Дополнительная образовательная программа «Начальное конструирование» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (119) август-1 2016 г.

Дата публикации: 01.08.2016

Статья просмотрена: 737 раз

Библиографическое описание:

Воронина, Т. И. Дополнительная образовательная программа «Начальное конструирование» / Т. И. Воронина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15 (119). — С. 440-447. — URL: https://moluch.ru/archive/119/32944/ (дата обращения: 21.11.2024).



Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество — создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Детский досуг — это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». По базисному учебному плану в третьем классе на изучение курса «Технология» отводится 2час в неделю, но этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.

Кружок «Начальное конструирование» развивает творческие способности — процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.

При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях кружка придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Образовательная программа «Начальное конструирование» разработана на основе типовых программ, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Технология».

Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью, но и искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (бумагопластика, квиллинг, объемная аппликация, мозаика, модульное оригами и т. д.). Овладение этими терминами, ровно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей. Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

Подведение итогов осуществляется в виде составления книжек — раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в различных конкурсах.

Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.

Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста. Срок реализации программы 1 год. Учебная группа состоит из 20 учащихся. Занятие проводится 2 раз в неделю, продолжительность занятий 1 ч, с перерывом 10 мин.

В программу кружка «Начальное конструирование» входит ряд разделов «Работа с бумагой и картоном», «Работа с бросовым материалом».

В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.

Цель программы:

− развитие способностей детей путём освоения конструирования из бумаги, приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для реализации декоративно-прикладной деятельности.

− формирование художественно-творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности;

− развитие самостоятельности анализа и мышления;

− воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:

Я слышу — и забываю, Я вижу — и запоминаю,

Я делаю — и понимаю.

Задачи программы.

Задачи обучающие:

− обучить конкретным трудовым навыкам;

− обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;

− познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;

− формировать интерес к декоративно- прикладному искусству;

− формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;

− формировать эстетический, художественный вкус;

− развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение,

− поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;

− прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.

Задачи воспитательные:

− воспитывать нравственные качества детей;

− воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества.

Задачи развивающие:

− способствовать развитию логического мышления у детей;

− содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Задачи мотивационные:

− создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.

Задачи социально-педагогические:

− формирование общественной активности, реализация в социуме.

Другими словами, программа вырабатывает у детей соответствующую социальную позицию.

Программа способствует:

− повышению внутренней мотивации ребенка;

− появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бумаги;

− возникает желание добиться планируемого результата;

− приобретается навык самостоятельной работы;

− развитию мелкой моторики пальцев рук;

− созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;

− показу красоты и неповторимости изделий, выполненных из бумаги;

− развивать активную деятельность.

Психологическое обеспечение программы.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

− создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

− формирование умений учащихся по данному виду обучения;

− применение индивидуальных и групповых форм обучения.

Методические указания:

В каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.

Основные формы иметоды работы.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично — поисковый; практический.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

Разделы программы.

  1. Теоретические вопросы по начальному конструированию (история бумагопластики, квиллинга, модульного оригами; композиция, основы цветоведения, материалы и инструменты).
  2. Бумагопластика.
  3. Объемная аппликация.
  4. Торцевание.
  5. Квиллинг.
  6. Вытыканка.
  7. Работа с гофрированной бумагой.
  8. Модульное оригами.

Не имея специальной художественной подготовки, дети осваивают простые сувенирные изделия и пластические композиции, предварительно потренировавшись на готовых выкройках и схемах. Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Ножницы, линейка, циркуль — необходимые инструменты для работы с бумагой. Очень ценное качество бумаги — способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни. Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие — развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира. Отличительной особенностью любой культуры является творческое начало.

Время реализации программы — 1 год обучения.

Формы и режим занятий

Занятия ведутся в специально оформленном, приспособленном кабинете. При формировании групп желательно, чтобы в группах были учащиеся одного возраста.

Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, для реализации программы используют различные формы и методы обучения: это рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

Беседа — метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у учащихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов, педагог подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного материала.

В обучении используют разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Практические упражнения — целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.

Тематический план обучения по начальному конструированию (для детей 9–10лет).

