К вопросу оценки компетентности подготовки бакалавров «Программный инжиниринг»
Авторы: Юсупов Фирнафас, Сапаев Уктамбой
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (18) июнь 2018 г.
Дата публикации: 20.06.2018
Статья просмотрена: 29 раз
Библиографическое описание:
Юсупов, Фирнафас. К вопросу оценки компетентности подготовки бакалавров «Программный инжиниринг» / Фирнафас Юсупов, Уктамбой Сапаев. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 3.1 (18.1). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/94/3366/ (дата обращения: 16.11.2024).
Рассматривается вопросы оценки компетентности выпускника высшего учебного заведения, на примере направления подготовки «Программный инжиниринг», учитывает следующие особенности решаемой задачи: неполнота и неопределенность передаваемой информации, компетености преподавателя соответствующих предметов, информации об умениях, навыках и знаниях выпускника; многокритериальность, обусловленная неопределенностью учебного процесса, т.е. необходимостью учета большого числа частных показателей, порой вероятностных связанных с учебной деятельностью и формированием компетенций; наличие как количественных, так и качественных показателей, которые необходимо учитывать при оценке уровня компетенции. Будет разработана нечеткая модель в условиях стохастического характера учебного процесса. На вход модели подаются данные об уровне выполнения поставленных перед выпускником задач: количественные и качественные материалы по предметам блоков гуманитарных, математические и естественно-научных и специальных. Выходные данные модели - уровень компетентности выпускника по направлению «программный инжиниринг».
Состояние проблемы. Подготовка высококвалифицированных кадров в различных областях и сферах является одним из основных направлений государственной политики Республики Узбекистан. Государственными образовательными стандартами высшего и средне специального образования определены общекультурные, профессиональные, общепрофессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник в результате освоения им образовательной программы. Например, в [1,2] определены общекультурные, профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник в результате освоения программы бакалавриата по направлению подготовки 5330600 - программный инжиниринг.
Однако в стандартах не приведены методики и не указаны подходы к оценке компетенций выпускника и уровня его компетентности целом. Традиционно оценка компетентности выпускников осуществляется на основе текущей, промежуточной и итоговой государственной аттестации, которая должна проводиться при помощи фондов оценочных средств, которые включают типовые задания, контрольные работы, тесты и др. [2], позволяющие оценить знания, умения и уровень владения приобретенными компетенциями. При этом уровень владения той или иной компетенцией определяется преподавателями на основании субъективных суждений. Однако данный подход имеет существенные недостатки. Например, при проведении традиционной оценки очень сложно определить уровень владения выпускником отдельной компетенцией, вклад в которую вносят различные дисциплины.
Некоторые исследователи [3,4] строят количественные модели оценки компетентности, однако не учитывают, что некоторые элементы их модели сложно оценить численно. Популярным подходом является разработка методик оценки компетентности выпускников на основе гибридных экспертных систем. Однако и такая модель не свободна от недостатков. Уровень сформированности частных компетенций оценивается при помощи метода многомерной классификации на основе первичных учетных показателей, в качестве которых могут быть использованы результаты аттестации студентов и выпускников.
Из краткого анализа состояния поставленной задачи ясно, что не существует методики, которая полностью решала бы поставленную задачу. Поэтому целью исследования являлось разработка некоторой методики оценки компетентности выпускника «Программный инжиниринг», которая учитывает следующие особенности проблемы:
Стохастичность, т.е. неполнота и неопределенность информации об умениях, навыках и знаниях выпускника;
многокритериальность, связанная с необходимостью учета большого числа частных показателей, связанных с учебной деятельностью и формированием компетенций.
наличие как количественных, так и качественных показателей (лингвистических данных), которые необходимо учитывать при решении задачи оценки уровня компетентности.
Одним из эффективных способов решения слабоформализуемых задач является построение нечетких когнитивных моделей, неоспоримыми достоинствами которых по сравнению с другими методами являются возможность формализации численно неизмеримых факторов, использования неполной, нечеткой и даже противоречивой информации в условиях стохастичности [5].
Рассмотрим один из вариантов оценки уровня компетентности выпускника, основанную на применении когнитивного моделирования, теории нечетких множеств и отношениях предпочтения между различными критериями по блокам дисциплин.
В качестве модели процесса оценки компетентности выпускника примем кортеж
T =
где G – доля информации гуманитарных и общественно-экономических дисциплин при подготовке бакалавра; М - доля информации математических и естественно-научных дисциплин при подготовке бакалавра; Р - доля информации общеспрофессиональных дисциплин при подготовке бакалавра; С - доля информации специальных дисциплин при подготовке бакалавра; R – обобщенный коэффициент корреляции между предметами соответствующих дисциплин; Q - набор правил для вычисления значений концептов на каждом блоке дисциплин.
Литература:
- Кадрлар тайёрлаш миллий дастури (Ўзбекистон Республикаси Олий Мажлисининг Ахборотномаси, 1997 й., 11-12-сон, 295-модда; Ўзбекистон Республикаси қонун ҳужжатлари тўплами, 2007 й., 15-сон, 150-модда; 2013 й., 41-сон, 543-модда).
- Государственный стандарт Узбекистана. Государственный образовательный стандарт направления образования бакалавриата 5330600 - телекоммуникационные технологии. Ташкент, O’z DSt 36.1311 2014. O’ZSTANDART AGENLIGI 4920 son bilan “11” 09 2014 yilda Davlat ro’yxatiga olindi.
- Сибикина И. В., Квятковская И. Ю., Космачёва И. М. Оценка уровня сформированности компетенции студента вуза на примере графовой модели // Вестн. Саратов. гос. техн. ун-та. 2014. № 2. С. 179-185.
- Адольф В. А., Лукьяненко М. В., Чурляева Н. П. Количественная оценка компетентности выпускников интегрированной системы обучения и возможности ее повышения // Педагогическое образование и наука. 2011. № 11. С. 22-30.
- Ажмухамедов И. М., Проталинский О. М. Системный анализ и моделирование слабо структурированных и плохо формализуемых процессов в социотехнических системах // Инженер. вестн. Дона. URL: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n3y2012/916.