Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Майданкина Инна Викторовна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (5) декабрь 2015 г.
Дата публикации: 14.11.2015
Статья просмотрена: 5133 раза
Библиографическое описание:
Майданкина, И. В. Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста / И. В. Майданкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 5 (5). — С. 23-27. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/18/461/ (дата обращения: 16.12.2024).
«Школа не должна вносить резкого перелома жизнь.
Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера.
Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»
(В. А. Сухомлинский).
Эти слова очень актуальны и в наше время. Завершение дошкольного периода и поступление в школу — это переломный и ответственный этап в жизни ребенка, когда ему необходимо постепенно становиться самостоятельным и ответственным.
В школе на первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения, и новая информация, и новая форма обучения. Поэтому готовить дошкольника к грядущим переменам в привычных для него условиях нужно постепенно, шаг за шагом вводя новые установки, соответствующие новым требованиям.
Сегодня ФГТ (ами) определено, что ребенок в результате освоения Программы дошкольного обучения и воспитания может приобрести только интегративное качество, как Универсальные предпосылки учебной деятельности — умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
К моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылкиУУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Коммуникативные универсальные учебные действия рассматриваются у дошкольников как элемент коммуникации:
взаимодействие — общение, обмен информацией, получение знаний;
кооперация — умение договариваться, находить общее решение, убеждать, уступать, брать на себя инициативу;
условие интериоризации- способность речевого отображения (описания, объяснения) учеником (воспитанником) в содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности — прежде всего в форме громкой социализированной речи;
Морально-этические качества — способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов.
Личностные универсальные учебные действия — эторазвитие учебных и познавательных мотивов:
создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе;
формирование мотивации и рефлексивного отношения учащегося или воспитанника к обучению;
организация форм совместной деятельности, учебного сотрудничества;
развитие рефлексивной самооценки, как основы развития субъектности в учебной или познавательной деятельности (сравнение ребенком своих достижений вчера и сегодня и выработка на этой основе предельно-конкретной дифференцированной самооценки; предоставление ребенку возможности осуществлять большое количество равнодоступных выборов при обучении, различающихся аспектом оценивания, способом действия, характером взаимодействия и созданием условий для сравнения оценок, полученных сегодня и в недавнем прошлом).
обеспечение успешности в обучении за счёт доступности научных понятий;
положительная обратная связь и положительное подкрепление усилий обучаемого ребёнка через адекватную систему оценивания педагогом системы его знаний;
стимулирование активности и познавательной инициативы ребенка, отсутствие жесткого контроля в обучении;
формирование адекватных реакций учеников на неуспех и построение усилий в преодолении трудностей.
Регулятивные универсальные учебные действия- это умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, сомооценка); формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
сохранять цель;
действовать по образцу и заданному правилу;
видеть указанную ошибку и исправлять ее;
контролировать свою деятельности;
понимает оценку взрослого и сверстника;
умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия овладения);
формирование основ оптимистического восприятия мира.
Познавательные универсальные учебные действия — этовладение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями согласно возрастным требованиям.
Можно сделать вывод, что предпосылки универсальных учебных действий дошкольника находят своё развитие на начальной ступени образования ещё в дошкольном возрасте.
Какая же основная форма обучения, где формируются предпосылки УУД у детей старшего дошкольного возраста? Это НОД — непосредственная образовательная деятельность. Для формирования УУД в старшем дошкольном возрасте, педагоги используют нетрадиционные методы, приёмы и технологии для активизации познавательной деятельности.
- ИКТ и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) при изучении нового материала, его закреплении и контроле знаний. Для ученика ЦОР являются источниками дополнительных знаний, позволяют сформулировать творческие задачи, а также могут выполнять роль тренажеров.. Интерактивные игры
- Мультимедийные продукты сегодня частично берут на себя функции учебников и учебных пособий, где педагог выступает в роли консультанта по возникающим вопросам, а ребёнку гораздо интереснее воспринимать информацию в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. (интерактивные доски)
3. Интеллектуальные игры разминки (вопросы, стихи на активизацию внимания и развитие логики). Н-р, разминка «Мальчики и девочки» (задаются вопросы на тему «Кто что должен делать? "
4. Игры на внимание " Кто что делает?", «Что перепутал художник».
5. Метод мнемотехники для разучивания стихов, составления описательных рассказов.
- Метод коллажа. Коллаж — это учебное пособие, задача которого связать все картинки единой тематике между собой. Коллаж — это лист бумаги, на котором наклеиваются или рисуются различные картинки, предметы, геометрические фигуры, цифры, буквы и т. д. Все изображённые символы ребёнок должен связать в единый рассказ. В данной методике можно изготовить эстетическое учебное пособие в виде фотоальбома или мультимедийнной презентации.
