Развитие художественного творчества детей средствами вышивки
Автор: Егошина Светлана Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 21.10.2015
Статья просмотрена: 6478 раз
Библиографическое описание:
Егошина, С. Н. Развитие художественного творчества детей средствами вышивки / С. Н. Егошина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 70-79. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8961/ (дата обращения: 23.12.2024).
Жажда творчества может проявиться в любой сфере: будь то вышивка, приготовление изысканных блюд, живопись, сочинение музыки или стремление писать рассказы и романы…
А. Кристи
Вышивание было известно с древних времён. О существовании вышивки в Древней Руси свидетельствуют находки археологов. Это детали одежды, украшенные узорами из золотых нитей. Искусство вышивать передавалось из поколения в поколение, и обучать этому ремеслу начинали с 4–5 лет. Ещё искусству вышивания обучались в школах вышивальщиц при монастырях, которые на Руси открыла княгиня Ольга для девочек из народа.
Сегодня нужно стремиться к сохранению этого прекрасного наследия, удивительных достижений. Народное искусство оказывает огромное воздействие на ребёнка, который мыслит формами, звуками, ощущениями.
Вышивание доступно детям дошкольного возраста, конечно с использованием простых швов. Процесс вышивания очень увлекателен для дошкольников. Многие дети, глядя на прекрасные работы мастеров, хотят научиться вышивать. Овладеть основами этого вида искусства нетрудно, необходимо знать основные правила и приёмы, а всё остальное зависит от желания, терпения, усидчивости — качеств, необходимых для этого занятия.
В нашем дошкольном учреждении организована робота по ознакомлению детей с искусством вышивания с целью развития их художественно-познавательных способностей. Обучение вышиванию ведётся по программе дополнительного образования «Волшебная иголочка».
Процесс ознакомления детей с вышиванием начинается со старшей группы. К этому моменту у ребёнка достаточно развита мелкая моторика рук, ориентировка в пространстве, воля, усидчивость, без которых невозможно выполнение ровных стежков в вышивке. В то же время и сама вышивка стимулирует развитие всех этих качеств, необходимых для дальнейшего обучения в школе.
Детям нравится вышивать, они с желанием овладевают искусством вышивания, аккуратно выполняют свои работы. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому дети, работая по одной теме, создают разные вышивки. Например, по теме «Красивый сарафан», дети подбирают разные цвета ниток для украшения своих изделий. В результате каждая работа имеет свою индивидуальность. Дети легки на выдумку, им весело и радостно участвовать в процессе вышивания.
Неотъемлемой частью организации образовательного процесса является работа с родителями. Оказалось, что многие родители владеют искусством вышивания, и их дети тоже интересуются вышиванием. Родители подхватили идею: научить детей вышивать и с радостью помогают своим детям овладевать искусством вышивания.
Программа дополнительного образования «Волшебная иголочка»
Пояснительная записка
Актуальность Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится всё разнообразнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и маленьких проблем. Задача развития творческих способностей личности — одна из важнейших в воспитании современного человека. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с дошкольного возраста. Философ Э. В. Ильенков считает, что в истоках первых детских образов скрывается тайна зарождения и развития ценнейших человеческих способностей: художественного видения, высших форм фантазии, интуиции, творческого воображения. Важную роль в развитии творчества дошкольников играет художественная деятельность.
Вовлечение ребёнка в активную художественно-творческую деятельность благотворно влияет на его художественно-творческое развитие. Особую роль в развитии творческих способностей дошкольников играет декоративно-прикладное искусство. Декоративно-прикладное искусство позволяет сохранить традиции, передавать особенности ремесла от старшего поколения к младшему, формирует художественный вкус, создаёт эстетическую полноценную среду, терапевтически воздействует на эмоционально-психологическое благополучие ребёнка, определяет творческий потенциал личности, позволяет выявлять, поддерживать и развивать способности детей.
Педагогическая целесообразность. Вышивание воспитывает ценные качества личности: трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, инициативность, умение работать в коллективе. Для успешной учёбы в школе ребёнку необходимы полезные трудовые навыки и умения, особенно те, в процессе которых будут развиваться мышцы кисти рук, что важно для подготовки руки к письму. Дети знакомятся с инструментами для вышивки, учатся бережно относиться к материалам, орудиям труда, намечают пути осуществления поставленной цели, продумывают последовательность действий и способы обработки материала. Дети становятся общительнее, изделие, изготовленное своими руками, создаёт атмосферу спокойствия и доброжелательности.
