов. На такие жертвы Павел, скорее всего, не пойдёт. Инновацией в сфере мессенджеров стала первая игра в Telegram. Ранее такой модификации у подобных приложений не было. Григорий Бакунов, директор по распространению технологий Яндекс, написал простую на первый взгляд игру, используя API мессенджера Telegram. В ней пользователь выполняет роль вождя племени и стараетесь привести его к процветанию. В процессе игры предстоит принимать решения, которые так или иначе способствуют развитию вашего племени. Единственный ресурс — еда, а население делится на три класса — рабочие, воины и шаманы.

В Telegram с недавнего времени существует еще один уникальный бот. Его создал Степан Заступов — программист из Санкт-Петербурга. Называется он — @MusicCatalogBot.

Из названия понятно, что специализируется бот на музыке, а точнее её поиске и прослушивании. Для запуска робота нужно отправить в чат команду «/start», а затем имя автора и название песни. Бот мгновенно откликается и присылает найденные композиции по запросу, которые находит в Telegram Music Catalog — это отдельный музыкальный раздел мессенджера, где хранится внутренняя музыка. Раздел пока не так объёмен, как аналогичный в ВК, но и у «Контакта» когда-то всё только начиналось, тем более его обновлением занимаются сами пользователи, просто загружая в чат музыку. Стоит отметить, что владельцам операционной системы iOS придётся приложить некоторые усилия для запуска этого бота. Чтобы загрузить в чат свою музыку необходимо зайти в мессенджер с ноутбука, так как мобильная система блокирует отправку песен. Что до прослушивания — то найденные ботом треки можно воспроизвести во встроенном плеере Telegram.

Продвижение, PR.

Telegram часто привлекает аудиторию новостными поводами, связанными с конкурентами. Например, в 2014 году Facebook заявил о покупке WhatsApp и мессенджер оказался недоступным из-за наплыва пользователей на полтора часа. Некоторые пользователи открыто заявили, что уходят. В ноябре 2014-го пользователи WhatsApp в Индии стали получать сообщения в WhatsApp и соцсети. В переводе с хинди: «Удаляй WhatsApp. Сегодня наш премьер-министр Нарендра Моди говорил о программе Сделано в Индии (Made IN). Давайте начнём с Telegram индийского приложения вместо американского WhatsApp. Подумайте об этом. Даже китайцы отказались от WhatsApp в поддержку своего национального WeChat, когда же мы?» Индийские маркетологи называли это «паразитическим маркетингом с добавлением вирусов». Скорость передачи файлов и сообщений у Telegram выше, чем у других, что может быть существенным для жителей стран с медленной скоростью интернета.

Выводы иперспективы.

В ближайшее время Telegram планирует зарабатывать на сторонних приложениях, с которыми можно делить доход, как это делается сейчас в «ВКонтакте». Таким образом, мы видим, что Россия способна занимать ведущие позиции на мировых рынках, в том числе и на рынке научных, компьютерных инноваций. Уникальный подход к созданию, продвижению и поддержанию своего продукта позволяет создателям первого российского мессенджера удерживать лидирующее место в международном Топе-5 самых популярных приложений.

Литература:

  1. Иванько А. Ф., Иванько М. А. Информационные технологии в издательском деле. Учебное пособие. Москва-МГУП им. Ивана Федорова, 2013, – 136 с. ISBN 978–5–8122–1268–1.
  2. Зайнудинов С., Землянский А. А., Тинякова В. И., Иванько А. Ф., Иванько М. А. Прикладные аспекты информационных технологий. Учебное пособие. М: Издательство РГАУ-МСХА им. Тимирязева, 2014. – 324 с. ISBN 978–5–9675–1074–8.
  3. Информационные системы в издательском деле: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 42.03.03 — Издательское дело, квалификация выпускника — бакалавр / А. И. Винокур, Иванько, А.Ф., Иванько, М.А.; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Моск. гос. ун-т печати имени Ивана Федорова». — М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2015. — 196 с.
  4. Иванько А. Ф., Иванько М. А., Маркова Н. В. Образование и социальные сети. Новая наука: Проблемы и перспективы. Международное научно-периодическое издание по итогам международной научно-практической конференции (26 декабря 2016 г., г. Стерлитамак). В 3 ч. Ч. 3. Стерлитамак: АМИ, 2016. с. 170–175.
  5. https://habrahabr.ru/post/300492/
  6. https://wylsa.com/telegram-game/
Основные термины (генерируются автоматически): API, мессенджер, пользователь, приложение, бот, Бразилия, Италия, Россия, чат, личная переписка.


Похожие статьи

Исследование актуальных программ для разработки дизайна мобильных приложений

Рост популярности смартфонов и увеличение количества времени пользователей, проведенного в интернете, рождает необходимость компаний привлекать новый поток клиентов посредством мобильных приложений. В этой статье исследуются современные программы для...

