Анализ и оценка современного состояния сформированности патриотизма у курсантов военного вуза: итоги констатирующего эксперимента
Автор: Калекин Андрей Анатольевич
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 15.11.2016
Статья просмотрена: 1320 раз
Библиографическое описание:
Калекин, А. А. Анализ и оценка современного состояния сформированности патриотизма у курсантов военного вуза: итоги констатирующего эксперимента / А. А. Калекин. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 181-186. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11363/ (дата обращения: 23.11.2024).
Формирование и развитие патриотизма у современной молодежи, в том числе и у курсантов военных учебных заведений, является одной из важнейших задач современного образования. Решение данной проблемы требует от ученых и исследователей не только поиска новых форм и методов воспитательной деятельности, но и применения разнообразной научной методологической основы исследования патриотизма и процесса патриотического воспитания. Для этого автор предлагает применить возможности культурологического подхода к процессу патриотического воспитания курсантов.
С целью анализа исходного состояния патриотизма курсантов автором проведен констатирующий эксперимент, итоги которого показаны и интерпретированы в данной статье.
Ключевые слова: воспитание, курсант, личность, методика, патриотизм, патриотическое воспитание, тест, формирование, эксперимент
Обострение международной и военно-политической обстановки потребовало от политического руководства государства пересмотра отношения к патриотизму и патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, придания патриотизму статуса «общенациональной идеи» [4]. Ныне патриотизм рассматривается как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите» [2].
Ведущими учеными сферы патриотизма А. Н. Вырщиковым и М. Б. Кусмарцевым [1] отмечается возрастание в современных условиях консолидирующей силы патриотизма, все большее усиление его влияния на культурное развитие личности, формирования молодежи, учащихся вузов под его воздействием как активных строителей нового, демократического государства и надежных защитников, как в мирное, так и военное время.
Вместе с тем, анализ научной литературы [1, 5, 6] показывает, что ныне в интересах формирования и развития у курсантов военного вуза высокого уровня патриотизма не в полную силу использованы возможности культурологического подхода. Это обстоятельство и побудила автора к проведению целенаправленного исследования.
В педагогической науке понятие культурологический подход определяется как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности, имеющая своим основанием аксиологию, учение о ценностях и ценностной структуре мира; видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей [3].
Сущность культурологического подхода в воспитании заключается в формировании и развитии человека культуры, направленного на сохранение и воспроизводство мировых культурных ценностей. Значимость подхода усиливается в поликультурном образовательно-воспитательном пространстве высшего учебного заведения.
Основные требования культурологического подхода основываются на формирования у личности как гражданина-патриота готовности и способности действовать в процессе жизнедеятельности на основе культурных норм и патриотических ценностей и включают: содержание, качество и направленность поступков человека; индивидуально-личностные особенности действий; принятие и освоение культурных норм и патриотических традиций российского социума; принятие общезначимых для человечества культурных образцов деятельности и поведения.
Разработанная стратегия и логика педагогического эксперимента потребовало провести констатирующий эксперимент, чтоб выявить исходное состояние патриотизма военных курсантов. К проведеню такого эксперимента были привлечены 132 курсанта факультет военного обучения ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова».
Диагностика исходного уровня патриотизма курсантов была произведена при помощи апробированных методик и тестов, а также авторской анкета, результаты которых будут приведены ниже.
Для оценки когнитивного компонента патриотизма курсантов военного вуза был применен модифицированный тест оценки знаний «История, традиции, культура и достижения России» (автор: С. И. Федорова). Тест содержит 12 вопросов, ответы на которые оценивались респондентами по пятибалльной системе от 0 до 4 (табл. 1 и рис. 1).
Таблица 1
Итоги теста по модифицированной методике оценки знаний «История, традиции, культура идостижения России» (автор: С.И.Федорова)
Уровень |
Нулевой |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Баллы |
от 0 до 15 |
от 16 до 30 |
от 31 до 45 |
от 45 до 60 |
Количество курсантов (%) |
0 |
20 (15,1 %) |
101 (76,5 %) |
11 (8,4 %) |
Рис. 1. Итоги теста по модифицированной методике оценки знаний «История, традиции, культура и достижения России» (автор: С. И. Федорова)
Анализ табл. 1 показывает, что у подавляющего большинства курсантов — 76,5 % уровень знаний истории, традиций, культуры и достижений России соответствует среднему показателю. В то же время 15,1 % респондентов уровень знаний слабый и соответствуют низкому показателю. И только у 8,4 % курсантов военного вуза выявлен высокий уровень знаний. По результатам индивидуальных бесед удалось установить, что все они отличники учебы и являются членами актива курсантских подразделений.