Рукотворчество увеличивает работу правого (творческого) полушария головного мозга и уравновешивает работу обоих полушарий, повышает уровень интеллекта, активизирует творческое мышление: растут его скорость, гибкость и оригинальность.
Значимость программы. Занятие рукоделием помогает детям приобрести ручную умелость, доставляет чувство удовольствия, предоставляет возможность самоутверждения: «Я умею это делать!», успешно взаимодействовать с другими детьми, проявлять заботу и внимание в отношениях друг с другом, сотрудничать, сопереживать. Рукоделие является эффективным средством развития творчества дошкольников, повышает самостоятельность ребёнка, уровень его художественной культуры, позволяет ему приобрести уверенность в своих возможностях и способностях.
Отличительная особенность образовательной программы. Содержание программы знакомит дошкольников с историей возникновения вышивки, специфическим языком декоративно-прикладного искусства, знаками и символами, заложенными в нём, средствами выразительности. Вышивание выступает средством, способствующим развитию художественно-творческих способностей, стимулирующим творческий опыт ребёнка, потребности к самовыражению своих чувств, ценностей и мироощущений.
Новизна программы состоит в том, что предпринята попытка сохранить и возродить один из видов декоративно-прикладного искусства (вышивку) в ДОУ. Содержание программы раскрывает культурно-познавательные, гуманистические, нравственные, эстетические ценности вышивки, как вида декоративно-прикладного искусства. Программа ориентирована на проникновение в духовные пласты личности ребёнка, в его эмоционально-эстетические, волевые, социально-нравственные сферы и смыслы, обеспечивает развитие индивидуального почерка, гаммы чувств, эмоций.
Цель. Развитие у старших дошкольников художественно-познавательных способностей, ручной умелости в процессе освоения ценностей декоративно-прикладного искусства.
Задачи.
Учить осваивать специальные трудовые умения, совершенствовать и закреплять их.
Развивать координацию движений, мелкую моторику рук, художественный вкус, воображение, восприятие, память, внимание. Формировать положительное восприятие окружающего мира, взаимопонимание.
Воспитывать самостоятельность, ответственность, интерес к художественному труду, усидчивость, уважительное отношение к культуре народных мастеров, желание творить.
Содержание программы
Содержание программы позволяет дошкольникам освоить художественно-познавательные компетенции — способности познавать художественную сторону вышивания: вышивка — вид декоративно-прикладного искусства, украшение одежды и бытовых предметов из ткани, на которых вышивается ручным или машинным способом орнамент или изобразительный мотив при помощи ниток. Художественно-познавательный компонент способствует познанию художественной стороны искусства вышивания и развитию к нему интереса, что позволяет дошкольнику открывать для себя новые возможности давно знакомых предметов — ниток, иголки, ткани и др. — и обнаруживать в вышитом узоре эстетическую красоту.
В результате освоения детьми содержательного и художественного компонентов искусства вышивки происходит освоение ценностей данного вида искусства: в вышивке отражаются культура, история, традиции народа, многообразие мира природы, особенности климата, моды. Вышивание требует усидчивости, терпения, внимания, развивает любовь к угасающим видам декоративно-прикладного искусства; к вышитым изделиям нужно относиться бережно, аккуратно.
Технический компонент занятий рукоделием позволяет детям изготавливать простые и более сложные изделия в технике вышивки, которые выполняются одним или несколькими швами.
Шов «вперёд иголку». Выполняется шов справа налево. Это одинаковые стежки длиной от 2 до 10 мм. Промежутки между стежками равны между собой и по длине такие же, как стежки, или меньше их. Швом «вперёд иголку» можно вышивать прямые линии по горизонтали, по вертикали и по диагонали параллельными рядами, меняя длину стежков, толщину и цвет ниток. Если шов выполняется по прямой линии, то работать можно без пялец и набирать на иглу сразу несколько стежков. Если работа выполняется на пяльцах, на иглу набирается по одному стежку.
