Гармонизация отношений между родителями и детьми с помощью художественной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мурзова, М. С. Гармонизация отношений между родителями и детьми с помощью художественной деятельности / М. С. Мурзова, Н. Л. Киданова, Т. А. Стрюкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 38 (433). — С. 219-220. — URL: https://moluch.ru/archive/433/95003/ (дата обращения: 16.11.2024).



В последнее время стали учащаться проблемы во взаимоотношении родителей с детьми дошкольного возраста. Множественные научные исследования показывают, что нарушение эмоционального контакта ребенка с любым из родителей имеют негативные последствия в его соматическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии. Прослеживаются и другие линии этого влияния на такие проявления личности ребенка, как чувство дискомфорта в этом мире, эмоциональная закрытость к людям, враждебность, недоверие к окружающим. Рассматривая понятие здоровье с точки зрения психологии, в работе с детьми дошкольного возраста, большое место мы уделяем эмоционально-нравственному развитию, основы которого закладываются в семье через близкие контакты. Именно родители, являясь первыми воспитателями ребенка, нередко допускают серьезные ошибки, которые ведут к увеличению числа детей с различными отклонениями в развитии, нарушениями эмоционально-личностной сферы.

Детский сад — это первая ступень в развитии социальных и коммуникативных навыков ребенка. Работая с детьми, мы (воспитатели) обязаны не только заниматься обучением, но и заботиться об их физическим и психическом здоровье. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития и есть здоровье сберегающие технологии. Как было отмечено выше, сегодняшняя реальность такова, что взаимоотношения родителей с детьми дошкольного возраста имеют некоторые проблемы, из-за которых снижается уровень психического здоровья ребенка. Именно поэтому, в рамках образовательного процесса, на базе МБДОУ детский сад № 47 г. Белгород, работая в старшей группе, нами была выбрана методика гармонизации отношений между родителями и детьми с помощью художественной деятельности.

Цель нашей методик, это перестройка неэффективных моделей поведения и общения родителей со своими детьми. Таким образом, мы планировали, с помощью художественной деятельности способствовать улучшению детско-родительских отношений. Дети в семье должны ощущать абсолютный комфорт, ощущение безопасности, любви и заботы. Однако, родители стали возлагать на своих детей определенные ожидания, в связи с чем очень часто происходят разногласия в семье. В каждой семье в силу определенных причин объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Природа межличностных отношений значительно отличается от природы общественных, так как в своей основе они имеют эмоции. Л. И. Божович в своих работах отмечает, что та деятельность окажет важнейшее влияние на развитие личности, которая станет центральной для самих детей, охватит их основные интересы и эмоции. Организованное, систематическое обучение и воспитание — главнейшая форма и условие целенаправленного развития ребенка. В связи с тем, что взрослые сейчас слишком заняты работой, их сложно уговорить включиться в совместную деятельность в ДОУ, поэтому мы решили попробовать с помощью рисования гармонизировать взаимоотношения детей и родителей. Художественная деятельность является одним из любимых занятий любого дошкольника, она не требует особых педагогических условий, интересна и легка в исполнении.

У большинства детей, в дошкольном возрасте, формируются и закрепляются негативные эмоции по отношению к родителям, окружающим людям, что может плохо сказываться на дальнейшем их психическом развитии. К 4–5 годам у детей заметно возрастает увлеченность какой-либо деятельностью, дети начинают привязываться к сверстникам, появляется первая избирательность в общении с другими детьми. Появляются связи по типу: «кто с кем дружит» или «водится». Ребенок может серьезно переживать все эти изменения в его жизни. В данных моментах очень необходима психологическая помощь родителей. Однако, многие родители не считают подобные ситуации в жизни детей серьезной проблемой и отстраняются от них. Изучив теоретическую часть, можно сказать, что в настоящее время активно изучается влияние семейных факторов в развитии личности ребенка. Каждый ребенок является полноценной и уникальной личностью, а условия его социализации и самореализации определяются отношением родителей. Дошкольный возраст — это возраст активного рисования. В рисунках дети проявляют свои жизненные впечатления, переживания, воображаемые ситуации. Мы выяснили, что с помощью рисования ребенок получает широкие возможности для самовыражения и проявления эмоций. Поэтому поставили перед собой задачу — заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии воспитанников посредством совместной художественной деятельности.

Одним из вариантов совместной деятельности детей и родителей был выбран «Родительский час». Мы разработали тематический план занятий, организовали в группе условия для совместной творческой деятельности детей и родителей, определили подходящее время для возможности его проведения. В ходе мероприятия родители совместно с детьми погружались в творческо-поисковую деятельность. Однако, главными «творцами» были дети, а родители — активными соучастниками и их помощниками. В ходе занятий использовались нетрадиционные техники рисования, разнообразные материалы, которые позволяли малышам и их родителям экспериментировать, а также, создавали ситуацию свободного выбора, очень необходимую в творческой деятельности.

Данный вид совместной деятельности очень понравился как детям, так и родителям, взрослые активно включались в процесс и с каждым последующим занятием наши группы участников только увеличивались. Во время обратной связи мы выяснили, что данное мероприятие очень результативно, дети и родители после занятий с удовольствием делились между собой эмоциями и впечатлениями, они забирали домой получившиеся совместные картины. Доброжелательная атмосфера, раскрепощенность между членами детского коллектива и взрослыми, благоприятно сказались на результатах нашей работы.

Рисование — это особый вид деятельности, способствующий развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, в котором он ощущает себя свободным и защищенным, особенно, если рядом родные люди. Совместное творчество детей и родителей открывает новые возможности для сближения всех членов семьи. Достижению психологического здоровья дошкольников и их родителей способствуют игры, арт-терапевтические и занятия, развивающие творческие способности ребенка. Родителям, которые соприкасаются с изобразительной деятельностью ребенка, необходимо понимать, какие чувства испытывает ребенок в процессе рисования, что он хочет показать своим рисунком, на что нужно обратить особое внимание. И уже после анализа, взрослые могут включаться в совместную деятельность для того, чтобы помочь ребенку справиться с его проблемой, показать, что его понимают и уважают.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, дошкольный возраст, совместная деятельность, художественная деятельность, взаимоотношение родителей, детский сад, помощь рисования.


Похожие статьи

Самореализация одаренных детей через изобразительное искусство

Использование народного искусства в интеллектуально-эстетическом воспитании детей

Активизация познавательной деятельности детей посредством экологических проектов

Развитие творческих способностей детей посредством интеграции художественной деятельности

Индивидуальный подход к детям в процессе обучения и воспитания

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья через воспитание дружеских взаимоотношений во время игр

Оздоровление детей через нетрадиционные формы и методы работы

Развитие коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности

Знакомство детей раннего возраста с цветом посредством дидактических игр

Эстетическое воспитание подростка средствами художественного творчества

Похожие статьи

Самореализация одаренных детей через изобразительное искусство

Использование народного искусства в интеллектуально-эстетическом воспитании детей

Активизация познавательной деятельности детей посредством экологических проектов

Развитие творческих способностей детей посредством интеграции художественной деятельности

Индивидуальный подход к детям в процессе обучения и воспитания

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья через воспитание дружеских взаимоотношений во время игр

Оздоровление детей через нетрадиционные формы и методы работы

Развитие коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности

Знакомство детей раннего возраста с цветом посредством дидактических игр

Эстетическое воспитание подростка средствами художественного творчества

Задать вопрос