«Размышляем,
проектируем, воплощаем!»
Большую роль в формировании личности молодых людей, юношей и девушек, студентов СПО, адаптации их в современных не простых социальных условиях играют занятия в кружках технического творчества. Если мы с вами задумаемся, то все блага цивилизации — это результат технического творчества. От изобретения колеса, и до сегодняшнего дня, технический прогресс обязан творческим людям, создающим новую технику, облегчающую жизнь и деятельность человека.
В последние годы, требуется все больше и больше грамотных инженеров, техников, рабочих-профессионалов особенно в области высоких технологий, однако среди молодежи престиж технических профессий падает.
В нашем колледже под руководством преподавателей электромеханического отделения Володькиной Т. А. и Казарина В. Е. уже несколько лет работает кружок технического творчества и профессионального мастерства «МехатрониКo» (далее Кружок).
Девиз Кружка— «Увлечение техническим творчеством, залог качественной подготовки профессиональных кадров».
Цель Кружка:формирование научно — технических знаний, развитие творческих познавательных, изобретательских и профессиональных способностей обучающихся колледжа через приобщение к техническому творчеству.
Задачи Кружка:
Обучающие:
— формировать специальные компетентности студентов в области технического конструирования, проектирования;
— формировать профессиональную компетентность;
— развивать познавательную компетентность;
— формировать информационную компетентность;
— совершенствовать коммуникативную компетентность;
— развивать социальную, правовую и гражданскую компетентность;
— развивать организаторскую компетентность.
Воспитательные:
— воспитывать гражданские качества личности, патриотизм;
— воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, одногруппникам;
— формировать потребность в самоорганизации: аккуратность,
— трудолюбие, основы самоконтроля, самостоятельность, умение
Развивающие:
— развивать логическое и техническое мышление обучающихся;
— развивать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе, команде;
— развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
— развивать любознательность и интерес к решению творческих и изобретательских задач, проектированию, изготовлению изделий электронных, механических и др.
Отличительные особенности работы Кружка (дополнительной образовательной программы) от уже существующих образовательных программ.
Дополнительная образовательная программа составлена с учетом многолетнего педагогического опыта работы преподавателей колледжа в системе СПО: подготовка к профессиональным олимпиадам, выставкам технического творчества.
Программа, не копируя, дополняет программу производственного обучения, учитывает современные социальные и экономические условия и составлена на три года обучения (поэтапно по уровню сложности).
Возраст учащихся, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 16–20 лет.
Уровень программы кружка технического творчества определяется на основании соответствия содержания программы требованиям к результату дополнительных образовательных основного общего и среднего (полного) общего образования.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы. Программа рассчитана на три года обучения (1–4 курс).
Задачи по организации работы Кружка:
- Исследование и анализ профессиональных и общих компетенций специальностей СПб ГБОУ СПО «АТЭМК».
- Разработка направлений и тем образовательных программ по учебной и производственной с учетом специфики специальности обучающегося и требований работодателя (по отраслям).
- Формирование учебно-методического комплекса по направлениям работы кружка.
- Формирование и обеспечение материально-технической базы (лаборатории, кабинеты, мастерские, полигоны) Кружка.
- Разработка плана организационных и технических мероприятий по работе Кружка.
- Разработка дипломного проектирования по направлению «Конструкторский раздел».
- Разработка мероприятий по профориентации и повышения интереса к специальностям СПО, среди школьников (профориентационный «ликбез»).
- Создание условий для получения профессиональных навыков по рабочей специальности, через практическое обучение (стажировка, практика на производстве).
- Изучение спроса на рынке труда на специалистов (в различных отраслях).
Реализация Проекта— Кружок «МехатрониКо». Подготовительный период начался в рамках перехода от ГОС к ФГОС. Общая продолжительность проекта не ограничена временными рамками, т. к. процесс обучения и подготовки специалиста непрерывен, он может только совершенствоваться. На данный момент большая часть поставленных задач по внедрению в колледже деятельности Кружка решена. В 2016–2017 учебном году планируется выполнение еще ряда задач.
