Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Творческие мастер-классы как средство приобщения к национальной культуре

Педагогика
08.12.2025
1
Поделиться
Аннотация
В статье рассмотрены возможности мастер-классов по изготовлению изделий с национальной символикой в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и приобщении их к культуре чувашского народа. Автор рассматривает вопросы организации и проведения мастер-классов по изготовлению изделий национального декоративно-прикладного искусства с дошкольниками в рамках знакомства с историей и культурой родного края.
Библиографическое описание
Творческие мастер-классы как средство приобщения к национальной культуре / С. В. Гаврилова, Т. М. Агеева, О. А. Павлова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 49 (600). — С. 541-544. — URL: https://moluch.ru/archive/600/131121.


Детство неразрывно связано с творчеством. Современный ребенок — это человек, стремящийся к новым знаниям и увлекательным открытиям, желающий экспериментировать в разных сферах и сразу же достигать вершин. Творческая активность способствует обогащению духовного мира, развитию фантазии и воображения, формированию эстетического вкуса. Кроме того, творчество предполагает взаимодействие, работу в команде, способность слушать и самовыражаться.

Развитие творческих способностей — одна из актуальных задач современного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов на развитие таких качеств личности у детей, как любознательность, инициативность, самостоятельность и творческое самовыражение [9].

В наши дни современные родители все чаще стремятся к художественно-эстетическому развитию своих детей. Это обуславливает потребность во внедрении в образовательную среду разнообразных методов и технологий, стимулирующих проявление инициативы в творческой деятельности ребенка.

Создание предметов национального декоративно-прикладного искусства открывает широкие перспективы для раскрытия творческого потенциала. Практический опыт передовых педагогов дошкольного образования свидетельствует о том, что национальные этнокультурные традиции чувашского народа таят в себе огромный потенциал для успешного развития детей дошкольного возраста.

В свете вышесказанного, этноэстетическая направленность образования представляется одним из наиболее действенных способов воспитания подрастающего поколения.

Устойчивой популярностью в нашей работе по развитию творческих способностей детей старшего школьного возраста пользуются занятия различными видами декоративно-прикладного искусства, где в активном творческом труде они учатся создавать красоту своими руками. Декоративно-прикладное искусство играет существенную роль также и в духовном развитии дошкольников, в их эстетическом и трудовом воспитании. Эти занятия способствуют сохранению народных традиций чувашского народа, отвечают интересам детей, удовлетворяют их тягу к художественному и техническому творчеству, способствуя гармоническому развитию [2].

Вышивка является одним из основных видов чувашского народного орнаментального искусства. Современная чувашская вышивка, ее орнаментика, техника, цветовая гамма генетически связаны с художественной культурой чувашского народа в прошлом. Каждый узор в чувашской вышивке имеет свое название, свое устоявшееся место и декоративное назначение. Орнаменты чувашской вышивки являются одними из древнейших. С их помощью древние чуваши выражали свое представление о мире, об окружающей действительности. Образы вышивки были связаны с установившимися обычаями и верованиями. Развитие особого разнообразия вышивки было связано с назначением быть оберегом владельца от злых духов. Вначале это были простые, легко запоминающиеся знаки-символы [4].

Мы убеждены, что освоение декоративно-прикладного творчества не просто воспитывает чувство прекрасного у детей дошкольного возраста, знакомя их с богатым наследием народного искусства. Оно также вооружает их фундаментальными техническими знаниями, стимулирует развитие трудовых навыков и умений, то есть обеспечивает всестороннюю психологическую и практическую подготовку к будущей трудовой деятельности.

Когда ребенок впервые берет в руки иголку и нить, создавая свои первые стежки и узоры, он ощущает восторг от осознания своей способности творить вещи, которые прежде казались ему недостижимыми. Таким образом, он активно включается в захватывающий процесс создания уникальных и функциональных изделий.

До определенной поры никто не знает, какой талант, какие именно способности проявятся у ребенка — к музыке ли, к рисованию или же к литературе. Часто творчество начинается с желания что-либо создать своими руками, тем более, что в последнее время стало очень популярно дарить различные подарки и сувениры ручной работы. Творение, создание — это выход из обыденного течения жизни, открытие в себе новых возможностей и начинать такую работу с ребенком нужно, как можно раньше [1].

Большую роль в развитии творческих способностей играют мастер-классы.

В педагогической литературе существует немало определений понятия «мастер-класс». По мнению Н. В. Ширшиной, мастер-класс — это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи [6].

Мастер-классы приобретают все большую популярность благодаря уникальному сочетанию приятного времяпрепровождения и практической пользы. Они объединяют людей общим интересом, способствуют командной работе и стимулируют творческое мышление. Участие в мастер-классе дарит незабываемые положительные эмоции и, что немаловажно, позволяет каждому участнику увидеть результат своих усилий, а также обогатиться новыми умениями.

