Количество часов: 138
Срок реализации: 4 года
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Чудеса своими руками» составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012-ог № 273-ФЗ);
— Федеральный закон от 01.12.2007г. № 309 (ред. от 23.07.2013г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г.№ 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.№ 1897»;
— Программа разработана для занятий с учащимися 1–4 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.
Цель данной программы раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке; развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание, трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Задачи:
— Знакомство с окружающим миром. Духовное содержание предметного мира.
— Изготовление поделок и сувениров, в том числе и из бросового и природного материала.
— Использование в работе различных материалов (бумага, картон, проволока, пластилин, пряжа, бросовый материал, природный материал и т. д.)
— Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
— Правильное использование цветовой гаммы.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Курс «Чудеса своими руками» является логическим продолжением основного курса «Технология». Методологической основой курса является системно — деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Основное внимание при изучении курса уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.
Место курса в учебном плане.
Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования — 4 года, объёмом в 138 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, в 1 классе по 35 минут (33 часа), во 2–4 классах по 35 минут (35 часа). Место проведения занятий — учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7–11 лет. Программа имеет возрастную привязку:
— для 1–2-го класса — программа, ориентированная на приобретение школьником общекультурных знаний в различных видах деятельности;
— для 2–3-го класса — программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям;
— для 4-го класса — программа, дающая ребенку опыт самостоятельного интеллектуального действия.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
— интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
— познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
Обучающийся получит возможность для формирования:
— внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
— выраженной познавательной мотивации;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
— планировать свои действия;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
Обучающийся получит возможность научиться:
— проявлять познавательную инициативу;
— самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся смогут:
— допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
— учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
— формулировать собственное мнение и позицию;
Обучающийся получит возможность научиться:
— учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
— осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;
— высказываться в устной и письменной форме;
Обучающийся получит возможность научиться:
— осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
— осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
— развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
— познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
— использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
— познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
— совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
Содержание программы
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином, работа с пряжей и др.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических работ.
Программа изучения состоит из нескольких блоков:
1 класс:
I Аппликация и моделирование.
II Работа с пластическими материалами.
III Аппликация из деталей оригами.
2 класс:
I. Аппликация и моделирование.
II. Работа с пластическими материалами.
III. Поделки из гофрированной бумаги.
IV. Модульное оригами.
3 класс:
I. Аппликация и моделирование.
II. Папье-маше.
III. Вязание крючком.
4 класс:
I. Аппликация из ткани.
II. Мягкая игрушка.
III. Модульное оригами.
IV. Вязание крючком.
Особенности реализации программы.
Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании.
В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей. Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ.
Формы и методы обучения:
В процессе занятий используются различные формы занятий :
— традиционные, комбинированные и практические занятия;
— игры, творческие конкурсы, соревнования, экскурсии, выставки и другие.
Основной вид занятий — практический.
А также различные методы :
— словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);
— наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
— практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
— исследовательский — самостоятельная творческая работа обучающихся.
— фронтальный — одновременная работа со всеми обучающимися;
— групповой — организация работы в группах;
— индивидуальный — индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Условия реализации программы
Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для шитья.
Материалы: бумага, стекло, картон, проволока, пластилин, пряжа, бросовый материал, природный материал, бархатная бумага, нитки швейные — белые, черные и цветные, мулине, клей ПВА, салфетки, открытки.
Учебно-тематический план для воспитанников 1- х классов
№ п/п |
Кол-во часов |
Наименование тем |
Планируемая дата |
Фактическая дата |
I. Аппликация и моделирование (18 ч.) | ||||
1 |
1 |
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях | ||
2 |
1 |
Аппликация из листьев «Цветок» | ||
3 |
1 |
Завершение аппликации из листьев «Цветок» | ||
4 |
1 |
Аппликация из сухих листьев «Бабочка» | ||
5 |
1 |
Завершение аппликации из сухих листьев «Бабочка» | ||
6 |
1 |
Аппликация из природных материалов «Петушок» | ||
7 |
1 |
Завершение аппликации из природных материалов «Петушок» | ||
8 |
1 |
Аппликация «Прогулка ёжиков по осеннему лесу» | ||
9 |
1 |
ЗавершениеАппликация «Прогулка ёжиков по осеннему лесу» | ||
10 |
1 |
Беседа «История создания бумаги». Новогодняя игрушка «Елочка» | ||
11 |
1 |
Беседа «Как появились ножницы».Изготовление новогодней игрушки «Елочка» | ||
12 |
1 |
Завершение изготовление новогодней игрушки «Елочка» | ||
13 |
1 |
Беседа «Откуда появились пуговицы». Аппликация «Стрекоза» | ||
14 |
1 |
Аппликации из пуговиц «Стрекоза» | ||
15 |
1 |
Завершение аппликации из пуговиц «Стрекоза» | ||
16 |
1 |
Аппликация из пуговиц «Медвежонок» | ||
17 |
1 |
Поэтапное выполнение аппликации из пуговиц «Медвежонок» | ||
18 |
1 |
Завершение аппликация из пуговиц «Медвежонок» | ||
II. Работа с пластическими материалами (10 ч) | ||||
19 |
1 |
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях | ||
20 |
1 |
Разрезание смешанного пластилина. Изготовление стрекозы | ||
21 |
1 |
Изготовление туловища стрекозы | ||
22 |
1 |
Изготовление крыльев стрекозы | ||
23 |
1 |
Завершение изготовление стрекозы | ||
24 |
1 |
Резание смешанного пластилина. Изготовление цветка | ||
25 |
1 |
Изготовление стебля цветочного куста | ||
26 |
1 |
Изготовление цветов | ||
27 |
1 |
Изготовление листьев цветочного куста | ||
28 |
1 |
Завершение изготовления цветочного куста | ||
III. Аппликация из деталей оригами( 5 ч) | ||||
29 |
1 |
Аппликация — оригами «Лягушка» | ||
30 |
1 |
Аппликация — оригами «Собачка» | ||
31 |
1 |
Коллективные композиции в технике оригами | ||
33 |
1 |
Коллективные композиции в технике оригами. Выставка работ | ||
Итого |
33 | |||
Учебно-тематический план для воспитанников 2- х классов
№ п/п |
Кол-во часов |
Наименование тем |
Планируемая дата |
Фактическая дата |
I. Аппликация и моделирование ( 12 ч) | ||||
1 |
1 |
Аппликация из листьев и цветов. Подготовка фона | ||
2 |
1 |
Выполнение аппликации из листьев «Ёжики в лесу | ||
3 |
1 |
Завершение аппликации из листьев «Ёжики в лесу» | ||
4 |
1 |
Выполнение аппликации из цветов | ||
5 |
1 |
Аппликация из птичьих перьев. Теоретическая часть | ||
6 |
1 |
Выполнение аппликации из птичьих перьев «Сорока» | ||
7 |
1 |
Выполнение аппликации из птичьих перьев «Сорока» | ||
8 |
1 |
Завершение аппликации из птичьих перьев | ||
9 |
1 |
Аппликация из соломы. Теоретическая часть | ||
10 |
1 |
Выполнение аппликации из соломы «Домик» | ||
11 |
1 |
Выполнение аппликации из соломы «Домик» | ||
12 |
1 |
Завершение аппликации из соломы | ||
II. Работа с пластическими материалами (12 ч) | ||||
13 |
1 |
Обратная мозаика на прозрачной основе. Что это такое? | ||
14 |
1 |
Показ техники выполнения обратной мозаики на прозрачной основе | ||
15 |
1 |
Выполнение обратной мозаики на прозрачной основе «Жучок» | ||
16 |
1 |
Выполнение крыльев жучка | ||
17 |
1 |
Завершение обратной мозаики на прозрачной основе «Жучок» | ||
18 |
1 |
Подготовка фона для обратной мозаики на прозрачной основе «Рыбка» | ||
19 |
1 |
Выполнение обратной мозаики на прозрачной основе «Рыбка» | ||
20 |
1 |
Завершение обратной мозаики на прозрачной основе «Рыбка» | ||
21 |
1 |
Торцевание на пластилине. Что это такое? | ||
22 |
1 |
Техника выполнения торцевания на пластилине | ||
23 |
1 |
Выполнение торцевания на пластилине «Божья коровка»» | ||
24 |
1 |
Завершение выполнения божьей коровки | ||
III. Поделки из гофрированной бумаги(4ч) | ||||
25 |
1 |
Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. Техника выполнения | ||
26 |
1 |
Объёмные аппликации из гофрированной бумаги «Павлин». Выбор рисунка | ||
