Образование является одним из важнейших приоритетов все активнее интегрирующегося в международные процессы суверенного Казахстана [1, с. 8].
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы выдвигает принципиально новые требования к качеству подготовки обучающихся и введение новых институциональных механизмов в образовании на основе эффективного его взаимодействия с рынком труда [2]. Условия рыночной экономики требуют адаптации высшего образования по специальности и научных исследований к изменяющимся потребностям общества, региональным потребностям и достижениям научной мысли. Поэтому необходима работа по координации образовательных программ с требованиями Европейской рамки квалификаций и определение целей образовательной программы, компетенций выпускников.
Центральным компонентом образовательной программы является система целей, которая характеризует модель выпускника. В современном контексте — это компетентностная модель выпускника [3, с. 207].
Для определения целей образовательной программы был проведен анализ потребностей, результаты которого представлены в таблице 1.
Таблица 1
Анализ потребностей образовательной программы
№ |
Этап |
Инструменты анализа |
Результаты анализа |
1 |
Соответствие Европейской рамке квалификаций |
− Описание Европейской рамки квалификаций − Описание дескрипторов когнитивного, психомоторного и аффективного доменов. |
Уровень 6 (бакалавриат) − Передовые знания в области трудовой деятельности или обучения, включая критическое осмысление теорий и принципов. − Продвинутые умения, демонстрирующие мастерство и инновации, необходимые для решения сложных и непредсказуемых проблем в специализированной области трудовой деятельности или обучения. − Умение управлять сложной или профессиональной деятельностью или проектами при ответственности за принятие решений в непредсказуемых условиях трудовой деятельности или обучения. |
2 |
Анализ национальной политики |
Закон РК «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III ЗРК |
Принципы государственной политики в области образования |
− Послание Президента Республики Казахстан — Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» − Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014г. Казахстанский путь — 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее |
вектор национальной стратегии развития образования: − триединства языков; − дуальность образования |
||
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы |
Перспективы развития системы образования: − задачи высшего образования, удовлетворяющего потребности рынка труда, задач индустриально-инновационного развития страны, личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования; − обеспечение функционирования системы обучения в течение всей жизни; − формирование у молодежи активной гражданской позиции, чувства патриотизма, высоких нравственных и лидерских качеств. |
||
3 |
Анализ нормативных документов |
Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования» от 23 августа 2012 года № 1080 |
Уровни Национальных рамок квалификаций |
Государственный общеобязательный стандарт образования. Высшее образование. Бакалавриат. Основные положения. ГОСО РК 5.04.019 – 2011 |
Определение основных принципов государственной политики в области высшего образования |
||
Государственный общеобязательный стандарт образования. Бакалавриат. Специальность 050718 — Электроэнергетика. ГОСО РК 3.08.344–2006 |
Квалификационная характеристика бакалавра специальности 5В071800 — Электроэнергетика |
||
Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 февраля 2013 года № 195. О некоторых вопросах лицензирования образовательной деятельности |
Квалификационные требования, предъявляемые при лицензировании образовательной деятельности организаций образования, реализующих профессиональные учебные программы высшего образования |
||
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 152. Об утверждении Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения |
Учебные достижения обучающихся: − знания, умения, навыки и компетенции обучающихся, приобретаемые ими в процессе обучения и отражающие достигнутый уровень развития личности |
||
4 |
Анализ ключевых ориентиров для разработки и реализации образователь-ных программ |
Проект TUNING (настройка образовательных структур в Европе). 2012. |
Перечень рекомендованных общих и профессиональных компетенций и результатов обучения выпускников образовательной пограммы |
5 |
Анализ образователь-ных программ ведущих вузов мира |
Университеты Селчук, Нежмедтин Ербакан, г.Кония (Турция) |
Структура ОП для обеспечения академической мобильности студентов и ППС |
Федеральный государственный стандарт России третьего поколения |
Примеры формирования компетенций, соответстующих специальности |
||
6 |
Анализ внутренней среды вуза |
Стратегический план развития МКТУ имени А. Яссави на 2014–2018 годы |
Миссия, видение, ценности, SWOT анализ, стратегическое направление, индикаторы развития университета |
7 |
Анкетирование и проведение фокус-групп с заинтересованными лицами |
Результаты анкетирования работодателей: − анкетирование студентов − анкетирование ППС |
Рекомендации работодателей для улучшения качества подготовки специалистов, выпускаемых вузом. |
В результате анализа потребностей сформулированы цели образовательной программы специальности 5В071800-Электроэнергетика:
− знание духовных ценностей и их значений;
− организация мер по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций;
− обеспечение энергетической безопасности страны;
− изучение основ правовой системы и законодательства Республики Казахстан;
− современные и перспективные направления развития энергетических систем;
− изучение принципов работы, технических характеристик и конструктивных особенностей разрабатываемых и используемых энергетических установок и систем;
− освоение методов проведения теоретических и экспериментальных исследований в области энергетики и автоматизации;
− изучение основ проектирования, строительства, монтажа и эксплуатации технических средств энергетических систем;
− освоение методов организации монтажных, наладочных и ремонтных работ электротехнологического оборудования и систем энергоснабжения.
