Применение систем контентной фильтрации в образовательных учреждениях для защиты детей от нежелательной информации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 20.02.2017

Статья просмотрена: 4435 раз

Библиографическое описание:

Колесникова, Д. С. Применение систем контентной фильтрации в образовательных учреждениях для защиты детей от нежелательной информации / Д. С. Колесникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39883/ (дата обращения: 24.12.2024).



В данной статье приведены общие сведения о контентной фильтрации, способы её реализации, обоснование необходимости установки контент-фильтров в образовательных учреждениях, а также некоторые проблемы, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их развитию и здоровью.

Ключевые слова: контент-фильтр, контентная фильтрация, образовательные учреждения, информационная безопасность, школа, защита детей

На сегодняшний день сложно представить человечество без информационных технологий. Повсеместно появляются компьютеры, настраиваются сети, осуществляется передача больших потоков данных. Естественно, что в этих условиях, когда доступ в интернет имеют все желающие, возникает угроза получения нежелательной для людей информации. Особенно остро эта проблема возникает при доступе детей к интернет-ресурсам. На данный момент имеется возможность установки специальных настроек по родительскому контролю для домашнего пользования интернетом, а для образовательных организаций, где необходим доступ в интернет в учебных целях, самым популярным и обоснованным законодательством Российской Федерации средством являются системы контентной фильтрации.

Контент-фильтр представляет собой аппаратный модуль или программное обеспечение, предназначенное для фильтрации интернет-сайтов, содержащих не предназначенную для просмотра информацию. Контент-фильтр необходимо размещать на тех участках сети, через которые проходит весь интернет-трафик.

Принцип работы контент-фильтра заключается в сверке URL запрошенного сайта с черным списком с помощью регулярных выражений. Эти списки нуждаются в постоянном обновлении, так как с каждым днем появляется все больше источников с опасной для детей информацией. Кроме того, существуют контент-фильтры, использующие для своей работы методы искусственного интеллекта: распознавание образов (для блокировки сайтов, содержащих, например, фотографии с элементами насилия) и обработка естественного языка (для ограничения доступа к сайтам на основе анализа текста, содержащегося на страницах).

Существует несколько способов реализации контентной фильтрации:

  1. Фильтрация на государственном уровне. Предполагает централизованный подход к фильтрации контента со стороны государства. Ярким представителем такого способа фильтрации является Китай, где огромное количество интернет-ресурсов по тем или иным причинам заблокировано. Для осуществления данного вида контентной фильтрации государству необходимо затратить большое количество финансовых средств, но взамен оно получит полный контроль над тем, что просматривает всё население страны.
  2. Фильтрация на уровне провайдеров. Такой вид фильтрации осуществляется провайдерами путем создания списков запрещенных ресурсов, ориентируясь на государственные источники о такой информации (например, http://minjust.ru/ru/extremist-materials — федеральный список экстремистских материалов, http://eais.rkn.gov.ru/ — единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено), а также на решения суда.
  3. Фильтрация на уровне интернет-шлюза. Зачастую данный способ контентной фильтрации используют в государственных и образовательных учреждениях. Предполагается настройка сетевого шлюза, через который проходит интернет-трафик всех компьютеров или иных устройств в сети. Этот способ представляется наиболее удобным, так как имеется возможность изменять настройки или, например, временно отключать контент-фильтр, если это потребуется.
  4. Фильтрация на уровне рабочей станции. Предполагает установку специального программного обеспечения непосредственно на компьютеры пользователей. Такой способ контентной фильтрации получил широкое распространение в офисах небольших организаций, а также популярен среди обычных пользователей, использующих контент-фильтры в домашних условиях (например, для осуществления родительского контроля, если в доме есть дети, или просто для безопасного поиска информации в интернете). Обычно контент-фильтры, предназначенные для таких целей, не являются слишком дорогими, а некоторые из них вовсе бесплатные. Также существует опасность отключения программы самим пользователем.