27 |
1 |
Выполнение объёмной аппликации из гофрированной бумаги «Павлин» | ||
28 |
1 |
Завершение объёмной аппликации из гофрированной бумаги «Павлин» | ||
IV. Модульное оригами( 6 ч) | ||||
29 |
1 |
Треугольный модуль оригами. Техника выполнения | ||
30 |
1 |
Выполнение рыбки в технике оригами | ||
31 |
1 |
Выполнение рыбки в технике оригами | ||
32 |
1 |
Замыкание модулей в кольцо. Техника выполнения | ||
33 |
1 |
Замыкание модулей в кольцо «Солнышко» | ||
34 |
1 |
Замыкание модулей в кольцо «Солнышко» | ||
35 |
1 |
Завершение поделки «Солнышко» | ||
Итого |
35 | |||
Учебно-тематический план для воспитанников 3-х классов
№ п/п |
Кол-во часов |
Наименование тем |
Планируемая дата |
Фактическая дата |
I. Аппликация и моделирование (6 ч) | ||||
1 |
1 |
Вводное занятие. Правила техники безопасности при проведении занятий | ||
2 |
1 |
Поделки из сережек березы | ||
3 |
1 |
Беседа «Флористика». Картины из листьев | ||
4 |
1 |
Картины из листьев. Продолжение работы | ||
5 |
1 |
Аппликация в технике «Шерстяная крошка» | ||
6 |
1 |
Завершение аппликация в технике «Шерстяная крошка» | ||
II . Папье-маше (14 ч) | ||||
7 |
1 |
Правила техники безопасности при проведении занятий | ||
8 |
1 |
Что такое папье-маше? Презентация | ||
9 |
1 |
Новогодняя игрушка. Звезда. (Плоская) | ||
10 |
1 |
Изготовление звезды | ||
11 |
1 |
Раскрашивание звезды | ||
12 |
1 |
Покрытие звезды лаком | ||
13 |
1 |
Папье-маше «Вазочка» | ||
14 |
1 |
Изготовление вазочки | ||
15 |
1 |
Раскрашивание вазочки | ||
16 |
1 |
Покрытие вазочки лаком | ||
17 |
1 |
Папье-маше «Чашка» | ||
18 |
1 |
Изготовление чашки | ||
19 |
1 |
Раскрашивание чашки | ||
20 |
1 |
Покрытие чашки лаком чашки | ||
III . Вязание крючком (14 ч) | ||||
21 |
1 |
Правила техники безопасности при проведении занятий | ||
22 |
1 |
История вязания крючком. Презентация | ||
23 |
1 |
Инструменты, и материалы | ||
24 |
1 |
Приемы вязания | ||
25 |
1 |
Воздушная петля. Цепочка из воздушных петель | ||
26 |
1 |
Соединительный столбик | ||
27 |
1 |
Столбик без накида | ||
28 |
1 |
Вязание рядами | ||
29 |
1 |
Закрепление вязания | ||
30 |
1 |
Вязание чехла на телефон | ||
31 |
1 |
Вязание чехла на телефон | ||
32 |
1 |
Закрепление вязания основной части чехла | ||
33 |
1 |
Вязание застежки и соединение с основной частью чехла | ||
34 |
1 |
Вязание застежки и соединение с основной частью чехла | ||
35 |
1 |
Отделка изделия | ||
Итого |
35 | |||
Учебно-тематический план для воспитанников 4-х классов
№ п/п |
Кол-во часов |
Наименование тем |
Планируемая дата |
Фактическая дата |
I . Аппликация из ткани (3 ч) | ||||
1 |
1 |
Вводное занятие. Правила техники безопасности при проведении занятий | ||
2 |
1 |
Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки» | ||
3 |
1 |
«Веселые зверюшки». Продолжение аппликации | ||
II . Мягкая игрушка (7 ч) | ||||
4 |
1 |
Правила техники безопасности при работе с иглами, ножницами | ||
5 |
1 |
Материалы, инструменты и приспособления | ||
6 |
1 |
Раскрой мягкой игрушки «Жираф» | ||
7 |
1 |
Мягкая игрушка «Жираф» | ||
8 |
1 |
Мягкая игрушка «Жираф» | ||
9 |
1 |
Мягкая игрушка «Жираф» | ||
10 |
1 |
Завершение изготовления мягкой игрушки | ||
III . Папье-маше (8 ч) | ||||
11 |
1 |
Правила техники безопасности при проведении занятий | ||
12 |
1 |
Новогодняя игрушка «Шар» | ||
13 |
1 |
Раскрашивание игрушки «Шар» | ||
14 |
1 |
Покрытие лаком игрушки «Шар» | ||
15 |
1 |
Подарок папе «Пенал» | ||
16 |
1 |
Изготовление пенала | ||
17 |
1 |
Раскрашивание пенала | ||
18 |
1 |
Покрытие лаком пенала | ||
IV. Модульное оригами (6 ч) | ||||
19 |
1 |
Правила техники безопасности при проведении занятий | ||
20 |
1 |
Салфетница «Котенок» | ||
21 |
1 |
Изготовление салфетницы «Котенок» | ||
22 |
1 |
Изготовление салфетницы «Котенок» | ||
23 |
1 |
Изготовление салфетницы «Котенок» | ||
24 |
1 |
Оформление салфетницы «Котенок» | ||
V .Вязание крючком (10 ч) | ||||
25 |
1 |
Правила техники безопасности при работе с иглами, ножницами | ||
26 |
1 |
Приемы вязания. Соединительный столбик | ||
27 |
1 |
Столбик с накидом | ||
28 |
1 |
Столбик с двумя накидами | ||
29 |
1 |
Столбик с тремя накидами | ||
30 |
1 |
Способы вязание по кругу | ||
31 |
1 |
Вязание детской шапочки | ||
32 |
1 |
Вязание детской шапочки | ||
33 |
1 |
Вязание детской шапочки | ||
34 |
1 |
Завершение вязания детской шапочки | ||
35 |
1 |
Окончательная обработка изделия | ||
Итого |
35 | |||
Литература:
- «Внеурочная деятельность школьников», методический конструктор, авторы Д. В. Григорьев, /П. В. Степанов, М.: «Просвещение» 2011 г.;
- Г. И. Долженко 100 поделок из бумаги -Ярославль: Академия развития, 2012.
- И. А. Андреева энциклопедия «Шитье и рукоделие» М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»,2014.