Шов «крест»(«крестик»). «Крестик» представляет собой два диагональных стежка, перекрещивающихся между собой посередине. Вышивают крестиком по канве. Толщина нити для вышивки подбирается такая, чтобы вышитый крестик полностью закрыл свободное пространство клеточки канвы. Сначала выполняется нижний стежок, а затем в обратном направлении вышивается верхний стежок крестика. При вышивке крестом рисунок на ткань не переводится, а вышивка ведётся по схеме. Схемы вышивки крестом прорисованы по клеточкам, в каждой такой клеточке ставится значок условного обозначения цвета ниток. Каждый значок соответствует определённому цвету ниток, а каждая клеточка схемы — одному крестику. Цвет каждой клеточки схемы соответствует цвету ниток крестика.
О цвете в вышивке. При подборе ниток необходимо учитывать сочетание цветов, знать, как они влияют друг на друга. Любой цвет характеризуется цветовым тоном, яркостью и насыщенностью. Цветовой тон — это цветность — красный, синий, жёлтый и т. д. По цветовому тону отличают один цвет от другого. Яркость — степень близости к белому цвету. Насыщенность цвета определяется степенью его густоты, его предельной окраской.
Особенности организации образования:
Занятия сопровождаются познавательными моментами, побуждающими у детей интерес к работе (загадки, стихи, сказки, пословицы, поговорки). Каждый ребёнок вышивает в соответствии со своими способностями, начинает работу с того места, где закончил.
Большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. Перед тем как приступить к работе обязательно повторяются правила безопасности работы с иголкой. А чтобы приготовить пальчики к работе, с детьми проводится пальчиковая гимнастика. По ходу занятия для расслабления мышц, снятия напряжения организуются физкультминутки, разминки для глаз, этюды для снятия мышечного напряжения зон шеи и спины. Необходимо следить за осанкой, умело сочетать труд и отдых.
Сначала дети учатся вышивать на карточках по разметке, позже по схеме на канве, используя в работе тупую иглу с большим ушком. Сначала дети осваивают шов «вперёд иголку», используют в работе нитки «мулине». Затем вышивают швом «крестик», используют для украшения изделий подручный материал (поетки, стеклярис). Успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная оценка малейшего достижения ребёнка. При систематической работе дошкольники без труда овладевают способом вышивки «крестом».
Структура занятий.
- Вводная часть. Создание игровой ситуации, загадки, стихи, сказки, пословицы, поговорки, сюрпризный момент.
- Основная часть. Объяснение новой темы, показ, пальчиковая гимнастика, выполнение работы детьми.
- Физкультминутка: зрительная гимнастика, этюды для снятия мышечного напряжения, упражнения для расслабления мышц, снятия напряжения.
- Заключительная часть. Рассматривание готовых работ, обсуждение.
Теоретический материал:
тематический план работы по обучению детей вышивке;
комплексы пальчиковой гимнастики, физкультминуток, разминок для глаз, этюдов для мышц шеи и спины;
журналы по вышивке;
альбомы с образцами вышивок, (схемы);
альбом готовых вышивок.
Техническое оснащение (на каждого ребёнка):
ткань белая хлопчатобумажная (канва № 5, 7);
нитки цветные «мулине»;
ножницы с тупыми концами;
пяльцы пластмассовые;
иголка с тупым концом;
изделия для украшения: пуговицы, стеклярис, поетки.
Продолжительность занятий: старшая группа — 20 минут, подготовительная к школе группа — 25 минут.
Режим работы: 1 раз в неделю
Возраст детей: 5–7 лет.
Основная форма работы — практическая деятельность детей.
Форма подведения итогов: организация выставок, участие в конкурсах декоративно-прикладного искусства.
Ожидаемые результаты:
В результате освоения детьми содержательного и художественного компонентов искусства вышивки происходит освоение ценностей данного вида искусства: искусство вышивки развивает ручную умелость, способствует развитию культуры чувств, творческих возможностей личности, помогает детям организовать детям свой досуг, наполнить жизнь дошкольников интересной и полезной деятельностью.
