Современные методы формирования правовой компетенции будущих специалистов сферы здравоохранения в процессе профессионального образования
Автор: Соболева Мария Александровна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 1173 раза
Библиографическое описание:
Соболева, М. А. Современные методы формирования правовой компетенции будущих специалистов сферы здравоохранения в процессе профессионального образования / М. А. Соболева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 127-129. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3310/ (дата обращения: 22.12.2024).
В современный период правовых реформ, развития законодательства в различных сфере здравоохранения возрастает роль и значение правового обучения. Современный специалист сферы здравоохранения должен обладать знаниями нормативно-правовых актов, регулирующих профессиональную деятельность, использовать в работе необходимые нормативные документы, уметь защищать свои права. В этой связи возникает потребность обращения к вопросу формирования правовой компетенции как одного из важных компонентов профессиональной подготовки специалистов сферы здравоохранения.
Под правовой компетенцией мы понимаем интегральное свойство личности, основанное на правовых ценностях общества, отражающее готовность и способность данной личности применять систему правовых знаний и умений в осуществлении профессиональной деятельности.
Таким образом, правовая компетенция включает в себя такие элементы, как знание права, уважительное к нему отношение, действия в соответствии с его предписаниями, что позволяет нам выделить три основных компонента в ее структуре: когнитивный, мотивационно-ценностный, поведенческий.
Когнитивный компонент представляет собой систему правовых знаний, юридической информации.
Мотивационно-ценностный компонент правовой компетенции предполагает превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения. Он включает в себя отношение к праву как к ценности, уважение к закону, позитивные правовые установки, ориентацию на законопослушное, правомерное поведение.
Поведенческий компонент характеризуется навыками и умениями использования юридических механизмов защиты своих прав и законных интересов, умениями принимать правомерные решения в конкретной ситуации, возникающей при осуществлении профессиональной деятельности.
Собственный педагогический опыт показывает, что существует взаимосвязь между компонентами правовой компетенции и методами ее формирования.
Ю. К. Бабанский под методом обучения понимает «способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования» [1, С.28].
В настоящее время реализация образовательного процесса во всех российских вузах осуществляется в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС). Данные стандарты определяют требования к результатам усвоения основной образовательной программы через формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Согласно ФГОС «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм занятий».
Анализ научной литературы показал, что именно интерактивные технологии способствуют активизации познавательной деятельности, самостоятельному осмыслению сущности права и формированию потребности в соблюдении его установок. Это позволило нам сделать вывод, что процесс формирования правовой компетенции будущих специалистов сферы здравоохранения будет более эффективным при условии использования комплекса интерактивных форм и методов обучения.
Опираясь на мнение Ю. К. Бабанского, а также на основании определенной нами структуры правовой компетенции специалистов сферы здравоохранения, считаем возможным выделить три группы методов интерактивного обучения, способствующих успешному формированию правовой компетенции:
I группа — методы формирования когнитивного компонента правовой компетенции (лекция, объяснение, рассказ, беседа);
группа — методы формирования мотивационно-ценностного компонента правовой компетенции (разъяснение общественной и личностной значимости учения, педагогическое требование, одобрение, похвала и др.);
III группа — методы формирования поведенческого компонента правовой компетенции (решение ситуационных задач, деловые игры, анализ конкретных ситуаций).
Охарактеризуем кратко эти методы.
Основной формой обучения в вузе является лекция. В процессе правового обучения, где ведущую роль должны занимать технологии, способствующие самостоятельному осмыслению сущности права и формированию потребности в соблюдении его установок, необходимо применять инновационные методы чтения лекций. Среди них можно выделить проблемную лекцию, лекцию-консультацию, лекцию-пресс-конференцию, лекцию-беседу, лекцию-дискуссию, лекцию-провокацию и др.
Лекционный материал должен излагаться в доступной форме, быть подкреплен примерами из практики, только тогда это вызовет живой интерес к праву, и, следовательно, будет способствовать усвоению данного материала.
В процессе формирования мотивационного компонента правовой компетенции будущих специалистов сферы здравоохранения весьма результативна так называемая технология ПОПС-формулы, представляющая собой российский вариант юридической технологии профессора права Д.Маккойда-Мэйсона из ЮАР. ПОПС-формула используется при организации споров, дискуссий. Ее суть заключается в следующем. Студент высказывает:
П-позицию (объясняет, в чем заключается его точка зрения: «Я считаю, что…».);
О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: «Потому что…»);
П-пример (при разъяснении своей позиции пользуется конкретными примерами, используя в речи обороты типа: «Я могу подтвердить это тем, что…»);
С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, говорит: «В этой связи…»).
Таким образом, выступление обучаемого занимает примерно 1–2 минуты и может состоять их двух-четырех предложений.
