Педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 октября, печатный экземпляр отправим 9 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (536) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 15.09.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Зубкова, О. С. Педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира / О. С. Зубкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 37 (536). — С. 160-163. — URL: https://moluch.ru/archive/536/117655/ (дата обращения: 27.09.2024).



Каждая учебная дисциплина в зависимости от содержания дисциплины и модальностей организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. Касательно дисциплины «окружающий мир» следует отметить, что она играет интегрирующую роль и гарантирует формирование целостного научного образа природного, социального и культурного мира детей. Общество, закладывающее основы формирования общества с глобальной перспективой, самоопределения жизни и формирования российской гражданской идентичности личности [6].

Одна из целей предмета «Окружающий мир» — научить школьников объяснять свое отношение к миру. Именно уроки окружающего мира имеют большой потенциал для формирования личностных универсальных учебных действий. Отказ от подражательных методов обучения в пользу учеников, которые самостоятельно ищут ответы на вопросы, позволяет учителю не навязывать «правильное» отношение к окружающей среде, а корректировать мировоззрение, установки и моральные ценности ребенка.

Программа в соответствии с государственным стандартом предусматривает знакомство школьников с самыми неожиданными и значимыми событиями в истории нашей Родины. Среди них, конечно, значительное место занимают рассказы об освободительных войнах славян и русских. Если познакомить детей только с богатой событиями стороной военной истории, они могут не получить должной эмоциональной оценки. Чтобы познавательный интерес соотносился с эмоциональным состоянием, необходимо вместе с учащимися проанализировать ответ на вопрос: «Почему люди воюют?». Даже небольшой, но специально структурированный текст на эту тему позволяет детям понять самые сложные исторические и социальные понятия: «освободительная война», «защита государства — обязанность гражданина», «захватнические войны» [14].

Освоение предмета «Окружающий мир» вносит значительный вклад в достижение личностных результатов в начальном образовании. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают смысловую направленность ценностей (умение соотносить действия и события с принятыми этическими принципами, знание нравственных норм, умение выделять нравственную сторону поведения) и направленность в социальных ролях и межличностных отношениях. В соответствии с ФГОС формирование универсальных учебных действий обучающихся на этапе общего начального образования должно определяться на этапе окончания начальной школы [1].

В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию правил здорового образа жизни, пониманию необходимости такого образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.

Для успешного формирования личностных универсальных учебных действий должны быть соблюдены определенные педагогические условия, поскольку каждый педагог осознает, что односторонняя передача знаний от учителя к ребенку не повлияет напрямую на формирование личности ребенка.

Чтобы знания стали условием правильного поведения, то есть определяющим фактором его ценного отношения к миру, необходимо формировать личный смысл всех действий ученика. Если это не так, знание порождает только известные причины поведения. Личностный смысл позволяет сформировать действительно действующие мотивы поведения, благодаря которым деятельность каждого ребенка становится самостоятельной, инициативной, «навязанной» самой себе.

С целью формирования ценностного взаимоотношения к объекту (событию, образу, детали) в окружающем мире, необходимо заново пережить опыт учащихся. Изучая тему «Ты и твое здоровье», можно предложить младшим школьникам напомнить им, что такое распорядок дня и почему его необходимо соблюдать [18]. Интерес школьников во время обсуждения помогает обсудить и определить элементы повседневного распорядка, которые необходимо выполнять. Активность детей также может помочь развить общеобразовательный навык — определение соответствия между временными интервалами и событиями (что считается очень сложным навыком для младшего школьника). В 4-м классе опора на жизненный опыт учащегося помогает развить навыки делать предположения, аргументировать, выражать мнение и выбирать разумный путь для решения учебной задачи.

Важным элементом урока является самоопределение к деятельности. Для организации самоопределения целесообразно использовать стихи. Например, психофизическая подготовка, эмоциональное отношение к уроку выглядит так: «Я рада снова видеть ваши лица, ваши глаза. И я верю, что настоящая деятельность подарит всем нам радость от общения друг с другом. Удачи и успехов! С каким настроем вы приступаете к уроку? «Просигнальте», пожалуйста».