Изучение ответов респондентов показал, что все они считают себя патриотами Отечества (100 %); основная часть курсантов гордятся, что они являются гражданами России (3,5 балла); положительно относятся к России как к стране своего проживания; и утверждают, что в целом у них сформирована активная гражданская позиция, чувство гражданского долга и готовность выступить на защиту священных рубежей Отечества (3,15 балла).
Курсанты оценивают свои знания истории Российской Федерации достаточно высоко — 3,1 балла; при этом ими оценены свои знания важнейших достижений России на 3,13 балла.
Большинство курсантов полагают, что они знают и уважают традиции Отечества (3,2 балла), а знание боевых традиций Вооруженных Сил Российской Федерации оценено ими немного ниже — на 3,12 балла.
Вопрос «Я ценю и берегу русский язык» оценен респондентами на 3,16 балла, что, несомненно, говорит об их любви к родному языку. Вопрос «Я уважительно отношусь к языкам и культуре россиян других национальностей» оценен всего на 2,99 балла, что показывает на необходимость усиления внимания в процессе воспитания на этот элемент патриотической деятельности.
Курсанты уважают и гордятся культурой России, её многообразием, величием и значением (3,11 балла).
В то же время вопрос «Я всегда ощущаю единство с народом России и горжусь этим» получил самую нижнюю оценку — всего 2,78 балла.
Достаточно обстоятельную информацию удалось получить при помощи модифицированной методики диагностики социализированности студентов (автор М. И. Рожков) — Методика «Сформированность патриотических убеждений», позволяющая оценить уровень патриотического сознания курсантов, итоги которой приведены в табл. 2.
Таблица 2
Итоги оценки уровня патриотического сознания курсантов
Уровень |
Нулевой |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Баллы |
До 1 |
От 1 до 1,9 |
От 2 до 3 |
Выше 3 |
Количество курсантов и % |
0 |
34 (25,7 %) |
76 (57,6 %) |
22 (16,7 %) |
Анализ ответов на вопросы теста показывает, что наивысший средний балл получен по таким вопроса теста как: уважение к политике государства, гордость национальной культурой и принадлежностью к своей национальности, уважение к истории, культуре, традициям своей Родины, осознание величия и славы родной страны, её роли в мировой истории, знание и уважение законов российского государства, своих гражданских прав и обязанностей, принятие духовно-нравственных ценностей общества.
Рис. 2. Итоги оценки уровня патриотического сознания курсантов
Средние показатели были получены на такие вопросы теста как уважение и любовь к своему народу, и уважительное отношение к представителям других народов и рас.
В то же время ответы большинства курсантов достоверно показывают, что ими очень слабо и бессистемно изучаются национальная культура, традиции и обычаи России, что свидетельствует об отсутствии навыков самовоспитания и самообучения.
Худшие показатели получены по таким вопросам теста как знание и уважение системы политических ценностей государства, а также знание и уважение религиозных традиций своей страны.
Хороший аналитический материал для установления исходного уровня активности курсантов военного вуза в патриотической деятельности получен при помощи методики «Патриотическая деятельность студентов» (автор: Н. В. Адаева), итоги которой показаны в табл. 3 и рис. 3.
Таблица 3
Итоги теста «Патриотическая деятельность студентов»
Уровень |
Нулевой |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Баллы |
От 0 до 10 |
От 11 до 20 |
От 21 до 30 |
От 31 до 40 |
Количество курсантов (%) |
0 |
36 (27,3 %) |
72 (54,5 %) |
24 (18,2 %) |
Рис. 3. Итоги теста «Патриотическая деятельность студентов»
Изучение полученных результатов (табл. 3) позволяет констатировать, что в целом активность патриотической деятельности курсантов оценивается как средняя, т. к. ответы более 54 % респондентов соответствует именно этому уровню. Значимым является тот факт, что по результатам ответов ни один курсант не вошел в нулевой диапазон.
