Некоторые вопросы о культуре речи в социальных сетях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (142) февраль 2017 г.

Дата публикации: 26.02.2017

Статья просмотрена: 1963 раза

Библиографическое описание:

Анджиева, Л. В. Некоторые вопросы о культуре речи в социальных сетях / Л. В. Анджиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 318-319. — URL: https://moluch.ru/archive/142/40059/ (дата обращения: 18.11.2024).



На протяжении долгих столетий закладывались нормы литературного языка. Наука, которая занимается нормализацией речевой деятельности, называется термином «культура речи». Она появилась уже в древних рукописных книгах Киевской Руси. В этих книгах закреплялись, хранились традиции письменности, а также отражались особенности языка. К XVIII веку выяснилось, что, если в написаниях отсутствует определенное единство, то это чрезвычайно затрудняет общение, создавая какие-то определенные неудобства. Это привело к активизации работы по созданию учебников риторики, словарей, грамматик. Стали описываться определенные стили и нормы литературного языка. Огромная роль в становлении культуры речи как науки принадлежит М. В. Ломоносову, В. К. Тредиаковскому, А. П. Сумарокову и другим видным российским ученым.

Как известно, существует выражение, смысл которого сводится к тому, что человек, владеющий словом, способен владеть людьми. С самых древних времен большую роль в управлении обществом играли ораторское искусство, культура речи. Сейчас культура речи рассматривается как часть культуры общения и культуры в целом, потому что культура речи определяется уровнем владения речью. Высокая культура речи — показатель его образованности и воспитанности.

В связи с этим выделяют следующие требования к культуре речи в современном мире: во-первых, речь должна быть содержательной, так же точной. Речь должна быть логичной. Слова должны употребляться в строгом соответствии с их значением. Обязательное качество хорошей речи — это правильность. Речь должна быть эмоциональной. И последнее важная часть речи — это ее чистота — отсутствие в речи грубых слов, ругательств, слов — “сорняков”, неоправданных иностранных слов, диалектизмов и просторечия.

Современное общество живeт в эпоху, в которой идет бурное развития новейших технологий, в том числе информационно-коммуникационных. Соответственно язык реагирует на появление новых способов его использования. В последнее время появилось такое выражение как интернет-язык.

Как известно, достоинство Интернета в том, что он расширяет определенную среду общения до планетарного уровня. Каждый пользователь имеет возможность опосредованного общения с другими людьми при помощи интернет-технологий. Для этого необходимо иметь доступ в социальные сети, уметь пользоваться возможностями электронной почты и т. д.

Интернет постоянно развивается, количество пользователей постоянно увеличивается. Исследователи процесса общения в интернете отмечают, что, общаясь в интернете, люди допускают множество ошибок, на первый взгляд незаметных. Мы также провели исследование интернет-языка и выяснили, что для молодежи в общении в социальной сети «Вконтакте» характерно использование языка, в котором отдается предпочтение усеченной форме слов, укороченным словам. Привет — Приф, Пр, Прива; спасибо — спс; отлично — отл., где учишься — где уч; что говорит — че грит, телевизор — телик, тоже — тож, тебя — тя, меня — мя, нет –неа и др. Возможно, в устной речи какие-то из этих форм приемлемы. Так же не соблюдается пунктуация. Элементарно в конце предложения не ставят точки.

Пользователи широко применяют «смайлики»:

:-) или:) — улыбка; обычно используется для выражения радости, удовольствия, усмешки.

:-(или:(- несчастное лицо; выражает сожаление или разочарование.

;-) или;) — подмигивающее лицо; обычно выражает иронию и означает, что слова не следует понимать слишком буквально.

Существуют сотни различных «смайликов», одни используются чаще, другие — реже. Правильное использование «смайликов» придает письму живой характер и даже может заменить жестикуляцию.

Сокращения и другие изменения в речи пользователей появляются по разным причинам: это может быть по небрежности, возможно, из желания сократить написание и ускорить общение или сэкономить время, а использование смайликов недостаточно для компенсации невербального общения, так как оно не может передать желаемую интонацию и тембр голоса.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что общение в людей интернете зависит от условий, которые создаются новыми электронными технологиями. Культура их речевого общения также определяется ненормированностью, бесконтрольностью, другими словами, полной свободой от правил литературного языка в виртуальном пространстве. Но вместе с тем самое важное правило культуры речи «быть понятым адресатом» остается.

Литература:

  1. Валиахметова Д. Р. Письменная разговорная речь в контексте особенностей Интернет-дискурса / Д. Р. Валиахметова // Бодуэновские чтения: Бодуэн де Куртенэ и современная лингвистика: Междунар. науч. конф.- Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001.- Т.2.- C.7–9.
  2. Виноградова Т. Ю. Специфика общения в Интернете / Т. Ю. Виноградова // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. — 2004. — № 11. — С.63–67.
Основные термины (генерируются автоматически): культура речи, литературный язык, слово, речь.


Задать вопрос