Особого внимания заслуживает позитивное влияние мастер-классов на творческое развитие детей дошкольного возраста:

  1. Мастер-классы отличаются большим разнообразием тематик, охватывая практически все сферы деятельности. Выбор определенного направления работы должен основываться на возрастных особенностях и индивидуальных способностях ребенка.
  2. Участие в мастер-классе предоставляет дошкольнику возможность открыть для себя любимое занятие, которое в дальнейшем может перерасти в нечто большее, ведь приобретенные навыки могут оказаться интересными и полезными на протяжении всей жизни.
  3. Мастер-классы помогают находить друзей, ведь любая командная работа, она способствует сплочению, к новым знакомствам [2].

Занятие декоративно-прикладным творчеством является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности детей младшего возраста, а также для педагогов детского сада, так как, работа педагога непосредственно связано с изобразительной деятельностью.

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» — утверждал В. А. Сухомлинский [8]. Занимаясь творчеством, ребенок развивает себя как физически, так и умственно.

Мастер-классы в работе с детьми в основном проводим по тематикам, приуроченным различным праздникам. Материалы для работы каждый раз используем разный. Для интересного и качественного проведения мастер-класса, в начале учебного года мы готовим план мероприятий. Часто используем поисковые, творческие задания. Прежде, чем приступить к выполнению того или иного изделия, учим детей самих определять алгоритм действий, разработать эскиз, определять дизайнерское решение. После обсуждения предложенного, предлагаем свои варианты и иллюстрации.

При этом очень важно то, что на занятиях создается благоприятный психологический микроклимат, способствующий стимулированию творческой активности детей, где педагог — не строгий руководитель процесса, а доброжелательный помощник. Ребенку дается возможность решать творческие задачи в содружестве и сотворчестве с педагогом. Для детей, особенно дошкольного возраста, это очень значимо [3].

В ходе мастер-классов в процессе создания предметов декоративно-прикладного творчества у детей формируются понимание эталонов формы и цвета, четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного творчества в жизни. Ведь для ребенка вещь, сделанная собственными руками всегда живее, значимее и понятнее для его дальнейшего интереса к творчеству и собственному развитию в этом направлении [5].

Следующим важным моментом является то, что при выполнении заданий на мастер-классах у детей развивается внимание, усидчивость, совершенствуются навыки работы с материалами и инструментами. Важно, чтобы ребенок был способным, нужно, чтобы он любил труд [7].

Каждый мастер-класс обладает яркими отличительными чертами. Это объясняется тем, что у каждого мастера, проводящего мастер-класс, сложился свой собственный стиль творческой педагогической деятельности. Он представляет собственную систему работы, комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно ему [6].

Положительный результат проведения мастер-класса с детьми дошкольного возраста, состоит в том, что активный педагог использует механизм обучения, с помощью которого он анализирует свой педагогический опыт и находит способы обновления своей профессиональной потенции. Пассивный педагог, выполняя определенный алгоритм действий, включается в активную познавательную деятельность (рис. 1).

Мастер-класс по изучению символики чувашской вышивки

Рис. 1. Мастер-класс по изучению символики чувашской вышивки

Иными словами, суть мастер-класса заключается в принципе «научился сам — поделись с другими». Он способствует не только обмену знаниями и опытом, но и обеспечивает получение конкретных результатов через активное вовлечение участников, демонстрацию наглядных материалов, создание ярких образов и установление тесной коммуникации. Подобный формат работы играет значимую роль для преподавателей, стремящихся к постоянному профессиональному росту и самосовершенствованию.

Литература:

  1. Бегак Б. А. Воспитание искусством / Б. А. Бегак. — Москва: Дрофа, 2001. — 94 с.
  2. Боровиков Л. И. Как творчески работающему педагогу дополнительного образования подготовить и провести мастер-класс // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. — 2004. — № 1.
  3. Варки Н. Ребенок в мире творчества. Творческое и эстетическое воспитание школьников / Н. Варки. — Школьное воспитание, 2003. — № 6. — С.57–67.
  4. Жачева Евгения. Чувашская вышивка. Из опыта народных мастеров / Евгения Жачева. — Чебоксары: «Чувашское книжное издательство», 2006. — 239 с.
  5. Клиентов А. Народные промыслы. –Москва: Белый город. — 2013. — 205 с.
  6. Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества/сост. Н. В. Ширшина. — Волгоград: Учитель, 2013. — 186 с.
  7. Мастер-классы и педагогические семинары в дополнительном образовании детей. Теоретические и организационные аспекты / Сост.: Кленова Н. В., Абдухакимова С. А. / Ред.: Постников А. С., Прыгунова А. П. — Москва: МГДД(Ю)Т, 2009. — 156 с.
  8. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т / В. А. Сухомлинский. — Москва: Педагогика, 1979. — 632 с.
  9. ФГОС Дошкольное образование Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 # 1155 (ред. от 21.01.2019), зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г. № 30384.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №49 (600) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 541-544):
Часть 8 (стр. 513-585)
Расположение в файле:
стр. 513стр. 541-544стр. 585

Молодой учёный