Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него недалеко уйдет и ученый, без него немного сделает даже и ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде.
В. Г. Белинский
Научно-техническое творчество, кружки, конкурсы, выставки инженерной направленности, олимпиады профессионального мастерства позволяют осуществлять выявление и поддержку талантливой молодежи, а так же создает условия для раскрытия творческих способностей студентов, повышение результативности участия молодежи в научной деятельности и научно-техническом творчестве. Олимпиады, конкурсы нацелены на выполнение Указа Президента Российской Федерации В. В. Путина от 6 апреля 2006 года № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» [1], а так же пункта № 22 Комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. [2]
Рассмотрим влияние участия студентов в научно-технических проектах на их последующее обучение и профессиональную успешность. Для рассмотрения выше поставленного вопроса возьмём опыт работы секции технического творчества студентов «Электромеханические дисциплины» СПб ГБОУ СПО «АТЭМК».
Описание опыта.
Качественное и современное техническое образование является неотъемлемой частью развития технологий и модернизации экономики в стране.
В целях популяризации профессионального образования среди молодежи и повышения престижности таких профессий как: Техническое эксплуатация и обслуживание и электромеханического оборудования (по отраслям), Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий и других специальностей Министерство образования России, органы государственной города, организует Всероссийские, городские олимпиады профессионального мастерства.
За последние два года студенты колледжа приняли участие в нескольких подобных олимпиадах, конкурсах. Но прежде чем выйти на городской, региональный и всероссийский уровень студенты проходят первый этап в колледже, участвуя в конкурсе профессионального мастерства «Все начинается с любви к профессии».
Рис. 1. Конкурс «Все начинается с любви к профессии»
Главное звено в каждом конкурсе это этап практического, профессионального мастерства. Именно организации этого этапа уделяется больше всего внимания, как на этапе в колледже, так и на всероссийском уровне. Обязательным условием проведения этапа является присутствие среди членов жюри представителей социальных партнеров, производственников, профессионалов своего дела.
Участие в подобных конкурсах дает опыт, который без преувеличения можно назвать основополагающим в становлении специалиста.
Всероссийские конкурсы позволяют оценить уровень подготовки студентов, выявить особо одарённых технически студентов, развить их технические наклонности, совершенствовать учебно-методические материла, материально-техническую базу. Повысить конкурентоспособность выпускника, привлекательность для работодателя и технических высших учебных заведений.
Примеры: победитель и призер регионального этапа конкурса профессионального мастерства 2013 года, сегодня техники Мариинского театра, еще один призер подобного конкурса — работает в горной отрасли и учится в профильном ВУЗе.
Рис. 2. Победители и призеры региональной профессиональной олимпиады
Еще один положительный опыт работы секции, это организация работы кружка технического творчества студентов «МехатрониКо» СПБ ГБОУ СПО «АТЭМК».
За два года работы кружка студентами при наставничестве и помощи преподавателей колледжа, собраны макеты, устройства, конструкторские разработки, лабораторное оборудование (роботы, светотехнические стенды, стенды для диагностики двигателей, и др.). Работы выполненные на занятиях в кружке ежегодно выставляются на выставке в колледже и городских выставках конкурсах. Многие работы были отмечены грамотами, призами, а главное непосредственно работодателями.
Результаты работы кружка:
- повышение интереса к выбранной профессии;
- разработка и работа над инновационными проектами;
- сотрудничество с научно-исследовательскими институтами;
- получение опыта публичной защиты;
- совершенствование материально-технической базы учебного заведения;
- и т. п.
На рисунке 3 представлен робот-поисковик «Экоробот», студента первого курса, участника кружка технического творчества.
Рис. 3. Робот — поисковик «Экоробот»
Очень важно участие студентов в конференциях, семинарах, круглых столах, это позволяет повысить общую и профессиональную эрудицию. Секция работает тесно сотрудничая с другими секциями колледжа, а так же с ресурсным центром колледжа. Для обсуждения и высказывания своего мнения в секции организован дискуссионный клуб «Профессиональный ответ». На заседаниях клуба рассматривались такие вопросы как: «Профессиональная ответственность», «Энергетика победы», «Энергосберегающие технологии в профессиональной деятельности», «Великая отечественная война и ее экологические последствия».
Оценка работы клуба была осуществлена с помощью анкетирования выпускников колледжа, участников клуба. Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты анкетирования
№. |
Вопрос |
ответ |
общее кол-во опрошенных |
||
да |
нет |
воздержались от ответа |
|||
1 |
Помог ли Вам опыт выступлений в клубе на защите ДП? |
21 |
- |
4 |
25 |
2 |
Помогло ли Вам участие в студенческом научном обществе при трудоустройстве? |
23 |
|
2 |
25 |
Работа секции нацелена на проведение предметных олимпиад, конкурсов кроссвордов, и т. д»..
Работа секции по подготовке профессиональных осуществляется на постоянной основе, и мы рассматриваем работу секции как проект по развитию творческих способностей студентов.
Текущие результаты проекта.
В настоящее время создана рабочая группа, включающая в себя представителей работодателей, руководителя СНО, кружка технического творчества и ресурсного центра, а так же преподавателей и мастеров производственного обучения. Рабочая группа сформировала Концепцию подготовки, проведения ежегодных мероприятий по развитию технического творчества студентов СПб ГБОУ СПО «АТЭМК», поддержания и развития творческо-одаренной молодежи. Рабочая группа проработала конкретные шаги и действия по реализации Концепции, такие как:
- прохождение практики, стажировок на площадках ведущих отечественных предприятий и за рубежом;
- целевое обучение;
- наставничество;
- именные стипендии;
- сопровождение и продвижение студенчески проектов;
- привлечение экспертов, для экспертного участия в реализации проекта, как вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов в отрасли (например, гранты на продолжение исследований, стипендии от компаний или предприятий победителям и призерам);
- —будущее трудоустройство выпускников.
Максим Горький писал «Можно много видеть, читать, можно кое-что вообразить, но чтобы сделать — необходимо уметь, а умение дается только изучением техники».
Сделаем вывод, для подготовки техника необходимо развивать его технические, эстетические и нравственные стороны, и тогда выпускник сможет стать не просто исполнителем, еще и современным Кулибиным.
Литература:
1. Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 года № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи», 2006.
2. Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, 2012.