Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Повышение эффективности управления образовательной программой специальности «Электроэнергетика»

Педагогика
21.05.2019
66
Поделиться
Библиографическое описание
Тулентаева, Г. С. Повышение эффективности управления образовательной программой специальности «Электроэнергетика» / Г. С. Тулентаева, Б. Ж. Шырынбекова, Г. А. Шукенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 514-515. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59137/.


Ключевые слова: оценка качества образования, образовательная программа, специальность электроэнергетики, управление, стратегический план

Образование является одним из важнейших приоритетов все активнее интегрирующегося в международные процессы суверенного Казахстана [1]. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы выдвигает принципиально новые требования к качеству подготовки обучающихся и введение новых институциональных механизмов в образовании на основе эффективного его взаимодействия с рынком труда [2].

Условия рыночной экономики требуют адаптации высшего образования по специальности и научных исследований к изменяющимся потребностям общества, региональным потребностям и достижениям научной мысли. Поэтому необходима работа по координации образовательных программ с требованиями Европейской рамки квалификаций и определение целей образовательной программы, компетенций выпускников. Центральным компонентом образовательной программы является система целей, которая характеризует модель выпускника. В современном контексте — это компетентностная модель выпускника [3].

Цели образовательной программы специальности «Электроэнергетика» соответствуют миссии, стратегическому плану университета, кафедры.

Реализация образовательной программы определяется миссией Международного казахско-турецкого университета имени Ходжи Ахмеда Ясави, которая заключается в формировании современной научно-образовательной среды, в которой реализуется подготовка высококвалифицированных кадров на принципах тесной интеграции науки, образования и инноваций.

В миссии университета заложена долговременная направленность, которая обновляется в постоянно меняющейся внешней среде в зависимости от потребностей общества. Миссия университета неразрывно связана с историей создания и развития университета. Стратегической целью его создания наряду с подготовкой высококвалифицированных специалистов для Республики Казахстан и тюркоязычных стран является возрождение исторического имиджа города Туркестан как научного, культурного и духовного центра тюркоязычных народов.

Цель образовательной программы, сформулированная в соответствии с ГОСО РК, квалификационными рамками выпускников Европы Tuning, квалификационными требованиями Дублинского дескриптора, которые создаются на основе анализа рынка труда, определяется компетенцией выпускников, отраженные в образовательной программе специальности. Введение компетентного подхода предполагает перемещение акцентов с процесса обучения на его результат, изменение ролей преподавателя и студента, в центре данной системы оказывается понятие компетенции. Следовательно, задачами образовательной программы является качественная подготовка конкурентоспособных иинновационно ориентированных выпускников, соответствующих современным требованиям и запросам рынка труда с учетом развития науки и условий, предлагаемых реальной действительностью [4,5].

Для достижения целей образовательной программы специальности «Электроэнергетика» определены 4 мега-компетенций, включающих в себя общенаучные, социальные, инструментальные компетенции, а также 12 профессиональных компетенций. Приобретая эти компетенции, выпускник образовательной программы будет свободно плавать и четко ориентироваться в мировом образовательном пространстве.

В университете установлены периодичность, формы и методы оценки качества образовательной программы. Они проходят процедуру ежегодного мониторинга качества реализации на заседании кафедры с участием обучающихся и работодателей.

Университет проводит мониторинг и систематизирует данные по следующим направлениям [6]:

− анализ результатов экзаменационных сессий в разрезе факультетов, специальностей, дисциплин с подготовкой годовых и полугодовых отчетов,

− анализ результатов итоговой аттестации студентов (контроль обновления тематики дипломных проектов, результаты сдачи государственных экзаменов и защиты дипломных проектов и др.),

− разработка методической документации кредитной технологии и анализ качества внутривузовской документации, силлабусов,

− анкетирование студентов, выпускников, работодателей по вопросам качества предоставляемых образовательных услуг и подготовка предложений,

− внедрение дистанционных образовательных технологий,

− оценка и анализ результатов научно-исследовательской работы ППС и обучающихся.

Все составляющие образовательной программы проходят стадии разработки, анализа и утверждения в соответствии с внутренними нормативными документами, утвержденными Сенатом университета.

Таким образом, содержание и структура образовательной программы специальности «Электроэнергетика» соответствует потребностям регионального рынка труда, результаты обучения отражены в компетенциях [7]. Модуляризация выполнена с учетом специфики включенных дисциплин, распределены количество зачетных единиц по модулям, что позволяет обеспечить внешнюю и внутреннюю мобильность студентов. Разработаны механизмы по выявлению современных потребностей общества и постоянного совершенствования образовательной программы. Обратная связь, направленная на совершенствование образовательных программ, включает мониторинг работодателей, выпускников и т. д. [8]. Например, при разработке учебного плана специальности 5В071800 — Электроэнергетика учтены рекомендации работодателей и внесены следующие дисциплины:

  1. Металловедение
  2. Прикладная механика
  3. Численное программное управление (ЧПУ)
  4. Инженерная графика (Kompas 3d)
  5. Система Кайдзен
  6. Проектирование и сборка трансформаторов
  7. Электрооборудование
  8. Электронная преобразовательная техника
  9. Электрические машины
  10. Проектирование и технология освещения
  11. Электронные установки и управление
  12. Электропривод

Управление качеством образования определяется стратегическим и оперативным менеджментом вуза [9]. Управление университета основано на системном подходе, осуществляет свою образовательную деятельность на основе устава университета. С 2006 года в университете функционирует Система менеджмента качества. В 2018 году университет прошел институциональную аккредитацию НААР РК.

Литература:

  1. Кусаинов А. К. Качество образования в мире и в Казахстане. Издательский центр ИЭТ. Москва. 2014.
  2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 гг.
  3. Султанова Т. А., Ткачева Е. В. Сущностные особенности управления современной образовательной организацией. // Молодой ученый. — 2014. — № 19. — С. 613–616.
  4. Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход. / Под научным ред. д. п. н., профессора В. И. Байденко. 2010.
  5. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения. / Под научным ред. д. п. н., профессора В. И. Байденко. 2010.
  6. Мухаметкалиев Т. М. Болонский процесс в Казахстане: объективный взгляд. Современное образование. № 1 (81). 2011.
  7. Кунакова К. У. Тенденции улучшения качества образовательных услуг в мировой практике. Вестник АПН Казахстана, № 6 (56). 2013.
  8. Болотов В. А., Ефремова Н. Ф. Системы оценки качества образования. М: Логос. 2007.
  9. Бочков Д. В., Горбачева Е. В. Управление образовательной организацией на основе комплексной оценки эффективности ее деятельности // Молодой ученый. — 2015. — № 22. — С. 355–358.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
оценка качества образования
образовательная программа
специальность электроэнергетики
управление
стратегический план
Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 514-515):
Часть 6 (стр. 441-523)
Расположение в файле:
стр. 441стр. 514-515стр. 523

Молодой учёный