Первоклассники очень любят соревнования. Поэтому на этапе самоопределения можно согласиться с тем, что за любое правильно выполненное задание ученик приобретает какой-то символ, знак.

При работе над темой «Если хочешь быть здоров», школьникам можно предложить фотографии здорового и больного мальчиков, вблизи с которыми находится пустая пачка сигареты, задан вопрос: «Кому принадлежала пачка?». Дети дают ответ, доказывая выбор, и приходят к выводу о вреде курения [24].

Для формирования личностных универсальных учебных действий используют такие виды заданий, как: участие в проектах; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия; дневники достижений и т. д.

Личностные результаты можно формировать, опираясь на желание узнать новое, т. е. на познавательный интерес и мотивацию.

Учителя начальных классов при объяснении новых тем должны опираться на личный опыт учащихся. Он у детей не большой, но очень яркий, эмоциональный. Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т. к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

Воспитанию качеств личности младших школьников на уроках окружающего мира могут способствовать такие методы как убеждение, анализ текстовой и визуальной информации. Для анализа выбираются дополнительные к учебнику тексты, несущие глубокий моральный смысл, формирующие правила поведения и личностные качества. Например, изучая разделы «Здоровье и безопасность», «Общение» (2 класс), можно использовать тексты-ситуации, в которых героями являются сверстники. Анализируя поведение героев, дети приходят к выводу о правильности или неправильности поведения. Для анализа текстов можно использовать фрагменты рассказов писателей.

Объединение деятельности учителя и ученика — вот основное отличие новой дидактики от традиционной. Учитель организует информационную среду так, чтобы ученик стал активным участником процесса получения знаний, умел применять эти знания в повседневной жизни, не боялся делать выводы и оценивать ситуацию. Одним из основных требований к реализации новых образовательных стандартов стало требование технического оснащения образовательных учреждений, открытие доступа к информационным базам, справочникам, мультимедийным материалам — средствам ИКТ [10].

Для анализа визуальной информации на уроке можно использовать иллюстрации презентации и видео. Использование презентаций позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность; привлекает большое количество дидактического материала; повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза; обеспечивает высокую степень дифференциации обучения.

На уроках окружающего мира в 1 классе можно использовать следующие презентации: «Осень. Сезонные изменения в жизни растений и животных», «Кто такие звери?», «Птицы», «Насекомые. Приглядись и удивись», «Земноводные и пресмыкающиеся», «Рыбы», «Зима. Жизнь диких животных зимой», «Какие бывают растения», «Части растений», «Наши помощники домашние животные», «Наши помощники — органы чувств», «Группы животных», «Моя семья».

Грамотное использование на уроках окружающего мира мультимедийных презентаций способствует:

— активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

— развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;

— снижению дидактических затруднений у учащихся;

— повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;

— развитию информационного мышления школьников, формированию информационно-коммуникационной компетенции.

Кроме этого, на уроках можно использовать электронное приложение УМК «Окружающий мир. 3 класс». В электронном приложении может использоваться для совместной с учителем работы учащихся в классе и для самостоятельной работы учащихся дома. В электронном приложении более 700 мультимедиа-ресурсов различных типов, расширяющих информационно-образовательное пространство УМК: фотографии, анимации, видеофрагменты, интерактивные игры, тесты [21].

Электронное приложение состоит из уроков, соответствующих темам учебника. Все уроки сгруппированы по разделам курса. Каждый урок состоит из трёх экранов: информационного, представляющего детям учебный материал, и двух экранов с упражнениями тренировочного характера. Отдельный раздел приложения включает итоговые тесты, позволяющие проверить знания учащихся, полученные в течение года.

Также на уроках «Окружающего мира», можно использовать дидактические игры, которые способствуют повышению интереса к предмету, мотивации, способствует повышению знаний. Для того чтобы дидактические игры на уроках способствовали повышению знаний обучающихся, они должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью необходимо включать в викторины, КВНЫ, квесты, те дидактические игры, которые с одной стороны будут содержать в себе элемент новизны, а с другой — правила проведения которых будут для детей посильны [11].