Контентная фильтрация в образовательных учреждениях является обязательным требованием законодательства. Так, в Федеральном законе от N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в статье 14 прописано требование организовывать доступ к сети «Интернет» при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Также, необходимость внедрения контентной фильтрации для защиты детей от нежелательной информации в школах прямо или косвенно упоминается в следующих законодательных актах:

– Указ Президента РФ N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» (в качестве мер по обеспечению информационной безопасности детей предлагается создавать правовые механизмы блокирования информационных каналов передачи противоправного контента);

– Конвенция о правах ребенка (данный документ призывает каждое государство обеспечивать в полной мере доступ детей к полезным материалам, содействующих их всестороннему развитию, но, при этом, взывает к разработке надлежащих принципов защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию);

– Концепция информационной безопасности детей РФ (Концепция предполагает реализацию на государственном уровне следующих механизмов обеспечения информационной безопасности детей: ограничение доступа к ресурсам, содержащим противоправный контент; блокировка сайтов с запрещенной информацией; внедрение эффективных современных технических и программных средств защиты детей от нежелательной информации и другие);

– Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования (данный документ предлагает для осуществления мер по защите детей от запрещенной законодательством информации, указанных как обязательное требование в Федеральном законе N 436, использовать системы контентной фильтрации).

Как можно увидеть из вышеперечисленных документов, системы контентной фильтрации являются самым эффективным средством для решения проблем информационной безопасности детей. Но, стоит учитывать тот факт, что очень часто контент-фильтры по ошибке блокируют сайты с полезной информацией, не нарушающей требования закона. Именно по этой причине многие производители стараются улучшить свои продукты и добавить различные механизмы фильтрации интернет-ресурсов, а также предоставляют своим пользователям возможность работы с контент-фильтрами вручную (в таком случае учебные заведения могут сами создавать «белые» или «черные» списки сайтов). Многие компании занимаются разработкой контент-фильтров, среди которых довольно популярными являются следующие системы:

– Персональный контент-фильтр NetPolice;

– Контент-фильтр SkyDNS;

– Traffic Inspector.

Данные продукты, помимо всего прочего, внесены в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а, значит, являются одобренными государством (данный реестр был создан в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Таким образом, установка и правильная настройка контент-фильтров в образовательных учреждениях позволяют эффективно осуществлять защиту детей от нежелательной для их здоровья и развития информации.

Литература:

  1. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
  2. Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/
  3. Контент-фильтр [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Контент-фильтр
  4. О контентной фильтрации в учебных заведениях. Проблемы [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/202488/
  5. Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 N 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей» [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://school3-revda.ru/data/main/internet_security/documents/konz_internet_bezop.pdf
  6. Типы контент-фильтров — фильтрация трафика на различных уровнях [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://xserver.a-real.ru/support/useful/tipy-kontent-filtrov/
  7. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».
  8. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Основные термины (генерируются автоматически): контентной фильтрации, информационной безопасности детей, защиты детей, образовательных учреждениях, системы контентной фильтрации, Режим доступа, Электронный ресурс, способ контентной фильтрации, защите детей, «О защите детей, средств защиты детей, нежелательной информации, интересах детей, систем контентной фильтрации, контентной фильтрации государству, реализации контентной фильтрации, внедрения контентной фильтрации, Единый реестр российских, реестр российских программ, электронных вычислительных машин.


Ключевые слова

Информационная безопасность, школа, образовательные учреждения, контент-фильтр, контентная фильтрация, защита детей

Похожие статьи

Интернет-безопасность школьников

Настоящая статья рассматривает интернет-безопасность школьников. Определён ряд аспектов опасности пребывания школьников в сети интернет, а также предлагается ряд решений по развитию информационной безопасности.

Педагогические подходы к обеспечению информационной безопасности детей-подростков в сети Интернет

В статье рассматриваются понятия информационной безопасности и информационной культуры, а также представлены основные направления обеспечения информационной безопасности детей-подростков в сети Интернет.

Аналитические методы оценки защищенности информации, обрабатываемой в информационной системе

В статье рассматривается проблема оценки защищенности информации в информационных системах, а также применение и возможности средств защиты информации, основанных на аналитических методах оценки защищенности.

