Наблюдаемый в настоящее время лавинообразный рост информации требует от человека соответствующих умений и навыков. Не случайно одной из самых актуальных проблем в образовании стала проблема формирования информационно-аналитических умений повышения информационной грамотности учащихся как основы самостоятельной учебной деятельности.
Соответственно, принципиально меняются цели образования: смещение акцентов со знаниевого на деятельностный подход в образовании. Исходя из нормативных документов, выпускник начальной школы при освоении основной образовательной программы начального общего образования должен овладеть личностными, метапредметными и предметными результатами. [3, с. 20]
Младший школьный возраст — возраст интенсивного развития и перестройки мыслительной деятельности. Доминирующей функцией становится именно мышление. В этом возрасте должен завершиться переход от наглядно — образного к словесно-логическому мышлению. Ребёнок должен научиться строить логически верные рассуждения, совершая при этом различные учебные операции. В результате формируется понятийное или теоретическое мышление, ребёнок развивается интеллектуально, совершенствуется, облегчается процесс усвоения знаний, умений, навыков, становится более высокой учебная мотивация.
Современный учитель должен сделать выбор: продолжать делать упор на овладение предметными знаниями, умениями, навыками, опираясь на память, или продвигать ученика по пути компетенции, создавая условия для овладения интеллектуальных умений сравнивать, обобщать, в конечном итоге осуществлять анализ и синтез.
Перейдем к определению понятия «информационные умения». Данное понятие раскроем через понятие «умение», которое понимается как освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков; способность выполнять некое действие по определенным правилам, причем действие еще не достигло автоматизированности [1, с. 2]. Умение означает, что обучающийся освоил соответствующее знание о способах деятельности и может его применять. Исходя из этого, под информационными умениями будем понимать освоенные обучающимися способы выполнения действий с информацией, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний. В научно-методической литературе выделяются две группы информационных умений — информационно-поисковые и информационно-аналитические
Выделяя из спектра аналитических умений информационно-аналитические, следует подчеркнуть недостаточное внимание к самостоятельной работе младших школьников с разными источниками информации, отчасти выходящими за рамки школьного урока. Информационно-аналитические умения тесно связаны с процедурами информационного поиска. Это поиск, последующая обработка, а также творческое использование найденной информации, например:
– умение искать информацию в справочниках и словарях и умения самостоятельно давать толкование понятиям;
– умение формулировать информационный запрос и анализировать найденный источник информации с точки зрения его соответствия запросу;
– умение искать непонятное и понятное в слове и получать информацию из морфемной структуры слова;
– умение анализировать структуру текста научно-познавательного характера, самостоятельно находить в нем ключевые слова, предложения, составлять план текста или опорный конспект;
– умение получать информацию из иллюстративного и прочего сопроводительного к статье материала;
– умение анализировать объект наблюдения и давать краткое либо развернутое описание объекта в устной и письменной форме;
– умение давать сравнительный анализ наблюдаемых объектов в устной и письменной форме. [4, с. 125]
Эти и другие информационно-аналитические умения ориентированы не столько на успешность ребенка в рамках учебной деятельности, сколько на развитие внешкольных познавательных интересов и возможностей младшего школьника, на рост его познавательной активности за пределами урока, на формирование вкусов, потребностей, ценностей, связанных с потреблением и созданием информационных ресурсов.
Важным средством формирования как информационно-поисковых, так и информационно-аналитических умений являются, арифметические задачи С. А. Новоселов утверждает, что «успех в решении задач зависит от умения извлекать информацию из условий задачи и выявлять отдельно элементы, комбинировать их и т. д. Полученная информация обеспечивает поиск решения, регулирует действия учащихся на наиболее важных этапах творческой деятельности» [1, с. 69].
В начальной общеобразовательной школе традиционно имеют место различные виды работ аналитического характера:
– анализ содержания математической задачи;
– анализ математического выражения;
– звуко-буквенный анализ слова;
– анализ слова с точки зрения его морфемной структуры;
– анализ предложения;
– анализ художественного текста;
– анализ научно — популярной статьи и др.
Из всего выше перечисленного можно выделить педагогические условия формирования информационно-аналитических умений у детей младшего школьного возраста:
- научить детей извлекать из текста информацию, определяющую решение поставленной задачи. Обучая, например, чтению задач, необходимо предъявлять требования к чтению текста задач: правильное чтение всех слов, выделение опорных слов и чисел, используемых в задаче. В процессе реализации данного условия, детей учат устанавливать, достаточно ли этой информации для решения, находить лишнюю информацию;
- осуществление перевода текста задачи на язык с помощью невербальных средств. Реализация этого условия предполагает выбор например: знако-символических средств для построения графической модели адекватной математическому содержанию задачи. Перевод текста в форму графической модели позволяет обнаружить в нем свойства и отношения, которые часто с трудом выявляются при чтении текста задачи;
- Мотивационное условие (интерес к учебно-информационной деятельности, умение осознать потребность в информации, активное информационное поведение);
- Подбор специальных заданий с использованием средств мультимедийных технологий, позволяющих развивать быстроту, гибкость, оригинальность и точность;
- Совершенствование специальной подготовки преподавателей в области современных мультимедийных технологий;
- Повышение квалификации (прохождение дополнительных курсов и тд);
- Обучение младших школьников рациональным способам умственной работы;
- Эмоциональная насыщенность занятия, «взволнованность» самого педагога. Создание доброжелательного эмоционального фона в работе педагога и учеников;
- Обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими детьми упражнений и заданий.
К концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться и уметь учиться, чему в немалой степени может способствовать процесс формирования информационной грамотности на уроках русского языка. Знания и умения в сфере информационной деятельности могут быть перенесены учащимися и на другие учебные предметы, что повлияет на более эффективное усвоение учебного материала, повлечет использование рациональных способов работы с информацией, что важно и для последующего обучения школьников.
Литература:
1. С. А. Новоселов, И. А. Торопов. Синтез творческой и репродуктивной и деятельности учащихся в процессе обучения анализу изобретений. Монография — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. 187 с.
2. Бордовская Н., Реан А. Педагогика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2014
3. Буддизм. Четыре благородных истины. — М., 2015.
4. Коменский Я. А. Великая дидактика: изб. пед. произвeдения. В 2-х т. — М., Педагогика, 2012 — Т.1
5. Кругликов В. Н., Платонов Е. В., Шаранов Ю. А. Методы активизации познавательной деятельности, С.-Пб.: Знание, 2016