Вместе с тем, ответы 27,3 % курсантов соответствуют низкому показателю, что говорит о недостаточно активном участии этих курсантов в мероприятиях патриотической направленности. Они, как правило, предпочитают отмалчиваться на собраниях, диспутах, вечерах вопросов и ответов, других мероприятиях, а также уклоняются под разными предлогами от конкретных поручений и заданий, не проявляют должной инициативы.
Среди участников эксперимента ответы 18,2 % соответствуют высокому показателю, что говорит об активном и деятельном участии курсантов этой группы в патриотической и общественно-политической работе. Они являются настоящими помощниками и подлинной опорой для командиров подразделений в проведении воспитательной работы.
Одним из изучаемых вопросов являлось установления степень сформированности у курсантов патриотических качеств. В процессе опроса и индивидуальных бесед с курсантами изучались вопросы:
‒ понимание курсантами сущности патриотических качеств,
‒ какие качества личности курсанты относят к патриотическим,
‒ наличие у каждого курсанта и уровень сформированности патриотических качеств,
‒ намерения о самосовершенствовании патриотических качеств.
По результатам бесед и опросов удалось установить, что курсанты военного вуза к патриотическим качествам относят: любовь к Отечеству, любовь к своей семье и своему дому; любовь к окружающей природе, к русской земле, на которой родился и живет; чувство сопричастности к истории и традициям своего Отечества и его вооруженным силам; потребность и ответственность за безопасность Отечества; верность Отечеству и народу России; высокий воинский профессионализм; гордость за героическую историю России; презрение к смерти и готовность к самопожертвованию ради победы над врагом; ненависть к врагам и презрение к предателям; дисциплинированность и исполнительность; решительность; мужество; отвага; стойкость; честность; толерантность к представителям других народов и религий.
По выявленному перечню патриотических качеств курсантам было предложено самим оценить по пятибалльной системе (от 1 до 5) уровень их сформированности у себя, среднее значение которых показано в табл. 4).
Таблица 4
Средние показатели патриотических качеств участников констатирующего эксперимента
№п/п |
Качество |
Средняя оценка |
1. |
Любовь к Отечеству |
4,37 |
2. |
Любовь к своей семье и своему дому |
4,61 |
3. |
Любовь к окружающей природе, к русской земле, на которой родился и живём |
4,16 |
4. |
Чувство сопричастности к истории и традициям своего Отечества и его вооруженным силам |
2,4 |
5. |
Потребность и ответственность за безопасность Отечества |
3,65 |
6. |
Верность Отечеству и народу России |
3,93 |
7. |
Высокий воинский профессионализм |
3,05 |
8. |
Гордость за героическую историю России |
3,09 |
9. |
Презрение к смерти и готовность к самопожертвованию ради победы над врагом |
2,64 |
10. |
Ненависть к врагам и предателям |
3,95 |
11. |
Дисциплинированность и исполнительность |
3,88 |
12. |
Решительность |
3,09 |
13. |
Мужество |
3,15 |
14. |
Отвага |
3,08 |
15. |
Стойкость |
3,77 |
16. |
Честность |
4,0 |
17. |
Толерантность к представителям других народов и религий |
2,93 |
Анализ таблицы 5 показывает, что любовь к Отечеству, любовь к своей семье и своему дому; любовь к окружающей природе, к русской земле, на которой родились и живут курсанты, оценены ими высоко 4,37; 4,61 и 4,16 соответственно. Это позволяет судить о достаточно высоком уровне патриотизма курсантов, выражение которого понимается и проявляется ими в любви к семье, Родине и родному краю.
Курсанты единодушно оценили уровень своей честности на 4 балла, что говорит как о понимании курсантами, что патриот это честный, правдивый, добросовестный и законопослушный гражданин, так и о скромности респондентов, т. к. ни один курсант не оценил свою честность по высшему баллу — на «отлично».
Среди ведущих качеств патриота курсанты выделяют ненависть к врагам и предателям (3,95 балла); верность Отечеству и народу России (3,93 балла); дисциплинированность и исполнительность (3,88 балла).
К средней группе патриотических качеств были отнесены: стойкость, потребность и ответственность за безопасность Отечества, мужество, гордость за героическую историю России, решительность, отвага, высокий воинский профессионализм — 3,77; 3,65; 3,15; 3,09; 3,05 баллов соответственно, что позволяет судить о значительной профессиональной составляющей в патриотизме курсантов как будущих военных кадров.