Мониторинг образовательного процесса
Овладение детьми умениями и навыками в вышивании фиксируются в таблице 1 на начало и конец обучения вышиванию по результатам наблюдения, анализу детских работ, бесед с детьми, с целью внесения корректив в дальнейшую работу, планированию индивидуальной поддержки детей.
Первый этап (старшая группа), второй этап (старшая группа — конец учебного года), третий этап (подготовительная группа).
Таблица 1
№ |
Содержание деятельности |
Количество детей, овладевших содержанием деятельности. |
||
1 этап Стартовая |
2 этап Промежуточная |
3 этап Итоговая |
||
1 |
Умение принимать цель деятельности |
|
|
|
2 |
Умение планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощение замысла. |
|
|
|
3 |
Организует рабочее место, выбирает материалы и инструменты, убирает рабочее место. |
|
|
|
4 |
Использование схем. |
|
|
|
5 |
Разрезают ткань по меткам. |
|
|
|
6 |
Делают бахрому на салфетке. |
|
|
|
7 |
Закрепляют ткань на пяльцах. |
|
|
|
8 |
Вдевают нитку в иголку. |
|
|
|
9 |
Завязывают узелок. |
|
|
|
10 |
Шьют швом «вперёд иголку». |
|
|
|
11 |
Шьют швом «крестик». |
|
|
|
12 |
Украшают изделия подручными материалами |
|
|
|
13 |
Интерес к вышиванию |
|
|
|
|
Количество детей |
|
|
|
Данные таблицы 1 используются при определении, по итогам каждого этапа, уровней освоения ребёнком позиции субъекта деятельности.
Уровни |
1 этап |
2 этап |
3 этап |
Высокий — дальний перенос, развитые комбинаторные умения, использование схем; полная самостоятельность, освоение позиции субъекта; результат высокого качества, оригинален, вносит элемент новизны в свои работы. |
|
|
|
Средний — высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера; качество результата высокое, но без элементов новизны, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично. |
|
|
|
Низкий — беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, результат не получен или репродуктивный характер деятельности при низкой самостоятельности, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества. |
|
|
|
Количество детей |
|
|
|
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ |
Название темы |
Количество занятий |
Теория |
Практика |
1 |
Знакомство с искусством вышивания |
1 |
1 |
- |
2 |
Знакомство с инструментами, беседа по технике безопасности. |
1 |
0,5 |
0,5 |
3 |
Шнуровка |
1 |
- |
1 |
4 |
Шов «Вперёд иголку» (на картоне). |
1 |
0,5 |
0,5 |
5 |
Шов «вперёд иголку» (на канве). |
2 |
0,5 |
1,5 |
6 |
Пришиваем пуговицы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
7 |
Поможем малышам (пришиваем пуговицы к одежде). |
2 |
1 |
1 |
8 |
Узор из пуговиц |
1 |
- |
1 |
9 |
Шов «Вперёд иголку» (на канве). |
1 |
0,5 |
0,5 |
10 |
Коврик |
1 |
0,5 |
0,5 |
11 |
Скатерть |
1 |
0,5 |
0,5 |
12 |
Фартук для куклы |
1 |
0,5 |
0,5 |
13 |
Косынка для куклы |
1 |
0,5 |
0,5 |
14 |
Узор на платочке |
1 |
0,5 |
0,5 |
15 |
Дорожка |
1 |
0,5 |
0,5 |
16 |
Узор по замыслу |
1 |
0,5 |
0,5 |
17 |
Домик |
2 |
0,5 |
1,5 |
18 |
Узор по замыслу |
1 |
- |
1 |
19 |
Самолёт |
2 |
0,5 |
1,5 |
20 |
Дорожки |
1 |
0,5 |
0,5 |
21 |
Коврик |
1 |
0,5 |
0,5 |
22 |
Скатерть |
2 |
0,5 |
1,5 |
23 |
Домик |
2 |
0,5 |
1,5 |
24 |
Что я умею и люблю вышивать |
3 |
- |
3 |
Второй год обучения
№ |
Название темы |
Количество занятий |
Теория |
Практика |
1 |
