Повышение подготовки профессионального качества и научно-фундаментальных понятий у будущих специалистов технических вузов невозможно без развития технического творчества студентов. Значение технического творчества в формировании качеств личности и трудовом становлении молодого человека чрезвычайно велико и многогранно. Техническое творчество способствует воспитанию творческого отношения к труду, к учебе, пытливости, целеустремленности, силы воли, умения самостоятельно осваивать новые знания, стремления к самосовершенствованию и самоутверждению.
Получение знаний, навыков и умений, способствующих формированию мировоззренческих и научно-фундаментальных понятий, происходит в течение ряда последовательно взаимосвязанных этапов. К важнейшим из них можно отнести написание реферата; изготовление действующих макетов, стендов установок или усовершенствование отдельных узлов машин; проведение эксперимента (исследовательская работа); курсовое и дипломное проектирование.
На этапе написания реферата студенты изучают методику ведения научного поиска, отбора материалов, их анализа, получения выводов и обобщений, а также подробно знакомятся с жизнью и деятельностью того или иного ученого, его вкладом в развитие науки.
Такое ознакомление с историей науки и техники дает студентам богатый материал, позволяющий лучше понять величие труда, ценность научного познания, значение давно известных изобретений и для развития современной науки и техники.
В процессе творческого поиска при написании реферата также формируется ряд взаимосвязанных научно-фундаментальных понятий и знаний, в частности, по определению конкретных проблем исследования, области и аспектов исследования, по определению информации, организации и проведения дальнейшего эксперимента и др.
Ниже приводится примерная последовательность написания реферата (табл.1).
Таблица 1
Последовательность написания реферата
Этапы работы: |
Содержание деятельности |
Выбор темы реферата Подбор литературы Изучение литературы Составление плана реферата Написание реферата Рецензирование
|
Выяснение актуальности и практического значения. Подбор основной (учебники) дополнительной (энциклопедии, словари и др.) и специальной (монография, журнальные и газетные статьи и др.) литературы. Просмотр книг, формирование общего представления о их содержании, уяснение и усвоение прочитанного, перечитка непонятного, выписка (примеров, цифровых данных, отдельных цитат и др.), осмысление прочитанного. 1. Вступление, в котором дается общее представление о теме, раскрывается ее значение и актуальность, одновременно обосновывается выбор данной темы. 2. Основная часть, в которой излагается все содержание темы реферата. 3. Заключение. В нем кратко подводятся итоги, четко формируются выводы, вытекающие из рассмотренной проблемы. Написание полностью в черновике. После тщательного редактирования, написание набело. Вычерчивание диаграмм, таблиц, графиков и др. Общий объем реферата 25-30 страниц машинописного текста (через 2 интервала). Листы в сброшюрованном реферате по порядку идут следующим образом; титульный лист; план с указанием страниц-оглавлений; текст основной части; текст заключения; список использованной литературы. Преподаватель должен обратить внимание на актуальность темы, новизну и полезность работы, оригинальность изложения материала, после чего дать однозначную оценку работе студента. |
На следующем этапе студент, который написал реферат, продолжает свою творческо-поисковую работу по решению поставленной в реферате проблемы. При этом он знакомится с технологическими процессами изготовления изделий нужной конфигурации и размеров, чтением чертежей, приобретает навыки пользования контрольно-измерительными приборами.
Теперь поставленная проблема требует конструкторско-исследовательского подхода к ее решению; студенты, осознав проблему, сами намечают план поиска: выдвигают гипотезы, намечают способы их проверки, изготавливают модели технического устройства и приборы, проводят необходимые наблюдения, вычисления или опыты, фиксируют факты, обобщают, доказывают и делают выводы.
Процесс создания модели и технического устройства осуществляется поэтапно. Ниже приводится примерная последовательность моделирования и конструирования (табл.2).
Таблица 2
Последовательность моделирования и конструирования
Этапы работы:
|
Содержание деятельности |
|
Изготовление модели |
Изготовление технического устройства |
|
1 |
2 |
3 |
Изучение задания |
Выбор типа (класса) модели и составление технического задания. |
Выяснение функционального назначения объекта конструирования, технических условий и требований, предъявляемых к нему |
Выбор путей и средств решения |
Ознакомление с прототипом или аналогичными конструктивными решениями по образцам промышленного производства, фотографиям, рисункам. |
|
Составление схемы |
Составление схемы конструкции и уточнения принципа действия |
|
Разработка конструкций (модели) в графической форме |
Определение масштаба модели, типа и числа двигателей (движителей). Определение основных параметров модели: линейных (угловых), скорости, мощности двигателя на основе принципов механического подобия. |
Определение количества деталей и их функций. Выполнение элементарных расчетов деталей и узлов, выбор форм и способов их соединения. |
Определение материала, унифицированных деталей и узлов, необходимых для изготовления. Разработка технической документации: эскизов, сборочных и деталировочных чертежей |
||
Подготовка к изготовлению объекта |
Определение последовательности изготовления деталей, составление технологических (операционных) карт на изготовление наиболее сложных и ответственных деталей. Составление заявки на конструкционный и отделочный материал, унифицированные изделия. |
|
Изготовление объекта |
Подготовка оборудования, инструментов и приспособлений к работе, изготовление отдельных деталей, формирование сборочных единиц модели и изделия в целом. |
|
Испытание объекта |
Получение данных о работе модели или конструкции. |
|
Корректировка технической документации |
Сравнение технической документации с готовым изделием и внесение в нее исправлений, согласно по результатам испытаний. |
|
Отделка изделия: определение его ориентировочной себестоимости |
Определение его ориентировочной себестоимости. Выполнение отделочных работ (зачистка, покраска и т.д.): подсчет и определение стоимости израсходованного материала; возможности замены его другим; расчет трудовых затрат на изготовление. |
|
Следующий исследовательский этап позволяет теснее связать обучение с жизнью и практикой. Здесь студенты знакомятся с конкретными задачами, которые многим из них предстоит решать в будущей практической деятельности.