Участниками проекта— «Кружок» являются сотрудники (преподаватели, мастера, администрация, обслуживающий персонал) и студенты СПб ГБОУ СПО «АТЭМК», а также слушатели курсов, участники мероприятий проводимых в рамках работы Кружка, школьники, родители учащихся, работники предприятий.
Участников проекта можно разбить на три группы:
— обучающие (преподаватели, мастера);
— обучаемые (студенты, слушатели курсов);
— организационная группа (администрация, учебная часть, отделения колледжа, отдел практики, социальные партнеры).
Целевая аудитория Кружка — это, студенты колледжа, а также слушатели курсов, школьники. В общей сложности количество целевой аудитории в 2015–2016 учебном году составила 79 человек. За все годы работы Кружка целевая аудитория РЦ — 403 человека.
Главной мотивацией участников Кружка является повышение конкурентоспособности выпускников колледжа на рынке труда, увеличение спроса на специалистов СПб ГБОУ СПО «АТЭМК».
Занимаясь в этом кружке, студенты постепенно осваивают 3 ступени: 1-ю — профессионального мастерства; 2-ю — технического творчества; 3-ю — ораторского искусства.
Занятия в кружке ребята начинают с освоения первичных профессиональных навыков: с умения пользоваться отвёрткой, клещами для снятия изоляции, гаечными ключами, мультиметром, с умения спроектировать принципиальную схему. Ведь не все студенты нашего колледжа до поступления к нам занимались, например, в кружке радиодела или авиа-судомоделирования. Многие ребята плохо представляют, почему работает то или иное оборудование. Навыки работы с инструментом и с оборудованием студенты получают во время сборки монтажных схем, начиная от схем питания квартиры, а заканчивая промышленными схемами питания силовых установок мощностью от 3 кВт. Уже после первого года занятий в кружке ребята умеют самостоятельно поменять дома розетку, выключатель или починить тостер, даже могут настроить автоматический привод дверей гаража.
На втором году обучения в кружке ребята приступают к более сложному процессу, к техническому творчеству. Он начинается с чистого листа бумаги, на котором студенты визуализируют свою идею, производят подсчёт средств и сил, затраченных на изготовление того или иного изобретения. Потом начинается долгий поиск необходимых материалов в различных магазинах, на блошиных рынках (барахолках), у друзей и знакомых. Сборка самого изделия — наглядное подтверждение того, чему научились студенты во время электромонтажной, слесарной и токарной практики. Оконченным второй год обучения в кружке можно считать, если студенческое изобретение заработало и получило завершенный (товарный) вид.
Третья ступень обучения в кружке направлена на то, чтобы студент научился составлять грамотную речь для защиты своего проекта в научном мире, аргументированно докладывать о преимуществах изобретения, умело составлять презентацию. Достигается этот результат не только конкурсами и дебатами внутри колледжа, но и участием ребят на городских мероприятиях и во Всероссийских выставках, откуда наши студенты без дипломов и призовых мест ещё ни разу не возвращались. В итоге ребята, занимающиеся в кружке, на защите своего дипломного проекта в колледже не краснеют за конструкторский раздел, их выступление любо-дорого слушать, а уж смотреть слайды презентации тем более.
В проекте разработана система мотивации, которая помогает привлечь к участию в проекте представителей различных категорий целевой аудитории.
Этапы развития проекта— Кружок. Приведем небольшое описание двух этапов и основных реализованных мероприятий Проекта.
Первый этап— планирование, на этом этапе была организованна творческая группа, определены участники, намечены объемы работ, определены точки контроля над реализацией проекта — Кружок. На перовом этапе так же произведен расчет количества ресурсов (например, педагогические кадры), необходимых для открытия Кружка.
Второй этап – реализация:
— отслеживание работы Кружка (увеличение КПД кружка, увеличение числа участников);
— решение возникающих проблем, трудностей, изменений (отсутствие учебно-методической литературы, пособий, нехватка преподавателей и т. п.);
— информирование участников о работе Кружка (доклады на рабочих совещаниях творческой группы, выступления на заседаниях выпускающих цикловых комиссиях в течение года);
— управление вносимыми в план изменениями (по причине, например, введения Федеральных государственных образовательных стандартов в СПО., нормативно-законодательных документов и т. п.).