Беседа о предстоящей работе. Показ готовых изделий, иллюстраций, рисунков. Беседа о технике безопасности. |
1 |
1 |
- |
2 |
Дорожка (шов «вперёд иголку») |
1 |
0,5 |
0,5 |
3 |
Красивое полотенце (шов «крестик») |
1 |
0,5 |
0,5 |
4 |
Украсим платочек (шов «крестик») |
2 |
0,5 |
1,5 |
5 |
Украсим платочек (шов «крестик»). Украшение пайетками. |
1 |
0,5 |
0,5 |
6 |
Ёлочка |
2 |
0,5 |
1,5 |
7 |
Ёлочка. Украшение пайетками |
1 |
0,5 |
0,5 |
8 |
Узор на фартуке (использование разных видов швов: «вперёд иголку», «крестик») |
2 |
0,5 |
1,5 |
9 |
Летят самолёты |
2 |
0,5 |
1,5 |
10 |
Облака (к самолётам) |
1 |
0,5 |
0,5 |
11 |
Цветы |
2 |
0,5 |
1,5 |
12 |
Листья (к цветам) |
1 |
0,5 |
0,5 |
13 |
Листья (к цветам). Украшение стеклярусом. |
1 |
0,5 |
0,5 |
14 |
Бабочка |
2 |
0,5 |
1,5 |
15 |
Грибок |
2 |
0,5 |
1,5 |
16 |
Трава (к грибочку). Украшение стеклярусом. |
1 |
0,5 |
0,5 |
17 |
Цветы (по замыслу) |
1 |
- |
1 |
18 |
Грузовая машина |
2 |
0,5 |
1,5 |
19 |
Дорога. Украшение стеклярусом |
1 |
0,5 |
0,5 |
20 |
Что умею и люблю вышивать |
2 |
- |
2 |
21 |
Составление выставки «Волшебная иголочка». Подведение итогов работы кружка. |
3 |
- |
3 |
Тематический план работы кружка «Волшебная иголочка»
Старшая группа
№ |
Тема |
Цель |
Оборудование |
1 |
Знакомство с искусством вышивания |
Познакомить детей с вышивкой. Заинтересовать этим видом творчества. |
Образцы вышивок, иллюстрации, выставка работ. |
2 |
Знакомство с инструментами, беседа по технике безопасности. |
Познакомить детей с правилами пользования оборудованием, поведения во время работы. |
Иголки, ножницы, пяльцы, игольница, канва, нитки. |
3 |
Шнуровка |
Развивать мелкую моторику рук, Воспитывать волевые качества. |
Фигурки из фанеры, шнурки. |
4 |
Шов «Вперёд иголку» (на картоне). |
Учить держать иголку правильно. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать выдержку. |
Картон с дырочками, нитки, иголки, ножницы, игольница. |
5 |
Шов «вперёд иголку» (на канве). |
Развивать внимание, навыки пользования иглой. Воспитывать волевые качества. |
Канва, иголки, ножницы, игольница, нитки, игольница |
6 |
Пришиваем пуговицы. |
Учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать чувство коллективизма. |
Ткань, иголки, нитки, ножницы, пуговицы, игольница. |
7 |
Поможем малышам (пришиваем пуговицы к одежде). |
Формировать навыки и умения. Воспитывать волевые качества. Подвести к пониманию значимости труда. |
Ткань, иголки, нитки, ножницы, пуговицы, игольница. |
8 |
Узор из пуговиц |
Закреплять навыки пришивания пуговиц. Развивать мелкую моторику рук, фантазию, творчество. Воспитывать самостоятельность. |
Полоски из материала, иголки, ножницы, нитки, пуговицы, игольница. |
9 |
Шов «Вперёд иголку» (на канве). |
Развивать внимание, навыки пользования иглой. Воспитывать выдержку. Развивать мелкую моторику рук. |
Канва, иголки, ножницы, нитки, игольница, |
10 |
Коврик |
Учить держать иглу, канву правильно. Выполнять шов «вперёд иголку». Закреплять полученные навыки. Воспитывать самостоятельность. |
Канва, иголки, нитки, ножницы, игольница, образцы вышивок. |
11 |
Скатерть |
Учить держать иглу, канву правильно, выполнять шов «вперёд иголку». Развивать мелкую моторику рук. Получать удовольствие от работы. |
Канва, иголки, нитки, ножницы, игольница, образцы вышивок. |
12 |