Социальные сети как средство психологического просвещения в системе школьного образования

В данной статье освещается тема психологического просвещения в системе школьного образования с использованием социальных сетей. Затрагиваются особенности психологического просвещения через социальные сети и требования к оформлению и содержанию информ...

Интернет-безопасность в контексте системы среднего образования

Настоящая статья рассматривает интернет-безопасность как часть информационной компетентности. Осуществлена попытка определения информационной компетентности, а также определён ряд аспектов опасности пребывания школьников в сети интернет. Кроме того, ...

Угрозы информационной безопасности образовательного учреждения

При создании системы защиты информации в образовательном учреждении обязательно необходимо учитывать те угрозы, которые могут возникнуть. Исходя из основных свойств информации, в статье представлены основные угрозы информационной безопасности в образ...

Законодательное и нормативно-правовое обеспечение функционирования закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в сети Интернет

В статье рассматриваются механизмы обеспечения функционирования защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

К вопросу об информационной безопасности в контексте несовершеннолетних

В статье рассмотрено современное состояние проблемы кибербезопасности и освещены вопросы предупреждения экстремизма среди несовершеннолетних. Проанализированы нормативно-правовые аспекты обеспечения безопасности нахождения несовершеннолетних в сети. ...

Способы отслеживания нежелательного контента и их автоматизация

В данной статье рассматриваются способы модерации контента, создаваемого пользователями, предлагается способ автоматизации данного процесса с целью выявления нежелательного контента в социальных сетях и форумах.

Проблема организации внеурочной деятельности младших школьников

В статье рассматриваются особенности и роль организации внеурочной деятельности младших школьников, а также проблемы её организации. Приведены пути, способствующие решению данных проблем.

Похожие статьи

Интернет-безопасность школьников

Настоящая статья рассматривает интернет-безопасность школьников. Определён ряд аспектов опасности пребывания школьников в сети интернет, а также предлагается ряд решений по развитию информационной безопасности.

Педагогические подходы к обеспечению информационной безопасности детей-подростков в сети Интернет

В статье рассматриваются понятия информационной безопасности и информационной культуры, а также представлены основные направления обеспечения информационной безопасности детей-подростков в сети Интернет.

Аналитические методы оценки защищенности информации, обрабатываемой в информационной системе

В статье рассматривается проблема оценки защищенности информации в информационных системах, а также применение и возможности средств защиты информации, основанных на аналитических методах оценки защищенности.

Социальные сети как средство психологического просвещения в системе школьного образования

В данной статье освещается тема психологического просвещения в системе школьного образования с использованием социальных сетей. Затрагиваются особенности психологического просвещения через социальные сети и требования к оформлению и содержанию информ...

Интернет-безопасность в контексте системы среднего образования

Настоящая статья рассматривает интернет-безопасность как часть информационной компетентности. Осуществлена попытка определения информационной компетентности, а также определён ряд аспектов опасности пребывания школьников в сети интернет. Кроме того, ...

Угрозы информационной безопасности образовательного учреждения

При создании системы защиты информации в образовательном учреждении обязательно необходимо учитывать те угрозы, которые могут возникнуть. Исходя из основных свойств информации, в статье представлены основные угрозы информационной безопасности в образ...

Законодательное и нормативно-правовое обеспечение функционирования закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в сети Интернет

В статье рассматриваются механизмы обеспечения функционирования защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

К вопросу об информационной безопасности в контексте несовершеннолетних

В статье рассмотрено современное состояние проблемы кибербезопасности и освещены вопросы предупреждения экстремизма среди несовершеннолетних. Проанализированы нормативно-правовые аспекты обеспечения безопасности нахождения несовершеннолетних в сети. ...

Способы отслеживания нежелательного контента и их автоматизация

В данной статье рассматриваются способы модерации контента, создаваемого пользователями, предлагается способ автоматизации данного процесса с целью выявления нежелательного контента в социальных сетях и форумах.

Проблема организации внеурочной деятельности младших школьников

В статье рассматриваются особенности и роль организации внеурочной деятельности младших школьников, а также проблемы её организации. Приведены пути, способствующие решению данных проблем.

Задать вопрос