Для достижения целей образовательной программы определены 7 общекультурных компетенций, включающие в себя общенаучные, социальные, инструментальные компетенции, а также 35 профессиональных компетенций. Ключевые компетенции формируются у обучающихся при освоении модулей образовательной программы [4, с. 37]. Элективные модули образовательной программы позволяют обучающимся сделать выбор по определенной траектории обучения. Установлена взаимосвязь идентифицированных компетенций с модулями образовательной программы в виде матрицы.
В рамках международного сотрудничества проводится регулярная работа по координации образовательных программ университета с требованиями Европейской рамки квалификации и анализ образовательной программы ведущих университетов мира, что позволяет обеспечить внешнюю мобильность студентов и ППС [5, 6].
Оценка эффективности образовательной программы периодически проводится через экспертизу официальных механизмов утверждения, периодических проверок и мониторинга образовательной программы.
В конце каждого учебного года систематически производится оценка эффективности образовательной программы [7, с. 8]. Для оценивания эффективности образовательной программы постоянно проводится мониторинг реализации образовательной программы. Для этого используются результаты: анкетирования студентов, анкетирования ППС и сотрудников, текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестации, результаты взаимопосещений занятий, мониторинга со стороны внутреннего и внешнего аудита СМК. Результаты мониторинга используются для анализа потребностей образовательной программы в целях дальнейшего ее совершенствования.
Таким образом, образовательная программа специальности 5В071800 — “Электроэнергетика” имеет четкие и ясные цели, соответствующие миссии университета, а также Европейской и Национальной рамок квалификаций [8, 9].
Разработанная образовательная программа обеспечивает нормативно — методическую базу для формирования знаний в области электроэнергетики: электрических станций и подстанций, электрических систем и сетей, релейной защиты и автоматизации, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии и автоматизации технологических комплексов. Образовательные траектории были сформированы на основе анализа рынка труда и требований работодателей. Цели образовательной программы соответствуют требованиям рынка труда и систематически совершенствуются. Разработаны механизмы обеспечения непрерывного процесса контроля оценки качества и постоянного совершенствования образовательной программы [10, с. 118].
Литература:
- Кусаинов А. К. Качество образования в мире и в Казахстане. Издательский центр ИЭТ. Москва. 2014.
- Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 г.
- Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход. / Под научным ред. д. п. н., профессора В. И. Байденко. 2010.
- Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения. / Под научным ред. д. п. н., профессора В. И. Байденко. 2010.
- Мухаметкалиев т. м. Болонский процесс в Казахстане: объективный взгляд. Современное образование. № 1 (81). 2011.
- Туймебаев Ж. К. О состоянии высшего и послевузовского образования в Казахстане и его приоритетах / Междунар. конф., университет Болонья, Италия. 2008.
- Кунакова К. У. Тенденции улучшения качества образовательных услуг в мировой практике. Вестник АПН Казахстана, № 6 (56). 2013.
- Болотов В. А., Ефремова Н. Ф. Системы оценки качества образования. М: Логос. 2007.
- Зимняя И. А., Лаптева М. Д., Мазаева И. А., Морозова Н. А. Инновационно-компетентностная образовательная программа по учебной дисциплине: опыт проектирования. М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2008.
- Киянский В. В. Менеджмент качества — философия конкурентоспособности. Уральск: Полиграфсервис. 2002.