Нижняя группа состоит из следующих качеств: толерантность к представителям других народов и религий (2,93 балла); презрение к смерти и готовность к самопожертвованию ради победы над врагом (2,64 балла) и чувство сопричастности к истории и традициям своего Отечества и его вооруженным силам (2,4 балла).
Удалось установить, что курсанты озабочены тем фактом, что им ранее не разъяснялась сущность и роль патриотических качеств, с ними не велась целенаправленная воспитательная работа по их формированию и развитию, обучению формам и методам самосовершенствования.
В интересах проводимого исследования с учетом рекомендаций В. А. Худика [7], опыта исследований С. Н. Томилиной [5], С. И. Фоменко [6] и др. разработана авторская анкета «Особенности патриотического воспитания курсантов военного вуза» состоящая из тех блоков и 18 вопросов. Проведенное анкетирование позволило получить следующие результаты:
‒ 19,7 % курсантов знают об отечественной культуре, её влиянии на формирование патриотизма у населения из рассказов членов семьи и своих близких;
‒ 16,7 % предпочитают самостоятельно знакомиться с богатством отечественной культуры, историей и героическими традициями Отечества по подлинным документам архивов, музеев и литературным источникам;
‒ 13,6 % интересовались культурой, историей и героическими традициями уже во время учебы в средних классах общеобразовательной школы;
‒ 21,2 % респондентов знают о подвигах защитников Отечества, героической истории россиян из различных литературных источников (художественных, военно-мемуарных, научных);
‒ 19,7 % полагают, что их интерес к культуре, истории и героическим традициям Отечества стал серьезным выбором в старших классах общеобразовательной школы;
‒ 19,7 % утверждают, что они лучше воспринимают информацию о культуре, славной истории и героических традициях Отечества из исторических лекций, рассказов экскурсоводов с демонстрацией документов и экспонатов экспозиций;
‒ 17,4 % придерживаются мнения, что их увлечение культурой, историей и героическими традициями Отечества связано с требованиями к военным кадрам, командирам и воспитателям подчиненного личного состава;
‒ 15,9 % курсантам нравится систематические занятия (лектории, кинофестивали, встречи с ветеранами и др.), посвященные освещению богатства культуры, героической истории и традициям Отечества;
‒ 18,9 % узнали об истории героической обороны России из документальных и художественных фильмов;
‒ 20,4 % объясняют свое увлечение историей России и Вооруженных Сил сложившимися традициями своей семьи;
‒ 21,9 % утверждают, что они активно принимаю участие в проведение различных культурно-досуговых мероприятий, посвященных изучению и обсуждению проблем культуры, истории и традиций Отечества;
‒ 18,9 % узнали об особенностях российской культуры, славной истории и героических традициях Отечества из рассказов ветеранов Великой Отечественной войны и патриотов России;
‒ 15,2 % высоко оценивают проводимые в военном вузе мероприятия патриотической направленности, всегда соответствуют российской культуре, отражают славную героическую историю и традиции Отечества;
‒ 15,9 % узнали о славных подвигах россиян совершенных в боях за свободу и независимость России из экспозиций различных музеев;
‒ 21,2 % курсантов хотят знакомиться и делиться опытом патриотической работы с курсантами и студентами других вузов России;
‒ 23,5 % связывают свои интересы и желания изучать культуру, историю и героические традиции Отечества с учебой в военном вузе и потребностью сформировать патриотическую позицию;
‒ 19,7 % черпают информацию о культуре, истории и героических традициях Отечества из Интернета;
‒ у 19,7 % выбор профессии офицера Вооруженных Сил обусловлен гражданской позицией и сформированными патриотическими чувствами, желанием посвятить себя делу защиты рубежей Отечества.
Следовательно, полученные результаты анкеты позволяют заключить, что высокий уровень патриотизма:
‒ по когнитивному блоку — наличие знаний и представлений о патриотизме и отечественной культуре имеется только у 19 % респондентов;
‒ по потребностно-мотивационному блоку — интерес и потребность к изучению славной культуры и истории Отечества отмечается также у 19 % курсантов;
‒ по блоку рефлексии патриотических программ воспитания патриотизма, реализуемых с курсантами имеется всего у 18,4 % участников эксперимента.