Задачи:

  1. Введение детей в мир начального конструирования.
  2. Развитие мотивации личности к познанию и самосовершенствованию как основа формирования образовательных запросов и потребностей.
  3. Формирование потребности в регулярных занятиях начальным конструированием, воспитание осмысленного отношения к нему как способу самореализации и личностно-значимому проявлению эстетических, человеческих способностей.
  4. Организация условий для полезного заполнения свободного времени детей.
  5. Привитие детям трудолюбия, аккуратности.

Таблица 1

п/п

Наименование темы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие. Знакомство с правилами по технике безопасности. История появления бумаги. Демонстрация детских работ. Инструменты и материалы.

1

-

1

2.

Бумагопластика.

1

26

27

3.

Квиллинг.

1

9

10

4.

Вытыканка.

1

3

4

5.

Торцевание.

1

6

7

6.

Модульное оригами.

1

9

10

7.

Изготовление сувениров к праздникам.

-

13

13

Итого:

6

66

72

Таблица 2

Содержание занятий (для детей 9–10 лет) (срок реализации 1 год)

Дата

Наименование темы

Кол-во ч.

Задачи

Материалы и оборудование

  1. Техника безопасности. История появления бумаги. Демонстрация детских работ. (1 час)

− Знакомство с декоративно-прикладным творчеством, с разными видами бумаги.

− Демонстрация детских работ.

− бумага разного вида: цветная и белая офисная, гофрированная бумага, гофрированный картон, салфетки(бумажные1–3-х слойные);

− ножницы;

− канцелярский нож

Виды деятельности

  1. Бумагопластика. (27 час)

Солнышко из ладошек.

Гофрированные кленовые листья.

Игольчатая астра.

Цветы из гофротрубочек.

Солнечный букет (из салфеток).

Бонсай (из салфеток).

Объемная аппликация. Птичка.

Голуби ко дню любви.

Весенние цветочки.

Розовое дерево.

Ромашки МК. Большие цветы.

Топиарий Цветы из салфеток

Деревце.

Розы из салфеток.

− Познакомить детей со способами складываниями бумаги.

− Научить правильно пользоваться циркулем..

− Проявлять творческие способности.

− Развивать мелкую моторику.

− Развивать фантазию путем бисерного плетения.

− Познакомить с объемной аппликацией.

− Ввести понятия

«топиарий», «бонсай».

− бумага разного вида: цветная и белая офисная, гофрированная бумага, гофрированный картон, салфетки(бумажные1–3-х слойные);

− бумажные полосы;

− ножницы;

− салфетка для рук;

− лекало различных аппликаций;

− цветной картон;

− клей ПВА;

− кисточка для клея.

  1. Торцевание.

(7 часов).

− Цветик-Семицветик.

− Гиацинт.

− Голубь.

− Оформление работ.

− Познакомить с техникой торцевания.

− Научить детей торцевать.

− Развивать умение правильно пользоваться торцовкой.

− Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев и кистей рук.

− квадратики из цветной гофрированной бумаги, размером 1х1см;

− Белая гофрированная бумага;

− Пластилин;

− салфетка для рук;

− клей ПВА.

  1. Квиллинг

−Белая кувшинка.

−Сирень!

−Шкатулки «Радуга»

«Нежность».

− Познакомить с основными элементам квиллинга, с техникой квиллинга.

− Научить выполнять основные элементы (заготовки) в квиллинге (ролл: тугой, распущенный, капля, глаз, квадрат, полумесяц, завиток, сердце)

− Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев и кистей рук.

− Учить выполнять работу аккуратно.

− Бумага белая офисная, гофрированный картон;

− бумажные полосы;

− ножницы;

− салфетка для рук;

− цветной картон;

− клей ПВА;

− кисточка для клея;

− приспособления для квиллинга.

  1. Вытыканка.

Нарциссы.

Птичка.

Новогодние игрушки, снежинки-вытыканки.

− Научить вырезать картинки в технике «вытыканка»

− Соблюдать технику безопасности при выполнении вытыканки (работа со степлером, ножницами, канцелярским ножом);

− Бумага белая офисная;

− бархатная бумага;

− ножницы;

− канцелярский нож.

