Педагогические условия формирования информационно аналитических умений у детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (143) март 2017 г.

Дата публикации: 03.03.2017

Статья просмотрена: 1854 раза

Библиографическое описание:

Нажметдинова, В. М. Педагогические условия формирования информационно аналитических умений у детей младшего школьного возраста / В. М. Нажметдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 345-347. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40176/ (дата обращения: 21.11.2024).



Наблюдаемый в настоящее время лавинообразный рост информации требует от человека соответствующих умений и навыков. Не случайно одной из самых актуальных проблем в образовании стала проблема формирования информационно-аналитических умений повышения информационной грамотности учащихся как основы самостоятельной учебной деятельности.

Соответственно, принципиально меняются цели образования: смещение акцентов со знаниевого на деятельностный подход в образовании. Исходя из нормативных документов, выпускник начальной школы при освоении основной образовательной программы начального общего образования должен овладеть личностными, метапредметными и предметными результатами. [3, с. 20]

Младший школьный возраст — возраст интенсивного развития и перестройки мыслительной деятельности. Доминирующей функцией становится именно мышление. В этом возрасте должен завершиться переход от наглядно — образного к словесно-логическому мышлению. Ребёнок должен научиться строить логически верные рассуждения, совершая при этом различные учебные операции. В результате формируется понятийное или теоретическое мышление, ребёнок развивается интеллектуально, совершенствуется, облегчается процесс усвоения знаний, умений, навыков, становится более высокой учебная мотивация.

Современный учитель должен сделать выбор: продолжать делать упор на овладение предметными знаниями, умениями, навыками, опираясь на память, или продвигать ученика по пути компетенции, создавая условия для овладения интеллектуальных умений сравнивать, обобщать, в конечном итоге осуществлять анализ и синтез.

Перейдем к определению понятия «информационные умения». Данное понятие раскроем через понятие «умение», которое понимается как освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков; способность выполнять некое действие по определенным правилам, причем действие еще не достигло автоматизированности [1, с. 2]. Умение означает, что обучающийся освоил соответствующее знание о способах деятельности и может его применять. Исходя из этого, под информационными умениями будем понимать освоенные обучающимися способы выполнения действий с информацией, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний. В научно-методической литературе выделяются две группы информационных умений — информационно-поисковые и информационно-аналитические

Выделяя из спектра аналитических умений информационно-аналитические, следует подчеркнуть недостаточное внимание к самостоятельной работе младших школьников с разными источниками информации, отчасти выходящими за рамки школьного урока. Информационно-аналитические умения тесно связаны с процедурами информационного поиска. Это поиск, последующая обработка, а также творческое использование найденной информации, например:

– умение искать информацию в справочниках и словарях и умения самостоятельно давать толкование понятиям;

– умение формулировать информационный запрос и анализировать найденный источник информации с точки зрения его соответствия запросу;

– умение искать непонятное и понятное в слове и получать информацию из морфемной структуры слова;

– умение анализировать структуру текста научно-познавательного характера, самостоятельно находить в нем ключевые слова, предложения, составлять план текста или опорный конспект;

– умение получать информацию из иллюстративного и прочего сопроводительного к статье материала;

– умение анализировать объект наблюдения и давать краткое либо развернутое описание объекта в устной и письменной форме;

– умение давать сравнительный анализ наблюдаемых объектов в устной и письменной форме. [4, с. 125]

Эти и другие информационно-аналитические умения ориентированы не столько на успешность ребенка в рамках учебной деятельности, сколько на развитие внешкольных познавательных интересов и возможностей младшего школьника, на рост его познавательной активности за пределами урока, на формирование вкусов, потребностей, ценностей, связанных с потреблением и созданием информационных ресурсов.

Важным средством формирования как информационно-поисковых, так и информационно-аналитических умений являются, арифметические задачи С. А. Новоселов утверждает, что «успех в решении задач зависит от умения извлекать информацию из условий задачи и выявлять отдельно элементы, комбинировать их и т. д. Полученная информация обеспечивает поиск решения, регулирует действия учащихся на наиболее важных этапах творческой деятельности» [1, с. 69].