Такое соединение обучения с решением задач на конструирование подводит студентов к более глубокому пониманию роли и места техники в жизни человека.
На этапе проведения эксперимента наиболее полно осуществляется подготовка, исполнителя, способного воплощать на практике знания, навыки и умения, приобретенные в процессе теоретико-познавательной и конструкторско-исследовательской работы, углубляются фундаментальные научные понятия студента, укрепляется его диалектическое техническое мышление.
Заключительный этап – выполнение курсовых и дипломных проектов исследовательского характера требует от студентов оригинального решения репродуктивных и продуктивных задач на основании разносторонних знаний, умений и навыков, полученных при изучении целого ряда технических и педагогических дисциплин.
При подборе темы курсового проекта по деталям машин следует исходить из такого условия: будет ли данная работа влиять на совершенствование учебно-лабораторной и производственной базы института, поможет ли она другим базовым предприятиям в устранении имеющихся недостатков сельскохозяйственной и другой техники. В качестве тематики исследовательских курсовых проектов можно привести примерно следующую (табл. 3).
Таблица 3
Тематикаисследовательских курсовых проектов по деталям машин для студентов МСХ
№ |
Тема |
Расчетно-пояснительная записка |
Графическая часть |
1 |
Спроектировать привод к разбрасывателю минеральных удобрений НРУ-0,5 |
Анализ литературных источников, общие сведения об устройстве и подробная производственно-техническая характеристика объекта проектирования, анализ состояния его привода, обоснование выбора по специальной разработке проекта. Расчет и выбор привода, разработка вопроса об условиях работы привода, предложения по перспективе развития объекта проектирования |
Общая кинематическая схема привода объекта проектирования, общий вид разработанного сборочного чертежа в двух проекциях, рабочие чертежи 2-х деталей, входящих в узел. |
2 |
Спроектировать привод к режущему ножу чеканочной машины ЧВХ-4 А |
- |
- |
3 |
Спроектировать привод к уборочному аппарату хлопкоуборочной машины КЕЕС 2020 |
- |
- |
4 |
Спроектировать привод к подъему и опусканию косилки КС-2,1 |
- |
- |
5 |
Спроектировать привод к уборочному аппарату куракоуборочной машины СКО-3,6 и т.д. |
- |
- |
6 |
Спроектировать привод к механизму яйцесбора на механизированной клеточной батарее для содержания кур-несушек. |
- |
Сборочный чертеж редуктора РЧН-80 |
7 |
Спроектировать привод к автоматическому укладчику яйца. |
- |
- |
8 |
Спроектировать привод к ленточному водоподъемнику |
- |
- |
9 |
Спроектировать привод к шнековой мойке измельчителя ИКМ-5. |
- |
- |
10 |
Спроектировать привод к транспортеру-камнеуловителю измельчителя ИКМ-5. |
- |
- |
11 |
Спроектировать привод к выгрузному шнеку кормоприготовительного агрегата ЗПK-4 и т.д. |
- |
- |
При выборке последовательно-поэтапных решений таких конкретных задач курсового проектирования студент демонстрирует, как им освоены основы избранной специальности.
Кроме того, при выполнении реального курсового проектирования студенты собирают информацию о проектируемом объекте, хозяйственном участке. Там они делают замеры, наблюдения, изучают кинематику агрегата, вычерчивают необходимые эскизы, знакомятся с технологическими процессами работы и т.д. Очень помогают им в этом также беседы с главным инженером, механиками, опытными механизаторами данного хозяйства. Работники хозяйств рассказывают студентам о недостатках машин, интересующих практиканта, в эксплуатации, учат устранять эти недостатки. В результате таких бесед со специалистами студенты наиболее рационально определяют техническое решение, более умело работают над устранением недостатков изучаемой техники.
Таким образом, на динамику улучшения подготовки будущих специалистов значительное влияние оказывает выполнение реальных курсовых проектов по выбранной специальности. Одновременно эта работа способствует формированию у студентов трудолюбия, любви к избранной профессии.
Техническое творчество особенно эффективно при выполнении дипломного проектирования. Процесс выполнения дипломного проектирования осуществляется в строго определенной последовательности.
Таким образом, подготовка будущих специалистов технических вузах имеет ряд особенностей, обусловленных квалификационной характеристики этой специальности. Из вышеизложенного видно, что в повышении профессионального качества студентов первостепенное значение имеет поэтапно-последовательное развитие творческой деятельности студентов в течение всего периода обучения, а также вышеназванные (предложенные нами) специальные курсы, практика по техническому творчеству и ряд других мероприятий по организации и планированию конструкторской, экспериментаторской, творческой работы студентов.