Содержание выпускной квалификационной работы магистра по направлению подготовки «Строительство» с учетом современных тенденций развития науки и инженерного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 04.06.2015

Статья просмотрена: 778 раз

Библиографическое описание:

Костуганов, А. Б. Содержание выпускной квалификационной работы магистра по направлению подготовки «Строительство» с учетом современных тенденций развития науки и инженерного образования / А. Б. Костуганов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11.1 (91.1). — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19340/ (дата обращения: 16.12.2024).

Перестройка российской системы образования неоднозначно воспринимается образовательным сообществом. В данной работе не даются какие-либо оценки проводимым реформам, а лишь приведена точка зрения автора по вопросу позиционирования ступени магистратуры в системе высшего образования и в соответствии с этим приведена предполагаемая структура выпускной квалификационной работы магистра направления подготовки «Строительство».

Как известно любой процесс начинается с анализа положения дел в области деятельности и постановки целей, что наиболее отчетливо отражено в работах [1], [2]. Какие же цели следует поставить перед обучением в магистратуре? По мнению автора, основной целью магистратуры следует считать начальную ступень для формирования высококвалифицированных кадров профессорско-преподавательского состава образовательных и научно-исследовательских учреждений, управленческих кадров предприятий и организаций. Исходя из отмеченной выше цели, можно ответить и на такой вопрос — что должна в себя включать магистерская диссертация? При ответе на этот вопрос, магистранту направления подготовки «Строительство» с учетом современных тенденций развития науки и инженерного образования, можно дать следующие рекомендации.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) магистров представляет собой самостоятельную, логически завершенную работу, связанную с решением задач того вида деятельности, к которым готовится магистр. Она должна соответствовать современному уровню развития науки и техники, а ее тема должна быть актуальной.

Диссертация закрепляет полученную научную информацию в виде текстового и иллюстративного материала. В работе магистрант упорядочивает по собственному усмотрению накопленные научные факты и доказывает научную ценность или практическую значимость положений, выносимых на защиту. Содержание работы могут составлять результаты научных исследований, разработка новых методов к решению научных проблем, а также решение задач прикладного характера. Магистерская диссертация отличается от квалификационной работы бакалавра более глубокой теоретической и практической проработкой проблемы, а от дипломной работы специалиста более глубокой научной направленностью, но в отличие от кандидатской диссертации выпускная работа магистра может не содержать четко выраженной научной новизны исследования.

Магистерская диссертация выполняет квалификационную функцию, т.е. готовится с целью публичной защиты. В этой связи основная задача ее автора — продемонстрировать уровень своей квалификации и, прежде всего, умение самостоятельно решать конкретные профессиональные задачи в соответствие с видами профессиональной деятельности — инновационной, изыскательской, проектно-расчетной, производственно-технологической, научно-исследовательской и педагогической. Содержание магистерской диссертации не обязательно должно быть новым, но новизна должна быть либо в установлении подходов к исследованию темы, либо в методах решения проблемы, либо в определении источников используемой информации.

Магистерская диссертация оценивается по следующим критериям:

-     актуальность темы исследований;

-     четкость постановки цели и задач исследований;

-     качество и достоверность полученных результатов, их научная новизна и практическая значимость;

-     соответствие темы направлению подготовки и магистерской программе;

-     качество представления материала и оформления диссертации;

-     качество доклада и ответов на вопросы при защите;

-     заключения и оценки научного руководителя и рецензента.

Магистерская диссертация состоит из пояснительной записки и графического материала. Рекомендуемый объём пояснительной записки — 80–100 страниц печатного текста (без учета приложений) на листах формата А4, и содержит следующие структурные элементы:

-     титульный лист;

-     задание на магистерскую диссертацию;

-     аннотация;

-     содержание;

-     введение;

-     основная часть;

-     выводы и основные результаты исследования (заключение);

-     список использованных источников;

-     приложения.

Графический материал работы включает в себя упорядоченный набор плакатов или чертежных листов, выполненных на стандартных форматах. Графические материалы могут содержать информацию, позволяющую оценить:

-     актуальность темы диссертации, постановку цели и задач исследования;

-     используемые математические методы;

-     общий принцип функционирования разрабатываемой системы, программного продукта и т.д.;

-     результаты эксперимента;

-     вопросы разработки и особенности эксплуатации проектируемых средств, систем, технологий;

-     основные результаты и выводы.

Также можно привести следующие методические рекомендации к содержанию магистерской диссертации, отраженные в [3], [4]:

а) Аннотация.

Качественные авторские аннотации на русском и английском языках необходимы в условиях информационно перенасыщенной среды. Они дают возможность получить представление о содержании работы и определить интерес к ней до ознакомления с ее полным текстом. Аннотации значительно повышают вероятность ссылок на содержание работы коллегами и тем самым влияют на индекс цитирования.