Коммуникационная стратегия бренда в сети Интернет

В статье рассмотрены особенности коммуникационной стратегии бренда в сети Интернет. Выявлены особенности продвижения брендов в условиях значительного объема рекламы, представлены этапы разработки коммуникационной стратегии бренда. Представлены особен...

«ВКонтакте» vs YouTube. Особенности социальных медиа

В работе рассмотрены социальная сеть ВКонтакте и видеохостинг YouTube. На основе их анализа выявлены ключевые особенности социальных медиа в контексте традиционных СМИ. Приведены аргументы, доказывающие необходимость перехода традиционных СМИ в новые...

Социальные сети как инструмент продвижения бизнеса на территории Российской Федерации в реалиях 2023 года

В статье рассмотрена тема продвижения бизнеса в социальных сетях, представлены данные статистических отчётов по оттоку и приросту аудитории и контента в социальных сетях в РФ с марта 2022 года, описаны тенденции развития социальных сетей.

Рынок мобильных приложений Калининградской области

Статья посвящена анализу российского и регионального рынка мобильных приложений. В работе рассмотрены тенденции развития рынка мобильных приложений Калининградской области. Кроме того, сделан анализ рынка мобильных приложений Калининградской области,...

Современные тенденции развития digital-рекламы

В данной статье рассматриваются актуальные тенденции на рынке рекламы в цифровой среде, выделяются и описываются их характерные особенности на примере российских и зарубежных компаний.

Роль блокчейн-технологии в банковской сфере

Статья посвящена изучению роли информационных технологий в банке и представляет исследование теоретических аспектов технологии блокчейн. Автором дано определение основных этапов развития и раскрыт потенциал внедрения, введение работы отражает актуаль...

Специфика контента в Telegram

В статье автор исследует специфику контента в социальной сети Telegram.

Специфика медиапотребления молодого поколения

Изучение медиапотребления молодого поколения на сегодняшний день приобретает особую значимость, поскольку молодежь большую часть своей жизни проводит в виртуальном пространстве, потребляя разного рода контент. Социальные сети являются одними из самых...

Маркетинговая коммуникация в социальных сетях — решение в условиях кризиса

С каждым днем все больше интернет-пользователей используют социальные сети, которые стали актуальным каналом и для маркетологов, которые всегда ищут новые возможности донести свои сообщения до более широкого круга пользователей. Социальные сети в сил...

Похожие статьи

Исследование актуальных программ для разработки дизайна мобильных приложений

Рост популярности смартфонов и увеличение количества времени пользователей, проведенного в интернете, рождает необходимость компаний привлекать новый поток клиентов посредством мобильных приложений. В этой статье исследуются современные программы для...

Коммуникационная стратегия бренда в сети Интернет

В статье рассмотрены особенности коммуникационной стратегии бренда в сети Интернет. Выявлены особенности продвижения брендов в условиях значительного объема рекламы, представлены этапы разработки коммуникационной стратегии бренда. Представлены особен...

«ВКонтакте» vs YouTube. Особенности социальных медиа

В работе рассмотрены социальная сеть ВКонтакте и видеохостинг YouTube. На основе их анализа выявлены ключевые особенности социальных медиа в контексте традиционных СМИ. Приведены аргументы, доказывающие необходимость перехода традиционных СМИ в новые...

Социальные сети как инструмент продвижения бизнеса на территории Российской Федерации в реалиях 2023 года

В статье рассмотрена тема продвижения бизнеса в социальных сетях, представлены данные статистических отчётов по оттоку и приросту аудитории и контента в социальных сетях в РФ с марта 2022 года, описаны тенденции развития социальных сетей.

Рынок мобильных приложений Калининградской области

Статья посвящена анализу российского и регионального рынка мобильных приложений. В работе рассмотрены тенденции развития рынка мобильных приложений Калининградской области. Кроме того, сделан анализ рынка мобильных приложений Калининградской области,...

Современные тенденции развития digital-рекламы

В данной статье рассматриваются актуальные тенденции на рынке рекламы в цифровой среде, выделяются и описываются их характерные особенности на примере российских и зарубежных компаний.

Роль блокчейн-технологии в банковской сфере

Статья посвящена изучению роли информационных технологий в банке и представляет исследование теоретических аспектов технологии блокчейн. Автором дано определение основных этапов развития и раскрыт потенциал внедрения, введение работы отражает актуаль...

Специфика контента в Telegram

В статье автор исследует специфику контента в социальной сети Telegram.

Специфика медиапотребления молодого поколения

Изучение медиапотребления молодого поколения на сегодняшний день приобретает особую значимость, поскольку молодежь большую часть своей жизни проводит в виртуальном пространстве, потребляя разного рода контент. Социальные сети являются одними из самых...

Маркетинговая коммуникация в социальных сетях — решение в условиях кризиса

С каждым днем все больше интернет-пользователей используют социальные сети, которые стали актуальным каналом и для маркетологов, которые всегда ищут новые возможности донести свои сообщения до более широкого круга пользователей. Социальные сети в сил...

Задать вопрос