Мастер-классы по изобразительному искусству для детей и взрослых как пространство для познания художественных ценностей России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (531) август 2024 г.

Дата публикации: 11.08.2024

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Алексеева, Л. Ю. Мастер-классы по изобразительному искусству для детей и взрослых как пространство для познания художественных ценностей России / Л. Ю. Алексеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 32 (531). — С. 121-123. — URL: https://moluch.ru/archive/531/117014/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье приведен анализ практических аспектов организации мастер-классов, их влияния на развитие творческих способностей и формирование критического мышления.

Ключевые слова : художественные ценности, изобразительное искусство, совместные мастер-классы, возрастные группы, творческое мышление, эстетическое восприятие, культурное развитие, взаимодействие поколений, критическое мышление, социокультурные аспекты.

Владимир Владимирович Путин, Президент Российской Федерации, оглашая 29 февраля 2024 года Послание Федеральному собранию, предложил уделить должное внимание российской культуре и традициям. Также он сделал особый акцент на том, что культура неразрывно связана с детьми.

Основу воспитания на всех уровнях образования, начиная с дошкольного, составляют традиционные ценности российского общества. Традиционные ценности — это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению.

Ценности российского общества: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России (пункт 5 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утв. Указом Президента РФ от 09.11.2022) [1].

Искусство всегда играло важную роль в формировании нашего мировоззрения, эмоционального опыта и художественных предпочтений. Совместные мастер-классы по изобразительному искусству представляют собой уникальную возможность для детей и взрослых не только познакомиться с различными техниками искусства, но и раскрыть свой творческий потенциал, развить воображение и креативное мышление.

Цель мастер-класса —повышение профессионального уровня и обмен передовым опытом участников, расширение кругозора и приобщение к новейшим областям знания.

Задачи мастер-класса:

  1. Передача учителем-мастером своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.
  1. Совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы.
  1. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
  1. Оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

Анализ практической деятельности педагога позволил выделить следующие особенности мастер — классов по изобразительному искусству:

Творческий процесс и творческое мышление.

Мастер-классы по изобразительному искусству способствуют развитию творческого мышления участников. В процессе работы над проектами они учатся видеть мир по-новому, находить нестандартные решения и выражать свои идеи через художественные средства. Этот процесс не только развивает художественные навыки, но также способствует формированию критического мышления, способности анализировать и интерпретировать окружающий мир.

Социокультурное взаимодействие.

Мастер-классы по изобразительному искусству создают уникальную среду для социокультурного взаимодействия. Участники разных возрастов имеют возможность обмениваться опытом, идеями и творческой энергией. Это способствует формированию взаимопонимания, уважения к различиям и развитию толерантности.

Формирование художественных ценностей.

Мастер-классы по изобразительному искусству играют важную роль в формировании художественных ценностей участников. Через творческий процесс они учатся ценить красоту, выражать свои эмоции и мысли через художественные средства, а также понимать ценность искусства в повседневной жизни.

Помимо культурной и эстетической ценности искусства, исследования показывают, что изучение искусства способствует развитию и благополучию ребенка. Также помогает людям научиться справляться со сложностями жизни и понимать их. Для детей, которые все еще развивают языковые и коммуникативные навыки, это также важное средство самовыражения. Изучение и практика искусства, независимо от того, намеревается человек заниматься им в качестве карьеры или нет, дает следующие преимущества:

— развитие двигательных навыков

— развитие когнитивных функций — способности ребенка творчески подходить к своим действиям и мыслям. Навыки мышления, которые совершенствуются с помощью искусства, распространяются и на другие предметы, включая литературное чтение и математику.

— развивает навыки восприятия

— укрепляет уверенность в себе и способствует самовыражению

— повышенная мотивация к обучению

— предоставляет средства выражения того, что ребенок не может передать устно

— более глубокое понимание культуры, человеческого поведения и истории

Таким образом, искусство жизненно важно для развития и помогает маленьким детям совершенствовать свои двигательные навыки, визуально-пространственные навыки, критическое мышление и творческие способности. Учащиеся, изучающие искусство, более мотивированы участвовать в творческих ярмарках, посещать школу и преуспевать в учебе.

Изобразительное искусство является одним из способов выражения человеческих эмоций, мыслей и идей. В мире, насыщенном технологиями и быстрыми изменениями, сохранение и передача художественных ценностей становится важной задачей. Совместные мастер-классы по изобразительному искусству представляют собой уникальную возможность для детей и взрослых погрузиться в мир творчества, расширить свои знания и навыки, а также укрепить взаимоотношения.

Участие в мастер-классах помогает детям развивать свои творческие способности, воображение и креативное мышление. В процессе работы над проектами дети учатся видеть мир по-новому, выражать свои чувства через художественные средства и находить индивидуальный творческий стиль. Для взрослых это возможность вспомнить свои художественные навыки или открыть для себя что-то новое.

Данная форма обучения позволяет детям и взрослым погрузиться в культурное наследие своей страны. Через изучение различных художественных техник, стилей и эпох люди могут лучше понять и оценить историю и культуру, которая легла в основу современного мира. Это способствует формированию глубокого уважения к художественному наследию и развитию художественного вкуса.

Совместные занятия по изобразительному искусству создают благоприятную атмосферу для общения и сотрудничества между членами семьи. Родители могут увидеть таланты своих детей, а дети — творческий потенциал родителей, что способствует укреплению семейных отношений, формированию доверия и близости.