  1. Модульное оригами.

Кусудама Лотос.

Кусудама Льдинка.

Новогодние игрушки.

Осенние листья.

Цветы оригами Амарилисы

− Научить изготовлять треугольные модули, модули для кусудам;

− Работать по схемам в модульном оригами;

− Научить конструировать кусудамы

− бумага разного вида: цветная и белая офисная;

− ножницы;

− салфетка для рук;

− клей ПВА;

− кисточка для клея

  1. Изготовление сувениров к праздникам (13часов).

8 Марта Корзинка.

14 февраля, 8 Марта. Квиллинг.

23 февраля.8 Марта Карандашница.

23февраля и 8 марта Вытыканка.

Вытыканка. Сердечко.

День МАТЕРИ вытыканка Розочки.

День учителя. Ваза из гофрированного картона.

Пасха. Подставка для яиц.

Открытка к 9 Мая, 23 февраля.

− Научить детей делать подарки своими руками.

− Учить выполнять работу аккуратно.

− бумага цветная (офисная);

− бумага белая(офисная);

− цветные полосы для квиллинга;

− лекало для аппликации;

− кисточка для клея;

− ножницы;

− канцелярский нож;

− проволока;

− клей ПВА;

− цветной картон;

− гофрокартон.

Содержание занятий (для детей 9- 10лет).

Тема 1. Вводное занятие.

Техника безопасности. Знакомство с программой «Начальное конструирование». Знакомство с декоративно-прикладным творчеством, с разными видами бумаги. История появления бумаги. Демонстрация детских работ. Инструменты иматериалы. Знакомство с различными приемами конструирования.

Демонстрация образцов изделий по курсу «Начальное конструирование». Основные материалы, инструменты, приспособления. Правила по технике безопасности при работе с ножницами, канцелярским ножом, санитарно-гигиенические нормы (разучивание гимнастики для глаз), правила поведения на занятиях.

Практическая работа. Организация рабочего места.

Тема 2. Бумагопластика.Разучивание предложенной техники. Бумага как художественный и конструктивный материал. Ее необычные пластические свойства, позволяющие создавать объемные, рельефные формы, разнообразные декоративные композиции. Общие принципы формообразования, создание различных видов рельефных элементов из бумаги и их художественная разработка.

Практическая работа: Зарисовка схем предложенных изделий. Знакомство с новыми терминами: топиарий, «бонсай», «гофротрубочки». Конструирование изделий по темам: «Лето» (Аппликация из ладошек: «Солнышко», «Дерево дружбы». Топиарий: «Солнечный букет» «Розовое дерево»), «Осень» (Гофрированные кленовые листья. Игольчатая астра. Цветы из гофротрубочек. «Зима» (Объемная аппликация. «Птичка», «Голуби» «Бонсай» (из салфеток), «Весна» (Весенние цветочки. Ромашки. Топиарий: «Яблоневый цвет», «Подарок маме»)

Тема 3. Торцевание. Знакомство с новым видом техники работы с бумагой. Знакомство с новой техникой работы с бумагой, понятием «торцовка». Работа выполняется на основе, чаще всего-это пенопласт, пластилин. В качестве основы плоскостной работы, можно использовать картон. Изделия могут быть как одноцветными, так и многоцветными.

Практическая работа. Зарисовка предлагаемых схем. Изготовление поделок «Цветик-Семицветик» «Гиацинт», «Голубь — птица мира», возможна творческая работа.

Тема 4. Квиллинг. Техника бумагокручения, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Искусство бумагокручения на английском языке называется quilling — от слова quil (птичье перо). Возникло оно в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры

Знакомство с историей «Квиллинга». Разучивание предложенной техники.

Практическая работа. Выполнение основных элементов в квиллинге (ролл: тугой, распущенный, капля, глаз, квадрат, полумесяц, завиток, сердце). Зарисовка схем. Конструирование объёмных и плоскостных работ по предложенным образцам: «Белая кувшинка», «Сирень!», шкатулки «Радуга», «Нежность». Самостоятельное составление схемы изделия с применением изученных элементов квиллинга.

Тема 6. Вытыканка. Техника вырезания из бумаги. Техника безопасности.