Фартук для куклы |
Учить выполнять шов «вперёд иголку» технично. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность. |
Канва, иголки, нитки, ножницы, игольница, образцы вышивок. |
13 |
Косынка для куклы |
Учить выполнять шов «вперёд иголку» технично. Закреплять полученные навыки. Воспитывать аккуратность. |
Канва, иголки, нитки, ножницы, игольница, образцы вышивок. |
14 |
Узор на платочке |
Учить выполнять шов «вперёд иголку», правильно держать иглу, канву. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность. |
Канва, иголки, нитки, ножницы, игольница, образцы вышивок. |
15 |
Дорожка |
Учить выполнять шов «вперёд иголку». Закреплять полученные навыки. Воспитывать чувство коллективизма. |
Канва, иголки, нитки, ножницы, игольница, образцы вышивок. |
16 |
Узор по замыслу |
Учить придумывать узор. Развивать творческое воображение. Закреплять полученные навыки. Воспитывать самостоятельность. |
Канва, иголки, нитки, ножницы, игольница. |
17 |
Домик |
Закреплять умение выполнять шов «вперёд иголку». Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность. |
Канва, иголки, нитки, ножницы, игольница, образцы вышивок. |
18 |
Домик |
Продолжить работу по вышиванию «домика». Закреплять полученные навыки. Воспитывать аккуратность. |
Канва, иголки, нитки, ножницы, игольница, образцы вышивок. |
19 |
Самолёт |
Закреплять умение выполнять шов «вперёд иголку». Закреплять полученные навыки. |
Канва, иголки, ножницы, нитки, игольница, образцы вышивок. |
20 |
Самолёт |
Продолжить работу по вышиванию «самолёта». Закреплять полученные навыки. |
Канва, иголки, ножницы, нитки, игольница, образцы вышивок. |
21 |
Дорожки |
Учить выполнять узор «крестиком», правильно держать иглу, канву. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. |
Канва, иголки, ножницы, нитки, игольница, образцы вышивок. |
22 |
Коврик |
Закреплять умение выполнять узор «крестиком», правильно держать иглу, канву. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. |
Канва, иголки, ножницы, нитки, игольница, образцы вышивок. |
23 |
Скатерть |
Закреплять умение выполнять узор «крестиком», правильно держать иголку, канву. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. |
Канва, иголки, ножницы, нитки, игольница, образцы вышивок. |
24 |
Скатерть |
Продолжать работу по выполнению узора на скатерти швом «крестик». Развивать мелку моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. |
Канва, иголки, ножницы, нитки, игольница, образцы вышивок. |
25 |
Домик |
Учить выполнять узор по схеме. Закреплять умение выполнять шов «крестик», правильно держать иголку, канву. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. |
Канва, иголки, ножницы, нитки, игольница, образцы вышивок, схема «домик». |
26 |
Домик |
Продолжать работу по выполнению узора по схеме «домик» швом «крестик». Развивать мелку моторику рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. |
Канва, иголки, ножницы, нитки, игольница, образцы вышивок, схема «домик». |
27 |
Что я умею и люблю вышивать |
Учить задумывать содержание своей работы. Закреплять умение правильно выполнять шов, не стягивать нитку. Развивать творческое воображение. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. |
Канва, иголки, ножницы, нитки, игольница. |
Тематический план работы кружка «Волшебная иголочка».
