Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)профиль Энергетикапредусматривает требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата в виде сформированности определенных компетенций.
Формирование профессиональных компетенций бакалавров профессионального обучения должно строиться, прежде всего, с учетом структуры и логики основных принципов и понятий педагогики, с одной стороны, с другой – знаний и пониманий структуры энергетического производства в целом и отдельных ее дисциплин.
Под профессиональной компетентностью бакалавра профессионального обучения понимается интегрированное качество личности, проявляющееся в способности решать типичные задачи, отражающие связь в области профессионально-педагогической деятельности, техники и технологии энергетического производства, производственной практики с целями, содержанием и методами обучения.
В понятие профессиональной компетенции, относящейся к предметной области, как педагога профессионального обучения, так и бакалавра в области энергетики, включают теоретические знания общей профессиональной педагогики, а также профессиональные знания в области энергетики.
Профессиональные компетенции, формируемые при обучении можно разделить на три категории:
специальные когнитивные компетенции, связанные с решением интеллектуальных задач;
специальные практические компетенции, связанные с работой в производственных лабораториях;
специальные компетенции, связаны с будущей профессиональной деятельностью бакалавров.
Сущность профессиональных компетенций бакалавра по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)профиль «Энергетика» включает в себя:
готовность использовать в профессиональной деятельности знаний в вопросах технологической проработки, проектирования и конструирования, монтажа, испытаний, наладки, сервиса и ремонта электрооборудования, автоматизированных электроприводов и систем промышленной автоматики;
умение проводить анализ определения путей повышения производительности и безопасности труда, качества продукции и экономии ресурсов, использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии, формировать профессиональные компетенции рабочего соответствующего квалификационного уровня;
способность грамотно организовывать учебно-производственный процесс через производительный труд обучающихся, анализировать и организовывать хозяйственно-экономическую деятельность в учебно-производственных мастерских и на предприятиях;
умение применять знания о содержании, проведении и организации образовательного процесса с применением эффективных технологий подготовки рабочих (специалистов), об эксплуатации и техническом обслуживании учебно-технологического оборудования;
способность принятия оптимальных многокритериальных решений об использовании учебно-технологической среды в практической подготовке рабочих (специалистов).
Профессиональные умения и навыки формируются в процессе деятельности. Чтобы выработать тот или иной навык, необходимо многократное повторение действий, упражнение, тренировка. Суть активных методов, направленных на формирование умений и навыков, как раз и состоит в том, чтобы обеспечить выполнение обучающимися таких задач, в процессе решения которых они овладевали бы способом деятельности.
В формировании профессиональной компетенции бакалавра играют значение такие методы обучения, как имитация профессиональной деятельности на лабораторно-практических занятиях, анализ производственных ситуаций, занятия на тренажерах. Использование названных методов в учебном процессе делает обучение активным, деятельностным, контекстным (включенным в профессиональную деятельность).
Анализ производственных ситуаций и задач.
Такой анализ должен выполняться на лабораторных и практических занятиях, на итоговых занятиях, на которых проводятся рубежные контрольные, при защите лабораторных и курсовых проектов, на факультативных занятиях, в ходе проведения учебной, производственной, производственно-технологической и дипломной практик, при решении комплексных производственно-технологических задач. Выполняются задания по анализу производственных ситуаций группами по четыре-шесть человек, а затем обсуждаются намеченные выводы всей группой.
Типовые производственные задачи создаются на основе анализа профессиональных функций специалистов. Так, например, для бакалавра такими типовыми задачами являются, например, разработки технологии ремонта типовых трансформаторных подстанций, техническое задание на проектирование схем электроснабжения и др. Этим типовым задачам должны соответствовать ситуационные учебно-производственные задачи.
Имитация производственной деятельности будущих бакалавров осуществляется на лабораторно-практических занятиях. Методика организации и проведения занятий в учреждениях среднего профессионального образования является достаточно разработанной и эффективной. Тем не менее, в условиях изменяющихся требований к подготовке и профессиональным компетенциям специалистов необходимо учитывать изменения в производстве, технике, технологиях, в том числе педагогических. Так, на лабораторно-практических занятиях по дисциплинам «Теоретические основы электротехники», «Теплотехника», «Электрические машины», «Теоретическая и прикладная механика» мы предлагаем применять на этапе подготовки и допуска к лабораторной работе анализ производственных ситуаций , задания на разработку технологии ремонта детали, узла; на этапе выполнения работы – занятия на тренажерах, использование комплексных инструкционных и технологических карт с применением фото и видео материалов, на этапе проверки и отчета по лабораторно-практическому занятию – различные деловые игры.
Для определения необходимости формируемых профессиональных компетенций и подбора учебных курсов по группам видов деятельности было проведено исследование, которое позволило сформировать уточнённый перечень дисциплин по выбору для эффективной и качественной подготовки студентов по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)профиль «Энергетика».
Такая группировка позволила сформировать группы дисциплин учебного плана в соответствии с профессиональными компетенциями рабочего места. Для каждой дисциплины подсчитано количество формируемых профессиональных компетенций и составлен рейтинг важности дисциплин по видам профессиональной деятельности.
Необходимость наличия компетенции в модели выпускника определяется важностью её освоения, которая определяется методом экспертного опроса, процедура проведения которого представлена на рисунке 1.
Рис. 1 – Процедура проведения экспертного опроса
Проведенный анализ учебного плана позволил составить рейтинг дисциплин с позиции количества формируемых профессиональных компетенций.
Литература:
- Столбова, И.Д. Адаптивное управление качеством предметной подготовки в техническом вузе на основе компетентностного подхода: дисс. док. тех. наук / И.Д. Столбова. Пермь, 2012. – 399 с.
- Столбова, И.Д. Прагматизм как лейтмотив отношений. Формирование компетентностной модели выпускника с учетом требований регионального рынка труда (на основе исследовательских материалов Пермского государственного технического университета) // Аккредитация в образовании. 2015. – №27. С. 58-61.
- Гузеева, Г.Н. Особенности профессиональной компетентности будущих менеджеров// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, Выпуск№ 4 / – 2014г.
- Перминова, О.М., Васюткина, И.Н. Траектории формирования профессиональных компетенций по направлению подготовки «Техносферная безопасность»// Математические модели и информационные технологии в организации производства: период. науч.-практ. Журнал. № 2. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2014. – C.129-132