У этой техники много различных названий: «Вытыканка», «Вытыканка», «Силуэтное вырезание», и т. д. Искусство вырезанияажурных узоров из цветной, белой или чёрной бумаги существует с тех пор, когда в Китае была изобретена бумага. А такой вид вырезания стал называться цзяньчжи. Это искусство распространилось по всему миру: Китай, Япония, Вьетнам, Мексика, Дания, Финляндия, Германия, Украина, Литва и многие другие страны.

Практическая работа. Зарисовка картинок для вырезания. Выполнение работ по изученной технике со строгим выполнением правил техники безопасности («Нарциссы», «Птичка», Новогодние игрушки, «Снежинки». Изготовление моделей. Возможна самостоятельная творческая работа.

Тема 4. Модульное оригами.

Знакомство с историей модульного оригами

Практическая работа. Зарисовка схем. Конструирование работ «Осенние листья», цветы Амарилисы, Новогодние игрушки, кусудамы «Лотос», «Льдинка», самостоятельное составление схем для изготовления простейших кусудам.

Тема № 6. Изготовление сувениров к праздникам.

Беседа о празднике, его возникновение, традиции и обычаи празднования.

Практическая работа. Выполнение сувениров по темам:

− День учителя. (Ваза из гофрированного картона).

− День матери. (Вытыканка. Розочки).

− 14 февраля, (8 Марта) (Квиллинг-открытка, Вытыканка «Сердечко».)

− 23 февраля и 8 марта (Вытыканка-открытка).

− Пасха. Подставка для яиц.

− Открытка к 9 Мая (23 февраля).

− «День Победы».

Методические пояснения по организации занятий.

Важнейшее требование к занятиям: дифференцированный подход к занимающимся с учётом их индивидуальных возможностей; формирование у детей навыков для самостоятельных занятий.

В данной программе предлагается использование методик, основанных на постепенном изучении различных техник работы с бумагой и картоном.

Программа предусматривает поэтапное знакомство с техникой модульного оригами. Руководитель должен подробно, следуя от простого к сложному материалу, в доступной для любого возраста форме рассказывать об основных приёмах работы, об изготовлении различных украшений и игрушек из бумаги.

После теоретического объяснения ряда приёмов даются описания и схемы модулей и изделий. При сборке изделия на практике отрабатываются полученные теоретические знания. Использование схем является обязательным, т. к. наличие понятий и чёткой схемы облегчает освоение каждого этапа работы.

Далее снова следует теоретическая часть, подкрепляемая изготовлением новых изделий. Так постепенно совершенствуются навыки, накапливается опыт плетения. Научившись выполнять предложенные педагогом модели, ребёнок может создавать собственные оригинальные изделия из бумаги.

Для успешной реализации данной программы педагог должен пользоваться различными формами организации творческой деятельности детей.

Например:

− самостоятельная работа;

− творческие задания;

− упражнения по РТВ (развитие творческого воображения);

− проблемные ситуации;

− игры — общения;

− занятие-сказка, занятие-путешествие;

− просмотр работ;

− учебный диалог.

Они помогают детям творчески выполнять свои работы.

Руководитель кружка большое значение должен уделять выбору материала и этому учить детей. Качество изделия напрямую зависит от качества используемого материала.

Для хранения элементов квиллинга, модулей оригами нужно использовать специальные коробочки с крышечками.

Содержание тематического плана из года в год может частично корректироваться. В план могут вноситься изменения, отражающие новые достижения в области декоративно — прикладного искусства, а также методические рекомендации, базирующиеся на изучении и обобщении передового педагогического опыта.

Принципиально новым для программы является комплексный подход к развитию различных способностей детей посредством дифференцированного обучения. Программой установлен обязательный общий объём знаний, умений, навыков для каждого года обучения, но пути приобретения могут иметь широкий спектр реализации. К примеру, формирование навыков работы в технике «квиллинг»: ребёнок может сам выбрать объект труда в зависимости от его вкуса, потребности, возрастных, физических и умственных способностей. Это может быть открытка, шкатулка, игрушка и т. д.

Мобильность программы предусматривает также высокую профессионально-техническую подготовку руководителей объединений и их умение быстро осваивать новые технологии и методы обучения.

