Анализ результативности методической системы формирования профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов
Автор: Савостьянова Ирина Леонидовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)
Дата публикации: 03.03.2015
Статья просмотрена: 65 раз
Библиографическое описание:
Савостьянова, И. Л. Анализ результативности методической системы формирования профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов / И. Л. Савостьянова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 242-246. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7545/ (дата обращения: 16.11.2024).
Вопрос повышения качества информационной подготовки будущих специалистов-экономистов может быть решен проектированием и реализацией методической системы формирования профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов в образовательном процессе вуза.
Анализ результативности спроектированной методической системы представляет собой анализ опытно-экспериментальной работы по реализации системы в образовательном процессе Сибирского государственного аэрокосмического университета им. ак. М. Ф. Решетнева (СибГАУ). Опытно-экспериментальная работа представляет собой метод исследования, позволяющий обеспечить научно-объективную и доказательную проверку положения о том, что реализация разработанной методической системы обеспечивает повышение уровня сформированности профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов.
Опытно-экспериментальная работа проводилась со студентами, обучающимися в 2012–2013 и 2013–2014 учебном году на Инженерно-экономическом факультете СибГАУ. Общее количество участников экспериментальной работы составило 93 человека. Опытно-экспериментальная работа проводилась в естественных условиях образовательного процесса вуза и состояла из следующих этапов:
I. Подготовительный этап, задачами которого выступили:
1. Уточнение понятия и содержания профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов; выявление, описание показателей и уровней ее сформированности.
2. Проектирование содержательного компонента методической системы на основе информационных задач профессиональной деятельности экономиста и описание особенностей реализации методической системы в образовательном процессе вуза.
3. Разработка диагностического комплекса определения сформированности изучаемой компетентности в соответствии с выявленными показателями и уровнями.
Результатом данного этапа явилось теоретико-методологическое обоснование проектирования методической системы формирования профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов. Так же экспериментальная работа этого этапа позволила уточнить противоречия, сформулировать проблему, объект и предмет исследования, конкретизировать цель исследования, задачи и гипотезу.
II. Констатирующий этап, в задачи которого входило:
1. Выбор контрольных и экспериментальных групп, отвечающих требованиям однородности выборки.
2. Определение начального уровня сформированности ПИК у будущих бакалавров-экономистов из контрольных и экспериментальных групп.
3. Конкретизация методов, форм и средств, необходимых для реализации методической системы в условиях СибГАУ.
Результаты этого этапа экспериментальной работы свидетельствуют о в целом низком общем уровне сформированности ПИК будущих бакалавров-экономистов, что вызвало потребность в доминирующем использовании активных и интерактивных методов, разнообразных форм аудиторного, электронного и смешанного обучения, способствующих наращиванию опыта решения информационных задач профессиональной деятельности.
III. Формирующий этап, реализующий разработанную методическую систему в образовательном процессе вуза.
В экспериментальной работе на этом этапе принимали участие указанные выше контрольные и экспериментальные группы. Общими условиями участия в эксперименте в 2012–2013 и 2013–2014 г.г. для контрольных и экспериментальных групп являлись: одинаковое время и продолжительность обучения, одинаковые измерительные материалы, позволяющие диагностировать уровень сформированности компонентов компетентности, единые критерии оценки учебных достижений (рейтинговая система вуза). Отличие в условиях заключалось в том, что экспериментальные группы обучались в рамках разработанной методической системы. В частности, содержательный компонент методической системы включал обучение экспериментальных групп прохождением по непрерывным методическим линиям, представляющих собой информационные задачи профессиональной деятельности экономиста (поисковые, хранения информации, вычислительные, интеллектуальные, инфо-коммуникационные).
Более подробно содержательное различие обучения представлено в таблице ниже.
Таблица 1
Отличие в условиях формирования ПИК в контрольных и экспериментальных группах исследования
Группы |
2012–2013 уч. год |
2013–2014 уч. год |
||
1 семестр |
2 семестр |
1 семестр |
2 семестр |
|
К-1 |
- |
- |
Обучение по дисциплине «Экономическая информатика» |
Обучение по дисциплинам «Мировая экономика» |
Э-1 |
Участие в работе лаборатории «Современные информационные технологии» |
Участие в работе лаборатории «Современные информационные технологии» |
Обучение по дисциплине «Экономическая информатика», включающее освоение непрерывных линий информационных задач |
Обучение по дисциплинам «Мировая экономика» и «Маркетинг», включающих модули информационных задач |
К-2 |
еще не обучались |
- |
- |
|
Э-2 |
Участие в работе лаборатории «Современные информационные технологии» |
Участие в работе лаборатории «Современные информационные технологии» |
IV. Обобщающий этап, задачами которого являлись:
1. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
2. Теоретическое осмысление и интерпретация результатов исследования, полученных в процессе экспериментальной работы.
3. Систематизация и статистическая обработка результатов исследования с целью проверки результативности методической системы.
4. Формулировка выводов, полученных в ходе экспериментальной работы.
Измерения изменения уровня сформированности ПИК у обучающихся контрольных и экспериментальных групп проводились в следующем порядке:
- В группах К-1 и Э-1 проводилось три измерения: входное (сентябрь 2012 г.), промежуточное (июнь 2013 г.) и итоговое (июнь 2014 г.).
- В группах К-2 и Э-2 проводилось два измерения: входное (сентябрь 2013 г.) и итоговое (июнь 2014 г.).
Каждое измерение в каждой группе содержало диагностику сформированности мотивационно-ценностного, когнитивного и деятельностного, рефлексивно-оценочного компонентов ПИК средствами диагностического комплекса, включающего совокупность методик, отвечающих требованиям научности, объективности, валидности, надежности и репрезентативности. [1] Анализ результатов обобщающего этапа опытно-экспериментальной работы проведен на основе таблиц, графическая иллюстрация которых представлена на рисунках ниже, содержащих сведения о входных, промежуточных и итоговых измерениях в контрольных и экспериментальных группах.
Рис. 1. Изменение уровня сформированности мотивационно-ценностного компонента профессиональной информационной компетентности у контрольных и экспериментальных групп
Рис. 2. Изменение уровня сформированности когнитивного и деятельностного компонентов профессиональной информационной компетентности у контрольных и экспериментальных групп
Рис. 3. Изменение уровня рефлексивности у контрольных и экспериментальных групп
Рис. 4. Изменение уровня самооценки профессиональной информационной компетентности у контрольных и экспериментальных групп
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволил выдвинуть предположение о том, что уровень сформированности компонентов профессиональной информационной компетентности в экспериментальных группах значимо различается от уровня сформированности компонентов ПИК в контрольных группах. Предположение было доказано с использование φ*-критерия Фишера на уровне значимости 0,05. При этом положительная динамика сформированности компонентов профессиональной информационной компетентности в экспериментальных группах с помощью G-критерия знаков подтверждает положительную динамику исследуемой комптентности. Полученные результаты позволили доказать результативность спроектированной и реализованной в условиях образовательной среды СибГАУ методической системы формирования профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов.
Литература:
1. Савостьянова И. Л. Диагностический комплекс определения сформированности информационной компетентности бакалавра-экономиста [Текст] / И. Л. Савостьянова //Письма в Эмиссия. Оффлайн [Эл. ресурс] http://www.emissia.org/offline/2014/2233.htm (дата обращения 12.10.2014)