Формирование ценностного отношения к родному краю у старших дошкольников в процессе ознакомления с народным симбирским творчеством | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Черемных, С. В. Формирование ценностного отношения к родному краю у старших дошкольников в процессе ознакомления с народным симбирским творчеством / С. В. Черемных, Е. В. Фомичева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 53-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8672/ (дата обращения: 16.11.2024).

Формирование ценностного отношения к родному краю может происходить различными способами через разные виды деятельности. На данный момент весьма популярным методом, в работе со старшими дошкольниками, является метод проектов. Нами он тоже был выбран как основной при приобщении детей к различным техникам вышивки и ткачества.

Психолого-педагогической основой нашей работы были исследования Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, В. В. Давыдова, В. И. Кириенко, Б. Ф. Ломова, Б. М. Теплова, Е. А. Флериной, Н. С. Сакулиной, Т. С. Комаровой, А. П. Усовой, Н. Ф. Виноградовой, З. А. Богатеевой, Т. А. Котляковой, А. Ю. Тихоновой и др.

На первом этапе проекта изучалась психолого — методическая литература по данной теме. Наиболее эффективной, на наш взгляд, является программа «Секреты Симбирских мастеров» (Приобщение дошкольников к ремеслам родного края, г. Ульяновск, 1998г., автор А. Ю. Тихонова). Данная программа предоставляет педагогам дошкольных образовательных учреждений возможность познакомить детей с народным творчеством Симбирского края, учитывая их возрастные и психологические особенности.

Задачи программы:

1.                  Воспитание у маленького гражданина чувства глубокой сопричастности с историей и культурой края; формирование базиса личностной культуры дошкольника на основе освоения культурных ценностей «малой» Родины.

2.                  Углубление интереса детей к осознанию культуры своего края как духовного, эстетического, этического, многовидового и многожанрового комплекса, сопрягающего в себе региональное и общечеловеческое, национальное и интернациональное.

3.                  Развитие у детей осознания собственной творческой индивидуальности и стремления проявить ее в разнообразной созидательной деятельности в соответствии с собственными интересами и склонностями.

Несмотря на то, что программа А. Ю. Тихоновой вышла задолго до внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, она соответствует им. В связи с этим данная программа была взята за основу в исследовании. В проекте участвовало 26 детей подготовительной группы. На начальном этапе проведено диагностическое исследование, которое недостаточность знаний и представлений о родном городе, о его истории, о знаменитых людях. Не все дети назвали ремесла нашего края. Проанализировав ответы детей, был сделан вывод, что работа по формированию ценностного отношения у детей к родному краю просто необходима.

Результаты диагностики выглядят следующим образом:

Высокий уровень- 0;

Средний уровень- 45 %;

Низкий уровень- 55 %.

Также было проведено анкетирование родителей. Результаты анкетирования родителей дали мне следующие результаты: 80 % родителей не осознают значимость работы с детьми по формированию ценностного отношения к родному краю. Это только еще больше заставило убедиться в правильности выбора данного направления.

В рамках проекта проводились беседы и мероприятия по следующим темам:

-          ОД «Как рубашка в поле выросла»;

-          ОД: Плетение пояса.

-          ОД: Узоры симбирских мастериц.

-          ОД: Ткачество ковра.

-          ОД: Выступает будто пава (Симбирский русский народный костюм).

-          ОД: Украсим дом для куклы (рисование, аппликация, плетение, ткачество)

-          Выставка тканей

-          Беседа об инструментах: иголка, нитка.

-          Рассматривание альбома «Русский национальный костюм», кукол в национальных костюмах.

По вышивке:

-          ОД «Расписное полотенце.

-          ОД «Вышьем рубашку фломастером.

-          ОД «Украсьте сарафан вышивкой гладью»

-          ОД «Нарядим свою куклу»

-          Выставка изделий, украшенных вышивкой: подушки, полотенца, салфетки.

-          Беседы по теме «Вышивка» ее техниках, орнаментах.