Каждый ребёнок делает первые шаги в мире искусства, от которых зависит глубина восприятия прекрасного, во всех его проявлениях. На занятиях кружка он творит, выдумывает, узнаёт много нового, осваивает технологические приёмы и способы обработки материалов, участвует в игровых ситуациях, учится анализировать, развивает образное и пространственное мышление.

Работа по конструированию, привлекает детей своими результатами. Сколько радости получает ребёнок от сделанной поделки своими руками. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков и сувениров для родителей и друзей. Умелые руки и фантазия творят чудеса.

Главная цель организации творческой деятельности детей в том, чтобы каждый человек, независимо от будущей его профессии, приобрёл способность так относиться к жизни, природе, другому человеку, истории своего народа, ценностям культуры, как относится ко всему этому настоящий, большой художник.

Руководитель кружка должен быть постоянно в курсе всего нового, узнавать различные виды, методы работы с бумагой, которые открывают широкие возможности реализации любой идеи; от плоского графического образа до объёмной композиции, чтобы и дальше раскрывать этот многообразный мир бумаги.

При работе по программе «Начальное конструирование» используются следующие формы, приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Таблица 3

Формы, приемы иметоды организации учебно-воспитательного процесса

№ п/п

Раздел учебной программы

Форма занятий

Методы иприемы

Форма подведения итогов

1

Вводное занятие

Беседа, экскурсия, обязателен инструктаж по технике безопасности.

Словесные, наглядные, информационно-рецептивные.

2

Бумагопластика.

Беседа, практическая работа, традиционные занятия

Словесные, наглядные, практические, работа под руководством педагога

Самостоятельная работа, взаимная проверка

3

Вытыканка.

Рассказ-объяснение, практическое упражнение.

Словесные, наглядные, аудиовизуальные.

Самостоятельная работа, творческая работа, выставка

4

Квиллинг.

Традиционные занятия, урок-объяснение, работа под руководством педагога

Словесные, наглядные, информационно-рецептивные.

Открытые занятия, мини-выставки.

5

Модульное оригами.

Традиционные занятия, урок-объяснение, работа под руководством педагога

Словесные, наглядные, практические, работа под руководством педагога

Самостоятельная работа, творческая работа, выставка

6

Торцевание.

Традиционные занятия, урок-объяснение, работа под руководством педагога

Словесные, наглядные, практические, работа под руководством педагога

Самостоятельная работа, творческая работа, выставка

7

Изготовление сувениров к праздникам

Рассказ, традиционные занятия, занятия-игры, занятия-конкурсы

Словесные, наглядные, аудиовизуальные.

Открытые занятия, самостоятельный контроль

Прогнозируемые результаты икритерии их замера.

К концу обучения дети должны знать:

− технику конструирования из бумаги (бумагопластика, квиллинг, модульное оригами, торцевание, вытыканка);

− технику квиллинга, знать названия основных элементов(заготовок) в квиллинге (ролл: тугой, распущенный, капля, глаз, квадрат, полумесяц, завиток, сердце);

− схемы, техники модульного оригами;

− технику торцевания;

− технику вырезания (вытыканка).

К концу обучения дети должны уметь:

выполнять работы по начальному конструированию в техниках: бумагопластика, торцевание, квиллинг, вытыканка, модульное оригами;

− вырезать картинки в технике «вытыканка»;

− изготовлять изделия в технике «квиллинг», используя различные виды ролов;

− самостоятельно составлять схемы изготовления простейших кусудам, игрушек из треугольных модулей, уметь изготовлять треугольные модули, модули для кусудам;

− работать по схемам в модульном оригами;

− соблюдать технику безопасности при выполнении вытыканки (работа со степлером, ножницами, канцелярским ножом).

Формы оценки результативности знаний детей.

Для осуществления контроля используются следующие формы:

− собеседование;

− самостоятельная работа;

− контрольная работа;

− защита работы;

− рефераты;

− участие в выставках;

− участие в конкурсах.

Средства, необходимые для реализации программы.

Методическое обеспечение.

