Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Чудеса своими руками» для 1–4-х классов | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (49) июнь 2024 г.

Дата публикации: 21.05.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Юрченко, О. Н. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Чудеса своими руками» для 1–4-х классов / О. Н. Юрченко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3 (49). — С. 65-71. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9220/ (дата обращения: 18.07.2024).



Количество часов: 138

Срок реализации: 4 года

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Чудеса своими руками» составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012-ог № 273-ФЗ);

— Федеральный закон от 01.12.2007г. № 309 (ред. от 23.07.2013г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г.№ 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.№ 1897»;

— Программа разработана для занятий с учащимися 1–4 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.

Цель данной программы раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке; развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание, трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Задачи:

— Знакомство с окружающим миром. Духовное содержание предметного мира.

— Изготовление поделок и сувениров, в том числе и из бросового и природного материала.

— Использование в работе различных материалов (бумага, картон, проволока, пластилин, пряжа, бросовый материал, природный материал и т. д.)

— Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.

— Правильное использование цветовой гаммы.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности.

Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

Курс «Чудеса своими руками» является логическим продолжением основного курса «Технология». Методологической основой курса является системно — деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Основное внимание при изучении курса уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.

Место курса в учебном плане.

Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования — 4 года, объёмом в 138 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, в 1 классе по 35 минут (33 часа), во 2–4 классах по 35 минут (35 часа). Место проведения занятий — учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7–11 лет. Программа имеет возрастную привязку:

— для 1–2-го класса — программа, ориентированная на приобретение школьником общекультурных знаний в различных видах деятельности;

— для 2–3-го класса — программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям;

— для 4-го класса — программа, дающая ребенку опыт самостоятельного интеллектуального действия.

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

— интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

— познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

Обучающийся получит возможность для формирования:

— внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

— выраженной познавательной мотивации;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

— планировать свои действия;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

Обучающийся получит возможность научиться:

— проявлять познавательную инициативу;

— самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся смогут:

— допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

— учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

— формулировать собственное мнение и позицию;

Обучающийся получит возможность научиться:

— учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

— осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;

— высказываться в устной и письменной форме;

Обучающийся получит возможность научиться:

— осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

— осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

— развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

— познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

— использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

— познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

— совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

Содержание программы

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином, работа с пряжей и др.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических работ.

Программа изучения состоит из нескольких блоков:

1 класс:

I Аппликация и моделирование.

II Работа с пластическими материалами.

III Аппликация из деталей оригами.

2 класс:

I. Аппликация и моделирование.

II. Работа с пластическими материалами.

III. Поделки из гофрированной бумаги.

IV. Модульное оригами.

3 класс:

I. Аппликация и моделирование.

II. Папье-маше.

III. Вязание крючком.

4 класс:

I. Аппликация из ткани.

II. Мягкая игрушка.

III. Модульное оригами.

IV. Вязание крючком.

Особенности реализации программы.

Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании.

В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей. Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ.

Формы и методы обучения:

В процессе занятий используются различные формы занятий :

— традиционные, комбинированные и практические занятия;

— игры, творческие конкурсы, соревнования, экскурсии, выставки и другие.

Основной вид занятий — практический.

А также различные методы :

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);

наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

исследовательский — самостоятельная творческая работа обучающихся.

фронтальный — одновременная работа со всеми обучающимися;

групповой — организация работы в группах;

индивидуальный — индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Условия реализации программы

Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для шитья.

Материалы: бумага, стекло, картон, проволока, пластилин, пряжа, бросовый материал, природный материал, бархатная бумага, нитки швейные — белые, черные и цветные, мулине, клей ПВА, салфетки, открытки.

