С учетом современных требований, предъявляемых к профессиональной подготовке студентов, меняются подходы к организации практической составляющей обучения.
Преподаватели современных вузов обязаны учитывать, что выпускник вуза в будущем будет сталкиваться со значительным числом практических проблем, которых преподавание в вузе не могло учесть в силу их новизны [2, с. 23]. Таким образом, главной задачей высшей школы становится развитие именно творческих качеств личности, способности воспринимать и перерабатывать новые научные идеи, анализировать и применять их в условиях самостоятельной профессиональной деятельности.
ФГОС по направлению подготовки «Юриспруденция» определяет, что доля практических занятий должна составлять 70 % от аудиторной нагрузки по дисциплинам профессионального цикла. Кроме того, увеличена продолжительность практик (учебной и производственной) по сравнению со сроками практик для специалитета.
Таким образом, при планировании учебной и внеучебной деятельности необходимо учесть компетентностный подход к формам организации практической деятельности студентов.
Эта задача решается путем применения активных и интерактивных форм обучения.
В настоящий момент преподаватели юридических дисциплин используют следующие формы учебной и внеучебной деятельности:
Активные формы обучения |
Интерактивные формы обучения |
Анализ законодательства |
Деловая игра |
Анализ статистического материала |
Учебная конференция |
Работа с научной литературой |
Проектная деятельность |
Составление схем, таблиц, тестов |
Лабораторные работы |
Решение ситуационных задач |
|
Составление процессуальных документов |
|
Внеучебная деятельность |
|
Прохождение практики |
Конференция по итогам прохождения практики |
Конференция по итогам научной работы студентов |
Участие в работе Общественной приемной |
|
Деловая игра |
|
Кружковая работа |
На практических занятиях студент учится работать с нормативными актами, процессуальными документами, решает ситуативные задачи. Студент сможет воспользоваться полученными навыками в дальнейшей профессиональной деятельности.
Студенты-юристы имеют возможность заниматься научно-практической работой в рамках функционирования кружков:
- будущий юрист (кафедра ГПиП);
- криминалистики (кафедра УП и УП);
- Общественная приемная по оказанию безвозмездной правовой помощи населению (кафедра УП и УП);
- клуб молодого избирателя (кафедра ИТГП);
- клуб «Правовая дискуссия» (кафедра УП и УП).
Работа в научных кружках помогает закрепить на практике полученные теоретические знания, приобрести начальные практические навыки работы специалистов–криминалистов. Кроме того, данная деятельность помогает будущему специалисту определиться с выбором дальнейшей специализации.
Процесс подбора материала для участия в конференциях различного уровня и круглых столах позволяет студенту сформировать навыки анализа теоретического материала, статистических данных, получить опыт работы с материалами следственно-судебной практики. Ежегодно юридические кафедры проводят межкафедральные конференции в форме деловой игры, учебных конференций, дебатов, диспутов. Подготовка к конференциям позволяет студентам почувствовать себя в роли законодателя и сформировать навыки нормотворческой деятельности. Выступление с докладами и участие в дебатах помогает использовать навыки ораторского искусства, столь необходимые юристу.
Вместе с тем, мы считаем, что в ходе осуществления учебной деятельности преподаватели в недостаточной мере используют все возможности для формирования практических навыков. В основном студенты на семинарских занятиях пересказывают содержание лекции или делают доклад на тему. Вынесенную на самостоятельную работу. А ведь есть возможность и анализировать статистический материал и составлять обзоры изменений законодательства и работать с нормативными актами и в рамках деловой игры моделировать конкретные юридические казусы и составлять адвокатские досье и формировать наследственные дела и многое другое [4, с. 6]. Поэтому, на наш взгляд, при разработке рабочих программ, методических указаний для семинарских и практических занятий, а также указаний к самостоятельной работе необходимо больше внимания уделить именно интерактивным инновационным формам проведения занятий.
Наиболее важным элементом формирования профессиональных компетенций юриста является прохождение практики. Эффективность прохождения практики напрямую связано с методическим обеспечением этого вида деятельности. Заведующими кафедрами гражданского и уголовного права разработана программа прохождения учебной практики в соответствии с требованиями нового положения о практике для бакалавриата. Программа практики прошла рецензирование на кафедре гражданского права и процесса ОГУ и уголовного процесса ОГУ. В качестве рецензентов выступили: к.ю.н., доцент Бородавкина Н.М. и к.ю.н., доцент Бунина А.В.
