В ХХI веке социальные медиа являются неотъемлемой частью современного общества. Большая часть коммуникаций переместилась на интернет-платформы, которые позволяют пользователям на протяжении 24 часов в сутки находится на связи с внешним миром. Это, безусловно, говорит о том, что социальные медиа играют определяющую роль в формировании коммуникационной среды современного общества. Интернет стал атрибутом не только политической и социальной деятельности, а также атрибутом и неразделимой частью современного общества и индивида. Самые мобильные и персональные средства коммуникации позволяют широкую сеть связей, для которой характерен динамизм и разнообразие. Сравнительно новая группа технологий специализирована именно на такой сети связей, это те технологии, которые принято называть социальные медиа.
Интерес к особенностям ведения коммуникации в социальных сетях благотворительных фондов возрастает, в силу их возрастающего влияния в общественных движениях. Основные задачи для фондов в медиапространстве — это возможность формирования верного имиджа и завоевания доверия общества и доноров. Социальные медиа, в частности, социальные сети, являются платформой возможностей развития своей деятельности для благотворительных фондов. Сегодня каждый второй фонд имеет свою страничку во ВКонтакте, Facebook или Instagram, что позволяют привлечь новые аудитории более молодого и активного пользователя.
С развитием многих социальных сетей стало интересно наблюдать за деятельностью благотворительных фондов, которые стараются идти в ногу со временем и использовать возможные рычаги в свою пользу. Социальные сети создали новую среду обитания, новые социальные ценности, новый образ жизни и новые принципы. Под их влиянием трансформируются и традиционные СМИ. Новые социальные медиа — это интерактивные цифровые способы доставки информации, средство коммуникации, где главным коммуникативным источником является Интернет. К ним мы относим: социальные сети, блоги, подкасты, web-сайты, интернет-форумы, Wiki, видеохостинги, печатные, онлайновые и мобильные продукты. [5]
Именно под влиянием развития и созданных новых возможностей основные благотворительные фонды стали интенсивно развивать свою деятельность в интернет среде.
В последние годы в России наблюдается постоянный рост числа благотворительных фондов и организации. Сегодня их насчитывается более полутора тысяч [3]. Они развиваются активно, наращивая свое присутствие в информационном мире, используя самые различные методы и способы добраться до донора, до целевой аудитории, привлекая и популярные социальные медиа. Большое количество подобных организаций имеют свои странички во ВКонтакте, Facebook или Instagram, что позволяют привлечь новые аудитории более молодого и активного пользователя. Мир социальных сетей сегодня стал особой и большой платформой, где почти все благотворительные фонды активно проявляют свою деятельность и выходят на прямой контакт со своими подписчиками и с потенциальными донорами и аудиторией.
Несмотря на то, что деятельность благотворительных фондов в России насчитывает много лет, до сих пор актуален вопрос информирования о деятельности некоммерческого сектора обществу. Механизм взаимодействия благотворительных фондов и организации со СМИ не налажен, поэтому фонды лишены возможности информировать общество, власть и бизнес с помощью СМИ. Поэтому выходом здесь может являться использование сети Интернет. Хотя за последние несколько лет доли публикации в интернете и возросли (доля публикаций о благотворительности в интернете выросла на 9 %, в то время как на все иные виды СМИ в совокупности приходится менее 23 % информационного поля [1]), однако, этого процента очень мало для полноценного информирования деятельности. С развитием технологий в быстроразвивающемся мире растут существующие и появляются новые способы получения информации для людей. Благодаря информационному пространству благотворительные фонды имеют больше возможностей повысить уровень информированности населения о своей деятельности, которую они предоставляют, используя различные интернет–технологии.
Развивающимся видом продвижения благотворительных акций можно назвать социальные сети. Ключевыми в списке социальных сетей являются Facebook, Вконтакте и Instagram. Несмотря на то, что социальные сети являются вторым (после телевидения) по упоминаемости источником информации о благотворительности, 36 % пользователей интернета пока не доверяют информации, размещенной там, и 46 % относятся к этому источнику неоднозначно [2]. Это говорит о том, что благотворительным организациям следует укреплять свой имидж в социальных сетях, предоставляя достоверную информацию о своих проектах, а также рассказывать пользователям о существующих способах помощи. Люди склонны доверять лишь тем организациям, о которых слышали или читали в СМИ.