Таким образом, совместные мастер-классы по изобразительному искусству играют важную роль в формировании художественных ценностей у детей и взрослых. Они способствуют развитию творческих способностей, пониманию культурного наследия и укреплению семейных отношений. Такие занятия не только помогают раскрыть потенциал каждого участника, но и создают основу для гармоничного развития личности и обогащения духовной культуры общества.

Кроме этого, данная форма работы направлена на:

  1. Формирование художественного вкуса: Совместные мастер-классы способствуют развитию эстетического восприятия участников, укрепляя их способность к анализу и оценке произведений искусства.
  2. Развитие творческих способностей: Взаимодействие с различными художественными техниками и материалами стимулирует творческое мышление и экспериментирование.
  3. Формирование критического мышления: Участие в обсуждениях и анализе произведений искусства способствует развитию критического взгляда на творческий процесс и искусство в целом.
  4. Социокультурные аспекты: Совместные занятия способствуют укреплению связей между разными поколениями, способствуя передаче культурных ценностей и традиций через искусство.

Совместные мастер-классы по изобразительному искусству играют важную роль в формировании художественных ценностей у детей и взрослых. Они способствуют не только развитию творческих способностей и эстетического восприятия, но и укреплению культурных связей в обществе. Дальнейшие исследования в этой области могут углубить понимание механизмов, лежащих в основе этих процессов, и оптимизировать методики организации таких занятий для достижения максимального эффекта.

Литература:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, критическое мышление, развитие, ребенок, формирование, способность, творческий процесс, творческое мышление, ценность, креативное мышление.


Похожие статьи

Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры

В данной статье раскрываются воспитательные возможности современной литературы, которые были использованы автором при разработке рабочего плана в учреждении культуры, а также особенности влияния художественных произведений на процесс формирования лич...

Особенности формирования и развития креативных способностей подростков в деятельности художественной направленности педагога дополнительного образования

В статье рассматриваются понятия творчество и креативность, особенности формирования креативных способностей на мастер-классах и образовательных курсах художественной направленности в условиях временного коллектива.

Формирование среды для культурно-эстетического образования

В статье рассмотрена одна из важных сторон развития общества — формирование среды для культурно-эстетического образования. Автор рассматривает комплексный подход к образовательному процессу, цели и задачи которого направлены на целостную образователь...

Современные технологии по художественно-эстетическому развитию на занятиях по изобразительной деятельности

Творческий потенциал младших школьников: проблема диагностики и пути решения

В статье рассматривается сущность и структура феномена творческого потенциала младшего школьника, а также пути его актуализации в процессе проектной деятельности.

Стратегические приемы развития творческих способностей учащихся и роль художественного мышления в школе

Обобщая принципы развития художественного мышления учащихся, авторы предлагают методику определения стратегических и тактических целей в формировании творческих способностей, с возможностями дальнейшей проработки вопроса при изучении литературы в шко...

Формирование навыков восприятия эстетических основ национальных подвижных игр у учащихся начальных классов

В статье рассмотрены вопросы, связанные с формированием эстетического восприятия и эстетических чувств у младших школьников в процессе их участия в национальных подвижных играх на уроках физического воспитания, отмечены особенности формирования эстет...

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Социально-педагогический потенциал киноискусства в формировании гражданского мировоззрения современной молодежи

Статья посвящена рассмотрению вопросов формирования гражданского мировоззрения у современных детей и молодежи средствами киноискусства.

Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Похожие статьи

Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры

В данной статье раскрываются воспитательные возможности современной литературы, которые были использованы автором при разработке рабочего плана в учреждении культуры, а также особенности влияния художественных произведений на процесс формирования лич...

Особенности формирования и развития креативных способностей подростков в деятельности художественной направленности педагога дополнительного образования

В статье рассматриваются понятия творчество и креативность, особенности формирования креативных способностей на мастер-классах и образовательных курсах художественной направленности в условиях временного коллектива.

Формирование среды для культурно-эстетического образования

В статье рассмотрена одна из важных сторон развития общества — формирование среды для культурно-эстетического образования. Автор рассматривает комплексный подход к образовательному процессу, цели и задачи которого направлены на целостную образователь...

Современные технологии по художественно-эстетическому развитию на занятиях по изобразительной деятельности

Творческий потенциал младших школьников: проблема диагностики и пути решения

В статье рассматривается сущность и структура феномена творческого потенциала младшего школьника, а также пути его актуализации в процессе проектной деятельности.

Стратегические приемы развития творческих способностей учащихся и роль художественного мышления в школе

Обобщая принципы развития художественного мышления учащихся, авторы предлагают методику определения стратегических и тактических целей в формировании творческих способностей, с возможностями дальнейшей проработки вопроса при изучении литературы в шко...

Формирование навыков восприятия эстетических основ национальных подвижных игр у учащихся начальных классов

В статье рассмотрены вопросы, связанные с формированием эстетического восприятия и эстетических чувств у младших школьников в процессе их участия в национальных подвижных играх на уроках физического воспитания, отмечены особенности формирования эстет...

Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся

В статье исследуется проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся. Описываются модель и основные психолого-педагогические условия развития творческого потенциала школьников в подростковом возрасте.

Социально-педагогический потенциал киноискусства в формировании гражданского мировоззрения современной молодежи

Статья посвящена рассмотрению вопросов формирования гражданского мировоззрения у современных детей и молодежи средствами киноискусства.

Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Задать вопрос