При формировании поведенческого компонента правовой компетенции возможна организация разнообразных типов практикумов, в зависимости от дидактической цели: практикумы по решению юридических казусов, практикумы, в основе которых лежит работа с юридическими документами, и т. п.
Одним из вариантов практикумов является практикум, разработанный на основе методики использования учебно-правовых ситуаций.
Учебно-правовая ситуация — особый методический прием, ставящий учащихся в конкретные юридические обстоятельства, побуждающий их моделировать варианты правомерного поведения с учетом заданных условий.
В учебной ситуации присутствуют основные признаки проблемной ситуации: например, наличие неизвестного для учащихся; установка учащихся на решение задачи; личная заинтересованность в преодолении возникшего познавательного затруднения. Учащийся, вовлеченный в учебно-правовую ситуацию, побуждается конструировать ту или иную модель собственного поведения, программировать его последствия. Модели поведения имеют регулирующее значение. Они служат ориентиром для будущих поведенческих актов человека. Приобретаемое студентом умение прогнозировать определенное поведение и его последствия лежит в основе формирования навыков правомерного поведения. С другой стороны, важным элементом учебной правовой ситуации является игровая форма. Игра дает возможность влиять на правовые установки учащихся. Правовая установка есть специфическое состояние психики, нацеливание человека на предстоящую деятельность. В результате достигается не только интеллектуальный, но и эмоциональный уровень усвоения правовых понятий и идей.
Обязательным условием эффективного применения учебно-правовых ситуаций является сформированность специальных учебно-правовых умений: читать и анализировать правовую литературу, ориентироваться в основных юридических источниках и отраслях права.
Особенности организации учебных занятий по праву состоят в систематическом использовании методов и форм игрового обучения — разного рода головоломки, дидактические игры, разыгрывание ролей. Они вызывают интерес к изучаемому материалу, эмоциональный отклик, одновременно развивая сообразительность, находчивость и тем самым способствуя более прочному усвоению знаний. В качестве иллюстрации к объяснению используются заранее подготовленные студентами инсценировки, которые могут служить проблемной ситуацией для анализа, побудительным актом для организации учебной дискуссии.
Особое место среди методов и форм игрового обучения занимает деловая игра. А. А. Вербицкий рассматривает деловую игру как активную форму обучения, в которой осуществляется последовательное моделирование будущей профессиональной деятельности, воссоздается предметное и социальное содержание будущего профессионального труда [2, С.56–57].
Собственный педагогический опыт показывает, что студенты проявляют большой интерес к этой форме занятий. Известно, что любая игра, любой игровой момент в нашей жизни обладают свойствами увлекательности, а часто и состязательности, что не может не захватывать людей, тем более такой ее любознательной, ищущей его части, какой являются студенты. Исполняя те или иные роли в деловой игре, студент имеет возможность в игровой форме выразить свое отношение по обсуждаемой проблеме, а главное, показать, как бы он действовал при данных обстоятельствах, если бы он реально исполнял эту должность, работу и т. д.
Основной целью деловой игры, как известно, является приобретение студентами в условиях, наиболее приближенных к их будущей практической деятельности, навыков работы с людьми, юридическими лицами при разрешении разного рода жизненных ситуаций, а также с нормативным актами и другими документами.
Одной из важных особенностей деловой игры является то, что она всегда носит явно выраженный профессиональный характер, т. е. предназначена для развития творческого мышления, формирования практических навыков и умений, выработки индивидуального стиля общения и поведения при коллективном решении задач. Деловая игра — это в определенном смысле репетиция элементов профессиональной деятельности будущего специалиста.
Среди форм и методов игрового обучения особое место занимают методы анализа конкретных ситуаций, «мозгового штурма», интеллектуальной разминки, обсуждение в форме дебатов и другие.
Организация познавательной деятельности студентов в форме анализа конкретных ситуаций имеет ряд разновидностей в зависимости от дидактических целей занятия и контингента обучающихся. В их числе разбор «микроситуаций» или казусов по ходу лекции, рассмотрение конфликтных ситуаций, имевших место в реальной действительности, решение ситуационных задач и т. п.
Специалист сферы здравоохранения должен уметь надлежащим образом оформлять официальные медицинские документы, вести первичную медицинскую документацию, подготавливать документы, необходимые для реализации права на занятие медицинской деятельностью. Формированию данных умений будут способствовать семинары-практикумы по решению юридических казусов, практикумы по работе с официальными документами.
Таким образом, все вышесказанное позволяет нам сделать вывод, что использование интерактивных форм и методов обучения позволяет установить оптимальное соотношение между теорией и практикой и способствует формированию правовой компетенции будущих специалистов сферы здравоохранения.
Литература:
Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
Вербицкий А. А. Деловая игра как модель профессиональной деятельности / А. А. Вербицкий // Активные методы обучения и деловые игры. — Новосибирск, 1981.