В статье раскрывается понятие такого феномена, как профессиональные династии, определяются механизмы его формирования. Также представлены результаты эмпирического исследования профессиональных предпочтений различных поколений семей города Архангельска, проанализирован характер выбираемых профессий и выявлена степень профессиональной преемственности.
Ключевые слова: профессионализм, семья, профессиональные династии, преемственность, самоопределение
Профессиональное самоопределение личности происходит под влиянием различных факторов, одним из основополагающих факторов в этом процессе является влияние семьи, её профессиональная история, традиции, социальные установки. Начиная свой профессиональный путь, каждый человек сверяется с тем образом, который он наблюдал в течение жизни, поэтому, где еще, как не в семье, данный образ формируется достаточно ясно и полноценно. Если члены семьи занимаются одной и той же профессией, то здесь уместно говорить о таком понятии, как преемственность. Понятие преемственность необходимо рассматривать как передачу социальных и культурных ценностей от поколения к поколению и усвоение этих ценностей каждым новым поколением как значимых для своего становления и развития [1, с. 27]. Преемственность становится профессиональной тогда, когда объектом передачи из поколения в поколение становятся профессия и определенные профессиональные ценности, посредством многопоколенной профессиональной преемственности образуется такой феномен, как профессиональные династии.
Феномен профессиональных династий обуславливается, в первую очередь, семейными отношениями, ведь профессиональная преемственность в семье возникает посредством того, что близкие родственники помогают выбрать сферу трудовой деятельности, профессию, место приложения труда, своим активным участием и влиянием, в некоем роде, определяют скорость трудового старта и направление трудовой деятельности. Профессиональные династии — это локализованная в производственной и социально-экономической сфере социальная группа, характеризующаяся кровнородственными отношениями, в которой несколько поколений осуществляют свою профессиональную деятельность в одной сфере [3, с. 101]. Феномен профессиональной династии следует понимать, как обусловленный семейными отношениями процесс профессиональной социализации личности, в семейной группе, где особое место занимает ценность труда и отношение к профессии, а также как семейную группу, члены которой из поколения в поколение работают в одной профессиональной сфере.
Формирование и развитие феномена профессиональных династий могут быть обусловлены различными обстоятельствами. Большое значение в формировании профессиональных династий имеет идеологическая установка в стране или так называемый «государственный заказ». Государство пытается формировать именно те профессиональные слои в обществе, которые необходимы стране в тот или иной период развития. Так, например, в советский период активно государством формировалась идеология необходимости рабочих династий, их уникальность трактовалась как «ответ на остатки восприятия элитарности аристократических династий» [3, с. 102].
Профессиональные династии также формируются за счет влияния семейного климата, то есть за счет усвоения норм и традиций, которые существуют в родительской семье. С точки зрения психологической науки, к примеру, Е. А. Зиброва, «династийность» определяет как «психологические закономерности формирования профессионального самосознания, профессионального опыта, профессиональных установок» [2, с. 22]. Члены той или иной профессиональной династии одновременно с усвоением общественных норм и правил усваивают особенности и характерные черты профессиональной деятельности родителей, посредством коммуникаций в семье посещают места работы отца или матери, знакомятся с трудовой атмосферой, благодаря чему трудовая адаптация протекает эффективнее и проще. Также возникающие профессиональные династии характеризуются сформировавшимся комплексом условий рынка труда или престижностью той или иной профессии в обществе. Обращаясь к результатам исследования ВЦИОМа, который был проведен в сентябре 2012 года, можно отметить, что россияне самыми лучшими профессиями для своих детей считают такие профессии, как врач (24 % респондентов), юрист, адвокат, прокурор (14 %) и экономист, финансист (11 % респондентов) [4]. Довольно высокий престиж данных профессий обусловлен социально-политической сложившейся ситуацией на рынке труда в российском обществе в данный период времени.
Говоря о профессиональной преемственности в семье, необходимо отметить, что на формирование профессиональных династий также оказывает влияние существование псевдо-открытой системы социальной мобильности, то есть возможности индивидом смены места, занимаемого в социальной структуре. Так, О. Ю. Посуховой профессиональная династия рассматривается в трех аспектах «как социальная монополия, способствующая социальной мобильности членов семьи; как затрудняющая социальную мобильность «не-членов» семьи; как «спасательный круг» в результате отсутствия иных ресурсов для социальной мобильности» [3, с. 103]. Здесь речь идет о статусном положении той или иной семьи и предмета их труда.
Семья постоянно претерпевает трансформации в общественном сознании и исторических реалиях, вследствие чего изменяются и профессиональные предпочтения различных поколений, поэтому большой интерес представляет изучение профессиональных предпочтений различных поколений, которые были изучены нами на примере семей города Архангельска.
Целью данного исследования являлось выявление профессиональных предпочтений различных поколений архангельских семей, а также распространенности профессиональной преемственности в данных семьях.
Объектом исследования были выбраны студенты Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова. В данном исследовании приняли участие 70 студентов в возрасте от 18 до 27 лет, из которых 55 (78,6 %) девушек и 15 (21,4 %) юноши.
Анализ проведенного исследования показал, что в профессиональной занятости женщин старшего поколения (матерей студентов) преобладают такие сферы, как: наука и образование — 13 (18,6 %), медицина -12(17,1 %), торговля — 6 (8,6 %). На втором месте по распространенности стоят такие сферы как: социально-психологическая деятельность — 5 (7,1 %), бизнес — 5 (7,1 %), промышленность — 4 (5,7 %), энергетика — 4 (5,7 %), государственная служба — 4(5,7 %), строительство — 3 (4,3 %) и менеджмент — 3 (4,3 %). В профессиональной занятости мужчин старшего поколения (отцов студентов) наиболее часто встречающимися сферами стали: промышленность — 13 (18,6 %), морское дело — 7 (10 %), энергетика — 7 (10 %), правоохранительные органы — 6 (8,6 %), лесное хозяйство — 6 (8,6 %). На втором месте оказались такие сферы, как: строительство — 5 (7,1 %), бизнес — 5 (7,1 %) и медицина – 4 (5,7 %).