− набор нормативно-правовых документов;

− наличие утверждённой программы;

− методические разработки по блокам программы;

− наглядные пособия, образцы изделий;

− технологические наборы схем;

− специальная литература (журналы, книги, пособия);

− набор сценариев и мероприятий.

Материально-техническое обеспечение.

− помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам;

− учебное оборудование — комплект мебели, инструменты, оборудование и приспособления, ИКТ;

− материалы для работы: бумага цветная и белая офисная, гофрированная бумага, гофрированный картон, салфетки(бумажные1–3-х слойные) нитки, проволока, клей ПВА, клей-карандаш.

Организационное обеспечение:

− необходимый контингент учащихся;

− соответствующее требованиям расписание;

− привлечение к работе специалистов;

− спонсорская и родительская помощь;

− связь с общественностью, школами и детскими садами.

Достижения ребенка:

− ребенок умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

− осуществляет творческий подход к каждой работе;

− владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними;

− проявляет высокий интерес к изготовлению поделок собственными руками.

Литература:

  1. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997.
  2. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992.
  3. Давыдова Г. Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. Издательство: Скрипторий, 2007.
  4. Интернет ресурс: http://stranamasterov.ru/, http://oriart.ru/
  5. Букина Светлана, Букин Максим. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. Издательство: Феникс, 2010 г.
  6. Водяная Л. А., Эм Г. Э. Оригами- чудеса из бумаги. «Феникс», 2004.
  7. Гончар В. В. Модульное оригами. «Айрис-пресс», 2008.
  8. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002 г.
  9. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности. СПб.: издательство Буковского, 1994.
  10. Богатова И. Оригами. Цветы. «Мартин», 2007.
  11. Зайцева А. А. Искусство квиллинга: магия бумажных лент. Издательство: Эксмо-Пресс, 2009 г.
  12. Быстрицкая А. И. Бумажная Филигрань. Издательство: Айрис-Пресс, 2010 г.
  13. Джанет Уилсон. Цветы из бумажных лент. Открытки. Сувениры. Подарки (декабрь). Издательство: Контэнт,2009 г.
  14. Донателла Чиотт. Оригинальные поделки из бумаги. Издательство: Мир книги, 2008 г.
  15. Ступак. Е. Гофрированный картон. Издательство: Айрис-Пресс, 2009 г.
  16. Хелен Уолтер. Цветы из бумажных лент. Издательство: Ниола-пресс, 2008 г.
  17. http://podelkino.com/tag/podelki-iz-nitok/
  18. http://lensut.narod.ru/brosovyi.htm
  19. http://stranamasterov.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): модульное оригами, бумага, работа, техник безопасности, практическая работа, занятие, ребенок, самостоятельная работа, канцелярский нож, руководство педагога.


Похожие статьи

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательные опыты»

Открытое интегрированное занятие на тему «Овощи» (подготовительная группа)

Консультация для воспитателей «Обучение лепке в детском саду»

Проект «Азбука питания»

Организованная образовательная деятельность по развитию речи посредством экспериментирования в подготовительной группе по теме «Моя Хакасия. Солёная и пресная вода»

«Шаги в мир весны». Конспект занятия с включением культурных практик. Образовательная область «Познавательное развитие», подготовительная группа (изготовление лепбука)

Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы

Мастер-класс для педагогов в ДОУ «Организация экспериментирования и исследовательской деятельности»

Занятие по развитию речи в средней группе «Сказочное путешествие»

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Загадочная история Колобка»

Похожие статьи

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательные опыты»

Открытое интегрированное занятие на тему «Овощи» (подготовительная группа)

Консультация для воспитателей «Обучение лепке в детском саду»

Проект «Азбука питания»

Организованная образовательная деятельность по развитию речи посредством экспериментирования в подготовительной группе по теме «Моя Хакасия. Солёная и пресная вода»

«Шаги в мир весны». Конспект занятия с включением культурных практик. Образовательная область «Познавательное развитие», подготовительная группа (изготовление лепбука)

Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы

Мастер-класс для педагогов в ДОУ «Организация экспериментирования и исследовательской деятельности»

Занятие по развитию речи в средней группе «Сказочное путешествие»

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Загадочная история Колобка»

Задать вопрос