Другим способом, который помогает задействовать указанный сектор, является привлечение лидеров мнений и известных блогеров, которым доверяют их подписчики. Подобное действие находит отклик, и активная часть подписчиков пользователя «репостят» эту информацию и вносят свои пожертвования, особенно если есть возможность просто отправить смс, не сходя со своего места.
Для благотворительных организаций ведение социальных сетей представляет собой замкнутый круг. У крупных фондов событий много. Чтобы все новости выходили вовремя, нужно нанимать команду, которая будет готовить тексты и фотографии к выходу, и оперативно постить в сети. Это — дополнительные финансовые траты, которых не хотят ни сами фонды, ни жертвователи. Казалось бы, маленьким фондам жить да радоваться — новостей у них меньше, публикуй спокойно. Но в небольших фондах работает меньше сотрудников (в штате может работать один-два человека): у них всегда есть дела важнее, чем постинг в социальной сети. Периодичность постов сильно зависит от размера фонда и чем он занимается — от 2–3 раз в неделю до 10–15 раз в день, а это почти 4 часа только на размещение постов в сетях, а их еще написать нужно и иллюстрации подобрать.
Однако это все совершенно не означает, что некоммерческим организациям не нужно вести группы в социальных сетях вообще. Есть минимум три причины все-таки делать это:
1) Рост количества неравнодушных
Социальные сети полезны для благотворительности, потому что они — социальные. Здесь продуманная инфраструктура, чтобы люди могли не только поддерживать благотворительный фонд финансово, но и рассказывать о том, что делают добрые дела. Это помогает организациям в пассивном режиме привлекать неравнодушных, которые со временем конвертируются в доноров.
2) Улучшение репутации
Одна из самых больших сложностей для благотворительных организаций — доказать, что вам правда можно верить. В социальных сетях вы сами помогаете людям доверять вам. Попросите тех, кто уже вам помог, оставить комментарий на вашей страничке. Будьте открыты и отвечайте на возникающие вопросы — это поможет незнакомому человеку понять, что он делает правильный выбор.
3) Эмоциональная подпитка
В теории, сам факт, что ты делаешь большое дело и помогаешь детям, или животным, или бабушкам, должен заряжать энергией. Но по статистике работники благотворительных организаций выгорают быстрее всех, потому что они видят не только помощь, но и сотни историй, где не смогли помочь. Ведение социальных сетей поможет не только получать дополнительное финансирование, но и эмоциональную зарядку.
Обобщая все вышесказанное можно сделать вывод, что в современном мире господства коммуникационных технологий для благотворительных организаций, так же как и для коммерческих компаний, крайне важно эффективно выстроить коммуникационное сопровождение своей деятельности. Социальные сети как разновидность социальных медиа оказывают существенное влияние на пользователей в формировании мнения о компании, бренде, товарах и об услугах, являясь мощным инструментом PR технологий. Используя их, некоммерческие организации имеют возможность наращивать свое присутствие в информационном мире, привлекать сторонников и средства для развития и поддержания уставной деятельности благотворительного фонда, а также решать общественно важные проблемы, что и составляет их конечную цель.
Литература:
- Доклад о состоянии и развитии фондов в России // Форум доноров. 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.donorsforum.ru/wp-content/uploads/2016/07/Doklad_2015.pdf (дата обращения 14.03.2019)
- Изучение отношения российских интернет-пользователей к благотворительности // ВЦИОМ. 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://corp.mail.ru/media/files/issledovanie-o-blagotvoritelnosti-2013.pdf (дата обращения: 15.03.19)
- Кошкина А. Мы не стали богаче, но стали добрее // Профиль [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://profile.ru/obsch/item/125159-my-ne-stali-bogache-no-stali-dobree (дата обращения: 13.03.19)
- Лазуткина Е. В. Специфика освещения темы благотворительности в социальных медиа // Вестник ВятГУ. 2017. № 7.
- Шестёркина Людмила Петровна, Борченко Ирина Дмитриевна Основные характеристики новых социальных медиа // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Филология, история, востоковедение. 2014. № 2.