В анализе данного исследования предполагается, что направление подготовки студента определяет его будущую сферу профессиональной занятости. Исходя из этого, анализ исследования показал, что студенты, выбрали для себя такие направления подготовки, которые соответствуют следующим сферам профессиональной занятости: у девушек самыми часто встречающимися оказались такие сферы, как социально-педагогическая деятельность — 14 человек (25,4 %), наука и образование — 11 человек (20 %), менеджмент — 6 человек (10,9 %), строительство — 6 человек (10,9 %). Менее популярными сферами оказались: промышленность — 3 человека (5,4 %), лесное хозяйство — 3 человека (5,4 %), экономика — 2 человека (3,6 %), юриспруденция 2 человека (3,6 %). У юношей сферы будущей профессиональной занятости, распределились следующим образом: самая часто встречающаяся сфера это промышленность — 5 человек (33,3 %), на втором месте стоят государственное управление — 3 человека (20 %), наука и образование — 3 человека (20 %), социально-психологическая деятельность — 3 человека (20 %). Наименее встречающейся сферой оказалась экономика — 1 человек (6,7 %).
Также исследование показало, что степень профессиональной преемственности в семьях города Архангельска достаточно низкая, это подтверждают ответы студентов на вопрос: «Выбирая своё направление подготовки, хотели ли Вы повторить профессиональный выбор Ваших родителей?». Результаты сложились следующим образом: ответ «нет, не хотел(а) повторять профессиональный выбор родителей» выбрали 55 человек (78,6 %), ответ «обучаюсь по специальности смежной со специальностью моего(ей) отца (матери)» выбрали 12 человек (17,1 %) и всего 3 человека (4,3 %) ответили «да, хотел(а) получить такую же профессию, как у моего отца(матери)».
Следующей задачей исследования являлось определить, распространен ли такой феномен, как профессиональные династии, в городе Архангельске. Для этого студентам был задан вопрос «Есть ли в Вашей семье или у близких родственников профессиональные династии (профессии, встречающиеся из поколения в поколение)». Анализ исследования показал следующие результаты: положительный ответ дали всего лишь 18 человек, что составляет 25,7 % из всех опрошенных, в то время как отрицательный ответ дали 52 человека, что составляет 74,3 %. Для того, чтобы определить, какие именно профессии составляют ту или иную династию студентам было предложено назвать семейные профессии, если они присутствуют. Анализ исследования показал, что самыми распространенными династическими профессиями стали: «учитель, педагог, преподаватель» (8 человек указали данные профессии), «медицинский работник, врач» (6 человек).
На основе полученных в ходе исследования результатов можно сделать следующие выводы:
- Выявленные профессиональные предпочтения респондентов соответствуют наиболее развитым сферам производства в Архангельске, таким как: лесоперерабатывающая, рыбная промышленность, машиностроение и судоремонт, тепло- и электроэнергетика. Еще одной распространенной сферой является образование и наука: Архангельск считается университетским городом, ведь в нем сосредоточены крупнейшие университеты области, это обуславливает то, что большой процент населения (преимущественно женский) занят в данной профессиональной сфере.
- Профессиональная преемственность в семьях г. Архангельска достаточно низкая, студенты в большей степени не хотят повторять профессиональный выбор своих родителей. Можно предположить, что данный факт обуславливается тем, что профессии, выбранные старшим поколением, являются достаточно распространенными и актуальными преимущественно лишь на территории Архангельска и области, а в нынешних условиях студенты все чаще стремятся покинуть родной край и обустроиться за его пределами, где специфика профессий имеет другую направленность. Если старшее поколение отдавало предпочтение таким сферам профессиональной деятельности, как промышленность, морское дело, энергетика, медицина, наука и образование, то для младшего поколения среди данных сфер все более предпочтительными становятся такие сферы, как социально-психологическая деятельность, государственное управление и менеджмент.
- Профессиональные династии в городе Архангельске распространены не слишком широко, однако среди присутствующих династий наиболее популярными профессиями стали учителя, педагоги, преподаватели и медицинские работники (врачи). В выявленных профессиональных династиях прослеживается закономерность соответствия данных профессий наиболее часто встречающимся профессиям женщин старшего поколения. Исходя из этого, можно сделать вывод, что профессиональная династийная преемственность наиболее распространена по женской линии.
Литература:
1 Гладкая И. В. Преемственность исследования профессионального становления будущих учителей на кафедре педагогики // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. — 2015. — № 174. — С. 26–35.
2 Зиброва Е. А. Профессиональные установки трудовых династий как фактор успешности профессиональной деятельности специалистов железнодорожного транспорта: автореф. дис. на соискан. учен. степ. канд. психол. наук; Дальневосточный государственный университет путей сообщения. — Хабаровск, 2012. — 22 с.
3 Посухова О. Ю. Профессиональная династия как результат семейных стратегий: инерция или преемственность? // Власть. — 2013. — № 12. — С. 100–103.
4 ВЦИОМ [Электронный ресурс]: Официальный сайт всероссийского центра изучения общественного мнения. — Режим доступа: http://wciom.ru/ (дата обращения 17.12.2016).