Если студенты-специалисты проходили практику по определенным дисциплинам, то студенты-бакалавры будут проходить ее в зависимости от интересующего их будущего места работы.
В таком случае студенты имеют возможность выбрать направление своей профессиональной деятельности, ознакомиться со спецификой своей будущей специальности, оценить степень психологической готовности к выполнению профессиональных обязанностей в этой сфере деятельности.
Эффективность получения навыков практической деятельности напрямую зависит от роли руководителей практики — как преподавателей, так и практических работников. Задача наших преподавателей состоит в том, чтобы грамотно определить основные направления поисково-практической деятельности студентов [1, с. 11]. Это выражается в проработке заданий на практику по каждому виду учреждений и организаций, в которых студенты будут проходить практику, составлении индивидуального практического задания для студентов заочной формы обучения, охватывающего различные аспекты юридической деятельности (составление макета уголовного дела, фототаблиц, дактилоскопических карт, заполнение процессуальных документов и т. д.).
Руководители практики на местах (сотрудники юридических отделов, служб, нотариусы, адвокаты, судьи, руководители юридических обществ, следователи, дознаватели, прокуроры) определяют конкретное рабочее место студента, осуществляют контроль над ежедневной деятельностью практиканта, оказывают помощь в выполнении практических заданий.
Прохождение практики связано с определенными трудностями.
Мы видим формирование профессиональных компетенций в участии студента в реальном процессе осуществления той или иной деятельности, проведении конкретных мероприятий, следственных действий, сопровождении сделок и составлении проектов документов на основе такого участия [3, с. 8]. Чаще все студентам представляется возможность просто снять копии с уже имеющихся документов. Мы понимаем, что руководители — специалисты, уделяя внимание студентам, отвлекаются от выполнения непосредственных обязанностей.
Решение задачи формирования профессиональных компетенций и получения практических навыков в период прохождения практики мы видим в создании юридической клиники.
Принимая участие в работе Юридической клиники, студенты получают навыки:
- работы с нормативными правовыми актами и документами;
- коммуникативности при работе с клиентами;
- правового консультирования;
- делопроизводства, составления финансовой отчетности, кадровой работы;
- организаторской деятельности и руководства коллективом.
Кроме того, работа в юридической клинике является формой организации прохождения учебной и производственной практик (в зависимости от профиля). Нельзя забывать, что это оплачиваемая деятельность, соответственно частично решается вопрос о занятости студентов.
Создание юридической клиники требует определенных кадровых, финансовых, материально-технических, временных ресурсов:
- разработка положения о Юридической клинике;
- составление учебного плана для юридической клиники;
- закрепление часов за преподавателями;
- назначение руководителя клиники;
- составление расписания с учетом работы преподавателей и студентов в юридической клинике;
- решение вопроса о работе клиники в летний период;
- выделение специализированного помещения (не менее 2 комнат по 10 м2);
- закупка оборудования (столы, сейф, шкафы, компьютеры, сеть Интернет, справочные правовые системы);
- юридическое оформление клиники, регистрация, ведение финансовой и налоговой документации и т.д.
Тем не менее все ведущие юридические ВУЗы страны, включая ОГУ, идут на эти затраты, так как работа в юридической клинике является обязательным структурным элементом получения высшего юридического образования. Поэтому мы считаем целесообразным изучить опыт работы Юридической клиники ОГУ и начать работу по формированию документации для создания Юридической клиники на базе нашего института.
Литература:
1. Котло, Т. И. Гуманизация подготовки студентов в условиях диверсификации высшего педагогического образования: автореферат дисс. … канд. пед. наук / Т. И. Котло. — М., 2012. — 30 с.
2. Луковцева, А. К. Психология и педагогика: курс лекций / А. К. Луковцева. — М., 2008. — 235 с. — ISBN 978–5–98227–369–7.
3. Семенова, И. И. Педагогические условия повышения профессионального мастерства преподавателей вуза в процессе перехода к университетскому образованию: автореферат дисс. … канд. пед. наук / И. И. Семенова. — М., 2013. — 30 с.
4. Шевченко, О. Ю. Учебно-профессиональная установка в структуре профессионального сознания студентов вузов: автореферат дисс. … канд. пед. наук / О. Ю. Шевченко. — М., 2010. — 30 с.