Анализ полученных в ходе констатирующего эксперимента данных позволяет заключить:
1) проблема патриотизма близка и актуальна для всех курсантов военного вуза и воспринимается ими как несомненный атрибут профессионализма военных кадров, как одно из ведущих нравственных, личностных и профессиональных качеств будущего офицера, необходимого как для своей жизнедеятельности, так и для успешной реализации функционально-служебных обязанностей по патриотического воспитанию подчиненного личного состава;
2) все курсанты (100 %) считают себя патриотами и полагают, что морально они готовы к достойному служению Отечеству в качестве профессиональных военнослужащих в любом географическом месте и на любой должности, на которое их назначит командование. При этом курсанты, признают, что у них не в полной мере сформированы и развиты отдельные патриотические качества и не полностью выработана патриотическая позиция;
3) основная часть респондентов (79 %) отмечают, что им необходимо развивать свои патриотические качества, однако они не обладают навыками самовоспитания, саморазвития и самосовершенствования уровня своего патриотизма и своих патриотических качеств и нуждаются в специальной методической и воспитательной помощи;
4) у 78 % курсантов выявлен повышенный спрос к получению более полных и стройных знаний о сущности патриотизма, отечественной культуре, традициях Отечества и Вооруженных Сил, что позволит развить их патриотические качества и укрепить государственно-патриотическую позицию.
Таким образом, проведенный эксперимент позволил установить, что действующая в вузе система патриотического воспитания в целом работоспособна и эффективна. Однако выявлены и некоторые недоработки в деятельности командиров и воспитателей, профессорско-преподавательского состава проявляемые в увлечении массовыми мероприятиями патриотической направленности, недооценки возможностей культурологического подхода к патриотическому воспитанию, к личности воспитанника, индивидуальной работы с курсантами, отсутствии конкретизированных мероприятий по развитию патриотических качеств курсантов, совершенствовании личностной патриотической позиции, применении для этого возможностей самовоспитания.
Все это говорит о необходимости организовать целенаправленный формирующий педагогический процесс по расширению патриотических знаний курсантов на основе культурологического подхода, активизации их патриотической деятельности, развитию и совершенствованию их патриотических качеств, что позволит существенно повысить уровень патриотизма каждого курсанта.
Литература:
- Вырщиков, А.Н., Кусмарцев, М. Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном обществе:Монография. — Волгоград: НП ИПД «Авторское перо»,2006. — 172с.
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (2003 г.) [Электронный ресурс] /minobr.government-nnov.ru (Дата обращения: 31.10 2016).
- Педагогический словарь. — М.: Педагогика, 2010. [Электронный ресурс]/http://www.pedpro.ru/termins/51.htm
- Путин, В. В. Патриотизм — «это и есть национальная идея» /В. В. Путин [Электронный ресурс] /http://tass.ru/politika/2636647 (Дата обращения: 11.10 2016).
- Томилина, С. Н. Программно-диагностическое сопровождение процесса военно-патриотического воспитания флотской молодежи: монография /С. Н. Томилина. — Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2015. — 124 с.
- Фоменко, С. И. Патриотическое воспитание будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза на основе системно-деятельностного подхода: автореф. … дис. канд. пед. наук: 13.00.08 /С. И. Фоменко. — Великий Новгород, 2016. — 26 с.
- Худик, В. А. Педагогическая психология. — СПб: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2005. — 74 с.
Ключевые слова
патриотизм, личность, воспитание, формирование, методика, тест, курсант, эксперимент, патриотическое воспитаниеПохожие статьи
Правовое просвещение младших школьников на уроках физической культуры
Проблема правового воспитания подрастающего поколения актуальна для современной России, в связи с чем возникает необходимость выявления условий эффективности ее решения. В статье определены научные и социально-педагогические основы правовой социализа...
Формирование функциональной грамотности на уроках биологии
В центре внимания статьи находится один из ключевых векторов обучения в Российской Федерации — формирование функциональной грамотности. Для учебы и жизни в обществе важно своевременное и полноценное развитие данной компетенции, начиная со начальной ш...
Использование технологий критического мышления на уроках английского языка
Актуальность данной работы заключается в одной из главных задач российского образования на данный момент — раскрытие творческого потенциала и полного спектра возможностей учеников, а также воспитание сильной, готовой к конкурентной борьбе личности. В...
Реализация военно-патриотического воспитания кадет в Севастопольском президентском кадетском училище на уроках английского языка
Исследование опыта военно- патриотического воспитания будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск эффективных путей реализации военной составляющей в ходе преподавания дисцип...