Подготовительная группа
№ |
Тема |
Цель |
Оборудование |
1 |
Беседа о предстоящей работе. Показ готовых изделий, иллюстраций, рисунков. Беседа о технике безопасности. |
Заинтересовать детей. Развивать чувство прекрасного. Закреплять правила пользования оборудованием, поведения во время работы. |
Образцы, выставочные работы, иллюстрации, инструменты для вышивания. |
2 |
Дорожка (шов «вперёд иголку») |
Закреплять полученные навыки, технику выполнения шва «вперёд иголку». Воспитывать волевые качества. |
Образцы, канва, иголки, игольницы, ножницы, нитки. |
3 |
Красивое полотенце (шов «крестик») |
Закреплять полученные навыки, технику выполнения шва «крестик». Воспитывать волевые качества. |
Образцы, канва, иголки, игольницы, ножницы, нитки. |
4 |
Украсим платочек (шов «крестик») |
Закреплять полученные навыки, технику выполнения шва «крестик». Учить подбирать различные цвета для украшения платочка. Воспитывать трудолюбие. |
Образцы, канва, иголки, игольницы, ножницы, нитки. |
5 |
Украсим платочек (шов «крестик») Украшение пайетками |
Познакомить со способом украшения пайетками, учить закреплять пайетки на канве. Закреплять полученные навыки, технику выполнения шва «крестик», подбирать различные цвета для украшения платочка. Воспитывать аккуратность. |
Образцы, канва, иголки, игольницы, ножницы, нитки, пайетки. |
6 |
Ёлочка |
Закреплять полученные навыки, технику выполнения шва «крестик», вышивать по схеме. Воспитывать волевые качества. |
Образцы, канва, иголки, игольницы, ножницы, нитки, схема «ёлочка», пяльцы. |
7 |
Ёлочка. Украшение пайетками |
Продолжить работу по вышивке «ёлочки» по схеме, украшать пайетками. Развивать мелкую моторику рук, внимание. Воспитывать самостоятельность. |
Образцы, канва, иголки, игольницы, ножницы, нитки, схема «ёлочка», пяльцы, пайетки. |
8 |
Узор на фартуке (использование разных видов швов: «вперёд иголку», «крестик») |
Закреплять умение использовать разные виды швов в вышивке. Развивать мелкую моторику рук, внимание. Воспитывать самостоятельность. |
Образцы, канва, иголки, игольницы, ножницы, нитки. |
9 |
Узор на фартуке (использование разных видов швов: «вперёд иголку», «крестик») |
Продолжить работу по украшению фартука, используя разноцветные нити. Закреплять полученные навыки, технику выполнения шва «крестик» и «вперёд иголку». Воспитывать аккуратность. |
Образцы, канва, иголки, игольницы, ножницы, нитки. |
10 |
Летят самолёты |
Закреплять полученные навыки, технику выполнения шва «крестик», вышивать по схеме. Воспитывать волевые качества. |
Образцы, канва, иголки, игольницы, ножницы, нитки, схема «самолёты», пяльцы. |
11 |
Летят самолёты |
Продолжить работу по вышивки «самолёт» по схеме швом «крестик». Развивать мелкую моторику рук, внимание. Воспитывать самостоятельность. |
Образцы, канва, иголки, игольницы, ножницы, нитки, схема «самолёты», пяльцы. |
12 |
Облака (к самолётам) |
Закреплять полученные навыки, технику выполнения шва «крестик», вышивать по схеме. Воспитывать волевые качества. |
Образцы, канва, иголки, игольницы, ножницы, нитки, схема «облака», пяльцы. |
13 |
Облака (к самолётам) |
Закреплять полученные навыки, технику выполнения шва «крестик», вышивать по схеме, подбирать разные цвета ниток. Воспитывать самостоятельность. |
Образцы, канва, иголки, игольницы, ножницы, нитки, схема «цветы», пяльцы. |
14 |
Цветы |
Продолжить работу по вышивке цветов. Закреплять полученные навыки, технику выполнения шва «крестик», вышивать по схеме, подбирать разные цвета ниток. Воспитывать самостоятельность. |
Образцы, канва, иголки, игольницы, ножницы, нитки, схема «цветы», пяльцы. |
15 |
Листья (к цветам) |
Закреплять полученные навыки, технику выполнения шва «крестик», вышивать по схеме, подбирать нитки разных оттенков, составлять узор. Воспитывать самостоятельность. |
Образцы, канва, иголки, игольницы, ножницы, нитки, схема «листья», пяльцы. |
16 |
Листья (к цветам). Украшение стеклярусом. |
Познакомить со способом украшения стеклярусом, закреплять полученные навыки, технику выполнения шва «крестик», вышивать по схеме, подбирать нитки разных оттенков, составлять узор. Воспитывать самостоятельность. |