Учебно-тематический план для воспитанников 1- х классов

№ п/п

Кол-во часов

Наименование тем

Планируемая дата

Фактическая дата

I. Аппликация и моделирование (18 ч.)

1

1

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях

2

1

Аппликация из листьев «Цветок»

3

1

Завершение аппликации из листьев «Цветок»

4

1

Аппликация из сухих листьев «Бабочка»

5

1

Завершение аппликации из сухих листьев «Бабочка»

6

1

Аппликация из природных материалов «Петушок»

7

1

Завершение аппликации из природных материалов «Петушок»

8

1

Аппликация «Прогулка ёжиков по осеннему лесу»

9

1

ЗавершениеАппликация «Прогулка ёжиков по осеннему лесу»

10

1

Беседа «История создания бумаги». Новогодняя игрушка «Елочка»

11

1

Беседа «Как появились ножницы».Изготовление новогодней игрушки «Елочка»

12

1

Завершение изготовление новогодней игрушки «Елочка»

13

1

Беседа «Откуда появились пуговицы». Аппликация «Стрекоза»

14

1

Аппликации из пуговиц «Стрекоза»

15

1

Завершение аппликации из пуговиц «Стрекоза»

16

1

Аппликация из пуговиц «Медвежонок»

17

1

Поэтапное выполнение аппликации из пуговиц «Медвежонок»

18

1

Завершение аппликация из пуговиц «Медвежонок»

II. Работа с пластическими материалами (10 ч)

19

1

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях

20

1

Разрезание смешанного пластилина. Изготовление стрекозы

21

1

Изготовление туловища стрекозы

22

1

Изготовление крыльев стрекозы

23

1

Завершение изготовление стрекозы

24

1

Резание смешанного пластилина. Изготовление цветка

25

1

Изготовление стебля цветочного куста

26

1

Изготовление цветов

27

1

Изготовление листьев цветочного куста

28

1

Завершение изготовления цветочного куста

III. Аппликация из деталей оригами( 5 ч)

29

1

Аппликация — оригами «Лягушка»

30

1

Аппликация — оригами «Собачка»

31

1

Коллективные композиции в технике оригами

33

1

Коллективные композиции в технике оригами. Выставка работ

Итого

33

Учебно-тематический план для воспитанников 2- х классов

№ п/п

Кол-во часов

Наименование тем

Планируемая дата

Фактическая дата

I. Аппликация и моделирование ( 12 ч)

1

1

Аппликация из листьев и цветов. Подготовка фона

2

1

Выполнение аппликации из листьев «Ёжики в лесу

3

1

Завершение аппликации из листьев «Ёжики в лесу»

4

1

Выполнение аппликации из цветов

5

1

Аппликация из птичьих перьев. Теоретическая часть

6

1

Выполнение аппликации из птичьих перьев «Сорока»

7

1

Выполнение аппликации из птичьих перьев «Сорока»

8

1

Завершение аппликации из птичьих перьев

9

1

Аппликация из соломы. Теоретическая часть

10

1

Выполнение аппликации из соломы «Домик»

11

1

Выполнение аппликации из соломы «Домик»

12

1

Завершение аппликации из соломы

II. Работа с пластическими материалами (12 ч)

13

1

Обратная мозаика на прозрачной основе. Что это такое?

14

1

Показ техники выполнения обратной мозаики на прозрачной основе

15

1

Выполнение обратной мозаики на прозрачной основе «Жучок»

16

1

Выполнение крыльев жучка

17

1

Завершение обратной мозаики на прозрачной основе «Жучок»

18

1

Подготовка фона для обратной мозаики на прозрачной основе «Рыбка»

19

1

Выполнение обратной мозаики на прозрачной основе «Рыбка»

20

1

Завершение обратной мозаики на прозрачной основе «Рыбка»

21

1

Торцевание на пластилине. Что это такое?

22

1

Техника выполнения торцевания на пластилине

23

1

Выполнение торцевания на пластилине «Божья коровка»»

24

1

Завершение выполнения божьей коровки

III. Поделки из гофрированной бумаги(4ч)

25

1

Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. Техника выполнения

26

1

Объёмные аппликации из гофрированной бумаги «Павлин». Выбор рисунка

27

1

Выполнение объёмной аппликации из гофрированной бумаги «Павлин»

28

1

Завершение объёмной аппликации из гофрированной бумаги «Павлин»

IV. Модульное оригами( 6 ч)

29

1

Треугольный модуль оригами. Техника выполнения

30

1

Выполнение рыбки в технике оригами

31

1

Выполнение рыбки в технике оригами

32

1

Замыкание модулей в кольцо. Техника выполнения

33

1

Замыкание модулей в кольцо «Солнышко»

34

1

Замыкание модулей в кольцо «Солнышко»

35

1

Завершение поделки «Солнышко»