Социальная адаптация первокурсников военного института: этапы, цели и задачи
Боевая, профессиональная и служебная подготовка курсантов одна из важнейших задач высшего военного заведения, включая и одну из важнейших задач такую, как оптимизации периода и характера течения адаптации будущего военного специалиста к боевой и проф...
Мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер создания ситуаций успеха в образовательной среде школы
В статье приводится авторское представление о первом шаге на пути создания ситуаций успеха для старшеклассников в образовательной среде школы с целью формирования у них субъектности. Данный шаг составляет мониторинг интересов и потенциала учащихся дл...
Профессиональная подготовка высококвалифицированного специалиста в современном вузе
Основная цель статьи — сориентировать читателя в современной динамично меняющейся обстановке, касающейся развития образования в целом и имеющихся на сегодняшний день проблемных вопросах подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности...
Военно-патриотическое воспитание молодёжи (правовой аспект)
В рамках настоящей статьи рассматривается система военно-патриотического воспитания молодёжи. Обращено внимание на круг проблемных вопросов теоретического, законодательного и практического характера, в частности, концепции допризывной подготовки граж...
Новые методы, использованные для формирования прогностических компетенций будущих офицеров Росгвардии
В статье раскрывается актуальность использования новых методов, способствующих формированию прогностических компетенций у будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. На основе изучения опыта работы высших военных образовательных...
Специфика формирования духовно-нравственных качеств кадет в условиях довузовского образовательного учреждения Министерства обороны Российской Федерации
В статье рассматривается проблема формирования духовно-нравственных качеств обучающихся в условиях тесной взаимосвязи урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования на примере Тюменского президентского кадетского училища. Подробно рас...
Похожие статьи
Правовое просвещение младших школьников на уроках физической культуры
Проблема правового воспитания подрастающего поколения актуальна для современной России, в связи с чем возникает необходимость выявления условий эффективности ее решения. В статье определены научные и социально-педагогические основы правовой социализа...
Формирование функциональной грамотности на уроках биологии
В центре внимания статьи находится один из ключевых векторов обучения в Российской Федерации — формирование функциональной грамотности. Для учебы и жизни в обществе важно своевременное и полноценное развитие данной компетенции, начиная со начальной ш...
Использование технологий критического мышления на уроках английского языка
Актуальность данной работы заключается в одной из главных задач российского образования на данный момент — раскрытие творческого потенциала и полного спектра возможностей учеников, а также воспитание сильной, готовой к конкурентной борьбе личности. В...
Реализация военно-патриотического воспитания кадет в Севастопольском президентском кадетском училище на уроках английского языка
Исследование опыта военно- патриотического воспитания будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск эффективных путей реализации военной составляющей в ходе преподавания дисцип...
Социальная адаптация первокурсников военного института: этапы, цели и задачи
Боевая, профессиональная и служебная подготовка курсантов одна из важнейших задач высшего военного заведения, включая и одну из важнейших задач такую, как оптимизации периода и характера течения адаптации будущего военного специалиста к боевой и проф...
Мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер создания ситуаций успеха в образовательной среде школы
В статье приводится авторское представление о первом шаге на пути создания ситуаций успеха для старшеклассников в образовательной среде школы с целью формирования у них субъектности. Данный шаг составляет мониторинг интересов и потенциала учащихся дл...
Профессиональная подготовка высококвалифицированного специалиста в современном вузе
Основная цель статьи — сориентировать читателя в современной динамично меняющейся обстановке, касающейся развития образования в целом и имеющихся на сегодняшний день проблемных вопросах подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности...
Военно-патриотическое воспитание молодёжи (правовой аспект)
В рамках настоящей статьи рассматривается система военно-патриотического воспитания молодёжи. Обращено внимание на круг проблемных вопросов теоретического, законодательного и практического характера, в частности, концепции допризывной подготовки граж...
Новые методы, использованные для формирования прогностических компетенций будущих офицеров Росгвардии
В статье раскрывается актуальность использования новых методов, способствующих формированию прогностических компетенций у будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. На основе изучения опыта работы высших военных образовательных...
Специфика формирования духовно-нравственных качеств кадет в условиях довузовского образовательного учреждения Министерства обороны Российской Федерации
В статье рассматривается проблема формирования духовно-нравственных качеств обучающихся в условиях тесной взаимосвязи урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования на примере Тюменского президентского кадетского училища. Подробно рас...