Образцы, канва, иголки, игольницы, ножницы, нитки, схема «листья», пяльцы, стеклярус. |
17 |
Бабочка |
Совершенствовать полученные навыки, технику выполнения шва «крестик», вышивать по схеме, подбирать цвета ниток. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Воспитывать волевые качества. |
Образцы, канва, иголки, игольницы, ножницы, нитки, схема «бабочка», пяльцы. |
18 |
Бабочка |
Совершенствовать полученные навыки, технику выполнения шва «крестик», вышивать по схеме, подбирать цвета ниток. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Воспитывать волевые качества. |
Образцы, канва, иголки, игольницы, ножницы, нитки, схема «бабочка», пяльцы. |
19 |
Грибок |
Совершенствовать полученные навыки, продолжать вышивать по схеме, подбирать цвета ниток. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Воспитывать волевые качества, самостоятельность. |
Образцы, канва, иголки, игольницы, ножницы, нитки, схема «грибок», пяльцы. |
20 |
Трава (к грибочку). Украшение стеклярусом. |
Совершенствовать полученные навыки, Развивать внимание, мелкую моторику рук. Воспитывать волевые качества, самостоятельность. |
Образцы, канва, иголки, игольницы, ножницы, нитки, пяльцы, стеклярус. |
21 |
Цветы (по замыслу) |
Совершенствовать полученные навыки, Развивать внимание, мелкую моторику рук, воображение. Воспитывать волевые качества, самостоятельность. |
Образцы, канва, иголки, игольницы, ножницы, нитки, пяльцы. |
22 |
Грузовая машина |
Закреплять полученные навыки, технику выполнения шва. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность. |
Образцы, канва, иголки, игольницы, ножницы, нитки, схема «грузовая машина». |
23 |
Грузовая машина |
Продолжить работу по вышивке машины, совершенствовать полученные навыки, технику выполнения шва. Развивать умение подбирать цвета для вышивки, мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность. |
Образцы, канва, иголки, игольницы, ножницы, нитки, схема «грузовая машина». |
24 |
Дорога. Украшение стеклярусом. |
Закреплять полученные навыки, технику выполнения шва «крестик» и «вперёд иголку», украшение стеклярусом. Развивать воображение, мелкую моторику рук, умение сочетать разные оттенки цветов. Воспитывать аккуратность. |
Образцы, канва, иголки, игольницы, ножницы, нитки, стеклярус. |
25 |
Что умею и люблю вышивать |
Учить задумывать содержание своей работы. Закреплять умение правильно выполнять шов. Развивать творческое воображение. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. |
Канва, иголки, игольницы, ножницы, нитки, схема. |
26 |
Составление выставки «Волшебная иголочка». Подведение итогов работы кружка. |
Доставить детям радость от общения с произведениями искусства. |
Детские работы. |
Литература:
- Афанасьева С. Рисующая ткань //Дошкольное воспитание. 2004. № 3. С. 34.
- Ведьмак О. Л., Платохина Н. А., Чумичёва Р. М. Продуктивная деятельность в детском саду. Рукоделие: учеб.-метод. Пособие. — ООО «Детство Пресс», 2012.
- Вершинина Н., Гербова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр //Дошкольное воспитание. 2004. № 6. С. 67–69.
- Глинская Е. Б. Азбука вышивания. — М.: Мехнат, 1994.
- Жукова О. Дошкольный возраст: о развитии ручной умелости //Дошкольное воспитание. 2008. № 8.
- Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности //Дошкольное воспитание. 2006. № 3.
- Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. — М.: Владос, 2006.
- Комарова Т. С. Чтобы каждый ребёнок испытывал радость творчества //Дошкольное воспитание. 2006. № 3. С. 74–80.
- Коротаева Е. Творческая педагогика для дошкольника //Дошкольное воспитание. 2006. № 6.
- Костораева Л. Учу детей творить //Дошкольное воспитание. 2006. № 2.
- Кудрявцев В. Т. Феномен детской креативности //Дошкольное воспитание. 2006. № 3, 5; 2007. № 2.
- Максимова М. В. Вышивка. Первые шаги. — М.: ЭКСМО, 1996.
- Чижик Т. Б. Учим детей вязать и вышивать. — Ростов н/Дону: Феникс, 2004.
- Шилкова Е. А. Школа рукоделия. — РИПОЛ, 2012.