б) Введение.

Введение к диссертации должно содержать следующие разделы:

-     актуальность темы;

-     объект исследования;

-     предмет исследования;

-     цель исследования;

-     задачи исследования;

-     методы исследования,

-     достоверность и обоснованность результатов;

-     новизна положений, выносимых на защиту;

-     личный вклад автора;

-     практическая значимость результатов;

-     реализация результатов работы;

-     апробация работы;

-     публикации;

-     структура и объем работы.

в) Главы основной части.

В главах основной части диссертационной работы подробно рассматривается методика и техника исследования и обобщаются результаты. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме диссертационной работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение магистранта излагать материал сжато, логично и аргументировано.

г) Выводы и основные результаты исследования.

Диссертационная работа заканчивается заключительной частью. Эта часть диссертации обусловлена логикой проведения исследования и носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации, содержит последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

д) Приложения.

Приложение к диссертации может содержать справочный и иллюстративный материал, использованный соискателем и необходимый для цельности восприятия основного содержания диссертации. В приложении включают материалы, связанные с выполненной магистерской диссертацией, которые нецелесообразно включать в основную часть.

По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть:

— копии подлинных документов;

— выдержки из отчетных материалов;

— производственные планы и протоколы;

— отдельные положения из инструкций и правил;

— отчет о патентном поиске;

— промежуточные математические преобразования, зависимости и расчеты;

— таблицы вспомогательных цифровых данных;

— протоколы испытаний и опытов;

— описание программных средств, аппаратуры и приборов, применяемых при проведении экспериментов, измерений и испытаний;

— инструкции, методики, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ, разработанных в процессе выполнения магистерской диссертации;

— распечатки компьютерных программ;

— иллюстрации вспомогательного характера;

— акты опытно-промышленных испытаний и внедрения результатов магистерской диссертации в производство и другие материалы.

Все материалы, как графические, так и пояснительная записка должны быть выполнены в соответствии с действующими стандартами.

 

Литература:

1.    Ефимов, В.А. Камертон образования в России / В.А. Ефимов // Ректор ВУЗа. — 2008. — № 6.

2.    Ефимов, В.А. ЕГЭ как свидетельство трансформации целей и характера системы российского образования / В.А. Ефимов // Ректор ВУЗа. — 2010. — №1.

3.    Педагогическая практика [Электронный ресурс]: рабочая программа учебной дисциплины / Оренбургский государственный университет — Фонд рабочих программ — Оренбург: ОГУ, 2012. — Режим доступа: http://ito.osu.ru/

4.    Итоговая государственная аттестация [Электронный ресурс]: рабочая программа учебной дисциплины / Оренбургский государственный университет — Фонд рабочих программ — Оренбург: ОГУ, 2013. — Режим доступа: http://ito.osu.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): магистерская диссертация, основная часть, диссертационная работа, пояснительная записка, содержание работы, выпускная квалификационная работа, задача, иллюстративный материал, решение задач.


Похожие статьи

Методическое обеспечение подготовки магистра-исследователя педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

Формы организации практической работы студентов направления подготовки «Юриспруденция»

Формирование общекультурных компетенций в подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности»)

Изучение дисциплины «Профессиональные средства подачи проекта» в процессе обучения студентов направления подготовки «Дизайн архитектурной среды»

Особенности использования активных методов обучения в формировании ключевых компетенций по предмету «Основы экономических знаний»

Особенности формирования профессиональных компетенций при реализации образовательного стандарта специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Общепедагогические практико-прикладные показатели содержательного компонента технологии экологической подготовки обучающихся по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (водном)»

Методические условия формирования и развития общекультурных компетенций у бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

Особенности выполнения курсовых проектов по дисциплине «Программирование» на специальности «Введение в программную инженерию»

Направления совершенствования и инновационного развития учебного процесса в вузе инклюзивного образования МГГЭУ

Похожие статьи

Методическое обеспечение подготовки магистра-исследователя педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

Формы организации практической работы студентов направления подготовки «Юриспруденция»

Формирование общекультурных компетенций в подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности»)

Изучение дисциплины «Профессиональные средства подачи проекта» в процессе обучения студентов направления подготовки «Дизайн архитектурной среды»

Особенности использования активных методов обучения в формировании ключевых компетенций по предмету «Основы экономических знаний»

Особенности формирования профессиональных компетенций при реализации образовательного стандарта специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Общепедагогические практико-прикладные показатели содержательного компонента технологии экологической подготовки обучающихся по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (водном)»

Методические условия формирования и развития общекультурных компетенций у бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

Особенности выполнения курсовых проектов по дисциплине «Программирование» на специальности «Введение в программную инженерию»

Направления совершенствования и инновационного развития учебного процесса в вузе инклюзивного образования МГГЭУ

Задать вопрос