Для повышения знаний на уроках окружающего мира посредством использования дидактических игр важно, чтобы главным в оценке учеником своей деятельности, производился качественный анализ его работы во время дидактической игры. При этом необходимо подчеркнуть все положительные моменты, которые помогли учащимся справиться с поставленной задачей в игре, а также обратить внимание на причины имеющихся недостатков. Тем самым младшие школьники будут понимать, что принимать активное участие в игре и помогать своей команде намного легче и интереснее, если у тебя имеется определенный объем знаний, полученных во время урока.

Например, при изучении темы «Кто и что?» проводится игра на внимание «Летает — не летает?» и др.

Во втором классе игровые приемы усложняются, могут проводиться в течение всего урока — это игры-путешествия, настольные игры: кроссворды, чайнворды, лото. В этом возрасте обучающиеся осуществляют воспроизводящую, творческую, поисковую деятельность.

В третьем классе используются сюжетно-ролевые игры. При работе над проектом «Разнообразие природы родного края» детям могут пригодиться познавательные игры «Мир животных», экологическая игра «Птицы наших водоемов», создание мини-книжек о животных [26].

Дидактические игры способствуют активизации интереса и внимания младших школьником на уроках окружающего мира, развивают познавательные способности, воображение, формируют учебные умения, навыки самоконтроля и самооценки, самостоятельность в учебной работе, способствуют закреплению знаний, умений и формированию навыков.

В конце каждого урока окружающего мира учителю следует проводить рефлексивный анализ деятельности детей.

Таким образом, формированию личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира будут способствовать следующие педагогические условия:

— использование таких методов как убеждение, анализ текстовой и визуальной информации, способствующий воспитанию личностных качеств учеников;

— применение дидактических игр, направленных на развитие интереса и мотивации к процессу обучения;

— применять интерактивное оборудование, мультимедиа;

— формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью).

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / А. И. Федина. — М.: Просвещение, 2010. — 93 с.
  2. Виноградова, Н. Ф. «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы. Лекции 1–4 / Н. Ф. Виноградова, О. А. Рыдзе. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014. — 68 с.
  3. Иванова, Е. О. Смыслообразование как основа личностных универсальных учебных действий / Е. О. Иванова //Отечественная и зарубежная педагогика. — 2019. –№ 5 (8). — С.113–124.
  4. Карабанова, О. А.Развитие игровой деятельности детей 2–7 лет/ О. А. Карабанова, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва. — М.: Просвещение, 2016. — 96 с.
  5. Миронов, А. В. Теория и технология преподавания интегрированного курса «Окружающий мир»: учебник и практикум для вузов / А. В. Миронов. –М.: Издательство Юрайт, 2022. — 447 с. — URL: https://urait.ru/bcode/494798 (дата обращения: 19.03.2022).
  6. Мухина, В. С. Возрастная психология: Феноменология развития / В. С. Мухина. — М.: Академия, 2016. — 272 c.
  7. Плешаков, А. А. Концепция учебно-методического комплекса «Школа России»: Пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, О. А. Железникова. — М.: Просвещение, 2013. — 64 с
  8. Смирнова, М. С. Методика преподавания предмета «окружающий мир» в начальной школе. Изучение историко-обществоведческого материала / М. С. Смирнова, А. Н. Россинская, Л. Е. Штанова. –М.: Юрайт, 2022. — 196 с. — URL: https://urait.ru/bcode/496685 (дата обращения: 19.03.2022).
  9. Талызина, Н. Ф. Усвоение научных понятий в школе: учебное пособие для вузов / Н. Ф. Талызина, И. А. Володарская, Г. А. Буткин. — М.: Юрайт, 2022. — 87 с. — URL: https://urait.ru/bcode/492606 (дата обращения: 19.03.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, урок, игра, ребенок, электронное приложение, визуальная информация, действие, формирование, школьник, познавательный интерес.


Похожие статьи

Задать вопрос