В начальной общеобразовательной школе традиционно имеют место различные виды работ аналитического характера:

– анализ содержания математической задачи;

– анализ математического выражения;

– звуко-буквенный анализ слова;

– анализ слова с точки зрения его морфемной структуры;

– анализ предложения;

– анализ художественного текста;

– анализ научно — популярной статьи и др.

Из всего выше перечисленного можно выделить педагогические условия формирования информационно-аналитических умений у детей младшего школьного возраста:

  1. научить детей извлекать из текста информацию, определяющую решение поставленной задачи. Обучая, например, чтению задач, необходимо предъявлять требования к чтению текста задач: правильное чтение всех слов, выделение опорных слов и чисел, используемых в задаче. В процессе реализации данного условия, детей учат устанавливать, достаточно ли этой информации для решения, находить лишнюю информацию;
  2. осуществление перевода текста задачи на язык с помощью невербальных средств. Реализация этого условия предполагает выбор например: знако-символических средств для построения графической модели адекватной математическому содержанию задачи. Перевод текста в форму графической модели позволяет обнаружить в нем свойства и отношения, которые часто с трудом выявляются при чтении текста задачи;
  3. Мотивационное условие (интерес к учебно-информационной деятельности, умение осознать потребность в информации, активное информационное поведение);
  4. Подбор специальных заданий с использованием средств мультимедийных технологий, позволяющих развивать быстроту, гибкость, оригинальность и точность;
  5. Совершенствование специальной подготовки преподавателей в области современных мультимедийных технологий;
  6. Повышение квалификации (прохождение дополнительных курсов и тд);
  7. Обучение младших школьников рациональным способам умственной работы;
  8. Эмоциональная насыщенность занятия, «взволнованность» самого педагога. Создание доброжелательного эмоционального фона в работе педагога и учеников;
  9. Обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими детьми упражнений и заданий.

К концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться и уметь учиться, чему в немалой степени может способствовать процесс формирования информационной грамотности на уроках русского языка. Знания и умения в сфере информационной деятельности могут быть перенесены учащимися и на другие учебные предметы, что повлияет на более эффективное усвоение учебного материала, повлечет использование рациональных способов работы с информацией, что важно и для последующего обучения школьников.

Литература:

1. С. А. Новоселов, И. А. Торопов. Синтез творческой и репродуктивной и деятельности учащихся в процессе обучения анализу изобретений. Монография — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. 187 с.

2. Бордовская Н., Реан А. Педагогика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2014

3. Буддизм. ЧетыреSmartTextBox благородных истины. — М., 2015.

4. Коменский Я. А. Великая дидактика: изб. пед. произвeдения. В 2-х т. — М., Педагогика, 2012 — Т.1

5. Кругликов В. Н., Платонов Е. В., Шаранов Ю. А. Методы активизации познавательной деятельности, С.-Пб.: Знание, 2016

Основные термины (генерируются автоматически): умение, информация, младший школьный возраст, графическая модель, письменная форма.


Похожие статьи

Педагогические условия формирования информационной компетентности будущих учителей начальных классов

Педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Психолого-педагогические условия формирования мотивации младших школьников в учебном процессе

Особенности использования дидактических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Педагогические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте

Возможности игрового обучения в формировании экономических знаний и умений старшеклассников

Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Педагогические условия развития математических представлений у дошкольников посредством информационных технологий

Педагогические условия формирования психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Педагогические условия формирования информационной компетентности будущих учителей начальных классов

Педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Психолого-педагогические условия формирования мотивации младших школьников в учебном процессе

Особенности использования дидактических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Педагогические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте

Возможности игрового обучения в формировании экономических знаний и умений старшеклассников

Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Педагогические условия развития математических представлений у дошкольников посредством информационных технологий

Педагогические условия формирования психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста

Задать вопрос