Дошкольное образовательное учреждение и семья — две значимых ступени в развитии ребенка. Их функции различны, но для достижения воспитательных и образовательных целей необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет актуальную роль в развитии ребёнка, в рамках которого осуществляется достижение соответствующей ступени образования и социализации. Однако гармоничное становление личности дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно.
В рамках данной статьи особый интерес представляет система взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи как основа творческого становления ребенка, а именно — развитие интереса к изобразительной деятельности.
Анализ исследований по проблеме формирования интереса к рисованию показал, что учеными затрагиваются различные ее аспекты. Сущность, пути и методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста исследовалась многими учеными, в том числе Н. A. Ветлугиной, Е. A. Флериной, Р. М. Чумичевой и другими. Формирование интереса рассматривались такими психологами, как В. З. Давыдов, A. В. Запорожец, Б. Ф. Ломов и др. [2].
По мнению О. П. Лупановой, совместное рисование взрослых и детей — важный стимул для укрепления дружеских отношений и доверия. В семье закладываются основы добра и любви к людям, именно в ней ребенок получает первые уроки уважения к ближним. Современное общество крайне нуждается в сохранении и укреплении института семьи, без которого не может быть воспитания физически и духовно здорового поколения [4].
Включение рисования в жизнь семьи должно быть системным и должно носить лишь позитивный, может быть соревновательный характер. Так, например, создание древа семьи, или же тематических рисунков, поможет улучшить взаимосвязь с ребенком, понять его виденье «картины семьи» [1, с. 22].
В рамках МДОУ д/с № 39 (г. Волжского Волгоградской области) были подобраны следующие направления работы ДОУ с родителями [5]:
1) Консультативно-рекомендательная работа.
Это наглядная информация, которая углубляет и расширяет знания родителей о возможностях дошкольного учреждения, а именно это стенды в холле, а также для информации уделен целый стенд в группе.
2) Просветительская работа.
В годовой план работы с родителями включены беседы, консультации, оформление наглядно-информационного материала в рамках художественно-эстетического воспитания (например, «Порисуем?», «Кисточка или ладошка» и др.). Регулярно организуются мини-выставки детских рисунков в группе согласно теме недели. Родители имеют возможность познакомиться с творчеством своих детей — с одной стороны, а с другой — повышается их интерес к продуктам художественного творчества. Кроме всего этого, используются специальные памятки, брошюры.
3) Совместная работа родителей и детей.
- Эффективной формой общения детей и родителей являются традиционные и тематические праздники в детском саду.
- Посещение родителей с детьми выставок работ художников в краеведческом музее; походы в парк, мини-выставки детских работ.
- Совместная помощь родителей и детей в изготовлении праздничных костюмов, украшении группы и участка к праздникам; изготовлении поделок к конкурсам.
4) Практические занятия с родителями.
Самая традиционная и необходимая форма работы с семьей — родительские собрания, целью которых является согласованность действий педагогов и родителей. На групповых собраниях важно давать не только теоретический материал для родителей, но и привлекать их совместной деятельности. Важно практиковать выставки совместных работ родителей и детей. Они приносят детям и родителям новые знания и опыт, даже самые незначительные успехи делаются общим достоянием, поднимают рейтинг семьи, раскрывают возможности детей и родителей, сближают семьи воспитанников.
В рамках данной статьи особый интерес представляет проведение мастер-классов в области художественно-эстетического развития как эффективного метода взаимодействия родителей и детей с ДОУ.
На базе МБУДО «ДТ «Русинка» и МДОУ д/с № 39 (г. Волжского Волгоградской области) был организован мастер-класс «Осенние листья» с использованием нетрадиционной техники рисования — обратной или витражной пластилинографии на прозрачных крышечках.
Важно отметить, что данный вид пластилинографии — это изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности с обозначением контура. Такими поделками можно украсить стены в творческом уголке группы или преподнести в качестве подарков.
Целесообразно было донести до родителей актуальность пластилинографии в рамках художественно-эстетического развития детей, которая соединила в себе самые любимые у детей виды творчества: рисование и лепку. Она расширяет возможности: ребёнок учится размазывать, сплющивать, вытягивать и скатывать. Посредством пластилинографии развивается мелкая моторика, глазомер, тактильные ощущения; реализуется познавательная активность; обогащается словарный запас ребёнка; развиваются сенсорные способности; происходит знакомство с окружающим миром; формируется эстетический вкус.
В рамках мастер-класса был сформирован алгоритм работы:
«А. С обратной стороны пластиковой крышки необходимо подложить шаблон рисунка и обвести контур маркером.
Б. Затем выборочно отбираем цвета пластилина. Скатываем из пластилина детали объекта в виде шарика или жгутика и располагаем их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения пластилином.
В. После раскрашивания композиций пластилином прикладываем цветной картон для фона, переворачиваем».
На каждом этапе работы была продумана и организована совместная работа педагогов и участников мастер-класса. Родители активно помогали детям в раскатывании и растягивании пластилина, поддерживали на протяжении всей работы. Педагоги детально объясняли все элементы практической деятельности. В конце была организована рефлексия: для родителей — какие «плюсы и минусы» были замечены на мастер-классе и пожелания фиксировались на листках-опросниках; и для детей — смайлики «понравилось/ не понравилось», которые они опускали в коробочку обратной связи.
Данный мастер-класс позволил через совместную работу педагогов дошкольного учреждения и семьи углубить интерес к рисованию у детей дошкольного возраста, поскольку можно было увидеть активную деятельность и вовлеченность всех участников в текущий процесс.
Очень важно, чтобы родители формировали у своих детей уверенность в себе и своих возможностях при создании изображения предметов доступными средствами выразительности, чтобы поддерживали творческие проявления.
Таким образом, приобщение детей к изобразительному искусству в рамках семьи осуществляется с помощью разнообразных форм: посещение художественных музеев, галерей, мастерских художников, экскурсии на природу, просмотр кинофильмов по изобразительному искусству; оформление квартиры к празднику; занятия живописью, декоративно-прикладным искусством и т. д. [3, с. 38].
Несмотря на многообразие форм работы, которые можно использовать для воспитания детей средствами изобразительного искусства в семье, для систематического, полноценного развития их творческих способностей, рекомендуется организовывать посещение детьми студий, кружков изобразительного искусства, поддерживать постоянную связь с детским садом.
Литература:
- Бугакова Е. В. Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования интереса к рисованию у детей младшего дошкольного возраста// Интерактивная наука. 2024. № 1 (87). — С.22–24. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-dou-i-semi-kak-uslovie-formirovaniya-interesa-k-risovaniyu-u-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta/viewer (дата обращения: 06.11.2025).
- Бугакова Е. В. Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования интереса к рисованию у детей младшего возраста// Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». — URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/894/Action894–561710.pdf (дата обращения: 06.11.2025).
- Дубровина Н. И. Организация просвещения родителей в дошкольной образовательной организации. Методические рекомендации / Н. И. Дубровина. — Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования». 2020. 44 с. — Текст: непосредственный.
- Лупанова О. П. Совместное рисование родителей и детей// ФГОС Онлайн. 2020. — URL: https://fgosonline.ru/srednee-prof/sovmestnoe-risovanie-roditelej-i-detej/ (дата обращения: 06.11.2025).
- Лоскутова Н. М. Основные направления работы в организации взаимодействия детского сада и семьи// Открыты урок «Первое сентября». Работа с родителями. 2009. С. 1–4. — URL: https://urok.1sept.ru/articles/525220 (дата обращения: 06.11.2025).