Итого

35

Учебно-тематический план для воспитанников 3-х классов

№ п/п

Кол-во часов

Наименование тем

Планируемая дата

Фактическая дата

I. Аппликация и моделирование (6 ч)

1

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности при проведении занятий

2

1

Поделки из сережек березы

3

1

Беседа «Флористика». Картины из листьев

4

1

Картины из листьев. Продолжение работы

5

1

Аппликация в технике «Шерстяная крошка»

6

1

Завершение аппликация в технике «Шерстяная крошка»

II . Папье-маше (14 ч)

7

1

Правила техники безопасности при проведении занятий

8

1

Что такое папье-маше? Презентация

9

1

Новогодняя игрушка. Звезда. (Плоская)

10

1

Изготовление звезды

11

1

Раскрашивание звезды

12

1

Покрытие звезды лаком

13

1

Папье-маше «Вазочка»

14

1

Изготовление вазочки

15

1

Раскрашивание вазочки

16

1

Покрытие вазочки лаком

17

1

Папье-маше «Чашка»

18

1

Изготовление чашки

19

1

Раскрашивание чашки

20

1

Покрытие чашки лаком чашки

III . Вязание крючком (14 ч)

21

1

Правила техники безопасности при проведении занятий

22

1

История вязания крючком. Презентация

23

1

Инструменты, и материалы

24

1

Приемы вязания

25

1

Воздушная петля. Цепочка из воздушных петель

26

1

Соединительный столбик

27

1

Столбик без накида

28

1

Вязание рядами

29

1

Закрепление вязания

30

1

Вязание чехла на телефон

31

1

Вязание чехла на телефон

32

1

Закрепление вязания основной части чехла

33

1

Вязание застежки и соединение с основной частью чехла

34

1

Вязание застежки и соединение с основной частью чехла

35

1

Отделка изделия

Итого

35

Учебно-тематический план для воспитанников 4-х классов

№ п/п

Кол-во часов

Наименование тем

Планируемая дата

Фактическая дата

I . Аппликация из ткани (3 ч)

1

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности при проведении занятий

2

1

Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки»

3

1

«Веселые зверюшки». Продолжение аппликации

II . Мягкая игрушка (7 ч)

4

1

Правила техники безопасности при работе с иглами, ножницами

5

1

Материалы, инструменты и приспособления

6

1

Раскрой мягкой игрушки «Жираф»

7

1

Мягкая игрушка «Жираф»

8

1

Мягкая игрушка «Жираф»

9

1

Мягкая игрушка «Жираф»

10

1

Завершение изготовления мягкой игрушки

III . Папье-маше (8 ч)

11

1

Правила техники безопасности при проведении занятий

12

1

Новогодняя игрушка «Шар»

13

1

Раскрашивание игрушки «Шар»

14

1

Покрытие лаком игрушки «Шар»

15

1

Подарок папе «Пенал»

16

1

Изготовление пенала

17

1

Раскрашивание пенала

18

1

Покрытие лаком пенала

IV. Модульное оригами (6 ч)

19

1

Правила техники безопасности при проведении занятий

20

1

Салфетница «Котенок»

21

1

Изготовление салфетницы «Котенок»

22

1

Изготовление салфетницы «Котенок»

23

1

Изготовление салфетницы «Котенок»

24

1

Оформление салфетницы «Котенок»

V .Вязание крючком (10 ч)

25

1

Правила техники безопасности при работе с иглами, ножницами

26

1

Приемы вязания. Соединительный столбик

27

1

Столбик с накидом

28

1

Столбик с двумя накидами

29

1

Столбик с тремя накидами

30

1

Способы вязание по кругу

31

1

Вязание детской шапочки

32

1

Вязание детской шапочки

33

1

Вязание детской шапочки

34

1

Завершение вязания детской шапочки

35

1

Окончательная обработка изделия

Итого

35

Литература:

  1. «Внеурочная деятельность школьников», методический конструктор, авторы Д. В. Григорьев, /П. В. Степанов, М.: «Просвещение» 2011 г.;
  2. Г. И. Долженко 100 поделок из бумаги -Ярославль: Академия развития, 2012.
  3. И. А. Андреева энциклопедия «Шитье и рукоделие» М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»,2014.
Задать вопрос