Вот такой рассказ дети могут составить используя коллаж об Африке. Африка, самый жаркий материк. Там много пустынь. Самая большая пустыня Сахара. Ее называют «королевой пустынь». А верблюды — это «корабли пустыни». Еще в пустыни бывают Оазисы. На материке Африка есть джунгли. Там живут обезьяны. Еще на материке Африка живут бегемоты, носороги, крокодилы, слоны и самое высокое животное жираф.
- Блоки Дьенеша направлены на развитие логики, мышления. данные блоки можно изготовить самостоятельно, заменив деревянные блоки картонными геометрическими фиругами.
- Метод ТРИЗ и РТВ.
ТРИЗ — педагогика — это теория решения изобретательских задач.
РТВ — развитие творческого воображения.
* Игра «Теремок»
Цель: Тренируем аналитическое мышление, учимся выделять общие признаки путем сравнения.
Реквизит:Окружающие бытовые предметы, или игрушки, или карточки с изображением предметов. В домик пускают жить те предметы, если игрок ответит на вопрос (чем похожи, чем отличаются, какая польза, что можешь делать?)
«Волшебная ромашка»
Игра, способствующая расширению и активизации словарного запаса детей, поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. Раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.
«Тучка»
Цель игры: упражнять детей в точном описании нужного объекта природного и рукотворного мира по его признакам, свойствам и качеству; местонахождению, происхождению, обитанию, характерным особенностям поведения, по повадкам, поступкам, по роду деятельности и т. д.
Игровое действие: группа детей сидит за столом, ведущий (один из детей) говорит:
«Тучка в небе загрустила
И ребяток попросила:
«Поиграйте вы со мной,
очень скучно мне одной»
Дети: «Тучка, тучка, не зевай, с кем захочешь поиграй, расскажи нам, с каким предметом ты хочешь поиграть, какой он?»
Например, тучка (примерное описание объектов при помощи капелек — имён-признаков)
Мой объект холодный, на солнышке тает, на домах лежит, может лепиться.
Мой объект жидкий, из него делают масло, сметану, кефир.
Мой объект живет в Африке, у него длинная шея, пятнистый окрас, на голове рожки, ест листву.
Учимся определять и находить УУД или о чем может рассказать мультфильм
Название мультика |
Какие УУД можем «найти» |
Что полезного» транслирует " мультик |
Белый Бим черное ухо |
личностные универсальные (сотрудничество в поиске нужной информации, отслеживание действий партнера), коммуникативные универсальные (умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку, развитая рефлексия) |
Преданность, дружба, забота, развитие и проявление эмпатии |
Лунтик |
личностные универсальные (положительные нравственные качества, адекватная оценка дру-гих, навыки конструктивного взаимодействия), коммуникативные универсальные (сотруд-ничать с другими людьми в поиске необходимой информации, умение вступать в диалог, делать нравственный выбор) |
Дружба, забота о других, развитие и проявление эмпатии |
Как обезьянки обедали |
личностные универсальные (приспособление к изменяющейся ситуации, ответственность за поведение и действие других и себя, умение внести коррективы в план и способ действия в случае необходимости), познавательные универсальные (использование передовых тех-нологий, осознание и применение того, что усвоено и подлежит усвоению, решение пробле-мы в ходе групповой деятельности), коммуникативные универсальные (интегри-рование в группу сверстников) |
Необходимость планиро-вания действий, развитие регулятивной функции у детей, важность применения разных приемов воспитания
|
Рекомендации по развитию универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- Помните, что каждый ребенок это индивидуальная личность, со своими взглядами и убеждения, увлечениями. Постарайтесь найти в нем его индивидуальные личные особенности.
- В жизни ребенка взрослый это тот человек, который помогает ему понять и изучить реальный мир, сделать свои открытия. Помогите ему найти и раскрыть в себе сильные и позитивные личные качества и умения.
- Организуя учебно-познавательную деятельность учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ребёнка. Используйте рекомендации педагога-психолога.
- Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует и развивает личность будущего гражданина общества, а учитель, который учит своему предмету.
Познавательные УУД:
- Если вы хотите, чтобы дети усвоили изучаемый материал по вашему предмету, научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) — пример — значение материала (применение на практике)).
- Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, новые технологии в обучении, чтобы обеспечить прочное усвоение системы знаний
- Помните, что знает не тот, кто пересказывает заученный текст, а тот, кто умеет применять полученные знания на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
- Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте разнообразными способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Коммуникативные УУД:
- Научите ребенка высказывать свои мысли, не боясь ошибиться. Во время его ответа на вопрос, если ребёнок затрудняется продолжить свой рассказ, задавайте ему наводящие вопросы.
- Не бойтесь «не стандартах уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения нового материала.
Литература:
1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобороны науки № 655 от 23 ноября 2009г.)
2. Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г.. «Современные педагогические технологии в ДОУ». Санкт- Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011
3. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно- ориентированного образования/Е. В. Бондаревская. — Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. -352с
- Т. С. Комарова, И. И. Комарова, А. В. Туликов «Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании». М.: Издательство Мозаика-Синтез. 2011.