Свои впечатления о полученных знаниях дети выражали в художественно- продуктивной деятельности. Так в группе появились альбомы детских рисунков: «Орнамент Симбирских вышивок». Для создания выставки изделий украшенных вышивкой было собрано много интересных экземпляров со всех уголков области. Все вышеперечисленные мероприятия стимулировали детей к тому, чтобы самим научиться держать в руках иголку с нитью. Перед тем, как дать детям в руки иголки, были проведены беседы о безопасности, о правилах поведения во время занятия вышивкой. Далее дети были разделены на подгруппы, и таким образом начался процесс обучения детей элементарным способам вышивки. Здесь за основу был взят методический материал Новиковой И. В. по обучению детей вышивке в ДОУ. По окончанию проекта детьми были созданы подарки для пап своими руками «Салфетка». Дети вышивали узор, состоящий из трех параллельных прямых линий, на двух сторонах салфетки швом «Вперед иголку». Такая деятельность не только помогает расширять знания детей о различных ремеслах, о культурных традициях, так же работа с иголкой очень хорошо развивает мелкую моторику. Детям было очень интересно самим попробовать данный вид деятельности. Стоит отметить, что работа в данном направлении была интересна всем детям независимо от пола. Итоговая диагностика показала следующее:

Высокий уровень- 65 %;

Средний уровень- 35 %;

Низкий уровень не выявлен.

Сравнительный анализ результатов показал положительную динамику развития формирования ценностного отношения у дошкольников к родному краю в процессе ознакомления с народным творчеством Симбирского края.

Дети легко, свободно, без затруднений отвечали на вопросы анкетирования. Не было выявлено ни одного ребенка, у которого бы не было положительной динамики. Это говорит о том, что данный проект прошел весьма успешно. Познавательная организованная деятельность дает большой толчок речевому развитию, пополнению словарного запаса.

Даваемые познавательные знания по формирования ценностного отношения к родному краю нашли свое отражение в речевой деятельности, художественно- продуктивной.

Совместная деятельность с родителями также принесла положительный результат. Родители сблизились между собой, со своими детьми. Положительный эмоциональный заряд получили обе стороны. Дети узнали очень многого и интересного.

В ходе реализации проекта был сделан вывод, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Работа в данном направлении может продолжаться за счет изучения и овладения более сложными техниками. Также данный вид деятельности можно перенести и в работу с детьми в начальной школе, это будет фактором преемственности между дошкольным звеном и начальной ступенью образования.

 

Литература:

 

1.      Новикова, И. В. Обучение вышивке в детском саду/И. В. Новикова; худож. М. В. Душин. — Ярославль: Академия развития, 2010.-80 с.: ил.- (детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).

2.      Тихонова А. Ю. Секреты симбирских мастеров: Приобщение дошкольников к региональным художественным ремеслам: Методическое пособие. Часть 1.- Ульяновск: УИПКПРО, 2002.-52 с.

3.      Секреты симбирских мастеров: Приобщение дошкольников к региональным художественным ремеслам. Часть 2 /Под ред. Тихоновой А. Ю.- Ульяновск: УИПКПРО, 2002.-80 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родной край, ценностное отношение, вид деятельности, Симбирский, Высокий уровень, народное творчество, продуктивная деятельность, ребенок были, Симбирский край.

Похожие статьи

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой региона

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников посредством приобщения к историческому наследию русского народа

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников к культуре страны средствами музейной педагогики и активного сотрудничества с семьями воспитанников

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе организации работы по краеведению

Знакомство дошкольников с традиционно-бытовой культурой Белгородского края

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Установление партнерских отношений с родителями воспитанников на этапе адаптации к условиям детского сада

Формирование у старших дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности человека

Формирование позитивного ценностного отношения к физической культуре и спорту у школьников

Использование элементов ТРИЗ в приобщении старших дошкольников к историческому прошлому и настоящему родного города в условиях ФГОС ДО

Похожие статьи

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой региона

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников посредством приобщения к историческому наследию русского народа

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников к культуре страны средствами музейной педагогики и активного сотрудничества с семьями воспитанников

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе организации работы по краеведению

Знакомство дошкольников с традиционно-бытовой культурой Белгородского края

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Установление партнерских отношений с родителями воспитанников на этапе адаптации к условиям детского сада

Формирование у старших дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности человека

Формирование позитивного ценностного отношения к физической культуре и спорту у школьников

Использование элементов ТРИЗ в приобщении старших дошкольников к историческому прошлому и настоящему родного города в условиях ФГОС ДО